Rambler's Top100

Нужно ли Христианское государство?

 

Василий Рыжков

 

«Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.» Марк 4:18-20

 

Содержание:

1.          Насколько велико значение Христианского государства в деле спасения христиан.

2.          Каким должно быть Христианское государство.

3.          Какими способами христианин должен строить Христианское государство.

 

 

Важно или нет наличие Христианского государства в деле спасения христиан? А если важно, то каким это государство должно быть? И какими способами христианин должен строить это государство? Вот эти три основных вопроса и будут рассмотрены в приведенной ниже статье.

 

1.          Насколько велико значение Христианского государства в деле спасения христиан.

 

Может ли христианин спастись вне Христианского государства? Да, может. Ведь жили же и спасались первохристиане в языческой Римской империи. Сильной личности, твердо вставшей на путь спасения уже не важно в каком государстве она живет – в Христианском, в толерантно-нейтральном или даже в антихристианском. Только проблема заключается не в этом, а в том, что человек не рождается сразу сильным и твердым. Человеку довольно продолжительный период его жизни приходится духовно и физически возрастать и крепнуть как от физического младенчества до физической же зрелости, так и от духовного младенчества до духовной зрелости. И вот тут как раз среда, в которой человеку предстоит расти и крепнуть имеет очень большое значение. Если человек с младенчества растет и воспитывается в шайке разбойников, какова вероятность того, что он вырастет добрым и порядочным человеком? Думаю, очень мала.

В чем же состоит смысл и значение Христианского государства? На мой взгляд, смысл и значение Христианского государства в том же, в чем был смысл и значение Закона для ветхозаветных евреев. Закон воспитывал и помогал достичь духовной зрелости. Приуготовлял к приятию Благодати и Истины через Иисуса Христа. Апостол Павел говорит: «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3: 24). Так же и Христианское государство, основная цель его – воспитывать людей, формировать их волю, прививать навыки любви к ближнему и к Богу, оберегать неокрепшие их души от влияния и преждевременного познания греха, помогать им достичь духовной зрелости.

Закон не спасает, спасает Благодать, но Закон приуготовляет к приятию Благодати. Точно так же и Христианское государство само по себе не может спасти своих граждан, оно лишь приуготовляет их, помогает им духовно взрослеть, спасение же возможно только в Церкви. 

Закон предназначен каждому человеку в отдельности, но вместе с тем и даже может быть в первую очередь он предназначен сообществу людей. Не случайно Закон был дан не каким-то конкретным людям, а всему еврейскому народу. И исполнять Закон легче сообща. Закон дело коллективное, а спасение – акт индивидуальный. В Законе мы совместно возрастаем до духовной зрелости, а достигнув ее и прияв Благодать, ко спасению своему движемся уже каждый своим путем. Закон как школа, где мы вместе с другими растем и развиваемся по одним общим правилам, а закончив ее, каждый развивает свой талант индивидуально.

Приняв Закон, народ Израиля искал наилучшую форму организации как ему удобнее всего исполнять Закон сообща всем народом и пришел к осознанию необходимости создания государства Закона. Т.е. такой формы организации общества, где все ее составляющие, а именно – политическое устройство, социальные и экономические отношения максимально способствовали бы членам общества исполнять Закон. Действительно, если взглянуть на юридическое, экономическое, административное и семейное право ветхозаветного Израиля мы увидим, что в основном это право есть, по сути, переложение или ретрансляция Закона Божия в юридическую плоскость государства, в реальность мирской жизни общества.

Хороший анализ ветхозаветного законодательства с точки зрения исполнения Закона Божия сделан Н.В. Соминым в работе «Лекция 2. Труд и собственность в Ветхом Завете.».

Следует так же обратить внимание на тот факт, что Закон, как средство охранительное и воспитательное, был дан народу Израиля не сразу по заключению Завета, а через довольно продолжительное время. Богословы и ученые считают, что временной промежуток между Авраамом и Моисеем составляет порядка четырехсот лет. Почему так произошло? Почему Закон не был дан сразу, если он полезен людям и помогает им духовно возрастать? Мне кажется, что в период Завета и сразу после него духовный уровень Авраама и его потомков был очень высок. Они находились в прямом общении с Богом. Вера их была крепка и дополнительная помощь в виде Закона им не требовалась. Но в дальнейшем вера в народе Израиля стала падать. Чему, безусловно, способствовало проживание в Египте и влияние его высокоразвитой, по тем временам, языческой культуры и религии на евреев. Поэтому, видя оскудение веры и желая спасти Свой народ, Господь вывел евреев из Египта и дал им Закон.

Христианское государство, по моему мнению, это новое государство Закона или лучше сказать государство Закона Нового Завета. Оно так же было дано новому Израилю – христианам не сразу после воскресения Христова, а лишь три века спустя. Первохристианам, видевшим Христа и общавшимся с Ним, или видевшим людей, которые видели Христа, не было особой необходимости в дополнительной поддержке государства. Но со временем, такая поддержка потребовалась. Не из-за оскудения веры, а для большего распространения Истины Христовой. Господь так же вывел Свой народ из нового Египта – языческого Рима и утвердил государство Закона, чтобы как можно больше людей смогло придти ко спасению.

Могли бы евреи сохранить веру до пришествия Христа без Закона? И смогли бы христиане донести свою веру до сегодняшнего дня, если бы в мире не было Христианских государств? Возможно, да. А, возможно, нет.

Одно можно сказать наверняка – при содействии государства Закона число людей сохранивших веру будет в тысячи, если не в миллионы, раз больше чем без такового  содействия.

Говорят, что в деле спасения общество не так важно, и приводят пример – мол, Лот и в Содоме спасся, а Иуда и среди апостолов погиб. Общество действительно не может спасти, но оно может создать наиболее благоприятные условия для спасения как можно большего количества людей. Давайте взглянем на этот же пример с Лотом и Иудой с точки зрения статистики и посмотрим, какой процент членов общества в первом и во втором случае спасся, а какой погиб. Никто точно не знает, сколько жителей проживало в Содоме. Но можно предположить, что не менее двух тысяч человек, поскольку Содом был крупный город своего времени. А семейство Лота не насчитывало и десяти человек. Получаем соотношение 10/2000 = 0,005 или 0,5%. Т.е. 0,5% жителей Содома спаслись, и 99,5% погибло. Апостолов было двенадцать, следовательно, соотношение получается следующее: 11/12=91,7%. Т.е. 91,7% спаслись в апостольской общине и только 8,3% погибло. Есть разница?

 

2.          Каким должно быть Христианское государство.

 

Итак, если наличие Христианского государства (или государства Закона) для спасения людей важно, то тогда не менее важно знать и каким должно быть это государство.

На первый взгляд здесь все кажется ясно и понятно. Вот есть Византия, вот есть Российская империя – все проверено в веках, таким и должно быть Христианское государство. Вроде бы так. Но не так все просто. И Византийская и Российская империи погибли. Почему? Внешний враг? И в первом и во втором случае он присутствовал, но не это явилось решающим фактором гибели империй. Оскудение веры породило внутреннее предательство. Российские революционеры и византийцы, открывшие ворота туркам, они ведь не с Марса прилетели, они жили, росли и воспитывались внутри этих государств. Здоровый дуб буря не сломит. Эти государства уже были гнилы изнутри. Они забыли о главном предназначении государства – быть государством Закона, т.е. заботиться прежде всего об исполнении Закона Божьего, а стали искать прежде земного величия и славы. Они забыли, что невозможно служить и Богу и моммоне и начали нерадеть о Боге. Служение золотому тельцу разделило общество. Богатые стремились увеличить свое богатство, чтобы получить все удовольствия и почести уже в этой жизни. Но поскольку богатство само собой не растет и из ничего не появляется, они усилили эксплуатацию бедных. Бедные стали беднее, а богатые еще богаче. Нарушилось единство общества, оно раскололось и оскудела любовь. Бедные перестали заботиться о государстве, поскольку оно помогало богатым их эксплуатировать, а богатые считали государство своим слугой и тоже не желали о нем заботиться. И когда возникла угроза государству ни те ни другие не захотели жертвовать собой для его спасения. Так пали империи.

И поэтому ни Византия ни Российская империя не могут служить образцом (идеалом) Христианского государства.

Тогда каким должно быть Христианское государство?

Этот вопрос, на мой взгляд, должен быть решен соборно путем общехристианского обсуждения. Необходимо понять и определить каким должно быть идеальное Христианское государство, каким должно быть его политическое, экономическое, социальное и культурное устройство. И поняв это можно приступать к его строительству в реальной жизни. А никак не наоборот.

Некоторые, возможно скажут, что я чересчур усложняю проблему. Что от государства достаточно того, что оно признает Христианство государственной религией, а какое оно имеет устройство и какой экономический строй – это уже не важно. Но ответьте тогда на такой вопрос: Франция это Христианское государство? А Великобритания, Германия, Бельгия? Да, Христианская религия в них разрешена и даже имеет государственную поддержку и защиту, но являются ли эти страны христианскими? Можем ли мы сказать, что государственные структуры этих стран всеми силами помогают своим гражданам исполнять Закон Божий, помогают им духовно возрастать? Думаю, нет. Напротив, в этих странах на законодательном уровне разрешается безЗаконие, а христианство всячески ущемляется в правах.

Сможет ли такое государство создать наиболее благоприятные условия для спасения как можно большего количества своих граждан? Вряд ли. Наоборот, мы видим как в этих государствах не только не ведется борьба с пропагандой греха, но идет моральное и материальное его поощрение.

Что же является основанием и причиной такого поведения? Поклонение золотому тельцу – маммонизм, стремление к личному материальному обогащению любой ценой. Общество потребления не может быть христианским. Это общество эгоистов. В нем отвергается заповедь о любви к ближнему, а значит, отвергается Бог. Христианское общество – это общество служения, «….так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20:28). В христианском обществе (Христианском государстве) не может быть эксплуатации человека человеком, потому, что в эксплуатации нет любви. В христианском обществе (Христианском государстве) не может быть классов потому, «… что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:25-27).

Мне возразят, - разве возможно существование государства где нет классов и нет эксплуатации человека человеком? Да, возможно. И это доказал опыт существования нашей страны в форме социалистического государства в 20-м веке. Нас приучили, как собаку Павлова, что слово социализм означает неразрывное единство атеистической коммунистической идеологии и социалистических экономических отношений. Мол одно без другого существовать не может. На самом деле это не так. Социалистические экономические отношения существовали давно, за долго до революции 1917 года. Взять хотя бы апостольскую Иерусалимскую общину где «никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян. 4:32) или монастырское общежительство с его коллективной собственностью или русскую сельскую общину с ее экономическим укладом, которым восхищался Маркс и считал, что из нее вырастет русский социализм (К. Маркс, Наброски ответа на письмо В. И. Засулич). Т.е. социалистические экономические отношения вполне могут существовать отдельно от коммунистической идеологии. И если строить эти отношения основываясь на идее Православия, то возможно построить государство, в котором будет если не исключена, то существенно ограничена страсть любостяжания, сребролюбия, превозношения над другими и зависти.

Подробнее мое видение того каким должно быть Христианское государство можно прочесть в статье «Церковь и общество. Социальный вопрос. (рассуждения мирянина)» в разделе 5.

 

3.          Какими способами христианин должен строить Христианское государство.

 

Поняв, что Христианское государство имеет большое значение в деле нашего спасения и решив, каким оно должно быть в идеале, необходимо разобраться какими способами христианин должен строить Христианское государство.

Вообще для того чтобы перестроить одно общество в другое существует два пути – эволюционный и революционный.

Революционный путь – это всегда путь насилия меньшинства (организаторов революции) над большинством (всеми остальными гражданами). Это активное изменение условий жизни людей, совершаемое без их согласия и, зачастую, против их воли. А это уже есть неверие в Божий промысел и, как следствие, неверие в Бога. Христианин таким путем идти не должен.

Эволюционный путь гораздо длиннее, зато он более взвешен, его легче скорректировать, если что-то пошло не так, он учитывает интересы всех граждан, а не только христиан и, что самое важное, он не использует насилие ни физическое, ни моральное. Думаю, для христианина такой путь наиболее приемлем.

Имея перед собой идеал Христианского государства, христиане должны стремиться перестроить существующие институты и отношения в государстве под идеальные. Для этого необходимо пропагандировать и всемерно распространять в обществе идею построения Христианского государства, призывая к дискуссии все общественные силы, а не только христианские. Активно влиять на законотворческий процесс, выдвигая в законодательные органы не абы кого или того, кого укажет власть, а людей готовых воплощать в жизнь идеалы Христианского государства. Верующих, порядочных и серьезных. Активно идти на государственную и муниципальную службу и стараться исполнять ее на совесть. Разоблачать взяточников и коррупционеров, отзывать депутатов, принимающих законы, идущие в разрез с Законом Божьим. Создавать и поддерживать предприятия, не использующие наемную силу (артели, коллективные хозяйства, семейные предприятия). Возрождать общины. Выступать в поддержку национализации предприятий сырьевых отраслей, энергетики и транспорта. И, в конце концов, избрать президента, сторонника построения Христианского государства.

Конечно, пути Господни неисповедимы, а силы зла коварны и хитры. Может возникнуть ситуация, когда находящееся у власти антихристианское меньшинство поведет открытое наступление на Православие, организует гонения и попытается провести «реформу» догматов веры. Такую ситуацию можно разрешить только одним способом – созданием народного ополчения и изгнанием антихристианской власти, как сделали наши предки в 1612 году.

Чем отличается народное ополчение от революции? Революция – это организация и использование народных масс революционным меньшинством для достижения своих целей. А народное ополчение – это самоорганизация народа под влиянием инстинкта самосохранения.

 

 

 

14.06.2016 года.

 



На главную страницу

Rambler's Top100