Лекция 1. Вводная

 

Необходимость христианского осмысления экономики. Принцип нравственной оценки социально-экономических явлений. Задачи курса. Особенности курса. Литература по содержанию курса.

 

Необходимость христианского осмысления экономики. Во все периоды своей истории человек, а современный – в особенности, очень активно участвует в сфере жизни, которая называется экономикой. В задачу курса не входит полное и строго научное определение того, что такое экономика. В сферу экономики мы включаем процессы производства, обмена, накопления и распределения материальных, информационных и «душевных» благ, требующихся человеку в процессе его земной жизни. И опыт человечества ясно показывает, что экономические блага проистекают из двух источников. Первым является сотворенный Творцом мир, природа, откуда человек черпает удивительные богатства, так щедро данные ему Создателем. Вторым является труд человека, его умение, его усилия, физические, умственные и волевые, его искусство управления. Это и составляет основу реальной экономики, господствующей в мире.

С тех пор как после грехопадения Господь произнес над человеком свой суд: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3,19) человечество обречено на труд по поддержанию своего земного существования. Поэтому нет необходимости подробно доказывать, что экономико-хозяйственная жизнь человека имеет для него огромное значение. Хозяйство обеспечивает материальную (а также душевную) жизнь человечества в этом мире. Без него человечество просто погибнет. Так что экономика – суровая необходимость. И неудивительно, что люди проводят в сфере экономики большую часть своего времени, вкладывая туда огромные силы.

Причем, следует особо подчеркнуть, что христиане не в меньшей степени вовлечены в сферу экономики, чем прочие люди. Это и не удивительно: все люди составляют единое общество и соединены между собой множеством связей, в том числе – и экономических. Большинство «церковных» людей работает «в миру», на предприятиях, подчиняющихся экономическим законам того общества, в котором они живут. Но и работая в рамках церковных структур, христиане попадают в сферу особой «церковной экономики», где хозяйственная жизнь также подчинена как общим законам государства, так и специфическим законам церковных сообществ. «Экономика прихода», «экономика монастыря» и даже «экономика епархии» – вполне реальные понятия, и от успешности этих «экономик» в значительной степени зависит благополучное существование Церкви.

Итак, игнорировать экономическую сферу, считая себя исключительно «духовными» существами, было бы явным неразумием. Поэтому перед нами встает важная и актуальная задача осмысления хозяйственной сферы. И не только осмыслить, но и улучшить. И конечно же,  все это должно быть сделано на основе христианских ценностей.

Учение Христово - это истина, освещающая в должном свете не только духовную жизнь человека, но и, казалось бы, далекие от этого вопросы материальной и социальной жизни человека на земле. И это не удивительно, ибо цель земной жизни - воспитание, приготовление нас к жизни Небесной. Поэтому обязанностью христианина является расс­мотрение и устроение всех земных вопросов с точки зрения христианс­кой, с точки зрения нашего спасения и вечной жизни со Христом. Прекрасно об этом пишет известный историк Церкви А.В. Карташев:

"С точки зрения Евангелия должна быть оцениваема вся наша жизнь, каждый ее момент, каждая точка. От суда церкви в совести ве­рующего не может быть свободно ничто в этом мире. Каждое, даже внешнее, явление церковь оценивает с точки зрения его соответствия или несоответствия, пользы или вреда Царству Божию. И эту оценку, т.е. в сущности руководство в социальной жизни, должен давать не только отдельному христианину одинокий его духовный отец, но и все­му верующему народу вся церковь ее соборным разумом и ее соборным голосом. У церкви должны быть принципиальные ответы на все реши­тельно вопросы жизни" /1:244-245/.

Ответы должны быть и на  вопрос о смысле и нравственной ценности тех или иных форм экономической жизни людей, явившихся нам в истории или форм идеальных, к которым должно человечество стремиться.

Принцип нравственной оценки социально-экономических явлений. Естественно, что рассматривая экономические феномены в Священном Писании или истории, мы должны выбрать определенную точку зрения на них и сформулировать критерии их оценки. Цель жизни человека – соединение с Богом, спасение. А потому на все хозяйственные проявления человека мы должны смотреть с точки зрения его спасения и понимать, насколько те или иные нормы социально-экономической жизни общества соответствуют Царству Божиему.

Но «Бог есть любовь» (1 Ин.4,8). И это значит, что уподобиться Богу можно лишь достигнув любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего как самого себя»: иной большей сих заповеди нет» (Мк.12.30-31). Человек спасается любовью к Богу и ближнему. И нужно сразу сказать, что хозяйственно-экономическая сфера – это прежде всего любовь к ближнему. Это громадное поле для исполнения второй заповеди. А потому другой формулировкой критерия оценки экономических явлений является то, насколько они  являются выражением любви к ближнему.

Светская экономическая наука рассматривает экономические законы как природные, естественно присущие человеку. Однако если присмотреться к тем принципам, которые закладываются в основу современных «Экономикс», то легко  увидеть, что они сводятся к аксиоме: человек всегда стремится максимизировать свою прибыль. Иначе говоря, человек представляет собой существо эгоистичное, ориентированное на получение собственной выгоды (уж во всяком случае в сфере экономики он ведет себя именно так). Закон христианской любви призывает к совершенно противоположному. «Любовь… не ищет своего» (1 Кор.13,5) говорит апостол Павел. Сразу после пятидесятницы община христиан, руководимая апостолами, обобществила все имущество, совершив нечто противоположное тому, что предполагают учебники экономики. С точки зрения христианской этики, эгоистичное стремление присвоить максимум себе, которое кладется в основу западной экономики, является вовсе не природным законом, а грехом, следствием падшести человека. А значит, видимо возможны и другие экономики, с другой аксиоматикой, отражающей более высокий уровень нравственности общества.

Уже это разительное противоречие говорит нам о том, что христианское сознание относится к хозяйственной сфере не с точки зрения его эффективности, а  с нравственной точки зрения. Это признавали не только русские религиозные философы С.Н. Булгаков («хозяйство есть явление духовной жизни» /2:187/; «политическая экономия (…) есть прикладная этика, именно этика экономической жизни" /3:339/) и Н.А. Бердяев («сама экономика не есть материя» /4:340/), но и западные экономисты. «Экономика, которую правильнее было бы называть политической экономией, составляет часть этики» (цит. по /5:131/) писал выдающийся английский экономист М. Кейнс. Но нравственные нормы общества вовсе не являются константой. Христианская мораль выше языческой и ветхозаветной; следовательно экономика христианского общества должна отличаться от экономики общества, руководствующегося другими религиозными принципами.

Преломляя сказанное к нашему курсу лекций, можно определить основной предмет курса как христианскую имущественную этику. Можно дать и другие названия: «экономическая этика», «православная этика хозяйствования» и проч. Суть дела от этого не меняется: экономика рассматривается здесь с нравственной точки зрения.

Отношение Церкви к социально-экономической сфере. Надо заметить, что Церковь не игнорировала имущественную сферу жизни человека; наоборот по этой теме ею накоплен богатый материал.

Прежде всего, это Священное Писание. Ветхий Завет полон упоминаний о труде, собственности, богатстве, бедности и связанным с этими реалиями проблемами. Новый Завет также уделяет экономической сфере большое внимание. Новозаветное учение о труде, собственности и богатстве удивительно емко, а потому требует для его верного понимания значительных усилий.

Церковное предание содержит многочисленные высказывания святых подвижников и учителей Церкви по этому предмету. Особенно следует указать на имущественные воззрения великого святителя и вселенского учителя Иоанна Златоуста, создавшего целостную и необычайно глубокую систему хозяйственной этики. Впрочем, и для других святых отцов тема отношения к собственности являлась весьма важной.

И в период, следовавший за святоотеческим, вплоть до наших дней, Церковь постоянно обращается к указанным вопросам, обогащая свое учение новыми моментами. В частности, в 2000 г. нашей Церковью приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» /6/ – документ, содержащий основные положения, которыми должна руководствоваться Церковь при обсуждении трудовых и имущественных проблем в социуме.

Однако следует указать на одно многозначительное обстоятельство. В отличие от области сферы богословско-догматической, в Церкви отсутствуют какие либо соборные постановления, указывающие на должный взгляд на хозяйственную жизнь. Те же «Основы социальной концепции» оставляют открытым вопрос о наилучшем (с точки зрения христианской этики) экономическом укладе. И дело здесь вовсе не в недоработке документа. Причина такой ситуации состоит в том, что, христиане до сих пор не выработали однозначного отношения к экономической сфере. Несмотря на проделанную огромную работу по осмыслению этой сферы до сих пор имеют место разные взгляды как на степень погружения в экономические вопросы, так и на способы решения человечеством хозяйственной проблемы. Причем разница во взглядах просматривается не только между разными конфессиями, но и внутри Православия. Вопрос и прежде носил и носит сейчас дискуссионный характер. Его решение возможно только на соборной основе, при активном обсуждении среди всего православного сообщества – епископата. монашества, священства и, конечно же, мирян. Более того, необходимо вынесение этого вопроса за церковные рамки, учет мнений всего общества, всего русского народа.

Задачи курса. Задачей данного курса лекций является, пусть частичное, уяснение христианского взгляда на экономику. Как Православие относится к труду и собственности, богатству и бедности? Каков взгляд на хозяйство с точки зрения Священного Писания? Как Церковь влияла на экономику и какое претерпела обратное влияние в процессе исторического развития. Что хорошо и что плохо в современной экономике? Какими должны быть экономические отношения с позиций христианской нравственности? – Вот вопросы, обсуждаемые в этом учебном курсе. Подчеркнем, что в основном будет проводиться церковная точка зрения на предмет – именно церковная, а не экономическая: как христианская Церковь смотрит на экономику (а не наоборот – как экономические теории впитали в себя христианскую этику), хотя вопросам экономической истории будет уделяться достаточно большое внимание.

Обсуждению будут подвергнуты многие фундаментальные понятия, играющие важную роль в экономической сфере: труд, собственность, богатство, бедность, милостыня, благотворительность, рабство, справедливая цена, обман, эксплуатация, процент и ростовщичество, наследование, налоги, десятина, рабочее время и отдых, наем, сдача в аренду, земля как средство производства, рабочая сила, обобществление, кооперация, церковная собственность и ряд других.

Можно выделить три темы, которым курс уделяет особое внимание.

1.  Экономические категории в библейском тексте. Библейский смысл труда. Имущественное учение Ветхого и Нового Заветов.

2. Осмысление социально-экономической сферы в святоотеческом учении и церковной истории. Основные имущественные парадигмы христианства и их проявление в различных конфессиях и в различные временные периоды.

3. Сопоставление христианского понимания экономических категорий с современной теорией и практикой экономической и социальной наук.

В процессе изучения материала мы познакомимся с основными ветхозаветными и новозаветными фрагментами, раскрывающими Библейское имущественное учение, а также с воззрениями по этому вопросу многих святых отцов и церковных учителей. Будут освещены основные доктрины, связанные с экономической жизнью, в православии, католичестве, протестантстве, а также в некоторых нехристианских религиях. Кроме того, будут затронуты вопросы христианского осмысления основных социально-экономических формаций, в рамках которых проходила историческая жизнь России.

Особенности курса. Следует сразу отметить, что данный курс лекций является новым для системы православных учебных заведений. Содержание подобного курса еще не установилось окончательно. Поэтому он поневоле носит во многом экспериментальный характер. В курсе не ставится задача поставить все точки над “i”. Эти лекции не следует принимать как истину в последней инстанции. Скорее, их цель – побудить мыслить самостоятельно, дав слушателю представление о наиболее употребительных точках зрения на предмет. Поэтому важное место в лекциях уделено историческому подходу, согласно которому материал в основном излагается в хронологической последовательности.  Но в том-то и дело, что церковная история – это по преимуществу история споров, история противостояния различных убеждений. И потому одной из основных особенностей курса является попытка донести до слушателей суть споров, зачатую раскрывающих самые глубинные проблемы религиозного бытия человека.

Литература по содержанию курса. Поскольку курс для православных учебных заведений является новым, то каких либо устоявшихся учебников и пособий по курсу нет. Однако можно указать на ряд работ, освещающих разные аспекты его содержания.

К фундаментальным работам о христианском отношении к собственности можно отнести следующие:

В.И. Экземплярский. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев: 1910. – 279 с.

И. Зейпель. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913.

В. Эрн. Христианское отношение к собственности. Религиозно-общественная библиотека. Серия I, N 3. М., 1906.

Г.П. Федотов. Социальное значение христианства. // Г.П. Федотов. О святости,  интеллигенции и большевизме.  Избранные статьи.  Спб., изд. Спб. ун-та, 1994. - с.51-79.

Среди современных монографий можно указать на следующие:

О.В. Шведов. Энциклопедия церковного хозяйства. – М.: «Ковчег», 2003. – 736 с.

Симонов В.В. (игумен Филипп). Церковь – общество – хозяйство. – М.: Наука, 2005. – 702 с.

Среди святоотеческих творений в первую очередь необходимо указать на творения Климента Александрийского, св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста:

Свт. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется? Православный приход Храма иконы Казанской Божией Матери в Ясенево при участии ООО «Синтагма». М.: 2000. – с.64.

Св. Василий Великий. К обогащающимся.  Творения, часть IV,М., 1993.

Св. Василий Великий, На сло­ва из Евангелия от Луки (12,18): разорю житницы моя, и большия со­зижду; и о любостяжательности. Творения, часть IV. М., 1993.

Св. Василий Великий, Беседа во время голода и засухи. Тво­рения, часть IV, М., 1993.

I-XII. Иоанн Златоуст - Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиеписко­па Константинопольского, в русском переводе. тт. I-XII. С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1894-1911.

Наиболее обстоятельно имущественное учение Златоуста излагается в работе:

И.В. Попов. Святой Иоанна Златоуст и его враги. Сергиев По­сад. 1908. - с. 95.

Католическая социальная доктрина освещена в ряде работ католических авторов. Среди них наиболее значительны:

Юзеф Майка. Социальное учение католической церкви. Опыт исторического анализа. Изд. Святого Креста, Рим-Люблин, 1994.

Кардинал  Йозеф Хеффнер. Христианское социальное учение. – М.: Культурный центр «Духовная библиотека». 2001. – 323 с

Патрик де Лобье. Три града. Социальное учение христианства / Пер. с фр. Л.А. торчинского. – СПб.: Алетейя, 2000. – 412 с.

Классической работой, с которой началось изучение протестантской этики является:

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс,  1990. –с.

Исторические и религиозные проблемы имущественной этики в России освещены в работах:

Собственность в России: Средневековье и раннее новое время. – М.: Наука, 2001. – 283 с.

П.Н.Зырянов. Крестьянская община Европейской России в 1907-1914гг. - М.: Наука, 1992. - 256с.

Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия. 1991. – 446с.

Н.Н.Неплюев. Трудовые братства. Могут ли долее обхо­диться без них церковь и христианское государство и как их осуществить. Лейпциг, 1893 г.,  - 24 с.

По содержанию курса имеется несколько публикаций автора данного «Пособия»:

Сомин Н.В. Путь к совершенству. Проф. В.И. Экземплярский и его книга "Учение древней Церкви о собственности и милостыне".// "Православная беседа", N 3, 1997, С. 27-29.

Сомин Н.В."Возможен ли "христианский капитализм"?" // "Православная беседа" 1998, № 5,

Сомин Н.В. Святые отцы - о праве собственности. Часть I. "Любовь не ищет своего"  // Православная беседа. N 2, 1999.

 Сомин Н.В.  Святые отцы - о праве собственности. Часть II. "И имели все общее"  // Православная беседа. N 3, 1999.

Сомин Н.В. Социологическое прочтение двух евангельских притч // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского  института,  материалы  1999  г.,  ПСТБИ,  М.,  1999.

Сомин Н.В. С.Н. Булгаков: христианство и социализм (по книге "Два града") //Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. № 4 (28), 2003. - с.131-140.

Сомин Н.В. "Философия хозяйства" С.Н. Булгакова - приобретения и потери // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. № 1 (25), 2003. - с.126-132.

Сомин Н.В. Законы экономики с точки зрения христианской этики // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. № 5 (29), 2003. - с.179-184.

Сомин Н.В. Нравственное измерение в философии хозяйства. //Альманах «Философия хозяйства» № 4-5, 2005. – с. 106-116.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему экономика важна для жизни людей?

2. Что значит принцип нравственной оценки социально-экономической сферы?

3. Каковы задачи данного курса лекций?

 

Rambler's Top100

Оглавление Учебного пособия

На главную страницу

Top.Mail.Ru Rambler's Top100

Сохранить, найти работу в кризис - деловые переговоры. Легко управлять человеком.
Hosted by uCoz