Круглый стол: В.С. Макарцев - Сомин Н.В. Дискуссия по статьям последнего

 

Макарцев Вячеслав Степанович, из письма к Сомину Н.В. от 13.02.04

Прочитал Ваши статьи. Материал очень обстоятельный. Не совсем согласен относительно того, что "доктрина имущественной этики" Климента Александрийского - ориентир для новоначальных. В Церкви буквально с первых дней шла борьба между пшеницей и плевелами, как и Господь говорил об этом в притче. Чтобы отбить у плевелов часть новоначального стада, святители не отрицали эту доктрину с ходу, прислушиваясь к Господу: "не вливают вина молодого в мехи ветхие". Но с самими носителями этой концепции шла жесточайшая борьба. Вот как об этом пишет Иоанн Кассиан Римлянин:

"Итак, род жизни киновитян получил начало со времени апостольской проповеди. Ибо таким было всё множество верующих в Иерусалиме, которое в Деяниях Апостольских описывается так: у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду (Деян. 4, 32, 34, 35). Такова была тогда вся Церковь, каких ныне с трудом, весьма мало можно найти в киновиях. Но когда после смерти Апостолов начало охладевать общество верующих , особенно те, которые из иноплеменников и разных народов присоединились к вере Христовой, от коих Апостолы, по их невежеству в вере и застарелым обычаям языческим, ничего больше не требовали, как только воздерживаться от идоложертвенного и крови, блуда, удавленины (Деян. 15, 29); и когда свобода, предоставленная язычникам по причине слабости их веры, начала мало по малу ослаблять соврешенство и церкви Иерусалимской, и при ежедневном возрастании числа из туземцев и пришельцев горячность первой веры стала охладевать; то не только обращавшиеся к вере Христовой, но и предстоятели церкви уклонились от прежней строгости. Ибо некоторые, позволенное язычникам считая позволительным себе и для себя, думали, что они не потерпят никакого вреда, если при имуществе и богатстве своём будут содержать веру и исповедание Христа. А те, у которых ещё была горячность апостольская, помня о прежнем совершенстве, удаляясь из своих городов и общения с теми, которые считали позволитетельным для себя и для Церкви Божией распущенную жизнь, стали пребывать в местах подгородных и уединённых, и что было установлено Апостолами вообще для всей Церкви, в том начали упражняться всякий сам по себе".
"Отсюда последовало, что по совместному жительству они стали называться киновитянами, а кельи и и местожительство их - киновиями. Следовательно, этот только род монахов был самый древний, который не только по времени, но и по благодати есть первый... Следы этого даже ныне мы видим в отдельных киновиях. От этих совершенных, как бы от плодовитого корня, после произошли цветы и плоды святых анахоретов".

" Когда христианская Церковь имела эти два рода монахов и когда это звание мало-помалу стало приходить в худшее состояние, возник тот самый худший и неверный род монахов, или скорее выросло то ожившее вредное насаждение, которое, в начале Церкви происходя от Анания и Сапфиры было посечено строгостью Апостола Петра, и которое между монахами столь долго считалось гнусным и отвратительным, ни у кого не было в употреблении, пока продолжался запечатленный в памяти верных страх того строго суда, по которому блаженный Апостол указанных виновников нового злодеяния не стал исцелять покаянием и удовлетворением, но поразил гибельное произрастание скорой смертью. Но когда этот пример строго наказания Анании и Сапфиры мало-помалу , по долгой беспечности и по древностьи времени, вышел у некоторых из мыслей, то появился этот род сарабаитов. Происходя из числа тех, которые желали лучше принять личину евангельского совершенства, нежели истинно приобрести его, они отделялись от сожительства в киновияхи заботились всяк о своих нуждах, и потому на египетском языке названны сарабаитами (Romoboth или Remoboth renuitae, то есть отвергающие иго подчинённости игумену и правила монашеского общежития, живущие по своей воле, на своём иждивении). Возбуждаемые соревнованием или похвалами тех, которые нестяжательность Христову предпочли всем богатствам мира, они, будучи вынуждены необходимотью вступить в это звание и думая считаться монахами только по имени, без всякого усердия к подвигам, никак не принимают благоговения киновийского, не подчиняются воле старцев, не принимают их наставлений, не учатся отсекать свою волю, от правильной учёности не принимают никакого правила здравой рассудительности, но отвергая мир только напоказ, по человекоугодию, остаются в своих жилищах, связанные теми же занятиями, или, строя себе особые кельи и называя их монастырями, живут самочинно, по своей воле, никак не подчиняясь евангельским заповедям, чтобы не предаваться никаким заботам о ежедневном пропитании, никаким развлечением домашними делами. Это исполняют лишь те, которые, отказавшись от всякого имущества мирского, так подчинились настоятелям, что не считают себя господами себе, а сарабаиты которые, уклоняясь от строгости киновийской, живут по двое и по трое в кельях, не довольствуясь попечением аввы и не подчиняясь его власти, но заботясь особенно о том, чтобы, освободившись от ига подчинённости старцам, иметь вольность исполнять свою волю, выходить куда бы ни вздумалось и делать что угодно, - днём и ночью изнуряют себя поденными работами даже больше, нежели живущие в киновиях, но не с той верою и не с тем намерением. Ибо они это делают не для того , чтобы плод своего труда передать в распоряжение эконома, но чтобы приобрести деньги, которые сберегают. Смотрите, какое различие между ними (то есть киновитянами и сарабаитами). Те, нисколько не думая о завтрашнем, с благодарность приносят Богу плоды своих трудов; а эти, не только на завтра, но и на многие годы вперёд простирая заботы без веры, считают Бога лживым или неимущим, как будто он обещанного ежедневного пропитания и одежды доставить им не может или не хочет. Те стараются жить в несотоятельности и нищете, а эти - приобрести полное обилие всех благ. Те ревностно стараются в ежедневных работах сделать ещё сверх назаначенного урока, чтобы из того, что будет превышать потребность монастыря, по распоряжению аввы отдавать в темницы, или странноприимницы, или больницы, или нуждающимся; а эти стараются о том, чтобы то, что превышает ежедневное пропитание, употреблять на роскошные удовольствия или, по крайней мере, сберегать по сребролюбию. Наконец, если, положим, что они собранное не с лучшим намерением могли бы употребить лучше, то и это не равнялось бы с заслугою и совершенством киновитян. Ибо последние, принося монастырю столько доходов и ежедневно отдавая их, живут в таком смирении и подчинении, что отказываются от власти распоряжаться как собою, так и приобретённым собственными трудами, постоянно возобновляя горячность первого самоотвержения, когда ежедневно лишают себя своих трудов. А сарабаиты, превозносясь тем, что подают кое-что бедным, ежедневно стремяться к погибели. Тех терпение и строгость, по которой они так благочестиво пребывают в принятом однажды звании, что никогда не исполняют своей воли, - ежедневно делают распявшимися этому миру и живыми мучениками; а этих холодность воли живыми низвергает в ад. Итак, эти два рода монахов в этой области сопреничают между собою почти равной численностью". ( КИоанн Римлянин. Писания. Восемнадцатое собеседование.) В христианском мире нет пути Марфы и Марии, ибо обе они стали киновитянами, коммунарами великой Общины Ангелов - Апостольской Киновии. Существует лишь готовность сразу следовать за Христом, как Мария, или с воздыханием, с оглядкою, как Марфа, которая, в конце концов, возлюбила Христа как Мария. Есть лишь путь в Общину Ангелов апостольский и путь Анании и Сапфиры, которые оставили кое-что из своих богатств, не надеясь на Бога , и этот путь маскируется под путь Марфы. В главе "Предлог к оправданию тех, которые не хотят оставить своё имущество", Иоанн Кассиан Римлянин пишет: "Такие стараются в свидетельстве Св. Писания найти себе повод к прежнему корыстолюбию. Превратно толкуя, силятся извратить изречение Апостола, или лучше Господа, и приноровить по своему желанию, приспосабливая к смыслу Св. Писания не свою жизнь или разум, а, делая по желанию своей страсти натяжку, хотят, чтобы Св. Писание согласовывалось с их мнением, и говорят, что написано: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20,35). Превратным толкованием этого они думают ослабить следующее изречение Господа: если хочешь быть совершенным, поди, продай имение твоё, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19,21) Думают, что они под этим предлогом не должны оставлять своё богатство, и считают себя блаженными, если, обеспечив себя запасным богатством, от избытка его уделяют и другим; поскольку стыдятся принять с Апостолом славную нищету ради Христа и не хотят довольствоваться трудами рук и ... умеренностью".


Сомин Николай Владимирович, из письма к В. Макарцеву от 16.02.04

Что касается того, что доктрина Климента Александрийского для новоначальных, то это не мое мнение, а мнение великого Златоуста. Хотя явно он об этом не говорит, но для новоначальных предлагает именно те требования, какие выдвигает Климент. У Златоуста тема собственности и богатства – тема номер один. Текстов - огромное количество. Среди них есть такие вдохновенные, как комментарий к «Деяниям» (их Вы приводите в своих работах). Но есть и другие (и их большинство) – в духе Климента. Если богословы-апологеты частной собственности замалчивали первые, то нам негоже замалчивать вторые. Нужна обобщающая точка зрения на его концепцию, взгляд, позволяющий уверенно трактовать любые тексты Златоуста. Я достаточно долго ломал голову над этим ребусом. И пришел к выводу, что этот взгляд – «двухэтажная» концепция: святителем высказывается принципиальный взгляд о благодатности общей собственности, но ради икономии для новоначальных планка требований снижается. Тем более, что ключ к такой расшифровке воззрений Златоуста дает сам святитель. Это его «икономические тексты», построенные по схеме: «да, хорошо жить, как жили первохристиане, но тебе такая жизнь трудна; не можешь отдать всего? так отдай половину или треть, или даже десятую часть; не можешь и этого? так хотя бы не воруй, не будь хищником и не прилепляйся к богатству». Для Златоуста – великого пастыря – такой взгляд органичен.

Мне подход Златоуста кажется более христиански корректным, чем Ваша концепция противопоставления «двух церквей» - «киновийной» и «сарабаитской». Безусловно, Вы правы в том, что идет война между силами добра и силами зла, и один из фронтов – собственность. И путей только два: первый - к общинной жизни без собственности (а в условиях «мира сего» – общей собственности), и второй - к стяжанию богатства, которое в личном плане порабощает и вытравляет человеческий облик, а в общественном – уже на земле превращает социум в ад. Но есть «но», которые не позволяют так ригористично делить на белое и черное.

Во-первых, путь к совершенству долог и труден. В одночасье стать святым невозможно – грех приходится «выдавливать по каплям». А потому есть огромный «третий мир» - людей которые в силу многих причин – и личных и общественных – не могут достаточно далеко продвинуться по первому пути, но и не бегут сломя голову по второму. Им-то, «новоначальным», и старается помочь Златоуст, временно снижая планку, но в то же время рисуя им идеал, к которому нужно стремиться. Заметьте, доктрина Климента – не худшая. Она имеет свои достоинства и занимает срединное положение между «киновойно-общинным» взглядом, которого мы с Вами оба придерживаемся, и богатством, как положительной христианской ценностью (о «трех парадигмах» я Вам выслал статейку: «Основные христианские доктрины о богатстве и собственности»). Хотя наши батюшки – крепкие собственники, им чужда мысль об общине первоапостольского типа, но они и не бегут сломя голову за богатством. Это – «срединное царство», олицетворяемое доктриной Климента. И царство это огромно и многообразно, и именно за него борется Златоуст. Беда в том, что климентовская концепция позже стала рассматриваться как норма, как полное церковное учение, а подлинные идеалы, особенно идеал общественный, были забыты. Но у Бога все на строгом учете. Бог долготерпит, но в конце концов наказывает, причем строго. Это наказание и настигло Церковь в лице большевиков.

И тут мы подходим к «во-вторых». Церковь XX в. дала множество мучеников. Но заметьте: буквально все из полторы тысячи канонизированных батюшек, воспитанные в семинариях и академиях, проповедывали именно Климентовское отношение к богатству. Кстати, канонизирован и о. Иоанн Восторгов – апологет частной собственности и ярый противник социализма. Так как с ними быть? Деканонизировать? Нет, это означает другое - то, что водораздел часто проходит посредине души человеческой, и будучи в каком-то одном аспекте совершенными и смело идущими за Христом, люди в другом аспекте остаются на новоначальном, граничащем с язычеством уровне.

Макарцев Вячеслав Степанович, из письма к Сомину Н.В. от 21.02.04

Это не моя "концепция противопоставления «двух церквей» - «киновийной» и «сарабаитской». Впервые ее озвучил Господь в притче о пшенице и плевелах. Затем ее применительно ко времени осветил Иоанн Кассиан Римлянин в том отрывке, что я Вам выслал. Вы пишите, что путь к совершенству долог и труден, а Иоанн Златоуст размышляет иначе: "это страшит нас больше, чем прыгнуть в открытое море". Да и те, что вступали в общину Ангелов, в подавляющем большинстве своем были неофитами очень короткое время. А те, что принимали решение стать христианами и вместо принятого крещения отдавали свою жизнь? Не согласен я с Вами: 2000 лет очень большой срок. За это время пора выйти из возраста неофитов. В России до 1917 подавляющее большинство русских было крещено во младенчестве. О каких неофитах здесь может идти речь? Доктрина Климента - доктрина фарисеев. "Срединное царство" - царство фарисейства, в лучшем случае - Лаодикийская церковь.


На главную страницу


На Круглый стол
Rambler's Top100

Реклама от Яндекс
отель Фореста . установка имплантов . Выбрать офис на час виртуальное рабочее место.
мешки для пылесоса бош
Hosted by uCoz