Как я представляю себе социализм 

 

Василий Рыжков

 

Поскольку социализм был исторически уже осуществлен в СССР и данная форма социализма всем миром в настоящее время признается именно как классическая форма социализма, то всякое новое представление о социализме необходимо начать с описания имеющих место, по мнению автора, недостатков социалистического строя в СССР, приведших к его крушению и далее предложить пути  преодоления данных недостатков, после чего привести общее описание и основные характеристики «нового социализма».

 

1

Начнем с недостатков социалистического строя в СССР.

Главным недостатком, безусловно, была атеистическая, материалистическая идеология, считавшая, что бытие определяет сознание. В ней, как пишет Г.М. Шиманов, «христианская, по существу, мысль о построении справедливого общества оказалась грубо искажённой антихристианским пониманием природы такого общества».[1] Как и другие последователи идеи человекобожия или гуманизма, коммунистическая идеология ставила во главу угла человека и удовлетворение его потребностей. При этом полагалось, что чем лучше будут условия жизни человека, тем лучше (в духовном смысле) будет и сам человек. Не признавая таких категорий как душа, грех, падшесть, коммунисты пытались воздействовать на человека на уровне морали, что не решало проблему. Лечилась не болезнь, а ее проявления. Вместо духовности – душевность: эстетика, чувственность. Вместо борьбы с грехом – борьба за моральный облик. Чистой воды фарисейство. Итог плачевный: внешне – строители коммунизма, внутри же суть «гробы полные нечистот». Рост пьянства, политической и социальной апатии привели к тому, что восстановление в стране капитализма не только не было встречено сопротивлением, но даже отмечено неким воодушевлением.

Вторым недостатком, тесно связанным с первым и вытекающим из него, была тоталитарность советского государства. Идейные корни тоталитаризма кроются в отрицании в человеке образа и подобия Божия, а, следовательно, его свободной воли. Тотальный контроль был инструментом насильственного приведения несовершенного человека к идеалу. Говоря языком христианства, людей насильно тащили в царствие небесное. Инакомыслие не было опровергаемо идейно, а просто запрещалось.

Третьим недостатком был так называемый «застой». Что явилось результатом развития социалистической экономики, стало камнем преткновения в определении дальнейшего пути развития и в немалой степени повлияло на выбор в пользу восстановления капитализма. Дело в том, что к 70-м годам 20-го века в Советском Союзе все имеющиеся отрасли производства достигли пиковых мощностей. Были построены громадные современные заводы и фабрики, сверхконцентрированные, они обладали гигантским потенциалом и ресурсами. В такой ситуации внедрение новых методов производства, новых видов продукции должно было повлечь за собой слом старых мощностей, межотраслевых связей, строительство новых гигантских заводов, а это неизбежно несло огромные расходы. Улучшение условий жизни населения важный фактор, но и сохранение народных, государственных  средств, не допущение убытков – тоже важный фактор. Что перевесит? Что может заставить руководителей государственных предприятий внедрять в производство достижения технического прогресса, требующие подчас огромных финансовых и трудовых затрат если нет уверенности, что они окупятся? Только указание сверху. В таких условиях встает вопрос об осуществлении технического прогресса в принципе.

Четвертый недостаток – неправильное, не справедливое  вознаграждение за труд. Выдвинутый принцип «от каждого по способности – каждому по труду» не соблюдался. Ленивый работник получал столько же сколько и добросовестный, труд рабочего оплачивался больше, чем труд колхозника, заработная плата очень мало зависела от качества произведенной продукции.

 

2

Теперь давайте рассмотрим возможные пути преодоления данных недостатков:

По первому недостатку.

О том, что истинный социализм может быть построен только на основе православной христианской веры, доказывать в данной статье я не вижу необходимости. Во-первых, потому, что сама статья изначально рассчитана на сторонников идеи христианского социализма. Во-вторых, это уже давно и успешно доказали в своих работах Г.М. Шиманов, Н.В. Сомин, А.Е. Молотков и другие русские мыслители. Большая часть работ на тему христианского социализма, когда-либо публиковавшихся, собрана Н.В. Соминым на его сайте «Христианский социализм, как русская идея» и любой желающий может с ними ознакомиться.

Отмечу лишь, что в новом социалистическом обществе вместо коммунистической идеологии должна быть выработана зрелая национальная идеология. «Национальная идеология есть сумма идей и норм жизни, организующих нацию в единое целое. Национальная идеология отличается от национальной религии тем, что является более широким понятием, которое включает в себя религиозные идеи и нормы жизни в качестве своей сердцевины и дополняет их идеями и нормами, имеющими политический, социальный, культурный и хозяйственный  характер. Национальная идеология является главным языком нации. Это не язык слов и словесных конструкций, а язык более сложных понятий, с утратой которого ее члены  оказываются неспособными на взаимопомощь и разумные совместные действия.»[2]. Национальная идеология должна быть принята всем обществом соборно, причем основные положения данной идеологии, касающиеся устройства общества и его развития, должны быть закреплены законодательно в форме конституции. Изменения в конституцию могут быть внесены только всегосударственным Земским Собором после всенародного обсуждения и одобрения.

Кроме того, я абсолютно согласен с мнением Г.М. Шиманова о том, что «правильный социализм невозможен иначе, как в виде правильно организованной нации. А во всемирном масштабе он невозможен иначе, как в виде союза  или сообщества правильно организованных народов.

… капитализм не случайно разрушает вместе с христианской религией нацию, национальную общину и семью. А разрушает он их потому, что все эти институты взаимосвязаны, взаимозависимы и по большому счёту невозможны друг без друга.

Что истинная религия исходит от истинного Бога – это понятно многим. А о том, что языки, эти зародыши народов, были сотворены Богом, забыли, похоже, даже христиане. Хотя об этом написано чёрным по белому в Священном Писании. Теперь едва ли не все привыкли смотреть на атомизированное псевдо-общество как на нормальное общество. Вот до чего докатились.

Но Бог космополитических обществ не создавал. Их создавали Его враги, чтобы властвовать над разрозненными и потому беспомощными человечками. Властвовать и выстраивать их в новую Вавилонскую башню, отличную от прежней по её внешности, но ту же самую по её сути.

Вот почему истинный социализм невозможен без признания социалистами важности организующих нацию идей. Тех самых идей, которые советские социалисты вымыли почти полностью из русского народа.»[3].

Основной ячейкой православного социализма я вижу общину, наподобие той самой русской крестьянской общины, которая дошла до нас с момента зарождения нации почти в неизменном виде. Той общины, которой восхищался Маркс[4]. Общины, которая и по сей день является самым устойчивым видом человеческого сообщества наряду с семьей, поскольку в отличие от других человеческих объединений, обладает тройной степенью единства -  единства духовного (общая религия), единства душевного (общая культура, традиции, быт) и единства телесного (кровное родство, племенное родство). Такая община порождает и поддерживает в своих членах братскую любовь и чувство коллективизма, в отличие от разрозненного «атомизированного псевдо-общества», которое развивает в людях эгоизм и индивидуализм, так необходимые капитализму.

 По второму недостатку.

На первый взгляд может показаться, что второй, третий и четвертый недостатки являются производными от первого и разрешаться сами собой, если коммунистическая идеология будет заменена православной. Но это только на первый взгляд.

Википедия определяет тоталитари́зм как - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. При этом определение тоталитаризма с точки зрения политологии еще четче - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека.

При той громадной роли государства в жизни общества, которая предполагается при строительстве социализма, а это и контроль над собственностью и контроль над распределением материальных благ, контроль над ценообразованием и планирование развития экономики, охранение устоев общества от враждебных посягательств и воспитание нового человека, очень велик соблазн к установлению тотального контроля над всем и вся. Мне могут возразить – только не в государстве, основанном на православной идеологии. Не соглашусь с этим. Власть составляют люди. Вряд ли все эти люди будут святыми. При неограниченной власти можно поддаться искушению начать спасать людей против их воли (ведь им же во благо!). И вот власть с благими намерениями и неофитским рвением начинает за волосы тащить людей в царствие небесное, а тех, кто упирается – подгонять кнутом, карать. Мол, мы тут о вашем спасении печемся, а вы, неблагодарные, не цените.

Тут надо четко понимать, что нельзя спасти человека против его воли. Своей свободной волей человек подобен Богу. Никто, ни герой, ни святой, ни царь, ни весь государственный аппарат, ни даже церковь не в состоянии спасти кого либо. Спасти человека могут только двое – Бог и сам человек. Можно двигаться коллективно по пути спасения – братией, общиной, государством, церковью, поддерживая друг друга и помогая слабым, но личное спасение всегда акт индивидуальный и уникальный, полностью зависящий от воли спасаемого. Что же тогда может сделать общество? Три вещи – а) пресечь, остановить падение человека, если возможно, моральным воздействием, пропагандой, личным примером, в некоторых случаях (пьянство, наркомания, преступность) насильно выдернув и изолировав его на время из греховной среды, а в некоторых случаях (бунты, вооруженные конфликты, терроризм) остановить падение человека, прекратить психоз, массовую истерию можно только лишив жизни конкретных носителей данной заразы; б) показать человеку путь ко спасению, доказывая личным, общественным, церковным примером возможность движения по этому пути и в) помогать и поддерживать людей на пути спасения, делая «узкий» путь чуть-чуть шире, чтоб по нему могли идти не только сильные личности, но и более слабые. Запрещать людям грешить, наказывать их за всякий грех, якобы помогая Богу – это проявление гордыни, подмена Бога. Наивно думать, что Бог не может запретить грех на земле. А не делает Он этого потому, что тогда будет нарушена свобода воли человека и не будет он подобен Богу. Нельзя запретить грех ни указом, ни законом, ни страхом даже смертной казни. От греха можно только отказаться ДОБРОВОЛЬНО и ОСОЗНАННО. Общество лишь должно принимать меры к пресечению распространения греха, вовлечения в грех членов общества и помогать им добровольно избавиться от него.

А как сохранить соборное единство общества? Как относиться к инакомыслию и ересям? По-моему, инакомыслие, не затрагивающее основ, догматов национальной идеологии, должно быть допустимо и побеждаемо только идейно. Оно даже будет способствовать совершенствованию национальной идеологии. Как пишет Г.М. Шиманов «наличие инакомыслия и даже политической оппозиции это условие здоровья и совершенствования государственной идеологии и самого государства.

А почему?.. Всякая правильная мысль развивается в борьбе с мыслями ложными. Если правильная мысль побеждает, и её носители ставят все противоречащие ей мысли вне закона, то они оказывают дурную услугу победившей мысли. Она успокаивается на своей правильности и перестаёт совершенствоваться. Она впадает в самодовольство и становится не способной замечать элементы правды, которые могут быть даже в мыслях ложных.»[5].

Ереси же (т.е. учения, сомневающиеся либо отрицающие догматы), появляющиеся в обществе должны также быть побеждаемы идейно, но прежде, ввиду их серьезной угрозы, они должны быть блокированы, должно быть пресечено их свободное распространение вплоть до лишения свободы их носителей. Но основное поражение ересям, подчеркиваю, должно быть нанесено идейно. Одним запрещением ересь не победить, в этом надо четко себе отдавать отчет.

Опасность скатывания православного социализма к тоталитаризму первым увидел Г.М. Шиманов, он же и предложил пути недопущения такого скатывания:

«…все граждане должны иметь право думать по-своему. Иначе мы создадим бесчеловечное государство, которое будет уродовать людей. Превращать их в подобия манкуртов.

Значит, необходим какой-то разумный компромисс между стремлением утвердить государственную идеологию и стремлением утвердить право граждан на инакомыслие. Этот компромисс должен быть гарантирован не только соответствующей статьёй Конституции. Конституции слишком часто оказываются фальшивыми. Нужна более весомая гарантия.

Правильно организованный частный сектор как раз и будет гарантией того, что социалистическое государство не воспользуется своей силой для подавления инакомыслия в стране. А не воспользуется оно ею потому, что при законной мелкой и средней частности собственности такой силы у него не будет. Мелкая и средняя частная собственность станет надёжной опорой и убежищем для всех инакомыслящих, а попытки её ликвидировать или стеснить станут сигналом опасности для населения всей страны.»[6].

По третьему недостатку.

Застой в осуществлении технического прогресса был порожден чрезмерной централизацией производства и управления экономикой, отсутствием того, что в рыночном хозяйстве называется предпринимательской инициативой, точнее сказать блокированием такой инициативы «на местах» и допустимость ее лишь в «центре». Следует отметить, что имеются два взгляда на технический прогресс:

Взгляд первый, «аскетический» – достигнутый уровень науки и техники вполне достаточен для жизни человечества и все усилия необходимо сосредоточить на духовном совершенствовании.

Взгляд второй, «творческий» – технический прогресс есть результат познания и освоения видимого мира, что является одним из составляющих в постижении Бога и истины, а внедрение достижений прогресса в массовое производство это служение ближнему, забота о слабых и убогих, и то и другое так же является обязанностью христианина, как и духовное совершенствование, а аскетизм безусловно полезен, но полезен только тогда, когда он осознан и доброволен. Насильственное понуждение к аскетизму может оказать обратное действие. Вспомните начало 90-х, когда мы с легкостью забыли все идеалы за призрачную возможность иметь много красивых и разнообразных товаров без дефицита и очередей.

Я придерживаюсь второго взгляда.

Застой породил экономику дефицита и конкуренцию потребителей, чего не было при рыночной экономике.

Какие пути устранения этого недостатка возможны? Нужно отметить методы хозяйственного расчета, бригадного подряда и самоокупаемости начавшие применяться в экономике в самом конце социалистического периода. Эти методы повышали самостоятельность предприятий в принятии решений и меру их ответственности. Необходимо децентрализовать процесс производства и сбыта товаров народного потребления путем предоставления большей свободы предприятиям и установления зависимости их доходов от реализации продукции. Более подробно, предлагаемые методы будут описаны в части 3 данной статьи.

По четвертому недостатку.

Механизм материального стимулирования производителей товаров и услуг позволяет решать многие задачи, которые не получается решать административными мерами. В частности более справедливое распределение заработной платы в зависимости от результатов труда.

Вместе с тем, следует отметить, что никакое материальное стимулирование не сможет превратить ленивых и вороватых работников в честных и добросовестных тружеников. Здесь нужны методы не экономического, а идеологического, религиозного и национально-традиционного характера. Зато материальное стимулирование может поднять благосостояние честных и добросовестных тружеников, что в свою очередь будет оказывать влияние на выбор вступающего в трудовую деятельность молодого человека в пользу честного труда как пути повышения личного благополучия.

Более подробно, предлагаемые методы материального стимулирования будут описаны в части 3 данной статьи.

 

3

Я исхожу из того убеждения, что не может существовать чистой Лжи, так как чистая ложь – это ничто, небытие. Ложь может существовать только паразитируя на Истине, на какой-то ее части. Если ложное учение или идея существуют продолжительное время – значит в них есть какая-то часть Истины, иначе они бы сразу же развалились. Эту часть Истины необходимо выявить и раскрыть в полном объеме, только тогда ложь исчезнет.

Бог создал бытие из ничего. Все созданное Богом идеально и не имеет изъяна. Тварь же (ангелы, люди) не могут создать из ничего что-либо, а только используя уже созданные Богом субстанции. Когда дьявол воспротивился Богу, то в гордыне своей также решил сотворить что-либо, но так как не мог сотворить предметы бытия, он сотворил небытие – то чего нет. Поэтому его «творения» - зло, грех, ложь, являясь субстанциями небытия, не могут существовать в чистом виде, а только паразитируя на своих антиподах – добре, добродетели и истине. Как последние элементы таблицы Менделеева не могут существовать в чистом виде, а только в соединениях, так и зло, грех и ложь могут существовать только в соединении с добром, добродетелью и истиной. Недаром говорят, что самая устойчивая ложь это та, в которой содержится очень большая доля истины. Те ереси, о которых мы теперь узнаем только из учебника богословия, когда-то были очень сильны и опасны, но святыми отцами церкви в ходе идейной борьбы произведено было отделение истины, содержащихся в этих учениях, от паразитирующей на ней лжи и ложь, оставшись в чистом виде рассыпалась.

Вся полнота истины о правильных социально-экономических отношениях между людьми на сегодняшний день, по моему убеждению, нам не ведома. Мы имеем две основные социально-экономические концепции – социализма и капитализма. Ни одна из них не обладает всей полнотой истины. Если б социализм обладал всей истиной, то капитализм потихоньку сошел бы на нет. Но, поскольку, капитализм живет и процветает, следовательно, в нем содержится какая-то часть истины о правильных социально-экономических отношениях, которой нет в социалистической концепции.

Вот эту-то часть истины и следует искать в капитализме. Только так мы сможем понять причины поражения социализма в прошлом и предотвратить это поражение в будущем. Только так и можно победить капитализм.

Должен заметить, что выявление истины в учениях ложных – дело многотрудное и опасное. Если оставить нераскрытой часть истины или объявить истиной часть лжи, то в будущем это может обернуться еще более изощренной ложью. Чем же руководствоваться при совершении такой хирургически сложной работы? Есть один верный компас: поскольку абсолютной и полной истиной обладает только Бог, то всякое новое постижение нами частичной истины должно приближать нас к Богу и не противоречить догматам веры. Если же открытая нами истина уводит нас от Бога, либо подвергает сомнению догматы веры, то это либо не полностью раскрытая истина либо ложь.

Свою концепцию православного социализма я основываю на экономической модели русской сельской крестьянской общины, с присущим ей сосуществованием и взаимодополнением различных типов хозяйствования и собственности.

Вместе с тем, я полагаю, что экономическая модель капитализма полностью ростовщическая. Она основана на ростовщичестве и является ростовщической во всех своих элементах. Это само ростовщичество (предоставление в пользование финансового капитала на определенный срок под процент) которое явилось основой накопления капитала, его более поздняя видоизмененная форма – рентные отношения (предоставление в пользование имущественного капитала на определенный срок под процент или ренту (арендная плата)), еще более поздняя форма – капиталистическое производство, которое, по сути, является ни чем иным, как предоставлением во временное пользование капиталистом средств производства и сырья наемным работникам и получением за их использование процента в форме прибавочной стоимости, и, наконец, спекуляция, которую так же можно представить как взымание процента за оказанную услугу предоставления товара ввиду превышающего спроса на данную услугу. Поэтому в новой модели социализма данные элементы ростовщичества должны быть сведены к минимуму и применение их возможно только в государственном секторе, в частном же секторе данные элементы должны быть полностью исключены.

Кроме того, я считаю, что само наличие частной собственности еще не есть несправедливость. Несправедливость появляется тогда, когда используя свою частную собственность, человек начинает присваивать себе чужой труд[7]. Когда это возникает?

Во-первых, при получении ссудного процента, который можно представить так же как ренту на сданный в аренду финансовый капитал.

Во-вторых, при получении ренты на сданную в аренду собственность.

В-третьих, при реализации продукта труда наемных работников (присвоение прибавочной стоимости).

В-четвертых, при торговле товаром по спекулятивным ценам.

Отсюда предприятиям, основанным на праве частной собственности, следует запретить получение дохода от сдачи в аренду собственности и, прежде всего, запретить создание и деятельность частных кредитных организаций. Должен быть законодательный запрет на спекуляцию и использование частными предприятиями наемной рабочей силы.

А есть ли формы предприятий не использующие наемной рабочей силы? Есть.

Первый тип - это предприятия, находящиеся в семейной (родовой) собственности, где собственниками являются все члены семьи (рода), но и работают на этом предприятии только они сами.

Второй тип – это артель, предприятие, находящееся в артельной собственности (в собственности членов артели). При создании артели все имущество оценивается и определяется доля каждого члена артели (всем поровну). На каждого члена артели заводится нечто вроде лицевого счета с указанием его доли, где производится учет всех изменений. Если при создании артели один внес больше своей доли, то другие члены артели, которые внесли меньшие доли, должны в течение определенного времени выкупить у него излишек и тем самым привести все доли в равновесие. В случае приобретения артелью нового оборудования его стоимость также распределяется равномерно на всех членов артели. Если оборудование приобретено в кредит, каждый член артели выплачивает свою часть кредита. Имущество должно переоцениваться каждый год и соответственно должны корректироваться доли членов артели. При выходе из артели, член артели обязан продать свою долю по номинальной стоимости остальным членам артели, а они в свою очередь обязаны ее купить. Купленная доля также распределяется между оставшимися членами артели. Либо, если на место ушедшего, принимается новый член артели, то данную долю должен выкупить он в течение определенного времени. Если происходит расширение артели, т.е. принимаются дополнительные члены, доли должны быть пересмотрены с учетом нового количества членов. Новые члены будут выкупать свои доли, а старым членам излишки будут возвращены. Полная продажа имущества артели возможна только при ее ликвидации на основании решения артели, распределение полученных средств должно производиться в соответствии с оплаченными долями. Таким образом, все члены артели будут равноправными собственниками и получателями прибавочной стоимости. Оплата труда должна производиться в соответствии со вкладом каждого члена артели и может не быть одинаковой. Из оплаты труда, кроме установленных государством налоговых и страховых вычетов, производится вычет на оплату доли члена артели. Член артели, работающий более длительное время и оплативший свою долю, таким образом, будет получать больший доход, чем новый член артели, который еще своей доли не оплатил. Что в принципе справедливо.

Такими двумя типами, на мой взгляд, могут быть представлены социалистические предприятия, основанные на праве частной собственности.

Исходя из принципа формирования таких предприятий, можно заключить, что предприятия эти будут малые и средние, так как создание, скажем, металлургического комбината или автомобильного завода требует больших единовременных затрат на первоначальном этапе, а это ни артели, ни семье не под силу. Хотя теоретически можно предположить, что найдется 10 000 человек, которые придут одновременно к согласию создать большую металлургическую артель и внести первоначальный взнос по 100 тыс.руб. с человека. Также теоретически можно предположить, что артель-автомастерская, постепенно расширяясь, со временем превратится в автомобильный завод. Но, все-таки, это будут единичные случаи и крупная промышленность, в основном, будет основана на государственной собственности.

Теперь, когда введены все допущения и ограничения, можно приступить к описанию самой модели социализма. Модель состоит из двух частей: политическая система и экономическая система.

Описание политической модели социализма.

В предполагаемой модели нет партий. Руководство осуществляется в соответствии с соборно выработанной национальной идеологией и составленной на основе ее конституции. Форма правления может быть как республиканская, так и монархическая. В случае республиканской формы правления верховный правитель должен избираться на срок не менее 10 лет либо пожизненно, чтобы проводимая им политика была стабильна и не коньюнктурна. Все основные вопросы жизни государства как то, война, изменение национальной идеологии и конституции, вотум недоверия верховному правителю, решаются всегосударственным Земским Собором после всенародного обсуждения и одобрения. В государстве должно быть сочетание сильной центральной власти с развитым местным самоуправлением. В ведении центральной власти полностью находятся: армия, службы безопасности, полиция, судебная система, образование, здравоохранение и соцобеспечение.

Описание экономической модели социализма.

В предлагаемой модели исключительно в государственной собственности  находятся недра, земля, лесные угодья, водные ресурсы (морские и речные). Так же исключительно в государственной собственности находятся предприятия следующих отраслей: оборонной промышленности; нефтегазовой и горнодобывающей отраслей; железнодорожного, воздушного, трубопроводного и водного транспорта; тяжелого машиностроения; электроэнергетики. Указанные предприятия являются государственными, работники на них работают по найму, созданная прибавочная стоимость идет в бюджет государства и расходуется на нужды всего населения. Это позволит регулировать цены на энергоносители и грузоперевозки, что в свою очередь позволит сглаживать или даже держать на одинаковом уровне цены на одинаковые товары в различных регионах страны. Образование и наука, а также все самостоятельные НИИ и КБ полностью финансируются государством. Все научные достижения и разработки являются собственностью государства. При этом в случае внедрения в производство какого-либо изобретения, изобретатель получает определенный процент (например 0,01 %) от суммы полученной экономии единовременно, что позволит мотивировать изобретательство и рационализаторство. Здравоохранение также полностью финансируется государством и является для граждан бесплатным.

В сфере производства потребительских товаров, выполнения работ и оказания услуг, работают предприятия государственно-коллективной, коллективной и частной собственности. Государственно-коллективные предприятия это преимущественно крупные предприятия, созданные на государственные средства и организованные в форме закрытых акционерных обществ, где 51% (возможно и более) находится в собственности государства, а 49% в собственности трудового коллектива. Акции эти не торгуются на бирже и не могут быть переданы лицам, не работающим на данном предприятии. Государство определяет порядок распределения прибыли, устанавливая какой процент от прибыли идет в фонд модернизации предприятия из которого потом расходуются средства на переоборудование предприятия либо на погашение кредитов, взятых на модернизацию, остальная прибыль идет на выплату дивидендов. При чем фонд дивидендов формируется в течение года, учитывая цикличность производства, а выплата дивидендов производится ежемесячно. Налог на прибыль у таких предприятий отсутствует. Государство устанавливает размер минимальной заработной платы по всем профессиям и специальностям (должностные оклады), данную зарплату предприятие начисляет и относит себе на расходы и включает в себестоимость продукции. Основную же часть дохода работники предприятия получают в виде дивидендов на акции, которые распределяются в коллективе пропорционально должностным окладам работников. Таким образом, устанавливается зависимость материального благополучия, как всего предприятия, так и всего коллектива от конечного результата их труда, а именно от результата реализации продукции.

Предприятия коллективной и частной собственности описаны выше – это семейные предприятия и артели. Необходимо добавить только описание индивидуального предпринимателя, частного собственника, который является одновременно и единственным работником. Однако деятельность таких предпринимателей должна осуществляться не только собственными силами, но и на собственных орудиях производства. Иначе может возникнуть юридическая коллизия, позволяющая маскировать использование наемного труда под гражданско-правовые договора. Поясню. Человек, оказывающий услуги токаря, регистрируется как частный предприниматель, другой человек, построил здание, закупил токарные станки и сырье и заключает договор с такими вот токарями-предпринимателями на изготовление каких-либо деталей на его станках и из его сырья. Формально это гражданско-правовой договор, а фактически это наем. А использование наемного труда, так же как и сдача в аренду имущества и капитала, как мы уже указали выше – запрещены.

Ценообразование осуществляется централизовано. ГОСКОМЦЕН устанавливает цены на все виды товаров как отпускные для производителей, так и розничные для торговых сетей (при современном уровне развития транспорта и коммуникаций, я полагаю, оптовую торговлю можно будет исключить из цепочки доставки товара конечному потребителю активируя и совершенствуя взаимодействие производителей товаров и сетей розничной торговли, причем необходимо отметить, что в системе розничной торговли кроме предприятий государственно-коллективной, коллективной и частной собственности обязательно должны присутствовать и чисто государственные предприятия). Цены устанавливаются на основе так называемых ГОСТов-патентов. Каждый производимый товар должен получить ГОСТ-патент в котором будет указан состав товара, материалы, способ и технология производства. Часть, именуемая ГОСТ находится в открытом доступе, а патент является собственностью государства и может быть приобретен за определенную плату любым отечественным производителем. При расчете цены используется средний по отрасти уровень производительных сил, который ежегодно пересчитывается. Таким образом, предприятия с уровнем производительных сил выше среднего будут получать больший доход, нежели предприятия с низким уровнем. Отклонение от ГОСТа должно наказываться очень серьезно, например штрафом в размере месячной выручки от реализации предприятия, а при рецидиве - вплоть до закрытия предприятия и запрета директору и главному технологу занимать указанные должности впредь. Т.е. колбаса «молочная» произведенная в Калининграде, Москве и на Камчатке должна быть одинакова на вкус и иметь одинаковую цену. И если в ГОСТе нет сои и туалетной бумаги, значит, ее не должно быть и в колбасе. Колбаса с добавлением сои или кенгурятины должна иметь другой ГОСТ и называться по-другому с обязательным указанием входящих в ее состав компонентов. ГОСКОМЦЕН ведет постоянный мониторинг цен, спроса и предложения и оперативно реагирует на образование дефицита либо избытка какого-либо товара регулируя соответствующим образом цены, чем стимулирует производителей и покупателей.

Из вышеприведенного следует, что ценовая конкуренция производителей, а так же легальная спекуляция исключаются. Остается только конкуренция качества.

Остается планирование экономики. ГОСПЛАН определяет количество товара, которое необходимо произвести в течение года для нужд промышленности и населения. Данную цифру он распределяет между всеми предприятиями отрасли пропорционально их производственным мощностям. Это будет квотированный план. При чем, государство будет гарантировать предприятиям реализацию товаров в пределах плана. Все, что будет произведено сверх плана, реализуется предприятием на свой страх и риск. Вместе с тем в государстве будет создан продовольственный резервный фонд, куда государство будет закупать продовольствие при его перепроизводстве и выбрасывать на рынок при его недостатке. Осуществляется монополия государства на производство лекарств, алкоголя и табака.

При каждом профильном министерстве будет создана команда кризис-менеджеров, состоящая из опытных управленцев-производственников, которая будет заниматься выводом из кризиса предприятий государственных и государственно-коллективных, находящихся в предбанкротном состоянии. Это в целях повышения эффективности государственной собственности и с целью предотвращения банкротств крупных предприятий с большим количеством работающих.

В сфере финансов осуществляется полная монополия государства. Фондовые рынки, покупка-продажа ценных бумаг, полностью запрещены. Банковский сектор представлен центральным банком, внешэкономбанком и накопительно-инвестиционным банком (что-то вроде современного Сбербанка - универсального банка с широкой филиальной сетью, осуществляющего как активные (кредитование), так и пассивные (прием вкладов) операции). Центральный банк выполняет функцию регулирования денежной наличности, а также функцию расчетно-платежной системы. Внешэкономбанк осуществляет внешние расчеты, а накопительно-инвестиционный банк аккумулирует под невысокий процент сбережения граждан и предоставляет данные средства также под процент в виде кредитов предприятиям и гражданам (кроме ипотечных). Помимо данных институтов имеется Инвестиционный фонд, чья задача состоит в финансировании инвестиционных проектов в экономике. Фонд состоит из двух частей – одна часть осуществляет безвозмездные безвозвратные инвестиции, а вторая безвозмездные возвратные инвестиции. Безвозмездные безвозвратные инвестиции предоставляются на строительство инфраструктуры (дороги, коммуникации) и объектов социально-культурного назначения (школы, больницы, библиотеки и т.п.), не предполагают возврата средств и их окупаемости, но необходимы для жизни государства. Безвозмездные возвратные инвестиции предоставляются предприятиям на модернизацию производства либо на строительство новых предприятий, а также гражданам на строительство и покупку жилья. Данные инвестиции беспроцентные, но срочные и возвратные. Поскольку Инвестиционный фонд создается из бюджетных средств, то объем его будет ограничен, поэтому его использование должно быть направлено в самые необходимые для экономики участки. Остальные предприятия, которым не хватило государственных безвозмездных инвестиций, осуществляют свои инвестиционные проекты за счет собственных фондов модернизации предприятия, а также за счет кредитов накопительно-инвестиционного банка.

Внешняя торговля находится полностью в руках государства. ВНЕШТОРГ собирает со всех предприятий заявки на продажу своей продукции за рубеж, ищет наиболее выгодные рынки и выступает на них в роли оптового продавца отечественных товаров. Таким же образом ВНЕШТОРГ собирает заявки на покупку товаров, оборудования и технологий, находит их на зарубежном рынке и закупает оптом, получая при этом скидки. Закупать продукты питания, которые производятся в России, за рубежом запрещено. Также во внутренней торговле доля импортных промышленных товаров не может превышать 30% по тем позициям, которые имеют отечественные аналоги.

Такая вот модель социализма представляется мне.

 

4

Теперь, по идее, следовало бы сравнить предложенную модель с существующими в настоящее время моделями китайского, латиноамериканского и даже шведского социализма, но поскольку в указанных моделях присутствуют фондовые рынки, допускающие финансовые спекуляции, и осуществляется использование наемного труда на частных предприятиях, что я считаю не приемлемым для социализма, данное сравнение не имеет смысла.

Тут, однако, я должен сделать небольшое отступление по вопросу использования наемного труда при социализме, поскольку уважаемый мною Г.М. Шиманов выдвинул теорию, согласно которой возможно использование наемного труда без эксплуатации, если работнику выплачивается справедливая плата[8]. Я с этой теорией не согласен и поясню почему. Самое полное, самое развернутое учение о стоимости товара, его составных частях дал К.Маркс с его теорией прибавочной стоимости. Как бы не ругали Маркса, но ни один экономист ни до ни после него не дал более развернутого представления о стоимости и не опроверг теорию прибавочной стоимости. Поэтому предлагаю взглянуть на справедливую плату с точки зрения теории прибавочной стоимости. По теории Маркса вся созданная рабочим стоимость подразделяется на необходимую и прибавочную стоимость. Таким образом, справедливой будет только такая плата, при которой рабочий получает всю созданную своим трудом стоимость, в любом другом случае будет присутствовать эксплуатация. Следовательно, капиталист должен выплачивать рабочим как необходимую, так и прибавочную стоимость. Что же тогда останется капиталисту – только необходимая и прибавочная стоимость, созданная им самим, как управленцем, если он сам управляет своим предприятием. Но тут уже возникает несправедливость по отношению к капиталисту. Ради чего он недоедал, экономил, построил завод на свои кровные деньги, полностью несет за него ответственность, за свои деньги обеспечивает его сырьем? Ради того чтоб получить зарплату на равнее с рабочими? Не проще ли было ему наняться на государственный завод управляющим и получать примерно ту же зарплату, пусть  и без созданной им прибавочной стоимости, но и, не неся материальную ответственность за все предприятие. Как же быть? Как справедливо распределить и плату и ответственность? Только одним способом. Если выплачивать рабочим и необходимую и прибавочную стоимость, то и материальную ответственность за существование и обеспечение предприятия также необходимо разделить на всех. То есть рабочие должны выкупить каждый свою долю предприятия у капиталиста. Таким образом, мы пришли к форме предприятия артели, описанной выше. Только так и возможно осуществить, по-моему, справедливую плату.

Есть, однако, еще одна модель социализма, близкая к моей. Данная модель, в отличие от описанной выше, предполагает отказ не только от частной, но и от личной собственности, назовем ее «апостольский социализм». Такая модель, при всей ее кажущейся невозможности, была уже осуществлена в апостольской Иерусалимской общине, такая модель с тех пор осуществляется и поныне в монастырях, более того, опыт такой общины был успешно осуществлен в конце 19-го начале 20-го веков в России Н.Н. Неплюевым[9]. Эта модель, безусловно, более соответствует евангельским заповедям и учению святых отцов, нежели модель предложенная мной.

Спрашивается, почему же тогда я выдвигаю собственную модель социализма? Поясню. Чувство собственности, как частной, так и в большей степени личной, глубоко укоренено в человеке, является результатом падшести людей и по природе своей сродни греху. Насколько сильно это чувство в человеке можно судить, конечно косвенно, по наличии 8 и 10 заповедей. Я готов согласиться с тем, что данные заповеди не узаконивают частную собственность, не говорят о ее обязательной необходимости, но, в то же время, они подразумевают наличие и частной и личной собственности наряду с собственностью общественной, и, что самое главное, не вводят запрет на собственность. Собственность, как и грех нельзя преодолеть простым запретом, если запрет этот не принят свободно и добровольно. От собственности, как и от греха можно только отказаться ДОБРОВОЛЬНО и ОСОЗНАННО. А поэтому, модель апостольского социализма может быть осуществлена только общинным способом (через создание обособленных общин). Люди, решившие жить по евангельским заповедям, добровольно собираются в общину и добровольно же отказываются от личной и частной собственности, объединяя имущества в общую собственность (так же создавались и монастыри). К такому же выводу пришел и Н.В. Сомин. По крайней мере, это следует из его работ[10].

Следовательно, сценарий становления апостольского социализма в государственном масштабе будет выглядеть следующим образом. Сначала, в результате возрастания веры и духовного возрастания, в народе появится потребность в осуществлении жизни по евангельским заповедям уже в этом мире, возникает одна или две такие общины апостольского социализма наподобие Крестовоздвиженского Трудового Братства Н.Н. Неплюева. Это будут первые ростки. Видя их успех, другие люди последуют их примеру. Когда количество таких общин достаточно возрастет, они начнут объединяться в региональные союзы, а затем будет создан всегосударственный союз таких общин. Когда же, наконец, данный вид общежительства и данный вид производства станут господствующими в государстве, произойдет естественный переход к такому виду общежительства на государственном уровне и закреплении его законодательно.

Нетрудно заметить, что осуществление такого сценария возможно лишь на благодатной почве дружественного строя, такого, например, как описанная мною модель социализма (можно в этом смысле назвать ее «прото-социализм»). Поскольку возрастание ростков апостольского социализма на враждебном, как в экономическом, так и в духовном плане, поле капитализма будет, скорее всего, задушено терниями уже на первом этапе и возрастания количества общин, скорее всего, не произойдет.

То есть построение апостольского социализма не возможно без предварительного построения прото-социализма, а прото-социализм не имеет смысла, если он не стремиться к осуществлению апостольского социализма. Это две части одного целого.

Прото-социализм – это социализм закона. Он ограничивает свободное действие греха насилием, понуждением и удержанием, используя для этого государственный аппарат и законы. Апостольский социализм – это социализм благодати. Он отказывается от греха добровольно и осознанно. Государство при апостольском социализме необходимо в основном для защиты от внешних воздействий.

Мне скажут, к чему было городить огород, почему апостольский социализм нельзя построить из модели советского социализма, но с православной идеологией? Отвечу. Учитывая третий и четвертый недостаток экономической системы советского социализма, описанные в начале статьи, такая модель социализма неизбежно проиграет капитализму в области технического прогресса и по экономической эффективности. А это, в свою очередь, станет серьезным соблазном в пользу капитализма и приведет к снижению веры в правоту господствующей идеологии, что может привести, как вариант исправления ситуации, к появлению второго недостатка - тоталитаризма. Однако, этот шаг проблему не разрешит, а лишь усугубит. В итоге конец такой модели будет такой же как у Советского Союза и на построение апостольского социализма может просто не хватить времени. Предложенная же модель прото-социализма, по моему мнению, может превзойти капитализм по экономической эффективности и, следовательно, просуществовать достаточное время для построения апостольского социализма.

 

21.02.2012



[1] Г.М. Шиманов «О советском социализме».  http://svilia2008.narod.ru/Eko/Shim5.htm

[2] Г.М. Шиманов «Фундамент» http://svilia2008.narod.ru/Nac/Shim20.htm

[3] Г.М. Шиманов «О частной собственности при социализме. Отклик на статью Н.В. Сомина» http://svilia2008.narod.ru/Eko/Somin4.htm

[4] К. Маркс «Наброски ответа на письмо В. И. Засулич» http://svilia2008.narod.ru/Obs/Marks.htm

[5] Г.М. Шиманов «Размышление о частной собственности» http://shimanov.narod.ru/razmishlenia_o_chastnoi_sobstvennosti.htm

[6] Г.М. Шиманов «О частной собственности при социализме. Отклик на статью Н.В. Сомина» http://svilia2008.narod.ru/Eko/Somin4.htm

[7] 8 заповедь (Не укради).

[8] Г.М. Шиманов «О частной собственности при социализме. Отклик на статью Н.В. Сомина» http://svilia2008.narod.ru/Eko/Somin4.htm

[9] Н.В. Сомин «Христианская Империя: взгляд «утописта» Н.Н. Неплюева» http://chri-soc.narod.ru/imperia_nepluev.htm

[10] Н.В. Сомин «Христианский социализм. Тезисы» http:// chri-soc.narod.ru/chri_soc_tez.htm



Hosted by uCoz