Rambler's Top100

1.4. Тексты св. Иоанна Златоуста по имущественной проблематике

Тексты св. Иоанна Златоуста, в которых изложено его имущественное учение, обладают рядом примечательных особенностей.

Первое, что должно быть отмечено - это огромное число отрывков и отдельных фраз, так или иначе толкующих вопросы собственности, богатства и ми­лостыни. Таких фрагментов насчитывается несколько тысяч. Можно смело ут­верждать, что по объему все принадлежащее по этой теме Златоусту во несколько раз превышает объем текстов, написанных по этому поводу другими святыми отцами II-XII вв. вместе взятыми. В работе /52/ от­мечается, что "добрая четверть" всех текстов Златоуста касается имущественной темы. Для св. Златоуста – безусловно это тема «номер один». Известный русский богослов И.В. Попов, ныне канонизированный в священномученическом чине, отмечает:  "Ни о чем св.  Иоанн Златоуст не говорил так много и  так часто,  как  о богатстве и бедности" /50:54/.  Все это говорит о том исключительном значении, которое придавал Златоуст проблеме христи­анского отношения к собственности и богатству.

Чтобы не загромождать текст большим количеством цитат из творений великого святителя, все найденные фрагменты по имущественной теме помещены в Приложении (разумеется, автор ни в коем случае не претендует на то, что собрание таких фрагментов является сколь-нибудь полным). В ос­новном же тексте оставлены только те цитаты из Зла­тоуста, которые иллюстрируют высказываемые положения.

Второе и самое очевидное – поразительное искусство проповедника. Недаром Ливаний хотел, чтобы Златоуст стал бы его преемником по заведыванию школы риторики. Однако сила проповедей Златоуста все же не в ораторском мастерстве, а в поразительно точном проникновении в сущность греха сребролюбия и любостяжания, в выведении отсюда всех душевных и духовных следствий. Столь объемному, выпуклому изображению этих страстей Златоусту нет равных во всей мировой христианской литературе. Кроме того, святитель мастерски умеет не только обрисовывать пороки, но и убеждать. Его аргументация необычайно разнообразна, и о ней еще будет речь впереди.

Третье, что бросается в глаза - это удивительная разбросанность материала. При полном отсутствии произведений, целиком посвя­щенных исследуемому вопросу, чуть ли не в каждом из творений Злато­уста можно найти фрагменты по рассматриваемой проблеме. На первый взгляд кажется, что в этом нет никакой системы. Однако это не так. У Златоуста все подчинено единой цели - донести до своей паствы цер­ковное учение. Этому подчинена и структура его проповедей. Исследо­ватель творчества Златоуста проф. Э. Пюш отмечает, что любая пропо­ведь святителя "состоит из двух неделимых элементов" /49:18/ - изъ­яснению писания и нравоучению. На наш взгляд построение гомилий свя­тителя на Священное Писание более сложно: все они построены по трех­частной схеме. В первой части святитель последовательно и подробно разъясняет коммен­тируемый текст, входя во все нюансы смысла. Во второй части Златоуст излагает нравственные следствия из только что пройденного текста. При этом, хотя святитель и свободно пользуется цитатами из других книг Писания, тема все же берется из прокомментированного фрагмента. Наконец, в третьей части святитель пускается в свободное плавание, мастерским поворотом переходя к наиболее животрепещущей в этот мо­мент для него теме (темам). И зачастую уже эта последняя тема никак на связана с первоначальным текстом. И нередко, по поводу, а чаще без всякого повода, святитель вдруг садится на своего любимого конька, поражая слушающих то ярким обличением богатства и богатых, то апологией бедности, то восхищением перед милостыней. Такое построение проповеди поз­воляет Златоусту, при необычайно почтительном, прямо-таки коленоп­реклоненном, отношении к библейскому тексту, быть тем не менее не его рабом, а властелином и, отталкиваясь от текста, использовать его для намеченных проповедником нравственных целей.

Поясним сказанное примерами. Так, среди 90 гомилий на Евангелие от Матфея, 31 из них заканчивается нравственным увещевани­ем на тему богатства, собственности и милостыни. Заметим, что хотя в Евангелии от Матфея эти темы присутствуют в значительном объеме, но нельзя сказать, что они занимают 1/3 текста Евангелия. Еще более разительной является ситуация с гомилиями на  Евангелие от Иоанна, в котором, как известно, тема богатства практически не поднимается. Однако, из этих 88 гомилий в 30 из них все равно обсуждается имущественные вопросы. Примерно ту же картину можно наблюдать в для других циклов проповедей. Например, в Первом послании Коринфянам ап. Павла имущественная тема занимает совсем небольшое место. Однако 20 бесед великого святителя, из всех 44 на это послание, затрагивают тему собственности. В других циклах проповедей – то же самое: на 2 Кор.: 7 из 30; на Ефес.: 7 из 24; на Фп.:  7 из 15: на  Кол: 3 из 12; на 1 Сол.: 3 из 11; на 2 Сол.: 2 из 5; на 1 Тим.: 7 из 18; на Евр.: 13 из 34 и т.д. Есть циклы, где Златоуст обращается к имущественной теме несколько реже, но делает это необычайно ярко и подробно. Так в гомилиях на Деяния Апостольские лишь 10 из 55 бесед затрагивают имущественную тему. Но зато жизнь первохристиан в Иерусалимской общине описывается Златоустом необычайно подробно и красочно. Во всем наследии великого святителя вряд ли можно найти столь вдохновенные страницы, чем эти описания. Часть из них уже приведена в предыдущем разделе. Позже мы еще к этим страницам вернемся.

В настоящей книге в качестве текстового источника используется "Полное собрание сочинений" свт. Иоанна Златоуста в 12 томах, выпущенное Санкт-Петербургской Духовной Академией в 1894-1906гг. Это собрание, являясь переводом тт. XLVII — LXIV известной патрологии аббата Жака Поля Миня (1800-1875), со­держит практически полный свод сохранившихся творений святителя. Заметим, что поскольку целью насто­ящей работы является выявление содержательных взглядов святителя на проблему собственности и богатства, то текстологические проблемы в данной работе не рассматриваются. Все тексты великого святителя выделены курсивом, тексты Священного писания выделены жирным шрифтом. В «Полном собрании сочинений» святителя цитаты из священного писания приведены на церковнославянском языке. Поэтому и в данной книге в текстах Златоуста они, как правило, на церковнославянском и выделены жирным курсивом.

Имущественную тему Златоуст развивал всегда, во все периоды своей проповеднической деятельности. О ней святитель высказывается и в Антиохии и в Константинополе. Так, упоминаемые выше гомилии на Матфея и Иоанна сказаны в Антиохии, а гомилии на послание к Евреям, а также на Деяния Апос­тольские - в столице. Постоянство проповеди имущественного учения, а также то, что святитель делает это по большей части неожиданно, без явной связи с текстом Писания, делают ненужным указание названия цикла. Поэтому при ссылках на творения Златоуста дается только номер тома  – римскими цифрами – и страница (страницы) - арабскими.

 


К предыдущему п.

К следующему п.

Оглавление книги

На главную страницу

Список работ автора


Top.Mail.Ru Rambler's Top100

Hosted by uCoz