Rambler's Top100

Глава VI. Социальный строй и духовно-нравственный портрет общества

 

Социальный строй

 

Общества могут быть классифицированы по множеству свойств. До сих пор мы проводили бинарную классификацию по достаточно формальным признакам (большие/малые, высокие/ низкие и пр.). Однако давно замечено, что все множество обществ кластеризуется, т.е. разбивается на естественные группы, причем разбиение происходит не по какому-то одному свойству, но по глубинной схожести устроения их социальной жизни. То комплексное глубинное свойство, которое объединяет общества в одну группу,  мы будем называть социальным строем (общественной формацией). Социальный строй является важнейшей интегральной характеристикой общества.

Следует особо подчеркнуть, что вопрос социального строя – вопрос духовный. Ибо социальный строй подлежит духовно-нравственной оценке, и потому конкретный строй имеет свою позицию на духовно-нравственной оси. Поэтому одной из важнейших характеристик социального строя является уровень социального строя, и мы этим понятием будем активно пользоваться. Иначе говоря, любой социальный строй занимает определенную позицию на духовно-нравственной оси.

Устоявшейся и непререкаемой  системы общественных формаций не выработано. Хорошо известна система общественных формаций, используемая в марксистской теории – первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм. Но можно привести и другие схемы: схема Тоффлера [2]: аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество (на западе она считается непререкаемой). Или схема Карла Поппера [3]: тоталитарное общество, открытое общество. Или большую известность приобрели идеи Д. Белла [4] об информационном обществе. Коренной недостаток этих систем в том, что они не предполагают нравственной оценки.

Заметим, что уровень социального строя может не совпадать с уровнем общества.  Духовно-нравственный уровень общества – в первом приближении усредненное значение уровня его членов; уровень же социального строя характеризует структуру общества, степень его духовной организации. Поэтому уровень строя может быть высоким, но люди до него недотягивают. Или наоборот – социальный строй занижен по сравнению  с уровнем основной массы населения. Заметим, что последний случай – нынешняя ситуация в России. Наш народ в духовно-нравственном отношении, несмотря на все его недостатки, все же выше того омерзительного строя – либерального капитализма, который был навязан нам извне. Лучший вариант, как представляется, такой: уровень строя должен быть выше среднего уровня населения, но ненамного: он должен тянуть людей вверх, но не ломать их, не ждать, что люди могут в нравственной сфере прыгнуть выше головы.

Духовно-нравственный портрет общества

 

Если социальный строй является достаточно известным понятием, то духовно-нравственный портрет общества (ДНПО) – понятие новое, возникшее  вследствие специфически христианского взгляда на общество. Дело в том, что социальные связи чрезвычайно многообразны. И все они имеют духовно-нравственную окраску – положительную или отрицательную. Или другими словами, связи имеют характер любви, эгоизма или относительно  нейтральны в нравственном смысле. Например, социальная помощь, охрана жизни и здоровья граждан могут рассматриваться как виды любви общества к своим членам, а развращающее влияние на души людей (скажем, через порочное, низкопробное искусство, транслируемое СМИ) – как отрицательное влияние общества. Порочных сторон общества, губительно влияющих на своих членов, огромное количество (то же самое можно сказать и о положительных влияниях). Духовно-нравственный  портрет общества  составляет множество социальных добродетелей и социальных пороков. Если быть более точным, то следует говорить о множестве с учетом веса (т.е. силы и распространенности) каждого греха или добродетели.

Подчеркнем разницу между социальным строем и духовно нравственным портретом общества. В понятие социальный строй входят наиболее важные социальные отношения, определяющие характер функционирования общества. В ДПНО включены нравственные характеристики общества, определяющие его греховность. Эти вещи необходимо различать, хотя они находятся в тесном взаимодействии.  Причем и социальный строй, как мы уже указывали, имеет духовно-нравственную оценку и подлежит суду Божию.

В связи с этим возникает вопрос: что первично – социальный строй или ДПНО? Первично ДПНО. Падшее, человечество выстраивает общество в соответствии со своими грехами. Однако налицо и обратное влияние. Общество воспитывает своих членов в своем духе – все аккумулированные в обществе грехи уродуют души вновь вступающих в жизнь людей. И именно из-за этого далеко небезразлично, каково будет общественное устроение.

Подводя итог проблеме положения общества на духовно-нравственной оси, укажем, что могут быть рассматриваемы три таких положения:

­– как среднее арифметическое духовно-нравственной оценки членов общества;

– как оценка социального строя общества;

– как оценка ДПНО.

В общем случае все три оценки могут не совпадать друг с другом. Представляется, что лучшую оценку дает положение ДПНО. Именно  ее мы будем иметь в виду, говоря о духовно-нравственной оценке общества. Однако необходимо заметить, что разница между этими оценками не носит принципиального характера.

 

Мотивы участия людей в развитии социальных институтов

 

Само по себе, без всякой мотивации общество развиваться не будет. Необходимы силы (мотивы), стимулирующие людей участвовать в деятельности социальных институтов и тем самым двигать общество по пути прогресса. Мы их также будем называть факторами социального развития. Н.Н.Неплюев считал, что существует только три таких фактора: любовь, принуждение (страх) и корысть:

"Там где отсутствует единственная истинная внутренняя, добровольная и прочная дисциплина, - дисциплина любви, - там только и возможна дисциплина внешняя, вынужденная, непрочная: дисциплина страха, когда не делают того, что слишком опасно делать, и дисциплина корысти, когда не делают того, что слишком невыгодно... Вторая - основана на праве частной собственности" [5,10].

Всего три силы.  Но какие разные!

Для христиан нет сомнения, что единственной благодатной основой общества является любовь. Любовь к Богу и ближнему. Неплюев формулирует это так:

«Любовь организующая, объединяющая, созидающая, единственная, способная быть основою мирного благоденствия, достигаемого путем мирного прогресса, есть любовь к самому себе, к своей семье, к своим друзьям, к своей партии, к своему народу, к своей Церкви, к науке, к искусству, ко всему при свете любви к высшему добру, к высшей правде, называется ли это высшее добро Богом живым или каким-либо иным религиозным или философским термином» [6,13].

Неплюев считал, что возможно построение общества любви, хотя и в небольших масштабах. И  это было им реализовано: основанное им Крестовоздвиженское Трудовое Братство воплощало в себе идею общества, основанного на любви. Неплюев стремился к созданию целой сети подобных Братств, охватывающих всю Россию. Однако осуществить это не удалось.

С принуждением мы уже не раз встречались в связи с деятельностью государства. Тут надо различать положительную функцию принуждения, призванную охранять от посягательства на социальную любовь, от принуждения в личных корыстных целях, унижающего человеческое достоинство.

Наконец, корысть является наиболее негативной силой, разрушающей человеческую личность и делающей людей, по слову св. Иоанна Златоуста, «хуже зверей». Если сравнивать корысть и принуждение с точки зрения критериев оценки общества, то выявляется следующая ситуация. По критерию выживания капитализм, основанный на корысти, превосходит принуждение, которое в экономическом смысле оказалось мало эффективным. Однако по основному, сотериологическому критерию корысть оказывается гораздо страшнее принуждения: оно губит душу, в то время как принуждение лишь утесняет тело.

Неплюевская теория трех сил была справедливой  до тех пор, пока не появился фашизм (нацизм). И тогда стало понятно, что есть еще одна движущая сила – сила явно отрицательная. Мы ее будем называть превозношением, т.е. чувством превосходства своей нации над другими. По сути дела это национализм в его тяжелом варианте, когда любовь к своей нации сопровождается уничижением других наций. Если эта сила овладевает нацией, то она , как это показывает история, может служить мощным двигателем общества. В результате возникает фашистский социум, стремящийся как можно скорее умножить свою мощь ради уничтожения или подчинения других социумов. Двигатель превозношения ведет такое общество к обрыву…

Конечно, в реальном обществе присутствуют все мотивы. Их соотношение в первую очередь и определяет социальный строй. Но существуют и другие социальные грехи, которые не способствуют развитию общества, а, наоборот, ведут к гибели социума. Таким образом, имеются три группы социальных факторов: 1) социальная любовь –  положительная сила, являющаяся эффективным стимулом развития общества и соответствующая обоим социальным критериям; 2) греховные стимулы развития (корысть, принуждение, превозношение) и 3) прочие социальные грехи, нейтральные или даже отрицательные в смысле развития и стабилизации социума.

 

Социальная система с духовной точки зрения

 

Общество часто рассматривают как систему, и это совершенно верно. Однако такую систему можно рассматривать с разных точек зрения. И наиболее для нас актуальной является духовная точка зрения, с которой общество выглядит следующим образом.

Целью социальной системы является выполнение обоих критериев оценки общества (гл.3), т.е. максимизацию положения общества на духовно-нравственной оси (сотериологический критерий) и обеспечение стабильности и развития общества (критерий выживания).  Как следует из этих критериев, задач общества собственно две: поддержание жизни его членов и их духовно-нравственное воспитание.

В основе общества лежит духовно-нравственный портрет, т.е.  все социальные добродетели и грехи конкретного общества.  Часть факторов из духовно-нравственного портрета ответственны за  стабильность и развитие общества. К этим факторам социального развития (мотивам) относятся, как мы выяснили выше, четыре: любовь, корысть, принуждение и превозношение. На основе духовно-нравственного портрета большое общество формирует свой социальный строй, в который обязательно входят две компоненты: система социальных институтов и идеология.

Необходимость идеологии зачастую отрицают. И даже в нашей Конституции статья 13 провозглашает: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». На самом деле это ловкий обман: этим положением просто камуфлируется тот факт, что в капиталистическом обществе властвует идеология наживы, прибыли любой ценой, идеология денег и власти сильного и богатого. Идеология выполняет две функции: – это и генеральный план строительства общества с учетом обеих указанных задач, и инструмент воспитания членов общества, лояльных к данному социальному строю.  Поэтому без идеологии не может обойтись ни одно большое общество. Идеология имеет две составляющих:

1) мировоззренческую – отношение  к Богу и Его творению и

2) социально-экономическую, определяющую форму социальных институтов, включая экономику. 

Именно этот принцип использован в Главе VII, где система общественных формаций построена в этих координатах.

По сути дела идеология придает определенный вид социальному строю – социальные институты выстраиваются в соответствии с господствующей идеологией. Социальные институты – экономика, армия, медицина, образование, аппарат управления и пр. – являются подсистемами общества, каждая из которых обеспечивает  существование и общества как целого, и отдельных его членов.  Их существование для большого общества совершенно необходимо: без таких хорошо организованных подсистем  общество жить и конкурировать с другими подобными обществами не сможет.

Разумеется,  социальная система находится под Божиим контролем. Этот контроль осуществляется и непосредственным вмешательством Бога в жизнь социума, и требованием Бога следовать сформулированной для каждого большого общества национальной идее – и идеология, и социальные институты должны быть согласованы с национальной идеей (рис.1).

 

 

Рис. 1. Духовная структура общества.

 

 

Отметим, что духовность общества распространяется и на социальные. Об этом  С.Л. Франк пишет так: «Общественная жизнь есть, таким образом, духовная жизнь как единство человечески-сверхчеловеческого бытия» [1,74]. Добавим только, что эти связи в большом обществе опосредованы через социальные институты.

 

 

 

Литература

 

1.                Франк. Духовные основы общества. – М.: Республика. 1992. – 511с.

2.                Э. Тоффлер. Третья волна. – М::АСТ, 2010 – 784 с

3.                Поппер К. Открытое общество и его враги (в 2-х томах). — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448+528 с.

4.                Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — Москва: Академия, 1999. – 783 с.

5.                Н.Неплюев. Воззвание к друзьям свободы и порядка. Спб., 1907, - 16 с.

6.                Неплюев Н.Н. Партия мирного прогресса. Ее идеальные основы и жизненная программа. Глухов, Типография А.К. Нестерова. 1906.

 


К следующей главе

К предыдущей главе

К оглавлению

На главную страницу

Список работ автора

Rambler's Top100