Rambler's Top100

 

Николай Сомин

МАМОНЕ ИЛИ ХРИСТУ ПОКЛОНЯЕМСЯ?

«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Сол.3,10)

Сегодня мы беседуем с московским учёным, киз.­мат.н., бакалавром богословия Николаем Владимировичем Соминым. Николай Владимирович известен как горячий приверженец идеи православного социализма, считающий, что справедливое устройство общества ни в чём не противоречит христианским идеалам, но, напротив, позволяет этим идеалам шире и полнее воплотиться в нашей земной жизни. Сегодня Н.В.Сомин в гостях у редакции «Православного Санкт­Петербурга».

— Николай Владимирович, как по-вашему: почему в сознании подавляющего большинства народа коммунизм и христианство несовместимы?

— Я думаю так: с одной стороны, советская идеология была атеистичной, вера была объявлена обманом. Более того: в довоенный период имели место притеснения Церкви, даже гонения. Народ наш воспитывался на марксизме, хоть и проповедующем социализм (я социализм всегда рассматриваю как шаг к коммунизму), но совершенно превратно объясняющем феномен веры. В результате широкие массы наших людей православия не знали, только слышали, что оно толкует о Боге, т.е. о чём-то совершенно ином, чем жизнь.

— Мне кажется, что в 60-е годы ХХ века диссиденты, антисоветчики, так сказать, оккупировали Церковь и, играя на недовольстве православных политикой Хрущёва, постарались вбить клин между Церковью и государством. Это им удалось в полной мере, так что и сегодня трудно сбить большинство верующих с антикоммунистических позиций. Что вы по этому поводу думаете?

— Я не могу с этим вполне согласиться. Думаю, что основную роль в антикоммунизме верующих сыграли наши церковные традиции. Увы, социалисты у нас в Церкви всегда рассматривались как разбойники и бандиты, как разрушители веры. И к тому же они за общую собственность!.. И поэтому наши богословы, в пику им, не придумали ничего лучше, как превозносить и пропагандировать частную собственность и капитализм. И вот с таким сомнительным идейным багажом они подошли к 1917 году. Так что неудивительно, что девятый вал революции, разрушивший русский капитализм, ударил и по защищавшей его Церкви. Что же касается диссидентов, то мне повезло: я встретился и подружился с Геннадием Михайловичем Шимановым — известным церковным диссидентом, прославившимся своими статьями в 60—70-х годах. Это человек-легенда. Он самостоятельно пришёл к православию и был воцерковлённым человеком. И в то же время это был человек, понявший правду советской власти и её благотворное влияние на судьбы России. Человек огромной смелости, Шиманов издавал нелегальные журналы (печатая их на машинке) и поддерживал контакты с большим числом диссидентов (как политических, так и религиозных), но в первую очередь с группой, лидером которой был Феликс Владимирович Карелин — замечательный церковный писатель и богослов. Карелин в 1981 г. написал удивительную работу «Теологический манифест», где впервые в современной истории указал на православный социализм как путь, по которому должна дальше идти Россия, и богословски обосновал его. Иначе говоря, именно Феликс Карелин является подлинным идеологом нынешнего православного социализма. К сожалению, я познакомился с Шимановым лишь во второй половине 90­х годов, когда Карелин уже умер (в 1992 г., не перенеся развала советского строя). Сам Шиманов в последний период своей деятельности тоже пришёл к идеям христианского социализма и даже написал книгу «Нужен ли нам социализм?». Но далеко не все церковные диссиденты думали, как Шиманов и Карелин, — большинство было настроено антисоветски и держалось западного капитализма. Так, в 60—80-х годах большую известность приобрёл олександр Мень. Он стал духовником большого количества православной интеллигенции. Карелин тоже сначала окормлялся у Меня, но разочаровался и резко с ним порвал. И в дальнейшем группа Карелина сурово критиковала Меня за его фактическую русофобию, за иудоправославие и католицизм. Шиманов был знаком не только с Менем, но ещё и с Солженицыным. Но, будучи человеком очень проницательным, он быстро вычислил обоих и никогда с ними больше не общался. И сейчас диссидентов и раскольников в Церкви, увы, полно. Взять хотя бы «кочетковцев», оккупировавших целый богословский институт. Я с ними имел дело по поводу Н.Н.Неплюева, выдающегося православного деятеля, основавшего в конце XIX в. Трудовое Крестовоздвиженское братство. Но в конце концов сам оеоргий Кочетков, большой любитель капитализма, обозлился на меня, и с тех пор я с его компанией не общаюсь. Так что в целом церковное диссидентство приносит Церкви вред, всячески обливая социализм грязью и толкая её на путь капиталистической апологии.

— Нет ли у вас впечатления, что сейчас всё делается для того, чтобы не дать соединиться христианству с коммунизмом?

— Впечатление есть, и очень определённое. Во-первых, капитализм, навязанный нам Западом, ненавидит социализм и советский строй. В СМИ, работающих на капитализм, постоянные издёвки над советским образом жизни, крики о жутком тоталитаризме, ложь. Наш народ упорно воспитывают в антисоветском духе.

А насчет христианства тактика иная: православие не запрещают, но уничтожают его в душах людей путем насаждения чудовищной, мерзопакостной «культуры», которая льётся из всех ящиков и мобильников, которой заполнен Интернет, которую распространяют современные книги и кино. Кто-то очень хочет заменить этой мерзостью Бога. Недаром кто-то сказал, что современным людям нет возможности спасаться аскетическими подвигами, но они спасутся, если сумеют противиться девятому валу растления. Вот и получается, что в наш век увидеть то светлое, что заложено в христианском коммунизме, исключительно сложно.

— С одной стороны, христианство, православие — это отнюдь не политическое учение. С другой стороны, коммунизм — это способ устроения не вечной, но земной жизни. Какая же между ними связь?

— Тут нет противоречия. Ещё А.С.Хомяков писал о том, что «каждый христианин есть в одно и то же время гражданин обоих обществ: совершенного, небесного — Церкви и несовершенного, земного — государства». В Церкви христианин спасается в вечности, и это главное его дело. Но Господь устроил так, что в человеке есть и другая сторона — материально-общественная, и без её должного устроения жизнь в этом мире приобретает жуткий, мучительный характер. Поэтому ясно, что строй земной жизни должен максимально соответствовать первой задаче. Тут мы, русские, можем воочию сравнить два социально-экономических строя — социализм и капитализм. И не надо быть очень внимательным, чтобы увидеть потрясающую антихристианскую мерзость капитализма — несправедливость, пошлейшую «культуру», разврат, просто откровенную бесятину. И это всё обрушивается на наших людей, не только уродуя их морально, но буквально убивая, — ведь всем известно, что население России сокращается, причём быстрыми темпами. В этом смысле советский социализм являл совершенно противоположную картину. Правда, советский социализм имел один очень тяжёлый недостаток — он проповедовал атеизм и реально притеснял православную веру. Но в условиях православного социализма такой ситуации в принципе не может быть. Таким образом, православие и социализм поддерживают друг друга.

— Можно ли обосновать христианский социализм, основываясь на словах Писания?

— Ещё бы! Прежде всего, это эпизод с созданием апостолами Иерусалимской христианской общины, где был реализован строгий коммунизм. Особо отметим, что в «Деяниях Апостолов» об этой общине не только упоминается, но и подробным образом рассказывается о жизни в ней, причём для непонятливых — в нескольких главах: 2-й, 4-й, 5-й (эпизод с Ананией и Сапфирой), 6-й (поставление диаконов). Очень важно указать, что со­здание такой общины — отнюдь не самодеятельность апостолов, а исполнение воли Христа. Ведь апостолы были верными учениками Спасителя и, разумеется, выполняли Его святую волю — иначе и думать невозможно. Да и сам Христос, как это следует из эпизода с богатым юношей, организовал вокруг Себя такую общину. И слова Христа богатому юноше: «и следуй за Мною» (Мф.19,21) — говорят о том, что и молодой богач приглашался в эту общину. Но любовь к богатству в душе юноши победила, и он «отошёл с печалью». Кроме того, всё Евангелие заполнено словами Христа против мамоны — этого главного противника христианского социализма; если их перечислять, то мы выскочим за пределы этого краткого интервью.

— Для меня первым провозвестником, предтечей идей православного социализма является среди святых отцов свтоанн Златоуст. А кто для вас?

— Для меня тоже. Более того, у меня особое отношение к Златоусту. Меня необычайно привлекает его принципиальность, его умение не прогибаться перед сильными мира сего. Но главное — Златоуст, как никто, ясно видел, что поклонение мамоне есть главный грех человечества, и он, опять-таки как никто, умел выпукло изобразить страшные последствия этого поклонения. Он ясно видел, что Бог предназначил людей для жизни в совместном труде и в общей собственности. Златоуст создал необычайно глубокое имущественное учение и для новоначальных, и для совершенных христиан. Но, к сожалению, оно не описано и даже толком не осмыслено. Причина в том, что учение это существует в многочисленных, разрозненных высказываниях Златоуста, разбросанных в огромном корпусе его проповедей. Златоуст сказал о богатстве, бедности, собственности и милостыне, наверное, в пять раз больше, чем все остальные святые отцы вместе взятые. И наиболее впечатляющие, благодатные страницы его проповедей посвящены жизни первохристиан в Иерусалимской общине. И более того, Златоуст прямо с амвона призывал своих прихожан последовать их примеру, принеся средства к ногам священников и устроив тем самым общину наподобие Иерусалимской. Но куда там — корыстолюбивые византийцы не вняли его призыву. Мне довелось ещё на заре «перестройки» ознакомиться с сочинениями Златоуста и даже написать книгу «Обижать заставляет любостяжание», где изложено имущественное учение Златоуста. В магазинах вы её не найдете, но она выложена на моем сайте chri-soc.narod.ru. Так что именно великого святителя следует считать подлинным основателем христианского социализма.

— Есть ли сейчас, по-вашему, реальные перспективы для создания в стране широкого христианско-социалистического движения? Много ли у вас единомышленников, во-первых, среди православных и, во-вторых, среди коммунистов?

— Нет. Никакой партии православного социализма или реального общественного движения у нас нет. И не предвидится. Видимо, не пришло ещё время. Против православного социализма и КПРФ, поскольку её идеология позволяет лишь терпимо относиться к Православию, но не рассматривать веру как важнейшую составляющую русской жизни. Хотя я всегда голосую за КПРФ — больше не за кого. Что же касается РПЦ, то, по моим понятиям, довольно многие простые верующие очень хорошо относятся к идеям православного социализма, считая их единственным путём, ведущим к возрождению России. К сожалению, этого нельзя сказать о нашем клире. Есть ряд священников, поддерживающих христианский социализм, но публично свои воззрения они не высказывают, ибо лезть на рожон никто не спешит. Сам я поддерживаю постоянные связи с десятком (может, больше) твёрдых единомышленников, которые публично в печати высказывают своё мнение. Конечно, этого мало, но ясно, что на православном социализме, как сейчас выражаются, карьеры не сделаешь. Это я понял на собственной шкуре. После окончания ПСТБИ (сейчас ПСТГУ) у меня появилось желание (может быть, суетное) написать диссертацию на тему имущественного богословия святых отцов и приплюсовать туда некоторые идеи христианского социализма. Но на первый же вариант текста мне было сказано: «Это никуда не годится. Переделать». Я переделал, многое выкинув, но идею оставив. Это также не устроило руководителя. Тогда я решил сосредоточиться только на Иоанне Златоусте. Но после выяснилось, что текст диссертации потеряли. Конечно, можно было напечатать текст снова, но я уже понял, что такую диссертацию я никогда не защищу, и оставил попытки.

— Когда вы впервые пришли к тем мыслям, что провозглашаете сегодня? Что послужило к тому толчком?

— Поводом к тому, чтобы заняться идеями православного социализма, послужил тот страшный разгром, и экономический, и идейный, который был учинён с Россией после 1991 г. А что касается конкретного толчка, то я его помню достаточно отчётливо. Будучи уже студентом ПСТБИ, я однажды стал смотреть телевизор и увидел интервью с известным всей стране церковным деятелем — в ту пору он был ещё иеромонахом… Он так расхваливал капитализм и частную собственность, так издевался над коммунизмом, что я подумал: «Ведь он же монах, давший обет нестяжания. Как же он может ратовать за частное предпринимательство, которое ведёт к поклонению мамоне? Да и я сам вижу, что всё на самом деле наоборот. Нет, тут что-то не так. Надо в этом как следует разобраться». Вот я до сих пор и разбираюсь в этом.

 

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

 

Опубликовано в октябрьском (2022 г.) номере газеты «Православный Санкт-Петербург»

http://www.pravpiter.ru/pspb/n370/ta012.htm



На главную страницу

Список работ автора


Rambler's Top100