Rambler's Top100

А. Г. Кирдяшкин

 

Проявление нетварных энергий в тварном мире

«Так убо всяк от вас, иже не отречется

всякого своего имения, не может быти

мой ученик. Добро есть соль: аще же

соль обуяет, чим осолится? Ни в землю,

ни в гной потребна есть: вон изсыплют ю.

Имеяй ушы слышати, да слышит»

(Лк. 14, 33-35).

 

Пути приобретения научных знаний

В познании вещественного мира действует не наш ум, а действует сам мир непосредственно на органы восприятия. Общий закон в познании мира: непосредственное откровение. Можно сказать, что познание есть опыт, то есть, не рациональное умственное представление, а непосредственное ощущение бытия. В процессе эксперимента, опыта сам объект исследования открывается нам, то есть само бытие (краткий конспект [1]).

Опыт – единственный источник истины: только опыт может научить нас чему-либо новому, только он может вооружить нас достоверностью. «…Я позволю сравнить науку с библиотекой, которая должна непрерывно расширяться, но библиотекарь располагает для своих приобретений лишь ограниченными кредитами, он должен стараться не тратить их понапрасну… Такая обязанность делать приобретения лежит на экспериментальной физике, которая одна может обогащать библиотеку. Что касается математической физики, то её задача состоит в составлении каталога. Если каталог составлен хорошо, то библиотека не делается от этого богаче, но читателю облегчается пользование её сокровищами» [1]. Великий французский математик и физик-теоретик Анри Пуанкаре продукту деятельности ума отводит вторую роль – роль составителя каталога (теории). Мы получаем знание через опыт, то есть через откровение исследуемого предмета, объекта, через откровения бытия тварного мира, естественного мира.

 

Пути приобретения знаний о Боге

Теперь перейдём к рассмотрению способа познания Бога, духовного мира. Эти вопросы детально исследованы митрополитом Вениамином (Федченковым) в замечательной книге «О вере, неверии и сомнении» [2] И прежде всего, остановимся на вопросе: откуда и как мы узнаём что-нибудь о Боге, о духовном мире? На это в вере и богословии давно установился ответ: из Откровения. Что это значит? Это значит, прежде всего, что не сам человек измыслил предмет веры, а откровения даны ему извне, от сверхъестественного бытия. Это значит, что не своим умом человек знает и понимает этот «другой» мир, а воспринимает его тоже опытом, непосредственным «чувством», воспринимающим действие открывающегося ему «иного» бытия.

На это восприятие «иного» бытия способны лишь «посредники» между миром земным и миром горним – святые. Но нам важен способ познания. Каков же этот способ? Явился Бог Аврааму; показал Себя, хотя и прикровенно, Моисею; апостол Павел слышал неизреченные глаголы при восхищении на «третье небо». То есть не умом это получено, а только непосредственным опытом. Не сам человек проник в иной мир, а ему было дано откровение о нём. Сам Бог открывал Себя достойным того людям. Сам Христос открывает и Себя и знание Своё о том мире ученикам.

Когда ученики не понимали Писания, то Христос каким-то таинственным способом «отверз им ум к уразумению Писания» (Лк. 24, 45). Это не обычное видение глазами – это внутреннее озарение, внутренне и воспринимающееся. Итак, и сверхъестественный мир так же непосредственно открывается людям, как и этот мир. Путь познания – через опыт [по 2].

С гносеологической точки зрения способы познания обоих миров тождественны. Разные лишь сами миры по своему содержанию, но путь познания один – откровение. Если уж естественный мир познаётся опытом или открывается, то тем более должно признать, что и сверхъестественный мир может познаваться не умом, а только открываться непосредственно.

Между научным и духовным опытом имеются различия. Естественные опыты могут повторить многие, а про сверхъестественный мир этого нельзя сказать: не всякий может получить непосредственное откровение. Но здесь определяющую роль имеет достоверность опыта. В науке также не все могут выполнить опыт и также доверяют учёным. В вере же достоверность засвидетельствована святыми, их святостью и мученичеством, и нет сомнений их достоверности. Посмотрите православный календарь и увидите, что каждый день поминают около десяти святителей, мучеников и страстотерпцев, засвидетельствовавших истины веры всей своей жизнью, «даже до смерти от богоборцев».

Познание человеком сверхъестественного мира осложнено невозможностью человеческого разума воспринимать всю сложность духовного мира. Это порождает наличие тайны. Поэтому откровения духовного мира имеют антиномичный характер. Антиномия – это когда в двух откровениях имеются противоположные смыслы. Сами же эти откровения человеку известны из его опыта. При осознании человеком смысла этих откровений тайна должна сохраняться. Познавая откровения духовного мира, при сохранении тайны, мы остаёмся в пределах благочестия.

Ниже покажем, как разрешилась антиномия о реальном соединении человека с Богом, о сопричастности Божественному естеству, которое совершенно недоступно, непознаваемо.

 

Об учении о реальном различении Божественной сущности и Божественных нетварных энергий

Священное Писание и Святоотеческие предания говорят только об одном свойстве Бога – его непознаваемой сущности. Бог по Своей сущности, по Своей природе остаётся нам недоступным. В то же время апостол Пётр говорит определённо, что люди – «причастники Божеского естества». И опытно установлено, что святые – сопричастники Божественному естеству. «Таким образом, реальное соединение с Богом и вообще мистический опыт ставит христианское богословие перед вопросом антиномичным, вопросом доступности недоступной природы». [3]

Этот вопрос решался Православной Церковью в течение 13,5 веков. «Разбирая смысл слов апостола Петра «причастники Божеского естества», святой Григорий Палама (в диалоге «Феофан») утверждает, что это выражение характерно антиномичное, что и роднит его с Троичным догматом: как Бог одновременно – Один и Три, так и о Божественной природе следует говорить как об одновременно несообщаемой и в известном смысле сообщаемой; мы приходим к сопричастности Божественному естеству, и, однако, оно остаётся для нас совершенно недоступным. Мы должны утверждать эти положения и сохранять их антиномичность как критерий благочестия. …Антиномично всякое высказывание в учении о Боге: оно не исключает различие, но не допускает в Божественном существе ни отлучения, ни дробления» [3].

Необходимость догматически обосновать возможность соединения с Богом заставила сформулировать учение о реальном различии Божественной сущности и Божественных нетварных энергий, Божественных действий. «Божественные нетварные энергии не сотворены, не созданы из «ничего», но превечно изливаются из единой сущности Пресвятой Троицы. Нетварные энергии, в которых Бог себя проявляет вовне, это Сам Бог, но не в своей сущности. Они преизбыток Божественной природы, которая не может себя ограничить, которая больше сущности. Нетварные энергии раскрывают нам некий образ бытия Пресвятой Троицы вовне её непреступной сущности» [3].

Нужно различать в Боге единую Природу, три Ипостаси и нетварную энергию, которая из природы исходит, но в своём проявляющемся излиянии от неё неотделима. Бог, неприступный по Своей природе, присутствует в Своих энергиях. Бог в Своих энергиях не умаляется. Он всецело присутствует в каждом «луче» Своего Божества. Воля–хотение Пресвятой Троицы сотворила нетварными энергиями всё для того, чтобы всё тварное могло вступить в соединение с Богом через эти же энергии.

По учению Дионисия Ареопагита, энергии раскрывают бесчисленные имена Божии: Премудрость, Жизнь, Сила, Правосудие, Любовь, Бытие, Бог – и бесконечное количество других имён, которые остаются нам неизвестными, ибо мир не может вместить всей полноты Божественного проявления, раскрывающегося в энергиях. Божественные имена, как и энергии - бесчисленные, но природа, которую они раскрывают, пребывает неименуемой, непознаваемой: мрак сокрытый преизобилием света [3].

Нетварные энергии пронизывают весь тварный мир, являются причиной его существования. Но нетварные энергии не обусловлены существованием тварного мира, хотя Бог творит и действует через свои энергии и пронизывает всё существующее. Тварного могло и не быть, Бог тем не менее проявлял бы себя вне Своей сущности, т.е. нетварными энергиями. Тварный мир, сотворённый совечными Богу Божественными энергиями, не становится бесконечным. Нетварные энергии не предполагают необходимости сотворения. Сотворение тварного мира является свободным актом, выполненным Божественной энергией, по предопределению общей воли Лиц Пресвятой Троицы. Что касается самого проявления Божественных энергий, то оно вечно - это слава Божия.

Различие между сущностями и энергиями – основа православного учения о благодати – позволяет сохранить подлинный смысл выражения апостола Петра: «причастники Божественного естества». Это соединение с Богом в его энергиях, или соединения по благодати, «причащающей» нас Божественному естеству, но наше естество не становится от этого Божественным. В состоянии обόжения мы по благодати, то есть посредством нетварных энергий, обладаем всем тем, чем обладает Бог по своей природе, кроме тождества с Его природой (конспект [3]).

 

Проявление нетварных энергий в тварном мире

Мир тварный после Голгофы носит в себе новое тело, обладающее нетварной, неограниченной полнотой, которую мир не может вместить. Это тело есть Церковь. Она содержит преизобилие Божественных нетварных энергий, которыми и ради которых был создан мир.

«Только в Церкви, в едином Теле Христовом они сообщаются, подаются людям Духом Святым; именно в Церкви энергии – это благодать, в которой тварные существа призваны соединиться с Богом. Вся вселенная призвана войти в Церковь, стать Церковью Христовой, чтобы по совершению веков, преобразиться в вечное Царство Божие» [3].

Из-за невозможности человеческого разума воспринять всю сложность сотворения Пресвятой Троицей Божественными нетварными энергиями тварного мира возникает тайна и тварного мира. Следовательно, познание тварного мира также имеет ограничение. Подтверждением этого является тайна сущности тварных энергий, созданных нетварными энергиями. Человечеству неизвестны сущности магнитной, электрической, гравитационной, тепловой энергий. Мы можем только количественно оценить их по проявлениям воздействий их на вещественный мир, но природа, сущность их остаётся неизвестной, тайной. Эта тайна имеет охранительный характер. Знание сущности тварных энергий повлечёт за собой самоуничтожение человечества. Например, при знании сущности гравитационной энергии, двигатели внутреннего сгорания и т.п. будут заменены. Для хозяйственных нужд будет использоваться гравитационная сила. Из-за неравномерного, неуправляемого пользования человеком гравитационной силой в своей жизнедеятельности по всей поверхности Земли возникнет неустойчивость гравитационного поля Земли, изменится положение центра симметрии гравитационного поля Земли, и Земля изменит свою орбиту вращения вокруг Солнца. Это повлечёт за собой изменение климата и гибель человечества.

Человечество может получать о тварном мире только такие фундаментальные знания, которые имеют охранительный характер, которые благословлены Пресвятой Троицей. «Вне Церкви нетварные энергии действуют как внешние определяющие причины, как Божественные произволения, созидающие и охраняющие тварное бытие» [3].

Бог создал всё своими энергиями. Нетварные энергии пронизывают тварный мир, являются причиной его существования, вступают в отношение с тем, что не есть Бог, которое по воле Божией и приводят к бытию. По воле-хотению Пресвятой Троицы нетварными энергиями тварный мир поддерживается в его существовании в рамках закономерностей этого мира, контролируется, можно сказать, ремонтируется, фиксируется в Божественной памяти о всех процессах его существования, во всех его масштабах проявления. Каждый человек абсолютно известен в своём строении, «записан» в Божественной памяти. Человек в своём телесном виде по воле-хотению Пресвятой Троицы будет воскрешён нетварными энергиями. Живущим в святости людям (святым) Богом даётся доступ к информации, то есть знание о прошедшей жизни людей, их судеб, помыслов. Это – достоверный факт, многократно подтверждённый жизненным опытом святых.

Тварное всегда изменчиво во времени – это свойство тварного мира. О постоянстве тварного мира можно говорить в рамках постоянства закономерностей его существования. Постоянство тварного мира возможно при его непрерывной коррекции нетварными энергиями. Тварный мир – не самодостаточен.

В процессе осознания догмата о нетварных энергиях, Отцами Церкви было отмечено, что вещество тварного мира есть сумма, сорастворение, сочетание, синергия тварных энергий. Экспериментальные данные вещественного мира соответствуют этому выводу: при радиоактивном распаде выделяется тепловая энергия и испускаются α, β, γ, β+ излучения; при синтезе ядер высвобождается ещё большее количество энергии, например, при образовании 1 г. гелия высвобождается энергия порядка 200 МВт∙× ч. Космическое межзвёздное и межпланетное пространство не просто заполнено разреженными элементами, элементарными частицами, и представляет собой не просто пространство электромагнитных излучений и гравитационного поля. Нетварные энергии пронизывают весь тварный мир, пронизывают космос. Будучи бесконечным источником тварных энергий, Божественные нетварные энергии недоступны человеку.

Выше было сказано о причинах возникновения тайны, и тайной является сотворение Пресвятой Троицей Божественными нетварными энергиями тварного мира. Но тайной являются и сущности тварных энергий, сотворённых нетварными энергиями. Обнаружить сущность первопричины возникновения материи опытом, в котором основные «инструменты» – тварные энергии (магнитная, электрическая, гравитационная, тепловая), не известные по своей сущности – невозможно. Цель же этих опытов – доказать самодостаточность вещественного мира, отсутствие Творца-Бога.

«Бог есть дух» (Ин 4, 24) – сказал Господь жене самарянке у колодца Иакова. Каждое откровение Господа имеет жизненное и нравственное приложение. Догмат о Божественных нетварных энергиях указывает, что Бог присутствует в Своих энергиях и всецело открывает Себя в них. Божественные нетварные энергии пронизывают весь тварный мир, и нас, православных. Это означает, что Богу известны все наши дела, мысли, слова за всё Время нашей жизни. Бог всегда с нами, в нас. Потому и Святитель Филарет митрополит Московский в своей молитве просит: «… научи меня молиться, Сам во мне молись». Нам, православным, нужно всегда помнить об этом и всегда жить во Страхе Божием.

 

Тварный мир и вопрос о собственности

И вот такой тварный мир дарован в пользование человеку. По Воле Божией человек живёт в обществе, и тварный, вещественный мир дарованы Богом человеческому сообществу. Так же Богом человеку дарована свобода воли в выборе способа использования человеческим обществом тварного мира. Исторический опыт выработал, в основном, две формы использования тварного мира: в форме общественной, государственной собственности и в форме частной собственности.

Общественная собственность – это часть тварного, вещественного мира, присвоенная сообществом людей, государством в общее пользование. Как выше сказано, тварный, вещественный мир дарован Богом человеческому сообществу.

Частная собственность – это присвоенная отдельным человеком часть вещественного мира, сотворенная нетварными Божественными энергиями, ими поддерживаемого в его существовании, дарованного всем людям. Как было сказано выше нетварные энергии исходят из природы Бога, но в своем проявляющемся излиянии от неё неотделимы, они пронизывают всё существующее. Можно сказать, что частными лицами присваиваются и нетварные Божественные энергии вместе с частью тварного мира. Святитель Лука (Войно–Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский указывал: «Безмерно велико совершенное революцией уничтожение экономических основ зла общественного и зла индивидуального». Таким образом, частная собственность есть экономическая основа зла общественного и зла индивидуального.

Сын Божий Иисус Христос указывает, какая форма собственности Богоугодна: «Так всякий из вас, кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить её? Ни в землю ни в навоз не годится; вон выбрасывают её. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 14, 34, 35). Если человек откажется от своего богатства, то ему будет прощен грех сребролюбия, стяжательства. Ученик Иисуса Христа – это тот, кто отрёкся от стяжания богатства, тот, кто за общественную собственность. Стяжатель и сребролюбец, утративший дух Божий («соль потеряет силу») будет изгнан вон из Стада Христова («вон выбрасывают её»). У святителя Иоанна Златоуста можно найти следующее высказывание относительно общественной формы собственности: "Поэтому если наши блага принадлежат общему Владыке, то они в равной степени составляют достояние и наших сорабов: что принадлежит Владыке, то принадлежит вообще всем" (Собр. соч., т. XI, стр. 704, второй полутом). Опираясь на слова Евангелия и святителя Иоанна Златоуста, можно заключить, что общественная форма собственности угодна Богу.

В зависимости от того, какую форму собственности примет общество (общественную или частную), будет соответствующее форме собственности социальное устройство. Эта зависимость подтверждается историей смен форм собственности в России [4]. Если в основу социального устройства человеческого общества положена общественная, государственная собственность на орудия и средства производства, на землю и недра, в этом случае будет государство социальной справедливости, социального благополучия, основа которого – Православный социализм. Социалистическое общество – высоконравственное общество, которое развивает в согражданах самые высокие нравственные качества и свойства человека. Духовно–нравственной основой такого общества для России является православное вероисповедание. Православную Церковь государство будет оберегать от всякого рода масонских и троцкистских влияний, ибо устойчивость государства, основанного на общественной собственности, зависит от нравственности народа.

Опыт социалистического государства СССР показал: даже при партийной власти, исповедующей материалистический атеизм, духовно-экологически опасное для человечества мировоззрение, нравственность народа была высокой и основывалась по своей сути на заповедях Божиих. Искоренялась только заповедь о любви к Богу: требовалось любить партию и её вождей. Нравственно разложившаяся партийная верхушка, пожелавшая иметь и власть, и собственность, предала народ. Это было преступлением перед народами СССР и перед всем человечеством.

Если сообщество людей примет частную форму собственности, то социальное и государственное устройство, обслуживающие частную собственность, будет направлено на служение мамоне, врагу рода человеческого и Бога, использующее самые низкие нравственные наклонности человека – таков капитализм. Капитализм не просто использует самые низкие свойства человека, но и активно внедряет их в общество и отдельного человека. Эгоистические наклонности возводятся в разряд нормальных и полезных для человека и общества. Личность разрушается. Частная собственность в своём проявлении в жизнедеятельности общества, основанного на ней, является объектом, который окормляет лукавый, порождая через частную собственность зло общественное и зло индивидуальное. По сути, капитализм уничтожил христианство в Европе. Фактически, капитализм внедрён врагами Бога с целью самоуничтожения человечества.

Опыт хозяйственной деятельности в России при различных формах собственности в условиях отсутствия колонизаторского грабежа и валютно-финансовых агрессий на зарубежных рынках показал, что безнравственный деградирующий капитализм абсолютно неконкурентоспособен с высоконравственным созидательным социализмом [4].

Таким образом, в основу социального устройства человеческого общества и государства, стремящегося к служению Богу, должны быть положены общественная, государственная собственность на орудия и средства производства, на землю и её недра и православное самосознание русского народа, т.е. нужен Православный социализм.

 

Литература

1) Анри Пуанкаре. О науке. Москва, Наука, 1990, 735 с.

2) Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. Санкт-Петербург, издательство «Нева-Ладога-Онега», Москва «Русло», 1992, 220 с.

3) Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие, Москва, Центр СЭИ, 1991, 288 с.

4) Кирдяшкин А.Г. Закономерности смены форм собственности. Интернет сайт «Православный социализм», http//chri-soc.narod.ru., 28.06.2015.



На главную страницу

Rambler's Top100