СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЫХОД ИЗ        АПОСТАСИЙНОГО ПОСТМОДЕРНА

 

В.К. Петров

   Дурная закольцованность постсоветской парадигмы

 

  Крах коммунистического мировоззрения и последующий развал большой России (СССР) поставили правящий слой в РФ перед выбором дальнейшего пути страны в мировой истории и модели ее  хозяйственного развития.  Поэтому результаты рыночных трансформаций в РФ за последние 10-12 лет выражают не некие безличные “объективные законы”, а вполне сознательную волю господствующих в стране в данный момент социальных сил.  Выбор был сделан в пользу неолиберальной идеологии, интеграции в мировое хозяйство на условиях Запада и капиталистической  экономики. Итак, каковы же эти результаты, и, в частности, в сфере экономики?

 Прежде всего необходимо отметить, что экономический процесс шел в этот период в РФ на общем понижательном фоне производства. Достаточно сказать, что общий физический объем  инвестиций в ОК в промышленности в 2001 г. составил только 25% от уровня 1990 г. [1, 18], индекс промышленного производства - 59,6 (1990 г. – 100) [1, 19]. В 2003 г. этот индекс  повысился до 66, но при этом ни одна (!) отрасль промышленности в 2003 г. не достигла уровня 1990 г. = 100., включая газовую – 97, нефтедобывающую – 94, вплоть до пищевой – 67 и легкой – 15 [2, 185]. 

  Норма накопления в промышленности, рассчитанная в текущих ценах, снизилась с 15% в 1990 г. до 9% в 2001 г. [1, 18, 111].  Неудивительно, что средний возраст оборудования в этом важнейшем секторе современного хозяйства возрос почти в два раза с 10,8 лет в 1990 г. до 19,4 лет в 2001г. [1, 110]. В целом, степень износа основных фондов в  промышленности на начало года увеличилась с 46,8% в 1992 г. до 53,6% в 2003 г. [2, 190].

 Эффективность экономического процесса в современных условиях во многом зависит от структуры хозяйства, характера  и степени вовлеченности экономики страны в международное разделение труда, что в свою очередь зависит от динамики и структуры инвестиционного процесса. За исследуемые годы в этой области произошли следующие основные изменения. Так, если в 1992 г. на долю тяжелых и “грязных” отраслей (электроэнергетики, топливной, черной и цветной металлургии) в структуре инвестиций в основной капитал приходилось около 63% всех инвестиций в промышленности, то к 2003 г. эта доля поднялась до 72%. Соответственно, удельный вес этих отраслей в структуре промышленности вырос с 36,1% до 43,8% [2, 184, 359]. При этом удельный вес самой промышленности в ВВП снизился с 37,8% в 1990 г. до 28,8% в 2001г. [1, 17], что свидетельствует о начавшемся процессе деиндустриализации страны. Но это не процесс перехода к постиндустриальному обществу западного типа. У России нет мощного финансового сектора, мирового печатного станка, возможности финансовой эксплуатации остального мира. Это – очевидный процесс деградации экономической системы РФ и ее внутреннего рынка.

  Совершенно ясно, что инвестиции сегодня определяют структуру будущей экономики и, в частности, промышленности. То есть, можно с определенной долей уверенности утверждать, что если эта тенденция сохранится,   то структура российской промышленности продолжит свое утяжеление в ущерб таким отраслям как машиностроение, легкая, деревообрабатывающая, химическая и нефтехимическая и ряду другим отраслям промышленности. Топливно-сырьевой характер экономики и промышленности в ХХI веке ставит любую страну в крайне невыгодное положение.

 Сегодня Россия, к сожалению, интегрируется в мировое хозяйство по схеме энерго-сырьевого придатка, поставляющего на мировой рынок,    в    основном, продукцию малой степени переработки. То есть, с точки зрения Запада, она уже конкурентоспособна по нужной ему ресурсной составляющей, и мы оказываемся на периферии мирового хозяйства в качестве его "чернорабочего", что очень вероятно поставит нас в крайне неустойчивое положение, так как любой кризис в центре мировой экономики (развитые страны) будет сглаживаться за счет его периферии. Кроме того, сырьевая специализация не обеспечит большого расширения рабочих мест и закрепит технологическую зависимость от развитых стран. Наконец, углубится дезинтеграция России как экономическая, так и политическая со всеми возможными последствиями. Неизбежен слом системы социальной защиты. В конечном итоге население страны резко сократится, и страна превратится, скорее всего, в "резервные территории", разрабатываемые международным сообществом. Конкурентным, видимо, будет только ограниченный набор секторов, включенных в мировое хозяйство. Об остальных отраслях можно будет забыть навсегда.

 Совершенно ясно, что второе пришествие либерализма в Россию (после февраля 1917 г.) принесло практически такие же крайне негативные последствия для страны и  абсолютного большинства ее народа. Более того, из-за крайне тяжелого социально-экономического положения в стране все эти годы неолиберализм подпитывал и стимулировал возрождение коммунистической идеи и соответствующего политического движения в РФ. Налицо дурная закономерность порочного круга: на тезис “капитализм” в 1917 г. антитезисом прозвучал “большевизм” (“коммунизм”),  а в 1992 г. все повторилось с точностью до наоборот. Это не развитие, а распад, энтропия со всеми тяжелыми геополитическими, социально-экономическими, духовно-нравственными последствиями. Даже с формально-логической позиции гегелевской диалектики для полноценного развития не хватает третьей решающей ступени – синтеза.

 В итоге, мы оказываемся  в  зазеркалье апостасийного постмодерна и утрачиваем субъектность в мировой истории. Отсюда тенденция пересмотра всей российской истории, лакейское преклонение перед “цивилизованным” Западом и всеми его истинными и мнимыми достижениями. Нас пытаются убедить, что высшая цель национального развития – интегрироваться в Европу и стать “как все”. По сути это капитулянтская позиция  апостасийных постмодернистов”, прикрывающихся некими объективными законами рынка, глобализации, правами человека, его стремлением к свободе и т.д.  Причем, первичны для них, конечно, объективные законы общественного развития”.

  Откуда же берутся все эти ложные, обезличивающие человека, фактически пантеистические представления о действии “неумолимых законов” рынка, общества и т.п. ? Прежде всего из непонимания полной картины мира, онтологии человека и сути человеческого бытия.

  Что есть человек и его бытие, и почему вреден капитализм?

  Секулярные исследователи признают только биологическую и социальную природу человека, через которую он связан с природой и обществом, то есть с миром видимым (феноменальным). Это и есть его редуцированное, одномерное понимание. Отсюда и проистекают все эти “теории прогресса”, ложно понятые “права человека” и вообще весь ход мировой истории.

 На самом деле человек  обладает еще самым главным своим свойством, отличающим его от всех других природных феноменов – духовностью, связывающим его с Богом и невидимым духовным миром.  Иными словами, структурно  человека можно представить  в следующем виде: тело – душа – дух: “…и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа”. (1 Фес. 5, 23)    Что такое душа человека? Это – совокупность органических и чувственных восприятий, воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов. Органические и чувственные восприятия заканчиваются по физической смерти человека [3, 149 –244]. 

 Таким образом, атрибутами души являются разум, чувства и воля, и нельзя свести душу только к сознанию, как это делают некоторые ”индуисты”. Сознание является атрибутом разума, то есть частью души и духа человека. Ведь у многих людей сознание помрачено, и чем дальше идет апостасийный  процесс, тем таких людей становится все больше, но мы не можем сказать, что они лишаются души. Душа есть, конечно, и у полностью умалишенных, сознание которых практически отсутствует, но у них остаются чувства, некоторые реакции на внешний мир. Это говорит о том, что душа есть неотъемлемый духовный центр  человека.   Все преступники, даже самые отъявленные негодяи также не лишены души, но здесь возникает самый важный вопрос, а чем наполнена эта душа, какими мыслями, чувствами, воспоминаниями, желаниями?

 Именно наполнение души, которое и происходит всю земную жизнь человека и определяет состояние его духа и характер его личности. Именно личность человека, которая в духе покидает его тело после физической смерти, является бессмертной и подлежит Суду Христову за прожитую жизнь. 

 Таким образом, при жизни дух и душа человека составляют как бы единую сущность – просто душу, и духовность есть высшее выражение и наполнение человеческой души: “Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. …Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное “. (1 Кор. 15, 44, 46)

 Итак, душа есть у всех людей от начала физической жизни, и ее еще можно назвать вместилищем духа, который формируется всю земную жизнь человека и покидает его тело после первой смерти.  Вот состояние этого духа у всех в конце жизни разное, что и определяет последующую судьбу ( Суд Божий) человека в вечности. Многие люди до конца жизни пребывают в полуживотном состоянии, не поднимаясь даже до элементарного уровня культуры, не говоря уже о духовно-религиозном осознании жизни.  Это означает, что они не использовали свой духовный потенциал и не наполнили свою душу, которая была им дана как и всем, любовью к Богу, к людям, высокими мыслями, хорошими воспоминаниями о достойных поступках и т. п. Это также означает, что у них всю жизнь была задействована только низшая чувственно-органическая часть души, связанная с восприятием только внешнего феноменального мира.

 Понятно, что состояние  и направление духа всех материалистов,  марксистов, неолибералов и т.п. вряд ли позволит им получить добрый ответ на Страшном Судилище Христовом. Но придти ко Христу никогда не поздно ! Ведь Бог всем своим детям желает спасения: “… но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию”. (2 Пет. 3, 9)    Важно также добавить, что если Суд Божий над каждым отдельным человеком совершается в вечности (после времени), то над народами, государствами, империями, обществами - в истории (например, изгнание иудеев из Палестины, падение Римской империи, развал Британской империи и СССР и т.д.).

 В богословско-философской литературе вместо слова душа применяются термины “ипостась“ или “личность“, которые означают субъекта, реализующего свою сущность (природу) в течение земной жизни [4, 142-177].   То есть человек в своей личности (ипостаси) не тождественен своей природе, частью которой является и тело. Поэтому личность или  душа человека  связана строго индивидуально с определенным телом, и никакого “переселения душ нет”. Более того, всеобщее воскресение после Конца истории перед Судом должно быть у каждого в своем теле. Поэтому так важно сохранять и свое тело в чистоте, ибо это есть сосуд, вместилище бессмертного духа человека, данного ему Творцом: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою”. (Быт. 2, 7)

  Итак, Бог создал человека как личность по образу и подобию Своему с возможностью богообщения даже после первородного грехопадения.    Это опять означает, что личность есть у каждого человека, но ее наполнение (реализованная природа) к концу жизни у всех людей будет разным. При этом свободная воля личности позволяет ей не только реализовывать свою собственную человеческую природу, но и открыть возможность действия в ней природы единственно вечной – Божественной: “Ибо вот, Царство Божие внутри вас есть". (Лк.17, 21) Поэтому христианину необходимо регулярно посещать церковь, проходить таинства и соединять свою человеческую природу с природой Божественной, так как есть реальная возможность обожения человека. В этом и смысл таинства покаяния перед евхаристией. Человек сначала должен очистить душу свою от всей скверны грехов, им содеянных, чтобы потом принять участие в евхаристическом соединении со Христом. Поэтому Апостол Павел мог сказать: “Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. /…Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется”. (2 Кор. 4, 10, 16)

  Отсюда  очевидно, что в каждом из нас есть как внешний, так и внутренний человек, и наша личность в течение жизни выбирает, какой жизнью жить: праведной по Закону Божьему или грешной по искушениям мира сего? Если мы не верим в бессмертие нашей личности, то есть живем, зная только о смерти внешнего человека (то, что называется индивидом), то мы своими руками уготавливаем вечные мучения своему внутреннему человеку. Потому что ипостась (личность) любого человека – бессмертна по промыслу Божьему независимо от своих качественных характеристик, отсюда возможность ада, то есть вечного существования, лишенного богообщения.  Иными словами, на Суд Христов в этом случае предстанет “пустая личность”, так и не реализовавшая  потенциала, заложенной в ней природы и поэтому недостойная вечной жизни на преображенной земле в Царстве Славы.

 Можно проиллюстрировать это положение на примере истории изобразительного искусства. В первой четверти ХХ века возникло и стало популярным в Европе такое направление живописи как кубизм. Один из лидеров этого движения Пикассо объявил целью своего творчества “борьбу со смыслом в художественном произведении”. Отсюда появились его противоестественные формы, смешение верха и низа, полная неопределенность смысла картины, который мог теперь как-то передаваться только через название. Апофеозом всей этой “концептуальной бессмыслицы” стал “черный квадрат”, написанный небезызвестным Малевичем. Все это должно было означать окончание борьбы со смыслом в искусстве.

 С христианской точки зрения отказ от смыслового заполнения формы есть апостасия (отпадение от Бога), так как личность человека и есть та самая форма, которая должна быть заполнена человеком (творцом своей жизни) смыслом, причем угодным Творцу для получения жизни вечной. В этом, как указывалось выше, и  состоит реализация человеком своей природы (сути). Если же личность (форма человека) бессмысленна, человек предстает перед Судом “голым черным квадратом” и ненужным в Царстве Славы, где “И ночи не будет там…”. (Отк. 22, 5) Поэтому в кубизме мы видим проявление сатанизма в художественном творчестве. Нечто подобное существует и в “общественной науке”.

  По западным философским представлениям человек определяется как  отношение. Так, у Маркса человек - совокупность общественных отношений и “бытие определяет сознание”. Буржуазный либерализм делает из человека раба определенных общественных отношений, то есть рынка и капитализма – концепция “экономического человека”. И во всех этих  концепциях действуют “неумолимые” безличные общественные законы, полностью подавляющие личность человека, оставляющие ему только “права”. А что реально происходит с человеком в обществе всеобщего недоверия, где деньги “решают все”, где нормой становится поклонение маммоне?

  Поклонение деньгам, погоня за прибылью не могут изменить или тем более уничтожить трансцендентную ипостась (личность) человека, но они влияют на чувства, волю, разум человека, то есть на наполнение его ипостаси. Иными словами, капиталистические отношения разрушают содержание человеческой личности, но не саму личность, которую все равно ждет Страшный Суд. Вот почему мы эсхатологически против капитализма.

 Итак, сознание человека не находится только под влиянием внешнего феноменального мира, и дело свободы воли личности человека выбрать свой путь в жизни, но он должен знать и помнить, что  абсолютно неумолима только   Воля Божия.  

 Можем ли мы теперь сказать, что сознание первично, а материя вторична? Да, конечно, но не сознание человека, существа тварного, а Сознание “единаго Бога Отца, Вседержителя Творца  небу и земли, видимым же всем и невидимым”. Еще точнее - первичен Бог – Абсолютный Дух, а не один из Его атрибутов. Он является Личностью с разумом (следовательно с сознанием), чувствами и волей, и именно по Его образу и подобию  был сотворен человек: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. /Оно было вначале у Бога. /Все чрез Него начало быть, что начало быть. /В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков”; (Иоан.1, 1-4).  

  В связи с этим как можно оценить обращение многих бывших атеистов “советской школы” к индуистским, буддистским, теософским и прочим мировоззренческим  представлениям пантеистического характера? Понятно, что после отказа от государственного всеобщего “истинно научного и верного” материалистического мировоззрения марксизма-ленинизма часть общества жадно восприняла такую новую для них “восточную духовность”. Ведь “не хлебом единым жив человек”! Душа требует духовной жизни, но неофитов подстерегает огромная опасность на этом пути. У них нет собственного духовного опыта, и они часто становятся жертвами заезжих проповедников или собственного недомыслия.  Пантеизм в России есть неоязычество, представляющее серьезную опасность для духовного здоровья человека. Пантеистические представления очень хорошо в мировоззренческом и социальном плане вписываются как раз в марксизм и  либерализм, так как подавляют личность некими безличными “законами кармы” и железной необходимости. В “научном” пантеизме даже такая тонкая вещь как душа получает физическое определение “энергетической cознательной точки cвета”.   Нечего говорить, что эта концепция не знает Бога – Творца, понятия греха, покаяния и личностного воскресения.  Только не понятно, если сознание первично и не переходит в материю, а материя в сознание, то как чья-то (или чьи-то) “сознательная (ые) энергетическая (ие) точка (и)” породила (и) материю (которая вторична)?! Или откуда взялось само индивидуальное сознание?

 А если и есть в пантеизме понятие Абсолюта, то это полное умаление Бога, потому что Ему “отказывают” в личностном начале, которое не может пантеистами отрицаться даже у человека в земной жизни, то есть в чем-то уже Абсолют меньше человека, то есть уже не Абсолют, и все сводится к некой безличной вечной энергии. Конечно, такой энергии молиться нельзя, и она никому ничего простить не может, остается один “железный закон” воздаяния - кармы.  Хорошую религию придумали индусы …

  Совершенно очевидно, что такие представления в глубинной основе своей являются следствием бесовской прелести и в современном российском варианте-    “сатанизмом для интеллигенции” [5 ].

 

   Духовно-религиозная периодизация истории России

 

 Очень важно также отметить, что деление истории человечества на эпохи традиционного общества, модерна и постмодерна – всего лишь   поверхностное  ее прочтение помраченным человеческим разумом. На самом деле “программа” всего “прогресса” человечества  от сотворения мира до Конца истории записана в Библии, и в конце  истории  найдут   свое  эсхатологическое  разрешение процесс апостасии и феномен  теодицеи [6, 191-199]. Россия, естественно,  вписана в мировой исторический процесс и занимает в нем свое особое место.

 История нашей страны, очевидно, подразделяется на ряд эпох, историософский смысл  которых мы давали в ряде своих  предыдущих публикаций [7, 57-59; 8, 162-163].   Сегодня мы живем в шестой России  (РФ) и переживаем ответственнейший момент своего исторического бытия: восстать нам из пепла полураспада или навеки выйти из исторического процесса в рамках пресловутой глобализации, осуществляемой под эгидой антихристианских сил, взявших вверх на Западе. Чтобы показать всю глубину предстоящего выбора необходимо перевести историософский смысл российских исторических эпох в их духовно-религиозное значение на основе семи христианских таинств.

 Итак, в этом случае периодизация истории России будет выглядеть следующим образом: Киевская Русь соответствует таинству крещения; Русь под монголо-татарами – таинству елеосвящения (соборования); Московская Русь – таинству причастия; Петербургская Россия – таинству брака; СССР – таинству покаяния; РФ – таинству миропомазания; и, наконец, будущая последняя 7-ая Россия – таинству священства.

 Вышеизложенное нуждается хотя бы в кратком комментарии.  Прежде всего, весь исторический опыт России свидетельствует о ее провиденциальном мистическом призвании и особой роли в мировой истории. Россия, подобно древнему Израилю, есть Богом созданная страна для исполнения Божьего Промысла в истории. Она продолжила духовно-религиозное служение, начатое в ветхозаветные времена древним Израилем и затем перешедшее по обетованию после искупительной жертвы Христа на Рим и Византию.  Первым шагом в этом направлении и являлось крещение Киевской Руси.

 Однако, подобно древнему Израилю, Русь на этом труднейшем поприще поджидали серьезные испытания. Служение Христу – это не борьба за личные интересы, материальное благополучие, власть над людьми ради наслаждения миром дольним, а, в данном случае,  создание такого государства, где правда Христова стала бы основой национального бытия, и внешний мир способствовал бы делу личного спасения каждого. Киевская Русь поплатилась за государственные грехи своих правителей тяжелым монголо-татарским игом, которое по Промыслу Божьему должно было сделать необходимую прививку Руси против раздробленности и местнических эгоизмов. Смысл и суть таинства елеосвящения и состоит в прощении непонятых, забытых грехов и излечении духовно и физически болящего.

 Излечившись, Московская Русь начала процесс собирания земель и создания централизованного сильного государства. В это время уже пал Второй Рим (Византия), и духовная и светская власти ставшей независимой Руси осознали свою страну Третьим и последним Римом (а четвертому не бывать). То есть, Москва причастилась Христу добровольно и сознательно.

 Пика своего могущества, как земное царство, Россия достигла во времена Петербургской империи. Однако оскудение духовной жизни, секуляризация правящих кругов, атеизм, масонство, оккультизм и разного рода чужие учения, пришедшие в основном с Запада,  нестроения в социальной жизни навлекли на Россию гнев Божий. Либеральное стремление сделать Россию частью Запада  означало  служение не Богу, а маммоне.  Для России брак, заключенный с Западом, оказался не только ненужным, но и болезненно вредным. За это последовало семидесятилетнее Вавилонское пленение России большевиками.

 Советский период и стал временем расплаты и покаяния за свои грехи всего народа России. Море крови, ложь, морально-нравственное разложение власти и большой части народа закончились бесславным распадом большой России (СССР), но, с другой стороны, освобождением Церкви из под гнета безумных богоборцев. Появилась  надежда на возвращение России на свой истинный исторический путь.

 В чем смысл таинства миропомазания ?     В подтверждении   принадлежности ко Христу, оно обычно совершается непосредственно после таинства крещения.  Есть в этом таинстве еще один смысл – через него к Православию присоединяются лица из числа инославных еретиков, то есть крестившихся в других христианских деноминациях. В конкретном случае с РФ миропомазание символизирует возвращение народа России к своему православному призванию – второе крещение Руси”. Если православное возрождение в РФ произойдет, то мы получим 7-ую Россию, последнюю в мировой истории для финальной битвы с инфернальными силами мирового зла.

 Седьмая Россия станет полюсом Христа в мировой истории, а народ России – народом-священником, подобно древним иудеям – потомкам Авраама в ветхозаветные времена. Таинство священства  означает полное и сознательное служение Христу всем животом своими символически указывает на то, что в седьмой России должны воцариться любовь к Богу, взаимная любовь друг к другу и единомыслие на основе Св. Писания и Св. Предания. Таким представляется Божий Промысел о России.

                                                 *                    *                    *

 В практическом плане последние выборы в Государственную Думу показали, что Православие становится реальным политическим фактором развития РФ. Уже несколько блоков и партий заявили о том, что Оно является  основой их идеологии. Все это дает определенный повод для оптимизма, ведь будущее России зависит от массового воцерковления народа и восстановления Большой России на базе объединения РФ, Украины и Белоруссии. Надо всем помнить, что  Киев для нас не иностранный город, а мать городов русских”, и у русских (великороссов, украинцев и белорусов) одна история и общее будущее!

 

                                                   Литература

 

1. Промышленность России 2002. М. 2002.

2. Россия в цифрах.  М., 2004

3. См. подробнее, например, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и Религия.

     Ростов-на-Дону, 2001 

4. См. подробнее: Диакон Андрей Кураев. Вызов Экуменизма. М., 2003

5. См. подробнее: Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для Интеллигенции. М.,

      1997, тт. 1-2

6.См. подробнее: Россия в Последние Времена. // От Сциллы к Харибде. М.-

    Волгоград, 2002 

7. Историческое время и духовное пространство России. // РОССИЯ в Актуальном

   Времени-Пространстве. М.-Волгоград, 2000

8. Состоится ли седьмая Россия? // Неуемная Россия. М.-Волгоград, 2003

 

 

 

 

Rambler's Top100


На главную страницу

Rambler's Top100

Hosted by uCoz