Rambler's Top100

 

Введение. Что такое христианская социология?

 

Настоящая книга посвящена христианской социологии – новой дисциплине, возникающей на стыке христианского богословия, социальной философии, истории и социологии. Что же такое христианская социология? Это отнюдь не социология религии и тем более не социология Церкви. Нет, – это специфически христианский взгляд на человеческое общество. Взгляд, который вытекает из глубинных основ христианкой веры и христианского учения о Боге и человеке. 

Итак, объектом христианской социологии является человеческое общество, методом – совокупность познавательных приемов, рассматривающих общество с точки зрения христианства, в частности – как творение Божие.  Почему важна именно христианская  точка зрения на социальные процессы?  Потому что христианство – универсальная истина, с точки зрения Божией Правды трактующая все вопросы бытия. В том числе – и вопросы социальные. И прежде всего христианский взгляд на предмет ценен тем, что он старается ответить на самый главный вопрос: «грех это или добродетель?», «хорошо это или плохо?». Такая постановка вопроса исключительно важна. Дело в том, что другие системы социологии избегают духовно-нравственных оценок, стараясь выявлять только механизмы социальных явлений и не касаясь вопросов оценки, выявления добра и зла. Христианская социология наоборот духовно-нравственную оценку явления рассматривает как его главную характеристику. Ибо именно от духовно-нравственного состояния зависит как судьба каждого человека в вечности, так и историческая судьба всех социальных образований.

Такой нравственный взгляд на социальные процессы дает возможность   сформулировать новые важные понятия и выявить новые закономерности. Но не только это. Может быть еще более важно, что христианская социология  позволяет ввести общество в круг предметов богословского исследования. Это дает возможность более глубоко и многосторонне выявить план творения человека как рода, как человека солидарного, закрыв имеющую место лакуну богословского осмысления общественных явлений.  Уяснить роль общества в деле спасения человека, понять смысл и судьбу общественного развития в прошлом, настоящем и будущем,  указать духовно-нравственные ориентиры в общественном развитии – вот цели христианской социологии.  Благодаря этому христианская социология дает возможность христианам более уверенно ориентироваться в общественных явлениях.

Специфику христианской социологии мы постараемся осветить далее – собственно, об этом все время и будет идти речь. Но сначала необходимо защитить саму постановку вопроса о рассмотрении социальной сферы с православной точки зрения. Дело в том, что  ее необходимость оспаривают, причем сразу с двух сторон. Прежде всего, профессиональные светские социологи, слыша о христианской социологии, пожимают плечами – мол, никакого специфически христианского взгляда нет и быть не может. Ибо социология – это наука, а наука одна – это объективный взгляд на мир, познание явлений этого мира, как они есть. Взгляд же христианский будет по необходимости необъективным, а потому ненаучным. Но, может быть, еще больший скепсис демонстрируют сами православные (точнее – некоторые из них). «Жили две тысячи лет без христианской социологии и дальше проживем. Наши предки спасались, и мы спасемся, – молитвой, постом, послушанием и верой в Бога. Попытка создать какую-то христианскую социологию – ложная цель, отвлекающая от главной цели христианина – приближения к Богу (спасения души)», и их не останавливают даже утвержденные на Архиерейском Соборе  2000 г. «Основы социальной концепции Русской православной Церкви» [1].

Социология и историческое православие.

Сначала остановимся на сомнениях православных христиан. Они отражают определенный взгляд на мир – взгляд, согласно которому единственная задача в этом мире – личное спасение исключительно через молитву и покаяние. Это взгляд специфически монашеский, который у нас очень почитается и часто считается эталоном христианства. Но универсальным и единственным его считать нельзя. И сами монашествующие учат, что монах – молитвенник за весь мир. Тем более – мирянин, обязанность которого не только спастись, но и преобразить этот мир (и именно этим спастись). «Основы социальной концепции РПЦ» утверждают: «Ее (Церкви – Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» [1,4]. Если же мы будем считать, что мы лишь странники на этой земле, то не исключено, что мы просто не выполним замысел Божий о мире и человеке в нем. 

Только после создания христианской социологии все здание богословских наук можно считать законченным, Дело в том, что создавая человека, Господь предназначил его не для отдельного, изолированного существования, а для жизни в обществе. По выражению Аристотеля  человек – «зоон политикон», существо общественное. Без общества человек не может стать человеком, раскрыть свои потенциальные возможности. Можно даже утверждать, что вне общества человек не может спастись. И этому не противоречат случаи многолетнего отшельничества, поскольку до своего ухода из общества подвижник долгое время в нем жил, воспитываясь как личность. Да и в большинстве случаев такой подвижник возвращался «в мир» или «в общежитие», поскольку любовь к людям  не позволяла ему навсегда предаваться созерцанию Бога.

Библия постоянно говорит о движении и взаимодействии социумов. Собственно, это и является содержанием истории. Наш замечательный философ Владимир Соловьев указывает, что вне социального развития вся человеческая история оказывается бессмысленной:

«Если бы человечество представляло собою простую арифметическую сумму отдельных изолированных лиц, то все препятствия к полному осуществлению царствия Божия сводились бы, собственно, к одному: злой личной воле. Все действие Божие в человечестве было бы в таком случае прямо и исключительно обращено на каждую отдельную душу, которая или воспринимала бы это действие и входила в царствие Божие, или отвергала бы его. Решение этого вопроса, безусловно отдельное для каждой души, могло бы произойти вне пространства и времени, всемирная история была бы совершенно не нужна и жизнь – бессмысленна. К счастью, человечество не есть куча психической пыли, а живое одушевленное тело, образующееся и преобразуемое, последовательно и закономерно развивающееся, многоразлично расчленяемое и объединяемое, разнообразно связанное с прочим миром и всесторонне воспримающее дух Божий – не только периферически, но и центрально, не только в единицах, но и в группах, не только частями своими, но и целым. [5,332-333].

Заметим в скобках, что здесь Соловьев особо подчеркивает соборный характер общества, о чем еще будет речь впереди.

Человек, как учит нас православное богословие, есть образ Божий. И замечательно, что само общество тоже является образом Божиим. Ведь Бог – это Святая Троица, Три Лица, имеющие общую божественную природу. Иначе говоря, общество как соединение многих человеческих лиц есть образ Троицы, как единения трех Лиц. А Троица – прообраз общества, каким оно предполагалось до грехопадения прародителей. Этим еще раз подчеркивается соборность общества и воля Божия человеку жить в нем.

Таким образом, христианская социология является необходимой частью христианской антропологии. Но не только. Оценивая социум с точки зрения Бога и Его заповедей, она дает духовно-нравственную оценку социальным явлениям. Наш замечательный русский философ и социолог С.Н. Булгаков писал, что «Христианская социология существует - как отдел нравственного богословия» [2].  Можно сказать и иначе: христианская социология оценивает все социальные явления с точки зрения греха и добродетели. И именно тут она смыкается с сотериологией – учением о спасении.

Почему же христианская социология  не была создана ранее? Скорее всего, это обусловлено не догматическими, а историческими причинами. Социология осознала себя наукой со своим особым предметом только в середине XIX  века. До этого она развивалась неявно – под видом психологии или политологии.  Но к тому времени канон церковных наук уже давно устоялся, а всегдашняя консервативность Церкви с трудом допускала его расширение.

Однако востребованность христианской социологии необычайно высока, ибо в среде самих  христиан существует острая необходимость в осмыслении общественных явлений. И если отказаться от построения христианской социологии, то все равно христиане будут об обществе судить и рядить, но уже либо по чуждым им мирским общественным теориям, либо, – еще хуже, – питаться недостоверными соображениями, разными мифами, в изобилии возникающими в православной среде, попросту говоря, «бабьими баснями» (ап. Павел).  Эта ситуация недопустима и должна быть  обязательно исправлена.

Сравнение мирской («научной») социологии с христианской.

Но чем же нас не устраивает мирская социология? Ведь она за последнее столетие превратилась в достаточно развитую науку, включает множество теорий, охватывающих практически все стороны общества. На этом вопросе стоит остановиться чуть подробнее.

Современная социология рассматривает себя как науку. Но по неписанным правилам научного исследования оно должно быть безоценочным. Точнее, оценки возможны, но они не должны носить нравственного характера. Можно говорить «больше», интенсивнее», «быстрее», но нельзя говорить «лучше», «хуже». Как только исследователь сбивается на нравственные оценки, то считается, что он выходит за рамки науки. Ведь наука должна быть абсолютно объективна, она должна объяснять то, что реально существует, «как есть». А мораль, с точки зрения научного мышления, субъективна.

Такова парадигма научного исследования, и в социологии она жестко соблюдается. Но человек не только существо общественное, но и существо нравственное. Все его поступки имеют свое измерение на духовно-нравственной шкале «хорошо-плохо». Человек должен стремиться к лучшему (и всегда стремится к этому, только «лучшее» понимая по-своему). Поэтому взгляд на человеческое общество только с позиций чистой, безоценочной науки явно недостаточен. Мало ответить на вопрос «как устроено существующее человеческое общество»; нужно еще показать, каким общество должно быть. Причем второе ничуть не менее важно, чем первое. Ибо, в конце концов, человек сам творит общество, в котором он живет, и, обладая свободой воли, имеет силу его изменять, делать лучше (или хуже). Знание «как есть», без знания «как должно быть», – знание ущербное, половинчатое. Эта половинчатость – органический недостаток современной «научной» социологии. Только совокупное, интегральное знание, включающее научное знание о реальности и нравственное знание о должном, обладает подлинной полезностью для человека, позволяя ему верно ориентироваться в мире. 

Но что может дать правильную нравственную установку? Может быть, и в самом деле, мораль субъективна? Нет. Христианское учение утверждает, что мораль от Бога, Им установлена, Им поддерживается, и верные нравственные нормы содержатся в Священном Писании. Поэтому христианство (по сути дела только оно) имеет право давать нравственную оценку общественным явлениям. И не только имеет право, но и должно, обязано  это делать. Ибо, созданное Самим Спасителем и водимое Духом Святым, оно содержит истину, в том числе – истину нравственную.  Только христианство может задать верную шкалу оценок «хорошо//плохо», только оно может сформулировать общественный идеал, к которому человечество должно стремиться. Поэтому христианская социология должна преодолеть «аморальность» (точнее, «безморальность») современной социологии, не боясь давать христиански выверенную нравственную оценку социологическим феноменам. Причем, эта оценка должна даваться в рамках христианской парадигмы, применяя такие понятия как любовь, грех, добродетель, наказание, покаяние и др.

Впрочем, не будем столь наивны, считая, что современная социология создается ради чистого знания, пусть и ограниченно понимаемого. Социологи зависят от заказчиков, которые хотят властвовать, а значит – манипулировать обществом. Современная социология – служанка нынешнего либерального капитализма, и это накладывает на нее особый отпечаток. С одной стороны, она честно старается понять «как есть», ибо явная, неадекватная действительности халтура чревата возможностью выпустить мир из-под контроля. Но с другой стороны, цель (манипулирование) вынуждает социологов исповедовать особую мораль, выясняя не «как должно быть», а «как выгодно» заказчикам. А им, достигшим власти в этом мире, выгодно оставить все как есть. Иначе говоря, нынешняя социология во многом занимается оправданием того строя, который сложился на этой грешной земле. А этому очень способствует «научная» парадигма, где по сути дела идеал отождествляется с тем «как есть». Именно поэтому социология и не ставит вопроса о духовно-нравственном качестве общества. Можно даже сказать, что на современном этапе западная социология превратилась в идеологической оружие глобализации, призванное, попросту говоря, промывать мозги населению покоряемых  Западом территорий.

Это лукавство западной социологии и должна преодолеть христианская социология, которая ставит своей задачей не просто понимание структуры существующего общества с точки зрения истин христианства, но и его оценка, выяснение того, что для христианина в нем приемлемо, а что – нет. А за примерами указанного лукавства не нужно далеко ходить. Сам Макс Вебер, может быть наиболее прославленный западный социолог, мастерски придерживался безоценочной парадигмы: социология должна «понять» общество, изучая интенции членов общества, но и в коем случае не давать обществу нравственную оценку. За это (хотя и не только) Вебер и возведен на пьедестал великого социолога.

Творцы христианской социологии.

Христианская социология – новая богословская дисциплина. Но попытки ее построения предпринимались неоднократно уже в XIX в. Причем основной вклад в ее становление внесли русские религиозные философы. Прежде всего, тут следует отметить В.С.Соловьева, всесторонне обосновавшего необходимость осмысления социума с христианских позиций. Его книга Оправдание добра» [10] содержит ряд идей, рассматривающих общество как «организованную нравственность». В качестве приложения своей социологии Соловьев создал грандиозную религиозно-политическую систему («всемирная теократия») [3] (которая, правда, оказалась далека от истины, и Соловьев  в конце жизни от нее отказался).

В XX веке значительный вклад в развитие христианской социологии внес наш крупнейший мыслитель С.Н. Булгаков. Его цикл лекций в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже так и назывался «Христианская социология» [2]. Это была первая попытка систематически описать христианскую социологию[1]. Однако небольшой объем работы не позволил Булгакову эту задачу полностью выполнить. Как общая теория, так и разделы христианской социологии далеко не полны. Булгакову принадлежит также ценные мысли о труде, Троице как основе соборности и ряд других

Христианской социологии посвящена интересная и значительная книга нашего знаменитого философа Семена Франка «Духовные основы общества» [6]. Хотя эта книга относится к разряду философских, но очевидна ее христианская направленность[2]. К сожалению, книга затрагивает лишь некоторые  вопросы, и поэтому может считаться только введением в интересующий нас предмет.

Ряд глубоких идей в христианскую социологию внес русский философ и общественный деятель Н.Н. Неплюев. Неплюев в основном известен как создатель Крестовоздвиженского Трудового Братства, сочетавшего в себе твердую православную веру, высокую культуру труда и высокие социальные отношения между братчиками. Но кроме того Неплюев был замечательным социологом. Можно даже утверждать, что разработанная им религиозно-философская система превосходит все, сделанное в этой области всеми остальными философами, включая Соловьева и Булгакова. На идеях Неплюева во многом основан материал этой книги.

Много интересных идей внесли также наши русские философы НЯ. Данилевский, А.С. Хомяков, Н.Ф. Федоров, В.Ф. Эрн, Н.А. Бердяев, Н.А. Сетницкий, Л.П. Карсавин. Наконец, необходимо упомянуть и современных наших исследователей, работающих в христианской парадигме, в частности, А.Е.Молоткова [7], В.Ю. Катасонова [8], В.С.Макарцева [9] и ряда других.

Что же касается западных социологов, то обращаться к их идеям мы будем лишь изредка, вскользь – никто из них  не работал в парадигме христианской социологии, хотя некоторые из них были верующими христианами. Наиболее значительными из них представляются Г. Спенсер, разработавший теорию органического строения общества – во многом верную, но слишком материалистическую, принижающую духовную составляющую, а также Э,Дюркгейм, развивший теорию социальной солидарности.

Однако надо признать, что, несмотря на все усилия и относительные достижения социологов, цельная христианская социология пока не создана. Это дело будущих поколений христиан.

Задачи христианской социологии.

Первоочередная задача – выяснение основ христианской социологии. К сожалению, глубокой православной традиции осмысления социальных проблем нет. «Основы социальной концепции РПЦ» [1] появились только в 2000г. Это добротный, хорошо продуманный  документ, составленный квалифицированными авторами. Но он является по сути дела лишь ответом на некоторые  вызовы, которые предъявляет нам социальная жизнь – не более. Создание всеобъемлющей теории, разработка глубокого христианского учения о социальной сфере, видимо, не ставилось задачей этого документа. Поэтому разработка основных идей христианской социологии – актуальнейшая задача нашего богословия. Настоящая книга посвящена именно попытке представить христианскую социологию как систему базовых положений, закладываемых в основание этой новой науки.

Поскольку Священное Писание и Священное Предание являются непререкаемыми по авторитетности источниками, то исключительно важным представляется их изучение с точки зрения социологических идей. Ветхий Завет в этом смысле более четок: там социология зафиксирована в Моисеевом Законе и сплавлена с прочими, необходимыми для жизни человека заповедями. Но он создан для народа грешного, «жестоковыйного», которому нужна узда. Ветхий Завет предполагает непреображенную экономику, основанную на частной собственности. И все же нельзя сказать, что там экономика главенствует, ибо основная социальная идея Ветхого Завета – не допустить скапливание богатств в одних руках. Идея социальной справедливости тут верховодит.

Новый Завет, казалось бы, далек от социальности и проповедует личное спасение. Но этот взгляд обманчив. Любовь – главное в христианстве – на социальном уровне преобразуется в такие феномены как солидарность, соборность и общинность. Именно идея общинности является социальным лейтмотивом Нового Завета, который получает свое высшее выражение в первохристианской Иерусалимской общине.

Огромное значение имеет также изучение творений святых отцов, в которых социальным проблемам (в частности проблеме богатства и бедности) уделяется большое внимание. В частности, тема богатства и бедности, собственности милостыни глубоко разработана в творениях вселенского учителя православия св. Иоанна Златоуста [4]. Изучение наследия Златоуста может дать очень много для разработки соответствующего раздела христианской социологии. 

Конечно, создание христианской концепции общества невозможно без изучения и критики современных социологических теорий, а также христианского анализа современных тенденций общественного развития.

Наконец, одна из интереснейших задач христианской социологии – уточнение и осмысление судеб человечества в истории. Поэтому должен быть проведен христианский социологический анализ истории человечества. Но важно смотреть и в будущее. В этом смысле актуально исследование социального измерения эсхатологической проблемы.

Христианская социология только зарождается. Но думается, что перспективы этой молодой богословской науки очень широки.

 

Литература

 

1.                      Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: 2000. – 88 с.

2.                      С.Н. Булгаков. Христианская социология. // Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. –  М.: Астрель, 2007.  – С.813-854.

3.                      В.С.Соловьев. История и будущность теократии. Собр. соч. Т IV, С-Пб, 1914. – С.243-633.

4.                      Николай Сомин. Обижать заставляет любостяжание. Учение св. Иоанна Златоуста о богатстве, бедности, собственности и милостыне. - М.: Современная музыка. 2014, - 262 с.

5.                      Соловьев В.С. Из философии истории // Сочинения в двух томах. Т. 2.  М.: «Правда», 1989. – С. 323-343. 

6.                      С. Франк. Духовные основы общества. – М.: Республика. 1992. – 511с.

7.                      Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. –СПбю: Издательство «Русский остров», 2008. –400с.

8.                      Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология денежной цивилизации

9.                      Макарцев В.С. Православный социализм как альтернатива «глобализации по-американски» http://www.chri-soc.narod.ru/Mac_Alternativa.htm.

10.                  В.С. Соловьев. Оправдание добра. –М: «Республика».1996.  – 479 с.

 



[1] Булгаков строит христианскую социологию как раздел богословия. Он много рассуждает над  проблемой свободы человека,  и в то же время достаточно определенным статистическим закономерностям, выявленным социологами, и приходит к выводу, что данное мнимое противоречие объясняется ограничением человеческой свободы . Иначе говоря, Булгаков признает социологический взгляд на мир. Он рассматривает проблему государственного права, а также дает очерк святоотеческой имущественной этики в том  ключе, что святые отцы никогда не отрицали право собственности, но призывали к милосердию.

[2] Франк выстраивает  свою социальную теорию, отталкиваясь от основного для него факта – духовной основы общества, объясняющей его единство. Он долго рассуждает о «Я», «Ты», «Мы» и приходит к выводу, что  среди них нет первичного понятия – все они равноценны, что выражает фундаментальность самого понятия общества.  Однако одним из пунктов социологии Франка является необходимость для человечества частной собственности (что объясняется необходимостью ограды личной жизни).


К следующей главе

К предыдущей главе

К оглавлению

На главную страницу

Список работ автора

Rambler's Top100