Rambler's Top100

Поддержит ли КПРФ христианский социализм?

 

Вячеслав Макарцев


В нашей Церкви есть немало людей, полагающих, что христианский социализм  - это «замысел Божий о русском народе... тот идеальный образ, к которому должен стремиться наш народ в истории». Но все-таки, как бы мы здесь не крутили, социализм относится к сфере социально-экономической, то есть непосредственно связан с политикой. Церковь сама, без участия государства, без посредства определенных политических сил не в состоянии возводить общественное здание христианского социализма. И тут возникает законный вопрос: а есть ли на политическом небосклоне России силы, могущие поддержать стремление части православных христиан к христианскому социализму? Сегодня лишь две партии реально влияют на политический процесс: «Единая Россия» и КПРФ. «Единая Россия» никогда не высказывала своего положительного отношения не только к христианскому социализму, но и к социализму вообще. КПРФ постоянно заявляет о том,  что ее цель – построение социалистического общества, но о его христианском наполнении она не говорит ни слова, хотя среди ее членов немало православных верующих, в большинстве своем приверженных идее христианского социализма. Есть, правда, еще молодая партия «Справедливая Россия», которая много говорит о социализме, но это скорее российский вариант «шведского социализма». ЛДПР можно исключить сразу: ее имидж – воинствующий антикоммунизм. «Теневые» националистические группки, претендующие на роль партий, можно не брать в расчет даже в случае их восхождения на политический олимп: никакой реальной социально-экономической программы у них не было, нет и, вероятнее всего, не будет.
Даже беглого взгляда достаточно для того, чтобы сделать вывод: поддержать идею христианского социализма может лишь КПРФ. Конечно, предвидим возражения: в КПРФ довольно много атеистов и значительную часть их можно отнести к воинствующим. Да, это так. Но в программных документах КПРФ нет и намека на то, что идеологическим стержнем партии является воинствующий атеизм. Сегодня в партию свободно принимают верующих людей. Среди членов КПРФ есть православные люди, которые активно выражают свою позицию. Да и атеизм большей части членов КПРФ, как на наш взгляд верно замечают некоторые исследователи, является по большей части обыкновенным язычеством. Немаловажным обстоятельством является то, что лидер КПРФ Геннадий Зюганов неоднократно заявлял о том, что Русской Православной Церкви принадлежит особая роль в созидании духовного фундамента русского народа. В интервью газете «Русь Православная» Геннадий Андреевич говорит: «...Сейчас впервые за последние три столетия мы имеем реальный шанс восстановить симфоническое единство наших духовных и государственных традиций. Теперь мы уже слишком хорошо знаем, сколь тяжким может быть иго бездуховной государственности, слишком хорошо чувствуем, какую страшную нравственную цену приходится платить за утерю идеалов, способных придать нашему соборному, национальному и общественному бытию священный, вечный и непреходящий смысл». Это очень важный момент: лидер КПРФ говорит о симфоническом единстве «наших духовных и государственных традиций», чтобы «придать нашему соборному, национальному и общественному бытию священный, вечный и непреходящий смысл».  Такое впечатление, что эти слова произносит верующий человек. Далее Геннадий Андреевич уточнил: «При сохранении нынешнего режима никакая симфония, конечно, невозможна. Но она станет вполне достижима, если ему на смену придет патриотическая, национально-ориентированная русская власть. А для этого необходим союз всех здоровых сил, в том числе наш союз с православно-патриотическим движением. Для современной России значимость такого союза определяется тем, что за последние годы Русская Православная Церковь вновь стала в нашем обществе одним из главных гарантов национального единства, общепризнанным защитником исконных народных святынь и тысячелетних традиций, хранителем и проповедником вечных ценностей православной духовности и христианского патриотизма. На протяжении долгих столетий православие являлось духовной опорой нашего национального, общественного и государственного бытия. Ему русский народ обязан многими своими замечательными душевными качествами: милосердием и мужеством, терпением и стойкостью, незлобием и любовью. Высокие религиозно-нравственные идеалы христианства, из поколения в поколение формировавшие и воодушевлявшие наше национальное самосознание, определили его соборный, державный характер. Сегодня такое облагораживающее влияние нам особенно необходимо».
Сегодня КПРФ переживает ответственный момент: идет обсуждение новой редакции Программы КПРФ. Верующих из числа членов и сторонников КПРФ привлекло внимание изменение положения Программы, где речь идет об отношении к Церкви. Свою обеспокоенность изменением этого пункта мы выразили в статье «За стратегическое сотрудничество». Статья была опубликована в газете «Советская Россия», ее обсуждение состоялось и на форуме КПРФ по адресу  http://forum.kprf.ru/viewtopic.php?p=437924#437924 В статье мы, в частности, пишем: «Общеизвестно, что сегодня в КПРФ немало верующих, а среди сторонников КПРФ их просто очень много. Естественно, что та часть проекта Программы КПРФ, где говорится об отношении к Церкви, к православию, нам не безразлична. Сразу же обращает на себя внимание то, что в проекте новой программы отношение к Церкви значительно прохладнее того, что имеет место в действующей программе. В действующей программе записано, что КПРФ «будет добиваться уважения» к православию, а в проекте предлагается, что КПРФ «будет добиваться... следовать принципу отделения церкви от государства и школы от церкви». Конечно, это будет делаться «при уважении православия, других традиционных религий народов России», но разница существенная: «добиваться уважения» и «добиваться... следовать принципу отделения церкви от государства и школы от церкви при уважении». Учитывая то, что в нашей истории уже были периоды, когда Коммунистическая партия последовательно «добивалась... следовать принципу отделения церкви от государства и школы от церкви» при «уважении чувств верующих», и помня, во что это вылилось, мы хотим заявить: в нашей стране говорить в программе о том, что Коммунистическая партия будет «добиваться... следовать принципу отделения церкви от государства и школы от церкви» – это сыпать соль на кровавую рану. Почти столетний опыт строительства социализма в мире, опыт движения по некапиталистическому пути развития ряда государств говорит о том, что воинствующий атеизм не может быть догмой коммунистического учения. Более того, опыт строительства социализма на Кубе показывает, что церковь и государство могут сотрудничать в деле строительства социализма. На Кубе в революцию и до сего дня не был закрыт ни один храм, не говоря уж об их разрушениях и расстрелах без суда и следствия священников. Кубинские товарищи опыт сотрудничества с верующими в деле построения социализма обобщили в концепцию стратегического союза коммунистов и христиан.
Беседуя в октябре 1977 года со священнослужителями Ямайки, Фидель Кастро подчеркнул: «Никогда, ни в какой момент Кубинскую революцию не вдохновляли антирелигиозные чувства. Мы исходили из глубочайшего убеждения в том, что не должно быть противоречия между социальной революцией и религиозными идеями населения. В нашей борьбе широко участвовал весь народ и также участвовали верующие... Я достаточно хорошо знаю христианские принципы и проповеди Христа. У меня есть своя концепция о том, что Христос был великим революционером. Это моя концепция! То был человек, все учение которого было посвящено простым людям, беднякам, направлено на борьбу со злоупотреблениями, на борьбу с несправедливостью, на борьбу с унижением человеческого существа. Я сказал бы, что есть много общего между духом, сущностью его проповедей и социализмом». И мы вслед за Фиделем Кастро можем заявить, что между христианством и коммунизмом нет непримиримых противоречий: «Мы хотим быть стратегическими союзниками, то есть союзниками навсегда», - говорим мы словами Фиделя, который обращает особое внимание на то, что «существует много общего между целями, которые провозглашает христианство, и целями, которые ставим мы, коммунисты...»
Кто-то пытается представить дело так, что в революционные годы в нашей стране имел место конфликт между религией и революцией. И здесь мы можем ответить словами Фиделя: «Произошел конфликт революции не с религиозными идеями, а с общественным классом, который пытался использовать религию в качестве орудия, направленного против революции». В России к тому же ситуация осложнилась тем, что в пролетарскую государственную машину на первых порах вошло не пропорционально большое число представителей ряда конфессий, имевших напряженные отношения с православием. Надо иметь мужество признать ошибку в религиозном вопросе и не допустить ее повторения». Со стороны верующих католиков Латинской Америки движение за стратегический союз с коммунистами получило наименование «теологии освобождения».
Будем откровенны: в КПРФ существуют силы, пытающиеся повернуть партию на путь неотроцкизма, на путь воинствующего безбожия, на тот путь, где русскому народу уготовлено быть «хворостом в пожаре мировой революции». Именно эти силы и проталкивают новую формулировку положения Программы об отношении к Церкви. Они бредят реваншем, размахивают шашкой, льют помои на Церковь. Но будем и мы самокритичны: очень часто поводы для такой агрессивности дают некоторые православные публицисты, священники. Буквально на днях в интернет-пространстве началась бурная словесная перепалка, вызванная заявлением представителя Московской Патриархии священника Георгия Рябых о необходимости проведения суда над коммунизмом. Вызывает удивление сам факт подобного заявления: церковное священноначалие постоянно заявляет о том, что Церковь вне политики, а ее представитель говорит о необходимости суда над идеологическими предшественниками одной из действующих партий. К тому же подобное заявление находится в вопиющем противоречии со Святым Писанием, которое запрещает «судить внешних»: «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог (1Кор.5:12,13)». Говорить о суде над коммунизмом, идею которого поддержали несколько поколений, ушедших в мир иной, это пытаться судить историю, «судить внешних», вторгаясь в область Божьего Правосудия. Тема с заявлением священника Георгия Рябых о суде над коммунизмом буквально взорвала форум диакона Андрея Кураева, среди православных участников которого немало сторонников левых взглядов. Этот самый большой православный форум показывает, что среди православных немало сторонников социализма. Вызывает удивление лишь то, что при такой довольно большой численности сторонники социализма из числа православных не организовались в общественное движение. Правда, здесь есть одно «но»: «чистых» сторонников христианского социализма довольно мало, большинство же придерживается ориентира на стратегический союз верующих и тех коммунистов, что отказались от воинствующего безбожия. Здесь можно провести исторические параллели. Христиане Римской империи не пытались захватить власть, воздействовать на нее силовыми методами. Они проповедовали Христа среди власть имущих. Прошло время и язычник Константин стал верующим во Христа. Христианский мир сегодня, по всей видимости, стал настолько взрослым, что Бог предоставляет возможность людям выбирать между властью «Нового Карфагена» и «Третьего Рима». В Конституции России, как и в конституционных актах большинства христианских народов, записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Это, вне всякого сомнения, промысел Божий. Так уже сложилось в новейшей истории России, что в нашей стране существуют лишь две реальные политические силы, центром которых являются КПРФ и «Единая Россия». «Единую Россию» справедливо называют «КПСС без коммунистов»: подавляющее большинство ее членов в прошлом состояли в КПСС и ВЛКСМ, многие занимали номенклатурные должности в этих организациях. Когда-то коммунистическая партия называлась «Российская социал-демократическая рабочая партия». Сегодня эта партия распалась на социалистов (КПРФ) и демократов («Единая Россия»). Именно это «единство противоположностей», на наш взгляд, и определяло историю КПСС, и именно борьба этих «противоположностей» и привела к распаду КПСС.
Надеяться на то, что вдруг, по мановению волшебной палочки, в России появится «партия христианского социализма», которая сразу же завоюет симпатии народа, - это требовать знамений от  Бога. Промыслом Божьим есть то, что есть: существует «КПСС без социалистов» и «КПСС без демократов». Вот из этих двух «императоров» только и можно делать выбор. Но мы в состоянии воздействовать на мировоззрение того «императора», на котором остановим свой выбор: за нашей спиной поддержка торжествующей Церкви, богатейшее святоотеческое наследие. А многие ли из нас пытались просветить светом Евангелия «императора» и его «двор»? Порою мы даже пути не знаем на сайт форума КПРФ, не говоря уж о реальных контактах... На что мы надеемся, на «блюдечко с золотой каемочкой»?  Почему бы нам не попытаться убедить идеологов КПРФ отказаться от внесения сомнительной поправки в Программу КПРФ? Мы, с учетом того, что КПРФ – это политическая партия всех народов России, и не только православных, предложили следующую формулировку указанного выше пункта новой редакции Программы КПРФ: «КПРФ будет добиваться симфонического единства государства и Русской Православной Церкви, гармонического соединения государства и мусульманской Уммы России, при неукоснительном соблюдении принципа свободы совести по отношению к другим конфессиям России». Такого рода поправка и будет реальным свидетельством поддержки КПРФ стремления части православных к социализму.
Некоторые православные мечтают создать подобие православной политической партии... Были уже и такого рода попытки: известный академик пытался вознестись на «императорский престол», не менее известный русский тележурналист вдруг возомнил себя особой, равной «императору»... На православном языке такое поведение именуется прелестью, а ее источник - в гордыни. Они внесли лишь раздор в народно-патриотические силы. Не иначе как гордыней можно объяснить и нежелание сторонников «чистого» христианского социализма видеть в КПРФ будущего «Константина Великого»: только от наших усилий зависит наполнение политики КПРФ христианским духом. Если бы первые христиане брезговали язычниками, не пытались просветить их светом Евангелия, христианство давно бы уже закончилось.
На сегодня же в руководстве КПРФ, помимо Зюганова, лишь немногие понимают важность стратегического союза верующих и коммунистов в построении социалистического общества в России. Те руководители КПРФ, которые ностальгию по атеистическим временам пытаются зафиксировать в Программе КПРФ, никак не могут понять совершенно очевидный факт: православная Россия в 1917 году двинулась в сторону социализма, в сторону советской власти, а Россия атеистическая, разрушив здание социализма, в девяностых годах повернула на «столбовую дорогу цивилизации» - в капитализм, возродив буржуазное государство февраля 1917 года. Они закрывают глаза и на еще одно  явление: совершила буржуазную реставрацию не мифическая пятая колонна, а КПСС, пусть и та, что «без социалистов». Известно, что почти все члены Госдумы и Совета Федерации, члены республиканских и областных законодательных собраний,  президенты и губернаторы, за небольшим исключением, были и есть выходцы из КПСС и ВЛКСМ, а значительное их  число состояло к тому же в выборных органах этих организаций. Как же такое может быть: в православной России находился исток коммунистической партии, а в России атеистической – буржуазной?
Даже беглый просмотр тем на форуме КПРФ выявляет еще одну проблему: партия не знает каким путем переходить к «развитому социалистическому обществу» в наше время. Силовой вариант можно отринуть с порога: силой правду не навязывают. Стало быть, в случае прихода КПРФ к власти, на неопределенное время в стране сохраняется обстановка НЭПа. И как бы коммунисты не уповали на убеждение, ничего лучшего, чем сила личного примера, человечество не открыло до сих пор. Но в том-то и дело, что сами коммунисты, опираясь лишь на атеизм, не в состоянии сегодня образовать «образцово-показательный» колхоз, не говоря уж о такой социалистической общине, которая обладала бы притягательной силой примера. Лишь верующие люди, опираясь на почти двухтысячилетний опыт Церкви, монастырей, святых да и советской России тоже, способны буквально в считанные дни организовать такого рода социалистические общины на совершенно добровольной основе. Люди, пережившие распад советской России, уничтожение социализма, революцию безнравственности, потерявшие окончательно веру в торжество справедливости, заменившие истину ложью не могут во мгновение ока воскреснуть духом. Им нужен перед глазами пример другой жизни. Но эти новые социалистические общины не могут подобно кибуцам быть абсолютно независимыми друг от друга. Церковь – это Тело Христа. А Тело Христа едино. Это вечно молодой организм, пропитанный Духом Святым. Христианский социализм – это явление Тела Христа миру: мир воочию начинает видеть Церковь как Невесту Христа.

Прислана 15.07.08



На главную страницу

Rambler's Top100

Реклама от Яндекс
создание цифровых карт создание цифровых карт.
Hosted by uCoz