Rambler's Top100

Глава XIII. Эсхатология социологии

 

В этой заключительной главе мы представим сюжет о будущем социальности. Он по- своему оптимистичен, хотя в то же время наводит на тяжелые размышления.

 

 «На короткое время»

 

Первый сюжет касается России. Не исключено, что в ней произойдет «христианская революция», благодаря которой будет  создан православный социализм, сочетающий в себе православную идеологию и социалистическую экономику.  Речь идет не о пророчестве, а о возможности. И поэтому вопрос «когда?» остается без ответа. А вот на вопрос «на сколько?» вышеприведенные законы могут дать ответ, пусть и приблизительный.

Интересно, что такой сценарий согласуется с пророчествами  высокодуховных православных христиан. Речь идет о предсказании, опубликованном Архиепископом Феофаном Полтавским (в миру Василий Дмитриевич Быстров, 1.1.1872-6.2.1940):

“Вы спрашиваете меня о ближайшем будущем и о последних временах. Я не сам от себя говорю, а сообщаю откровение старцев. А они передавали мне следующее: пришествие антихриста приближается и оно очень близко. Время, отделяющее от него, надо считать годами и в крайнем случае несколькими десятилетиями. Но до пришествия антихриста Россия должна еще восстановиться, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предъизбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Так о нем открыто. Будем ожидать исполнения открытого. Судя по многим признакам, оно приближается, если только по грехам нашим Господь Бог — не отменит и не изменит обещанного. По свидетельству Слова Божия и это бывает” (письмо Е.Ю. Концевич от 23.05.25 [1]).

Интересно, что в самом пророчестве указана возможность его неисполнения. И это отнюдь не противоречие – любое пророчество дается как вариант, как один из путей, по которому может пойти дорога истории. А может и не пойти – человеку дана свободная воля.

Но перейдем к содержанию пророчества. Здесь основной упор сделан на восстановлении самодержавной монархии в России, а не на построении праведного социального строя. Однако заметим, что это не только не противоречит христианскому социализму, но напрямую согласуется с ним. Ибо,  с одной стороны, наступление периода нового строя возможно лишь через революционные преобразования, связанные с установлением твердой, авторитарной власти, которой может быть только монархия. А, с другой стороны,  в современных условиях монархия может обладать действительной властью только в условиях социализма, когда все средства производства находятся в государственной собственности и поэтому подчинены воле Царя. В условиях же капитализма реальную власть имеет капитал, олигархат, и потому монархия  там может быть  только декоративно-безвластной.

Другой важный момент пророчества выражен словами: «на короткое время». Силы зла слишком сильны, чтобы надеяться на победу православного социализма на длительный период. И поэтому триумф  будет в масштабах истории кратковременным – затем все снова вернется на круги своя. Тот же вывод по сути дела получается и из наших рассмотрений, проведенных в главе VIII. Старцы предсказали лишь короткий расцвет России, причем перед приходом антихриста. Последнее отсылает нас к апокалиптике. Тут и кроется разгадка тайны этого пророчества.

 

Апокалипсис как разделение зла и добра

 

Как мы видели, решающим для судеб высокого общества является принцип отделения от зла и злых. Только при условии отделения  эгоистов общество может стать праведным. Ибо даже «малая закваска заквашивает все тесто» (Гал.5,9). Чем более радикально осуществляется этот принцип, тем более высоким может стать духовный уровень членов общества, и следовательно, тем больше вероятность реализации высокого общества даже в больших масштабах. Но как провести принцип отделения в большом обществе? Ведь в государстве (нации) очень трудно разделиться – там неизбежно сожительствуют коллективисты с индивидуалистами, альтруисты с эгоистами, добрые со злыми, праведники с бандитами. И именно в этом  – механизм действия закона 4 из главы VII.  И потому кажется, что история обречена на бесконечное кружение в бессмысленном водовороте.

Но у Господа  свой замысел о мире. И этот замысел, благодаря Его воле и Его участию в истории, постепенно реализуется. «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лк.12,51) – говорит Господь и рассказывает притчу о пшенице и плевелах: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13.27-30). Вот замысел Господа: отделить добрых от злых в глобальном масштабе, но лишь в конце времен, во время страшного суда, когда все –  и добрые и злые – воскреснут из мертвых. В этом  и состояло дело Спасителя на Голгофе:  своим крестным подвигом сдвинуть тектонические пласты мировой жизни так, чтобы состоялось всеобщее воскресение мертвых. И, как следствие, – разделение «овец от козлищ». И наконец, образование из «овец» Нового Иерусалима. Само же воскресение Спасителя является вестью нам, грешным, что будет сие, поскольку Сам Спаситель воскрес из мертвых.  Критерий же разделения – дела любви (Мф.25.).

Это означает, что Божья правда – в создании праведного общества любящих людей, общества, которое  возглавит Христос, и потому оно будет называться Царством Божиим.

 

«Блаженны алчущие и жаждущие правды»

 

Итак, завершая наше рассмотрение, мы, казалось бы, вынуждены снова возвратиться к пессимизму: Святая Русь возможна лишь «на короткое время»; стабильное и долговременное господство праведного общества в этом мире невозможно. Тогда возникает вопрос: «а зачем все это»? Зачем добиваться праведного общества, если оно лишь «на короткое время»? Не вернее ли будет стратегия личного спасения? Так и думает огромное количество христиан – надо довольствоваться тем обществом, в котором Бог дает жить. «Спастись можно при любом строе» – говорят батюшки. И более того, многие и многие вообще считают, что желание построить праведное общество лишь приводит к неизбежной катастрофе, это желание не христианское, от лукавого, которого нужно всячески избегать.

Да, можно похвалить этих христиан за рассудительность. Только это не есть подлинно христианская позиция. Дело в том, что жить праведным обществом велит Сам Господь Иисус Христос. Это Он, Спаситель мира, наставлял в течение 40 дней своих апостолов «о Царствии Божием» (Деян.1,3). И первое, что сделали апостолы после принятия Духа Святаго – создали Иерусалимскую общину – социум, основанный на общей собственности, о котором Златоуст говорил: «это было ангельское общество». Казалось бы, зачем? Ведь все это «на короткое время». Не лучше ли было по совету «рассудительных» христиан заняться личным спасением, сопровождая это аскетическими подвигами, как это делали позднейшие монахи? Но нет. Апостолы с необычайным упорством выстраивали свой коммунистический проект, и никакие трудности и нестроения (Анания и Сапфира, пренебрежение в раздаче вдовицам из эллинов) их не останавливали. Наоборот, они всячески старались их разрешить, для чего специально было поставлено семь диаконов. 

Почему же апостолы являли такое упорство? Да потому, что они исполняли  веление Божие. Уж таков Его замысел – человеку предназначено жить в праведном обществе, если можно так выразиться – в раю. И поскольку сказано «да будет воля Твоя яко на небеси и на земли», то и общество это должно создаваться как на земле, так  и на Небе. Поэтому Он одобряет любую попытку христиан жить в социальном смысле по-христиански уже на земле. Жить так –  это вполне естественное желание. Это так же естественно, как стремиться к праведности. И если у людей на земле это не получается, то Господь реализует праведное общество за гробом, в Своем Царстве, отбирая туда только тех, кто к этому способен. А способными оказываются именно те, кто уже в этой жизни стремится выстроить рай на земле.  

Разумеется, тут слово рай употреблено метафорически –  как образ жизни на этой грешной земле, достойный христиан. Ибо рай как место, в котором нет зла и смерти, может быть сотворено только Богом. И поэтому «рай на земле» и «рай на Небе» – качественно разные понятия. Но думается, что кто не стремится строить на земле рай, тому и рай на Небе не очень-то нужен. А нужно лишь теплое местечко в Царстве. А что на земле будет – не важно. По сути дела эта позиция эгоистическая. А эгоистов Господь не жалует (хотя и дает им свободную волю проявить свои потенции). И потому как раз для таких искомое теплое местечко – вещь проблематичная. Ведь сказано: «В чем застану, в том и сужу».

Более того, кто не хочет строить рай на земле, тот потворствует силам зла, которые очень хотят выстроить на земле ад. Ибо война против зла ведется на всех фронтах. И если фронт социальный будет незащищен, то враг именно через него разрушит то, что еще осталось от христианского мира. Собственно это и происходит: силам зла везде на земле удалось насадить капитализм – строй, насаждающий среди людей совершенно нехристианские безлюбовные отношения. А они уже постепенно уничтожают христианские нравственность, культуру, традиции. И более того, происходит страшное: вместо Христа в душах людей водружается его антипод – мамона. Гибель христианского мира, де факто уже совершившаяся,  обусловлена полной индифферентностью самих христиан к организации социума.

Грядет антихрист. Вряд ли его ига можно избежать. Но можно задержать его приход. Это и делают люди, стремящиеся сделать социальные отношения более высокими.  Если бы не они, то антихрист пришел бы  скорее. Иначе говоря, именно они  играют роль удерживающего. И возникает уверенность, что их усилия обязательно будут учтены Богом в последние времена. Ибо в конце-то концов Бог дает людям то, что они хотят (правда, разворачивая все последствия этого хотения). И если мы захотим жить праведно, то Он в  конце времен создаст праведное общество. А если не хотим, если стремимся только к индивидуальному спасению, то станет ли Он это делать?

Да, победить не удастся, но это не означает, что надо перестать бороться. Наоборот, высшая доблесть – в борьбе за правду, несмотря на понимание, что сейчас победы не будет.  «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Ибо Бог видит эту борьбу и воздаст за нее будущей великой победой – уже на новой земле.

Тут мы подходим ко второй, очень важной причине борьбы за православный социализм. Дело в том, что для людей исключительно важно подготовиться к Царству Небесному, спустившемуся на землю, «навыкнуть», – как говорил св. Ириней Лионский, – Богу, привыкнуть вмещать Его. И лучшего способа, как православный социализм, в социальной сфере не видно. Кстати, та же мысль ясно выражена в Писании. Вспомним Деяния апостольские. Там сначала Христос перед вознесением учил апостолов «в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1,3). И сразу после этого, прияв Духа Свята в Пятидесятнице, апостолы устроили Иерусалимскую общину, введя там православный коммунизм. Почему? Да потому, что именно этому научил их Христос. Иначе говоря, Христос говорил о Царстве Небесном как православном коммунизме. И апостолы, сразу по Его отшествии на Небо, бросились выполнять усвоенное от Христа. И мотивы их действий совершенно прозрачны. Первохристиане ждали скорого возвращения Христа на землю во втором Его пришествии, когда по велению Господа Царство Небесное спустится на землю. И  они попытались воссоздать то, о чем учил Христос. И ясно для чего – для того, чтобы скорее навыкнуть новой жизни и встретить Христа подготовленными к грядущему Царству.

Вот почему столь спасительно воплощение в жизнь православного социализма, пусть даже и на короткое время. И знает, знает сатана, что приход антихриста будет уже актом отчаяния с его стороны, что недолго править антихристу, что будет он брошен в «озеро огненное», что за этим и самому сатане будут связаны руки на тысячу лет. Потому и воссела блудница на «племена и языки», чтобы как можно дольше обольщать народы, чтобы отдалить приход тысячелетнего царства. Но жатва зреет, подходят времена и сроки. И кто знает, может быть и мы доживем до возгласа «пал, пал Вавилон!». И будет этот возглас к наступлению череды эпохальных событий, которые изменят лик земной жизни.

 «Эй гряди, Господи Иисусе!».

 

Литература

 

1.   Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского. http://vershillo.wordpress.com/архиеп-феофан-полтавский/письма-архиепископа-феофана-полтавс/


К следующей главе

К предыдущей главе

К оглавлению

На главную страницу

Список работ автора

Rambler's Top100