Rambler's Top100

Точка опоры

 

Игорь Клюев

 

Каждый, кто слышит совесть, не может смириться с чудовищным устройством общества – богатым всё, а бедным битым, нести на своей шее небитых богатых. И какие бы кризисы и войны не наступали – богатые богатеют, бедные – беднеют.

И стоит лишь поднять голос об этом – как тычут тебе в глаза печальным опытом неудачи советского эксперимента. Но потому он и оказался в итоге провальным, что не Отцами церкви руководились реформаторы, а атеистом Марксом и другими не божьими людьми. Что не к построению Царства Божьего на земле стремились, - «…да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли…» - а к материальным благам. И к культуре, конечно – советская наука и культура многого достигла. Но утратив связь с Вертикалью духа измельчилось советское общество до зависти десяткам видов колбасы на полках магазинов… Помню эту позорную зависть в речах односельчан в Сибири, во второй половине восьмидесятых. Грубое мещанство советского народа восьмидесятых привело к предательству такими жертвами достигнутой социальной справедливости. Да, по сравнению с современностью, разрыв даже между советской номенклатурой и средним уровнем достатка был ооочень далёк от разрыва средней руки чиновника и топ-менеджера госкорпорации от остальных людей. Не должно так быть.

А что делать? Грабь награбленное? Забрать и поделить? Нет, конечно. Обращаться к истокам идей православного социализма, к Иоанну Златоусту.

Давайте вместе прочитаем завершение третьего раздела пятнадцатой беседы «толкования на Евангелие от Иоанна» святого с золотыми устами:

«Он для того и принес нам учение свыше, с небес, чтобы вознести туда нашу мысль, чтобы мы сделались, по мере сил своих, подражателями своего Учителя. А как нам, скажешь, сделаться подражателями Христу? Делая все для общего блага и не ища своего. «Ибо и Христос», сказано, «не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим. 15:3). Никто пусть не ищет своего. А пусть, ища своего, всякий имеет в виду ближних; что — наше, то — и их. Мы одно тело и члены и части друг друга (Рим. 12:5). Не будем же в отношении друг ко другу, как разделенные. Пусть никто не говорит такой–то мне не друг, не родственник, не сосед; у меня нет ничего общего с ним: как мне приступить к нему? Как начать разговор? Если он и не родственник, не друг тебе, — все же он человек, одного с тобою естества, имеет одного Владыку, со-раб, сожитель, — так как живет в одном с тобою мире. А если еще содержит одну веру, то вот он и член твой. Какая дружба может произвести такое единение, как сродство веры? Мы должны показывать не такую близость, не такое иметь общение между собою, как друзья с друзьями, а как члены с членами. Другого высшего дружества и общения, чем это, не найдет никто никогда. Ты так же не можешь говорить: откуда у меня близость и связь с таким–то, как не можешь сказать этого о своем брате, потому что это было бы смешно. «Все мы крестились в одно тело», — сказано (1 Кор. 12:13). Для чего «в одно тело»? Для того, чтобы не разделяться, но взаимным согласием и дружеством сохранять связь всего тела. Итак, не будем презирать друг друга, чтобы не пренебречь самих себя, — потому что сказано: «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29). Для этого Бог дал нам один дом — мир этот; разделил все поровну: одно для всех возжег солнце, распростер один кров — небо; устроил одну трапезу — землю; дал и другую трапезу, которая гораздо важнее этой, но также одну: соучастники таинства знают, что я говорю; даровал всем один духовный образ рождения; у всех нас одно отечество на небесах; все пьем из одной и той же чаши. Ни богатому Он не дал ничего больше и драгоценнее, ни бедному ничего меньше и малоценнее; но всех равно призвал, и как плотские, так и духовные (блага) равно сообщил. Отчего же такое неравенство в жизни? От любостяжания и высокомерия богатых. Но, братья, да не будет впредь этого. Так как у нас есть нечто общее и необходимейшее, что соединяет нас во едино, то не будем разделяться из–за  дел земных и ничтожных, — разумею богатство, бедность, плотское родство, вражду, дружество. Все это тень, еще ничтожнее и тени для тех, которые соединяются узами высшей любви. Будем же сохранять эти узы неразрывными, и никакой хулой дух не сможет проникнуть в нас, чтобы разрушить такое единение. Итак, да будет оно во всех нас, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Если будем последовательны, ответим на ряд вопросов:

- Иоанн Златоуст – святой? Авторитет Церкви – несомненно, да;

- Он верно толкует Евангелие, слова Божии? – и здесь верующие и знающие люди согласятся;

- говорит, что все мы крестились в одно тело и при этом видим неравенство в жизни по причине любостяжания и высокомерия богатых? – говорит;

- любостяжание и высокомерие – грех? – да;

- грехи нужно преображать в добродетели? – несомненно;

- общество греховное нужно менять на построенное на божеских, а не греховных устоях? – и вот здесь начинается наше малодушие…



На главную страницу

Rambler's Top100