Rambler's Top100

Артель. Теория и практика.

Алексей Баринов

 

Оглавление.

1.      Вступление.

2.      Теория.

3.      Практика.

4.      Причины неудач (риски).

5.      Выводы.

 

Вступление.

Производственный кооператив «Русский Артельщик». Москва. Год основания 2017г. Направление деятельности – ремонт квартир и дачное строительство. Причина выбора данной формы хозяйствования - неприятие капитализма (как хищнической антихристианской формы) и тяготения к общинной форме работе (как наиболее близкой русскому сознанию и наиболее справедливой форме). До начала работы была проработана теоретическая часть, создан Устав, Положение о Фондах и прочие регламентирующие документы

Цель создания кооператива: «Формирование устойчивого коллектива трудящихся - единомышленников на артельных принципах работы для возможности коллективного труда и самообеспечения».

Помимо артельных бригад параллельно существовали наемные бригады строителей. Предполагалось, что на первых этапах будут только наемные бригады (2-3 бригады), потом по нарастающей (2020г-1 бригада, 2021г-2, 2022г-3) планировалось создавать артельные бригады. Предполагалось, что при создании артельных бригад придется производить интенсивный поиск и потом набор - увольнение потенциальных артельщиков с целью подбора (по профессиональным данными и по соответствию артельному делу) наиболее подходящих членов. При поиске подходящих сотрудников использовали «сарафанное радио» а также движение «Общее Дело», в котором мы видели наших единомышленников и потенциальных артельщиков. При выборе сотрудника более всего уделяли внимание соответствию артельному духу кооператива.

3 года мы работали по намеченному плану. Набирали новых потенциальных артельщиков (через кооператив прошло около 20 новых сотрудников), выполняли строительные заказы (выполнено около 30 заказов разного размера из них около 15 артельными бригадами). Периодически 1 раз в полгода устраивали общие собрания с обсуждением всех выявленных проблем. На всех собраниях давалась общая оценка работы артельного направления, и всегда давали оценку - неудовлетворительно. Строительные заказы  выполнялись, более менее, успешно, но на собраниях (и по факту) отмечались основные недочеты работы в артельном направлении:

·         Разлад и конфликты между сотрудниками (особенно при вахтовом методе работы).

·         Низкая производительность труда и отсюда неудовлетворенность заработком.

·         В целом сомнение в выбранной форме хозяйствования.

       К концу 2022г. многие сотрудники ушли из кооператива (по вышеуказанным и по личным мотивам). По результатам работы в 2022г. было принято решение о замораживании (не о закрытии) деятельности кооператива.

Кооператив на конец 2022г. имеет в коллективной собственности инструмент (около 150тр) и резервный фонд (260тр). Имеются многочисленные связи с поставщиками и клиентами. Сейчас трудится 3 сотрудника артели и 2 наемные бригады (по 3 человека). Долгов нет.

Кооператив на конец 2023г. имеет в коллективной собственности инструмент (около 150тр), резервный фонд потрачен. Кооператив закрыт юридически. Осталось 2 человека. Долгов нет.

Необходимо отметить (неоднократно спрашивали нас об этом) что мы: не  мечтатели, не сектанты, не революционеры, не члены какого-либо кружка или партии, не выдумщики-экспериментаторы (ведь мы просто взяли опыт предыдущих поколений и пытались его реализовать) и не прочие маргиналы. Просто мы вначале решили, а потом осуществили организацию производственного кооператива (артели), видя в этой форме иную (не капиталистическую), близкую нам православным форму ведения хозяйства. Ниже кратко дадим описания теории и практики нашей артели.

 

Теория.

Краткое описание принципов артели, которые отличают их от других предприятий:

1.       Братство. Коллективизм. Самая главная отличительная черта артелей от ООО - это иное отношение между людьми. Дух артели - это братство, это  замена конкуренции на сотрудничество. Говоря об артели, мы говорим про слово «МЫ», мы говорим  про коллектив. В артели человек человеку – друг, товарищ и брат. Основа артели – «чувство локтя», поддержка окружающих тебя людей, поддержка друзей. Можно сказать, что и в других предприятиях это возможно, в госпредприятиях, в ООО, в бандах,  но разница лишь в том, что дружеские отношения изначально вводятся как основа предприятия, говорится, что это главное, а профессионализм и заработок - это важно, но это вторично. Увидев в артели эту дружественность, мы и сделали основной вывод: артель наиболее подходящая для православного (как по религии, так и по культуре) человека форма хозяйствования. Конечно, можно дружественность проявлять, будучи капиталистом, помещиком, рабовладельцем, бандитом, большим чиновником и т.д., но естественнее и правильнее хозяйствовать сообща, вместе, артельно (как добровольный союз свободных трудящихся). Таким образом, мы поднимаемся на одну ступень выше капиталистических взаимоотношений.  И есть еще ступень наверх - хозяйствовать по-монастырски (по коммунистически), но это еще более высокая ступень, как для труда, так и для жизни в целом.

2.       Трудящийся - хозяин предприятия. В отличие от ООО в артели правильно расставляются приоритеты, выстраивается иная иерархия: труд в артели выше капитала, а не наоборот. Труд первичен, капитал лишь инструмент для труда. При капитализме всё наоборот.  Реализуется принцип «кто не работает - тот не ест». По причине первого принципа и второго в артелях отсутствует эксплуатация человека человеком.

3.       Прозрачность между артельщиками. Естественно с друзьями и естественно с хозяевами предприятия вести себя честно, без тайн и обмана. Поэтому в артели всё прозрачно между участниками. Этот принцип также очень контрастирует с ООО, где всё покрыто тайной как между собственниками и трудящимися, так и между собой. В артели председатель отчитывается по всем вопросам артели, в том числе по доходам-расходам, прибыли.

4.       Доступ к управлению предприятием. В артели главным органом управления, органом, принимающим основные решения, является собрание. В казачьих артелях таковыми аналогами являются - круг, в общинах - сход. Трудящиеся знают все о происходящем на своем предприятии, и они принимают основные решения, как то: выбор председателя, принятие плана производства, направление деятельности, принятие и увольнение новых сотрудников и пр.  Важно, что тут видна полная свобода артельщиков, они вправе решать свою судьбу сами. Артель видится как союз свободных трудящихся.

5.       Доступ к результатам труда. По большому счету в работе артели есть две цели: 1. Построение крепкого дружественного коллектива (это первая, главная цель). Коллектив - это есть основа выживаемости артели, источник будущих благ. 2. Получение материальных благ, добытых общим трудом (это важная цель, но она на втором месте). Распределение богатств осуществляется по труду. Реализуется принцип «от каждого по способностям - каждому по труду». Важно, не поровну, а по труду! Ведется учет трудового вклада каждого артельщика. По количеству труда  все просто, считаются трудодни. По качеству труд тоже разделяется -  вводится штатное расписание, как на любом предприятии. И таким образом, более квалифицированный труд оплачивается больше, чем неквалифицированный. Важно, общее собрание голосует за максимальную разницу между максимальной и минимальной заработной платой, обычно это разница в 5-9 раз. Итак, есть з/п сотрудников , в соответствии со штатным расписанием и есть дивиденды (как общий результат труда) , которые распределяются по КТУ (коэффициенту трудового участия). В случае одинакового трудового вклада каждого участника артели распределение дивидендов получается поровну, что видится очень справедливым. Более простыми словами можно сказать, что в артели вводится «общий котел», ради которого все трудятся, а ежемесячная з/п расценивается сотрудниками  только как аванс.

6.       Коллективная собственность. Всё принадлежит трудящимся, поэтому всё находится в коллективной собственности. Это не означает, что все «ничьё». Председатель отчитывается по собственности предприятия, закупаемой из общего котла. Все понимают, что их деньги тратятся на эти средства производства и, в конце концов, при распродаже (в крайнем случае) средства вернутся членам артели. И все понимают, на что и зачем тратятся общие деньги, в том числе председатель, который не может авантюристически закупать, что и как ему захочется. Ведь надо будет давать отчет о потраченных общих деньгах. При малом коллективе, такая практика коллективной собственности даже эффективней, чем при власти капиталиста.

7.       Артельные инвестиции. Паевой взнос. Капитал, конечно же, есть в артели, и он является важной составляющей работы артели. Но он на втором месте, на первом же идет труд. В артели есть паевой взнос каждого члена артели. Помимо труда, артельщики вносят паевой взнос, это есть, другими словами, формируется складчина. При выходе паевой взнос возвращается вместе с положенными дивидендами. У нас паевой взнос составлял 150тр. Он вносился деньгами (можно с рассрочкой), инструментом.

8.       Артельные инвестиции. Неделимые фонды. Артель формирует свой капитал из прибыли. Из прибыли выплачиваются дивиденды (50% от прибыли) сотрудникам. Оставшиеся средства идут в неделимые фонды. Они именно неделимые, те при выходе члена артели они не делятся на всех членов и не выплачиваются вышедшему члену артели. Эти фонды принадлежат всей артели в целом, и могут быть разделены только при ликвидации артели. В общем, это справедливо, у артели должен быть «жирок», который позволяет полноценно жить всей артели, пока она работоспособна. И она распределяется только при ликвидации артели, что обычно происходит при неблагоприятных случаях, и на эту часть претендуют (если что останется…) последние члены артели. У нас были: Резервный фонд (20% от паевого), Фонд развития (25% отчислялось в него из прибыли) он расходовался на инструмент, Фонд соцзащиты (он тратился на членов артели). Фонд благотворительный (направлялся на внешние нужды).

9.       Артельные инвестиции. Кредиторы. Помимо простого пути - брать кредиты под %,  артели могут получать инвестиции другим способом. Артели могут включать в свои ряды неработающих артельщиков в обмен на инвестиции в средства производства артели. Такой неработающий член артели является полноценным членом артели (участие в собраниях, получения дивидендов, пользование фондами и пр.) а взамен он обеспечивает артель средствами производства. Мы называли их «лодочниками». В Уставе было прописано для них особые условия по паевому взносу- 15 млн.руб в отличие от работающих членов артели-150тр. Почему «лодочник»? Ранее была практика в рыболовецких артелях: собиралась артель рыбаков, например, 5 человек, а лодки нет. Брали лодку в аренду, а платили за аренду не фиксированную плату, а долю от улова. В нашем случае улов делили не на 5х, а на 6х, включая «лодочника». «Лодочник» не работал, но свою долю от улова получал. Это аналог «исламского банкинга», по-нашему очень справедливая форма сотрудничества.

 

Практика.

Ниже не буду описывать нашу профессиональную деятельность, она такая же, как у любой другой строительной организации: объекты, чертежи, сметы, сроки, деньги, клиенты, поставщики, работа с претензиями, сдача объектов, инструмент, быт  и т.д. и т.п. Опишем только факты, отражающие нашу повседневную, именно артельную практику, то, что отличало нас от прочих предприятий, как вышеизложенную теорию мы реализовывали. Наша практика, с положительными и отрицательными чертами:

1.                Собрания. Раз  в полгода мы проводили собрания. Так как  членов артели было мало, мы проводили собрания в расширенном составе, т.е. на них собирались все потенциальные артельщики, т.е. наемные сотрудники, но с которыми планировали в дальнейшем работать совместно в артели. Положительный эффект был, как и планировалась. Всем симпатизировало, что их голос услышан, что всё прозрачно, что есть ясность, какая работа ведется, какие есть достижения и какие есть проблемы. Но, достаточно неожиданно, мы столкнулись с неожиданным явлением – вечным недовольством работником всем, происходящим вокруг: заработком, инструментом, бытом, друг другом , и в целом ситуацией. Перечислять все недовольства не буду. Их было много. Вначале я удивлялся: А) Неужели у нас нет ничего хорошего? Да, недочеты есть, но есть и хорошее у нас, много хорошего чего нет в других коллективах….  Б) и мол, давайте вместе подумаем, как нам выйти из этого положения? Да, недочеты есть, но если вы  критикуете - предлагайте что-нибудь…. Причем, тут же параллельно  работали наемные бригады, так там всё нормально, никто особенно не критикует, хотя работа та же и проблемы те же. Потом понял, почему высказывалась эта вечная и резкая критика:

·         Свобода. В артели все сразу чувствуют вольницу, мол, мы все наравне, можем высказываться по любому поводу, как захочется. Т.е. свобода сразу же используется для критики. С одной стороны это хорошо, проблема сразу получается на виду, но если критика неконструктивная, без предложений, то мы получаем безвыходную негативную ситуацию, что нехорошо.

·         Отсутствие любви к артели. Известно, что если человек что то не любит, то он все видит в негативном плане, будь то другой человек, работа, Родина и вообще жизнь. Тогда выискиваются все плохие моменты, а хорошее не замечается. И наоборот, если человек что-то любит, так он находит только положительные моменты, а даже есть негативные, то по ним идет работа по исправлению этого негатива.

·         Привычка работать наемным рабочим. Не чувствуется, что каждый принимает ответственность за работу всех, за свой объект, за другие объекты. Ответственности нет, так и говори всё что нехорошо, пусть кто-то другой решает эти вопросы.

·         Низкий заработок. Низкий заработок был из-за низкой производительности (это явно было видно по сравнению с наемными бригадами), но недовольство всё равно было, ведь денег то мало, не хватает.

Собрания в целом вещь крайне важная, она обязательна в артели. А недовольство, высказываемое сотрудниками скорее всего связано с тем, что обычно жизненная ситуация тяжелая у сотрудников, вот она и выплескивается на собрании. А положительный момент собраний очень даже виден, сотрудники на деле вовлекаются в общее дело артели. Плюс на них реально решаются многие насущные вопросы артели. То что сложно решить 1-2 людям посильно собранию. Посоветовавшись со всеми , решения находились самые что ни на есть подходящие.

2.       Сметы. Акты выполненных работ. Сметы по объекту открывались сотрудникам артели. Это поначалу удивляло всех, потом все привыкали и, главное, обсуждая сметы с сотрудниками можно было найти «узкие», проблемные места, более тщательно проработать состав работ, материалы. По сметам и актам выполненных работ выплачивалась зарплата по сдельной части, что также положительно сказывалось на атмосфере в коллективе. Никто никого не обманывал.

3.       Отчетность по результатам труда. Раз в полгода, до общего собрания артели, выкладывался для всех отчет о доходах и расходах. В нем отражалось всё. Можно было видеть доходную часть в разрезе объектов. А расходная часть тоже была видна, но уже в разрезе статей расходов: з/п ( в том числе председателя) , бензин, ремонт инструмента, … . А также общая прибыль и потом  распределение на дивиденды и на пополнение неделимых фондов ( в том числе на покупку новых инструментов из Фонда развития). Этот отчет был очень важен, в нем было видно «за что работаем», на что расходуются полученные средства.

4.       Фонды артели. У нас не было больших средств, но сам принцип пополнения фондов оказался очень важен. Нам важно было ответить на вопрос: сколько мы можем потратить на новый инструмент, на помощь сотрудникам, на внешнюю благотворительность? Фонды после пополнения давали на это ответ, каждые полгода мы имели сумму по каждому фонду и таким образом знали, сколько мы можем потратить на то или иное направление.

5.       Вход и выход из артели. На практике мы столкнулись с двумя вопросами 1) Для входа нужна решимость нового сотрудника, ведь он надолго входит в артель, он связывает себя с конкретными людьми, говорит, вот теперь я с вами «тянуть буду лямку», буду нести ответственность за объекты вместе с вами. Ну и буду получать дивиденды, конечно. Эта решимость оказалась сложной по факту, ведь это серьезный шаг в жизни, сложнее, чем просто наняться наемным. 2) Для входа, с другой стороны,  нужна также решимость других членов артели, причем единогласная. Мы берем нового члена, делим с ним доходы, а еще неизвестно больше принесет он плюсов  или минусов?  По факту к 2 учредителям присоединился давний товарищ, а потом 1 учредитель вышел из артели. Прочие трудящиеся так и не подали заявку на вхождение в артель. То ли сомневались в нас, то ли взнос был большой, то ли решение о входе оказалось очень обременительным, лишало возможности маневра. То ли все три фактора вместе.

6.       Паевой взнос. В этом вопросе возникали сложности. У нас паевой взнос (а это есть, по сути, складчина)- 150тр. Он тратился на средства производства, на инструмент. При выходе из артели паевой взнос  возвращается вместе с положенными дивидендами. Есть неделимые фонды (резервный, соцзащиты,  развития) – они остаются в артели. Тут все просто. Но порог в 150тр отпугивал сотрудников на вход в артель, даже с рассрочкой. Доходы то небольшие. Но мы ,все равно, не меняли размер паевого взноса, так как инструменты сейчас дорогие и меньше никак нельзя. Это нейтральный вопрос, тут нет ни минусов, ни плюсов.

7.       Иная мотивация. Мотивация в артели идет на общий результат, а не на индивидуальный результат. Те, кто  не вошел внутрь артели, помимо сделки от своего объекта  чувствовали, что если хорошо живет артель и им тоже хорошо, и быт, и спецодежда, и новый инструмент, и, вообще, стабильность компании. Те же, кто внутри артели явно видели, как наполняется общий котел и как расходуются оттуда деньги, и тут всё ясно, чем больше наполнился общий котел, тем больше получили дивидендов, но мотивация была на общий результат, а не на индивидуальный. Артель – это коллективная игра, как хоккей и не важно, ты защитник, вратарь или нападающий, главное, выиграть матч!

8.       Общий котел. Уравниловка. В этом вопросе возникали недоразумения. В целом вроде все ясно, общий котел это плюс, но в деталях возникают проблемы (это минус). Например:  1. Если кто работал меньше дней - хорошо, считаем дни, но тут могут возникать вопросы о расчете трудодней. 2. Если квалификация кого-то выше, кого-то ниже. Хорошо, вводим коэффициенты, но тут могут возникнуть вопросы об этих коэффициентах. 3. Работа бригадира, надо бы отдельно доплачивать за эту работу. 4. Если сняли квалифицированного работника (например, электрика) с одного объекта и поставили на другой. Он не согласен, что его работу объединят с прочими работами, по которым может быть была затяжка по выполнению. Мол, заплати мне как электрику отдельно, по закрытым работам, а не через общий котел. В целом же общий котел - это правильно, но есть вышеуказанные нюансы и их надо учитывать. Хотя, конечно, как и везде основная тяжесть выпадает на сильнейших, они «тянут лямку», а  остальные , как всегда, идут «прицепом», помогают. И эти сильнейшие, должны понимать это и работать по совести ( если дан тебе талант- вноси свою лепту в общее дело по полной программе) и потом все может перевернуться, и ты будешь не самым сильным и кто-то другой будет «тянуть лямку» больше твоего. Простой пример: Живут 2 брата, растят картошку, один заболел, пришлось здоровому брату собирать картофель одному. Собрал он урожай и говорит больному брату : ты не работал, тебе ужин и не полагается, картошку буду есть я один….Неправильно такое деление!

9.       Смена конкуренции на сотрудничество. Попытка жить по любви, как вне, так и внутри. Это теоретический тезис артели. С практикой с этим пунктом тяжелее, это же надо смиряться и терпеть. Но, по крайней мере, теоретическое устремление видится как большой плюс. Хотя отсутствие этого факта и привело в нашем случае к развалу кооператива.

10.   Свобода. Право голоса. Это сразу чувствуют все. Отношения по определению строятся братские, без попытки унизить и выстроить всех по струнке. Так как такой цели, унижения – нет - ведь мы ищем друзей, так и запугивать как-то неправильно. Это плюс, конечно же. Минус в том, свобода сразу воспринимается как вседозволенность. Можно не выйти в срок на объект? Можно…. Можно не закончить стройку в срок? Можно…. Так что же, если «не бить по башке» то и дисциплины не будет? Получается так. Или же у всех артельщиков должна быть совесть, и желание не опозорить артель…. Но об этом мы говорили выше, так будет, если хотя бы дорожить артелью, артельными отношениями, а если артелью не дорожить, так все тогда можно, и наказать никто меня не сможет, мы же все «свободные казаки»…

 

Причины неудачи.

Мы выделили две основные причины неудачи:

1.       «Слабость» артельщиков. Потерпеть друг друга не смогли. Решили поднять «штангу в 300кг.» но сил не хватило.  

 

Слабые мы оказались. На словах – ох, как всё хорошо, а на деле..... Или так: мы знали что мы "больные", а как дошло до практики выяснилось, что мы ОЧЕНЬ "больные". Потерпеть друг друга не смогли (да и был вопрос: зачем терпеть то, если результата нет)

 

Про Бога, про молитву забывали. Тоже ведь, на словах - да, надо молиться, а на практике..... забывали, или делали это формально.

 

Но с другой стороны успех нашей артели (если бы он был) привел бы к тому, что мы еще больше возгордились, и наша "болезнь" еще бы и увеличилась. Так что воспринимаю неудачу - как лекарство, как пользу и для нас всех и для меня в частности.

 

Для успеха артели нужно быть очень!!! и очень верующим человеком. Каждую минуту помня основные заповеди Христа! И помня, что «без Бога не до порога». Иначе как принять ближнего, как самого себя?! Хотя это относится не только к работе в артели, а в целом к жизни.

 

Мы возомнили себе , что можно жить по любви!! Именно возомнили, а Любовь- это плод Духа Святого, а мы то про это забыли. Вначале надо стяжать Духа Святого (как говорил Серафим Саровский) и тогда мы будем способны на отношения по любви, а мы этого не достигли. Вначале надо стать братом,  и тогда появится желание строить братство (опять же приходим к словам старца Зосимы: «будут братья - будут и братства»)

 

Мы забыли, что говоря о том, что надо жить по любви, мы вторгаемся в очень сложную духовную «материю». А духовная жизнь имеет свои законы, а мы про них забыли.

Это как электрик, который не знает законов электричества, а берется чинить проводку. Что с ним будет? ---Ударит током, вот что будет!

Верные в малом над многим будут поставлены, а мы этого ( верности в малом) не контролировали. И мы как бы встали на путь прелести, мол, мы способны поднять эту «штангу», а не подняли.

Есть духовный закон (о взаимозависимости как грехов между собой  так и добродетелей между собой) : « И если ты вздумаешь приобрести сразу высокие добродетели не приобретя того что порождает эти добродетели - ты безумствуешь»

Другими словами:  Нам  в первую очередь нужно было думать не о плодах, а о корнях. Тогда и плоды будут.

Мы возомнили о высокой добродетели - любви, а забыли о корнях: вере, смирению, прощению окружающих и пр. и даже забывали о полезных «формальностях»: молитве и посте.

 

Второй духовный закон. Как приобретается любовь?  1. Мы должны побуждать себя к делам любви , это обязательно, но недостаточно. 2. Нет способа возлюбить, не победив страстей. Только чистая душа может полюбить. Нам надо бы исполнять и то и другое, а думали, что это будет само собой.

 

Третий закон духовный. Любовь это не только жертвенность, жертвенность может быть от других мотивов, например, ради тщеславия. Любовь возникает только от виденья свой греховности, потом приобретается смирение, и только потом появиться может любовь.

Как пример,  «ступеньку» смирения мы не преодолели, хотели перескочить, не получится.

А по одному только теоретическому желанию жить по любви ничего не получиться. Надо возрастать в этом, трудиться, а мы хотели наскоком решить этот вопрос.

 

2.       Деятельность артели велась в «ядовитом» капиталистическом окружении. Царящий вокруг индивидуализм и стремление к потребительству разложили артель изнутри.

Артель - это принципиально другая форма хозяйствования. И тут перед нами стоят такие же краеугольные вопросы, как и у любого другого христианина: как жить по  Евангелию и в миру одновременно? Можно ли служить и Богу и Мамоне? и т.д. и т.п. И выяснилось на практике, что надо решительно рвать с обществом потребления, с капитализмом, а это тоже было невозможно. Все считали, что можно как то совместить и то и другое, а не получится. С этим мы явно столкнулись. Тут или ты принимаешь законы антихристианского капитализма, или ты рвешь с этими законами. Если рвешь- то становишься изгоем, а на это никто не пойдет.

Применительно к нашей конкретной артели можно сказать, что она (артель) по сути из общества идеалистического  (по Питириму Сорокину), а живем мы в мире сенситивном, материальном. Т.е. явно видно противоречие между нашей идеей (по сути то простой) и окружающим миром.

 Мы это знали до начала работы, но по ходу работы, на практике мы его (это противоречие) явно наблюдали.

Таким образом, есть еще два вывода:

Для артельщиков это противоречие непреодолимо. Все хотели бы  как-то совместить и то и другое. А это невозможно. Тут нужно, чтобы артельщик "порвал с миром", а это очень трудно. Да и зачем?....

Возврат к артелям невозможен эволюционно, непрерывно. Живя погруженным в обществе потребления ( в сенситивном , материальном мире) невозможно работать артельно (идеалистически).  Переход к артелям ( и в том числе к монастырям)  возможен только революционно, т.е. нужно полностью сокрушить общество потребления и только потом построить новый мир, причем этот новый мир будет идеократический мир (по Питириму Сорокину). Сокрушение мира потребления может быть тотальным (для всех) и индивидуальным (только для тебя, но это очень сложно сделать).

Можно перефразировать пословицу: «Не имей сто друзей, а имей сто рублей». Или другими словами, отношение к артели было как к чему-то ненужному, неценному, несовременному. Работа в артели оценивалась в основном по заработку, ощущение «локтя друга»  не нужно, «давай заработок» и больше ничего не надо. То самое слово «МЫ», которое должно сформироваться в ходе работы, не рождалось. Это факт.

Имел место тот самый капиталистический подход: «Вы хозяева (хоть это было не так)- обеспечьте бытом, инструментом, непрерывными заказами, материалами,  и вообще непрерывным заработком, а мы уж тогда поработаем, как сможем». Акцент в работе делался на инструмент, технологию, профессионализм (что впрочем, правильно, но это не должно быть  главным), а вот до осознания того, что надо ВМЕСТЕ подумать как справиться с проблемами и  что каждому в ОБЩИЙ котел надо внести свой максимальный вклад, чтобы этих проблем не было – но до этого мы не дошли, хотя это и было главное, этого мы хотели добиться.

При появлении возможности большего заработка или появление каких-то  рабочих проблем - сразу уход.  «А чего держаться? Денег не заработаешь с ними….». Также говорилось и об общем котле: « Я мол буду работать, а он будет меньше работать… нет, делиться я не буду…. Такой колхоз мне не нужен….». Хотя по факту средний заработок был -60-70тр в месяц, это для вахты маловато, но с учетом низкого профессионализма артельщиков не так уж и плохо. Тем более у нас работали параллельно наемные бригады, и мы могли сравнивать выработку там и тут. И  наши же наемные бригады профессионалов, работающие по тем же расценкам и по тем же правилам, зарабатывали в 2 раза больше.

Половина людей, с которыми говорилось об артели, вообще не воспринимали всерьез кооперативную форму работы. Это было для них или экзотикой, или архаикой. Половина - соглашалась на словах, но на деле (при остром выборе деньги / оставаться в артели) выбирали деньги. Немногие только видели в кооперативе положительные моменты и готовы были терпеть малый заработок и терпеть друг друга. А вот если бы заработок был большой- то тут уж тогда держались бы за артель всеми руками…… а это чисто капиталистический подход, где тут про «крепкий локоть» друга….?

 

Выводы.

Спрашивали нас, почему так получилось, что ранее в России много было артелей – сейчас же ноль. Ответ для нас тот же, что и в нашем случае - ранее были более сильные духом люди и им естественно было объединяться и по-братски трудиться, а мы «слабые». И тот же ответ можно дать и на другие российские вопросы: почему сейчас много разводов, много абортов, много детских домов , много домов престарелых?? Почему заборы высокие ставим вокруг домов, охранники и железные двери на каждом шагу, везде камеры слежения и юристы?!

Также мной лично сделаны следующие выводы:

1. Отрицательный результат- то же результат. И за битого - двух небитых дают. Я в целом рад, что мы пытались переводить теорию в практику. Наша практика пересекается с тоже негативной практикой образования общин на земле. Мы видим, что общины образуются, но хорошо живут пока дотационные, как только идет речь о самоокупаемости, то все дело рушится. Я сам за общины, это верный, правильный  путь, но сложный, поэтому редко встречающийся.

2.      Я выберу Кооператив. Если будет выбор у меня ООО, ИП или Кооператив? Есть опыт работы по капиталистически (даже 2-е образование Курсы МВА МИРБИС) и есть опыт работы в артели. Есть что сравнить.

3. Кооператив (артель)- это совершенно иная (отличная от капиталистической) форма хозяйствования, наиболее подходящая для русских православных людей. Не зря наши предки так и работали. Для нас, кто видит что человек – это соборная личность, форма жизни  и работы- это община и артель. Это я понял и в теории и на практике.

4.      Начал понимать более точно  председателей колхозов в СССР.  Просыпается утром председатель  и сразу думает, как бы улучшить жизнь колхозников в моей деревне!  А если просыпается коммерсант в той же деревне, но думает он по-другому: как бы побольше заработать на том или на этом! Есть разница. И второе, понял, что у председателей  (как и у казацких атаманов) прав очень мало, одни обязанности и поэтому очень важно, что на эти должности выбирают, а не назначают. И идти туда не смогут коммерсанты, тут по-иному надо думать, о тех людях кто тебя выбрал. Схема очень верная.

5. Вижу часто недопонимание окружающих. Наше артельное направление немодно, архаично, сейчас все думают в основном о технике, технологии, личном профессионализме. Это надо принимать как факт, по-другому не будет. Но с другой стороны я начал понимать, что артель это не возврат в прошлое. Это движение вверх, а не вспять. И на это нужны силы духа, и хоть «слабые мы», но нужно карабкаться вверх, хоть это не модно.

6. Опытнее будем. Исаак Сирин: « Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, а смирению даётся благодать. Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради неё, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради неё) будут напрасны. Ибо никогда человек не познает силы Божией в покое и свободе... Не дивись, что, когда приступаешь к добродетели, отовсюду источаются на тебя жестокие и сильные скорби; потому что и добродетелию не почитается та, совершение которой не сопровождается трудностию дела.»

Мы с это трудностью и встретились……. И очень даже хорошо, по другому и не бывает. И опытнее будем.

7. Артель не может быть дотационной. Если артель будет дотационной – это очень плохо, ведь тогда пойдут в артель ради корысти, а не ради братства……. Иногда видишь общины, они образуются, и это хорошо. Но как только деньги кончаются - они чаще всего распадаются. Настоящая община или артель может жить на самоокупаемости, если создаются для этого условия, или есть «лодочник». Но прямые дотации - это ложный путь.

21 декабря 2023

Rambler's Top100