Сомин Н.В.
I
Соединимо ли
христианство с социализмом? И если да, то насколько возможно их
взаимопроникновение? Эти вопросы были центральными для С.Н. Булгакова в его
дореволюционный период творчества. В этом отношении особенно важным является
1906г. – год начала духовного переворота, приведшего к окончательному
возвращению Булгакова в Церковь, в «дом Отчий». С этого момента философ
старается по новому взглянуть на «идолов» его недавнего прошлого, осмысляя их с
христианской точки зрения. И главным из этих «идолов» был социализм – учение,
занимавшее в то время умы всей русской интеллигенции. Итогом работы
булгаковской мысли стал сборник «Два града» (1911г.), в статьях которого
философ дает свои версии ответов, ставших, причем, для него окончательными.
Безусловно, Булгаков – один из величайших русских мыслителей. Однако, проблема
столь сложна, что даже великие умы останавливаются в ее разрешении на
полдороге. Даже поверхностный анализ позволяет увидеть, что предлагаемые
Булгаковым решения небезупречны.
Уже относительно
самого названия сборника – «Два града» - возникают недоумения. В предисловии
(«От автора»[1])
Булгаков говорит о двух противоположных
путях развития человечества, определяемых двумя религиями – богочеловечества
(т.е. христианства) и человекобожества. Каждая религия строит свой град.
Естественно, Булгаков вспоминает бл. Августина, у которого противоположность
этих градов выражена особенно четко: под первым градом понимается Церковь, царство
Божие на земле, а под вторым – мир, который «во зле лежит». Однако Булгаков тут
же «поправляет» Августина: «Церковь не
град»[2],
причем сам же помечает эти слова курсивом,
тем самым недвусмысленно подчеркивая, что на земле остается только один
град – человекобожеский, град обожествления человека, его успехов, его
цивилизации. Другого града, града, воплощенного в материальных, культурных, исторических, государственных и
социальных формах, быть не должно – он
возводится только в душах людей, следующих за Христом. Так название книги
неожиданно опровергается самим автором уже в предисловии.
«Церковь не град» -
именно это является новым «кредо» Булгакова. В этом тезисе он видит суть
Православия. Подлинная Церковь, по Булгакову, и не должна строить «град». Град
– это «папизм», «иудейский хилиазм». Даже «Цезарепапизм», к которому, увы, было
склонно историческое православие, - тоже «град». А раз «град», значит –
обязательно человекобожеский, антихристианский. Царство Божие на этой падшей
земле невозможно; недаром оно называется Царством Небесным. Отсюда задача
Церкви – не построение «града», а только работа с душами человеческими,
подготовка их к Царству Небесному.
И к социализму Булгаков применяет тот же тезис. Он пишет: «То, чем был папоцезаризм, теперь стал социализм в разных его формах – мечтой о земном граде. Достоевский верно угадал и отметил эту связь между папизмом и социализмом как порождениями одной и той же сущности, которая классически выразилась в иудейском хилиазме. К нему же приводятся и другие варианты этой мечты о земном граде, и, утверждаясь в нем, все они роковым образом принимают более или менее антихристианский характер. Именно здесь проходит эта таинственная грань – между царством от мира и не от мира»[3].
Итак, несомненно:
после духовного переворота социолог Булгаков держит сторону асоциального
христианства. Но оказывается, что до
этого Булгаков думал иначе.
II
Вот работа, вышедшая
в том же 1906г. – «Неотложная задача»[4].
В ней Булгаков развертывает целую философию социального христианства.
Во-первых он критикует историческую Церковь за асоциальность: «Для принципиального индифферентизма к политике и общественности не может быть никаких оправданий. Напротив, он является, во-первых, невыполнимым, во-вторых, явно противухристианским, приходя в противоречие с основным и центральным учением о богочеловечестве»[5]. Причем, всегда корректный Булгаков позволяет себе весьма резкие выпады в адрес Церкви: «Такому странному и – скажу прямо – преступному отношению к социальному вопросу и социальной науке наших дней должен быть положен конец, если только представители церкви окончательно не обрекают на общественное самоубийство и не совершают измены делу Божьему»[6].
Во-вторых, Булгаков
намечает (правда, не вполне отчетливо) теорию «трех социализмов»[7].
Дело в том, что социализм сам по себе, как способ производства и распределения,
- лишь абстракция. Реально же он всегда обрастает идеологией, которая может
быть до противоположности разной. Эта идеология и определяет лицо получающегося
социального строя. Булгаков различает 1)
«материалистический» или «гедонистический» социализм, 2) «атеистический
социализм» и наконец 3) «христианский социализм». Суть материалистического
социализма – в стремлении безбедно, благополучно прожить на земле, эксплуатируя
преимущества обобществления производства. Развитием этой идеологии является
атеистический социализм, отрицающий Бога и стремящийся построить «рай» на
земле, в котором место Бога заступает человек. Ему противоположен христианский
социализм, о котором Булгаков пишет: «христианский социализм видит в политике
религиозное делание, выставляет известные требования, как выражение высшей
правды, исполнение заветов Христовых»[8],
причем обосновывает этот тезис так: «Пора, наконец, понять в самом деле, что
Христова заповедь: одеть холодного, накормить голодного, посетить заключенного
в тюрьме – исполняется в настоящее время более чем в какой бы то ни было другой
форме посредством сложной социальной техники»[9].
Само же христианство им мыслится как универсальная истина, которой охватываются
все области человеческой деятельности, в том числе – и социальная.
Наконец, в-третьих, в качестве практической меры Булгаков предлагает создать «Союз христианской политики» - христианскую партию, одной из целей которой являлось бы достижение социализма, рассматриваемого в качестве «естественной задачи христианской политики»[10].
III
Но вот следом
выходит работа «Христианство и социальный вопрос»[11]
(заметим, - тот же 1906 г.), и все меняется.
Прежде всего
Булгаков пытается обосновать, что подлинное христианство всегда было
асоциальным. А подлинное христианство – это, конечно же, христианство
апостольское, оссиянное светом Самого Спасителя. Феномен первохристианства
представляется Булгакову настолько важным, что в «Двух градах», кроме работы[12],
он посвящает первохристианству две большие статьи «О первохристианстве»[13]
(1908) и «Первохристианство и новейший социализм»[14]
(1909), а также значительную часть статьи «Апокалиптика и социализм»[15]
(1910). И везде он доказывает, что доконстантиновская Церковь совершенно не
касалась социальных проблем.
Ряд историков на основе скрупулезного изучения источников утверждали, что социальный состав первохристиан – сплошь народный, трудовой. Принимая эти исследования, Булгаков, однако, замечает: «Следует ли отсюда, как заключают иные, что первохристианство было движением социально-экономическим, «пролетарским», в теперешнем смысле слова, «массовым», т.е. классовым? Нет, нет и нет, в этом и лежит вся духовная пропасть между первохристианством и социализмом. Оно было движением народным, но вместе с тем не классово-экономическим, а религиозным»[16].
Для доказательства
этого Булгаков рассматривает феномен рабства, показывая, насколько велико было
его значение в социально-экономическом строе Римской Империи. Но каково же
отношение к рабству в среде первохристиан? «Рабы, повинуйтесь господам своим по
плоти со страхом и трепетом» (Еф.6,5), «Рабы, под игом находящиеся, должны
почитать господ своих достойными всякой чести» (1 Тим.6,1) – эти известные
слова Апостола приводит и Булгаков. И объясняет их так: «оно (первохристианство
– Н.С.) не трогало непосредственно существующего строя, представляя
преобразование его своей перерождающей работе в истории»[17].
Видимо, здесь намек на христианство как «закваску». Видя недостаточность такого
объяснения, Булгаков дает и другое истолкование: «христианство своим новым,
религиозным отношением к личности изнутри перерождает античное рабство: там,
где вчера стояли друг перед другом рабовладелец и одушевленная вещь – раб,
сегодня стоят уже равноценные, равные
перед Богом личности»[18].
Иначе говоря, равенство перед Богом изглаждает
неравенство между людьми. Таким образом, по Булгакову, и в острейшей
проблеме рабства, первохристианство не идет на поводу у социальности.
Наконец, коммунизм Иерусалимской общины, так ярко
описанный в Деяниях апостольских (Деян.2,44-46;4,32-37). Еще недавно Булгаков
соглашался в В. Эрном, говоря: «Общность имуществ, коммунизм, озаряет лучшие
времена первых веков христианства, и этот порядок и должен быть признан нормой
имущественных отношений»[19].
Теперь же Булгаков пишет: «Некоторые видят здесь вообще норму экономического
строя для христианской общины. Однако, вдумываясь внимательно в содержание
этого места, мы должны прийти к заключению, что именно хозяйственной нормы тут
не содержится и что здесь описан исключительный праздник в истории
христианства, а то, что естественно в праздник, не вполне применимо в будние
дни. Значение нормы имеет, конечно, то чувство любви, которое ярко пылало в
этой общине и при данных обстоятельствах имело экономическим последствием
описанную форму общения имуществ. Но самая эта форма не представляет собой
чего-либо абсолютного. Приглядываясь к ней ближе, мы видим, что в данном случае
отнюдь не вводится какой либо новый хозяйственный порядок или хозяйственный строй, а тем более новая
организация производства. Напротив, по-видимому, в это время христианская
община какой бы то ни было хозяйственной деятельностью вовсе и не занималась,
«постоянно» находясь «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».
Здесь происходила не организация, а ликвидация хозяйства»[20].
Булгаков характеризует это явление, как «чисто потребительский коммунизм»[21],
не имеющий политэкономического значения.
IV
Особо необходимо остановиться на булгаковском
понимании института частной собственности. Если учесть недавнюю резкую критику
капитализма, обличающую его в «порабощении человека человеком»[22],
то нынешняя перемена воззрений особенно наглядна. Следуя Клименту
Александрийскому, Булгаков различает «чувство собственного» и собственность как
социально-экономический институт.
Первое – «сладострастие маммона», жадность, любостяжание, духовный плен у собственного имущества. От этого нужно избавляться, причем, «в тайниках души», чисто религиозными методами. По Булгакову, именно это чувство собственного и «осуждается бесповоротно христианством как коренным образом противоречащее основной заповеди любви»[23].
Но к собственности как основе экономического строя христианин должен относиться иначе. Дело в том, что, по Булгакову, собственность «находится в связи не только с организацией потребления, но и с организацией производительного труда (…) Если надлежащим образом понять значение собственности в этом смысле, то она есть столько же право, сколько и обязанность, с ней связана важная и ответственная функция (…) И христианство с его историзмом, открывающим поле для реальной политики, не может требовать немедленного и фактического отказа от такого рода собственности»[24].
Интересно, что именно к этому – капиталистическому - случаю богатства, от которого даже христианство не может требовать отказа, Булгаков относит «загадочную» притчу о неверном управителе (Лк.16,1-12). Но надо сказать, что ничего «загадочного» в этой притче нет. По святоотеческому толкованию смысл притчи в том, что только Бог является подлинным собственником всего сущего, а человек – лишь «управителем неверным», а потому он не имеет права получать неправедный доход с того, что ему не принадлежит: по притче управитель заменил грабительские расписки должников справедливыми и тем исправил свою вину, за что и похвалил его Господин. Так что данная притча как раз направлена против частной собственности, а потому булгаковскую интерпретацию надо признать неудачной.
V
Ревизии подверглась
и теория социализма. Схема «трех социализмов» остается; но в нее вкладывается
иное содержание.
Первый угол
«треугольника социализмов» занимает теперь социализм в «практическом,
нейтральном смысле слова»[25],
т.е. социализм как чисто экономический строй. Причем под таким
«недоктринальным» социализмом понимается в первую очередь не строй с
общественной собственностью, а просто меры по сглаживанию социальных
противоречий. Это - «частичный» социализм или, лучше сказать, «социализация»,
вовсе не отрицающая капитализм.
Другой угол занимают
слившиеся вместе «материалистический» и «атеистический» социализмы, между
которыми ставится знак тождества. Ибо, как пишет Булгаков, «по самой своей
природе своей социализм неизбежно содержит в себе элементы сверхнаучные и в
этом смысле утопические, точнее – религиозные»[26].
И эта религия – увы, неизбежно религия человекобожества! Для доказательства
этого тезиса Булгаков развертывает панораму взглядов новейших социалистов:
Маркса, Каутского, Лассаля - все они оказываются воинствующими атеистами.
Особенно впечатляет картина богоборческой
религии Маркса, нарисованная в знаменитой работе «Карл Маркс как религиозный
тип» (1906).
Подтверждением
предыдущего тезиса служит анализ веры новейших социалистов в светлое будущее
человечества. Булгаков подробно исследует иудейский хилиазм, а заодно – и
раннехристианский. Его вывод таков: «социалистический хилиазм… представляет
собой упрощение, вырождение, даже опошление старого иудейского хилиазма, и все
его dramatis personae поэтому получили
экономическое истолкование. Избранный народ, носитель мессианской идеи, или,
как позднее в христианском сектантстве, народ «святых», заменился
«пролетариатом» с особой пролетарской душой и особой революционной миссией…
Роль сатаны и Велиара, естественно, досталась на долю класса капиталистов,
возведенных в ранг представителей метафизического зла… Мессианским мукам и
последним скорбям здесь соответствует неизбежное и, согласно «теории
обнищания», все прогрессирующее обеднение народных масс… Роль deus ex machina… играют «законы» развития общества или роста производительных сил»[27].
Думается, здесь философ весьма проницательно спародировал наивную веру
советских времен в «победу коммунизма».
Но где же «христианский социализм», который, казалось бы, должен занять третий угол «треугольника социализмов»? Парадоксально, но фактически этого угла нет! «Недоктринальный» социализм может, по Булгакову, соединяться с религией человекобожества, но не богочеловечества. Слияние христианства и социализма невозможно. Цитаты, буквально формулирующую эту мысль, не находится, но весь контекст его «двуградовских» статей говорит об этом. А что же в таком случае значит словосочетание «христианский социализм»? Оказывается, это «положительное соотношение»[28] между христианством и «недоктринальным» социализмом. Иначе говоря, христианство и социализм – разные вещи. Булгаков против того, чтобы социализм, через воцерковление, вошел в христианское учение. Нет, Церковь должна, создавая нового человека, соблюдать свою асоциальность. А потому Булгаков против всякой организации хозяйства в церковных рамках «будет ли это толстовская колония или неплюевское «братство», опирающееся на солидный экономический базис в виде земельных и денежных пожертвований своего «блюстителя», или, что то же, богатый монастырь, изнемогающий духовно от своих богатств, или, наконец, разные сектантские социалистические коммуны, которые основывались в Америке»[29]. Для Церкви достаточно лишь «положительно» относиться к попыткам построения социализма во внецерковном обществе, если, разумеется, это само общество лояльно к Церкви: «Должна быть только христианская проповедь задач социализма и христианское истолкование его действительных целей (христианская этика и философия социализма), но самый социализм эка экономический факт, как совокупность внешних объективных институтов юридических и экономических может быть только один и тот же для всех членов данного общества, и для христиан и для язычников. Поэтому в целях фактического преобразования существующего строя на началах социализма и приближения его к воплощению справедливости и любви в экономических отношениях христиане должны встать в общую запряжку истории»[30].
И тем не менее, это самое «положительное» отношение резко отличает Булгакова от подавляющего большинства деятелей официальной Церкви. Дело в том, что в начале XX века в русских религиозных журналах вышло большое количество статей с резкой критикой социализма. В них, обличая (вполне справедливо) современный социализм за его безбожие, превозносился строй, основанный на частной собственности, т.е. капитализм. Булгаков же, в противовес общепринятому мнению, пишет: «И если указания социально-экономической науки приводят нас теперь к сознанию, что наилучшим средством для достижения той же цели (благотворительности – Н.С.) представляется постепенное, но неуклонное и более или менее решительное преобразование индивидуалистического и частноправного хозяйства в направлении социалистическом, то я решительно не представляю себе, что можно было бы в христианском духе принципиально возразить против социализма. Напротив, социализм с этой точки зрения есть лишь средство для осуществления требований христианской этики» (…) И уж во всяком случае между христианством и социализмом в этом практическом, нейтральном смысле слова не только нет и не может быть никакого антагонизма, но, по крайнему моему политико-экономическому и религиозному разумению, христианин, поскольку он руководствуется несвоекорыстными, но действительно нравственными мотивами в социальной политике, и не может не быть в большей или меньшей степени социалистом – не в доктринальном, а в прикладном смысле слова (…) Итак, для христианства нет ни надобности, ни возможности отрицать правду социализма»[31]. Хотя, разумеется, «доктринальному», человекобожескому социализму христианство противоположно: «Вполне непримиримым с социализмом христианство оказывается только в плоскости религиозной, поскольку социализм пользуется своей прикладной программой как средством для утверждения своей религии»[32].
Более того, Булгаков, правда в гораздо более мягкой, чем прежде, форме, говорит и о недоработках Церкви в социальной сфере: «В порядке же историческом успех социализма прежде всего есть кара за грехи исторического христианства и грозный призыв к исправлению (…) Особенно здесь ощутительны грехи в области социального сознания и действия. В христианстве недостаточно проявлялось чувство социальных обязанностей, так сказать, социальной любви; оно чересчур довольствовалось старыми традиционными средствами социальной помощи, чуть ли непосредственной раздачей милостыни, оставаясь сравнительно глухими к указаниям науки и изменившейся исторической обстановки народного хозяйства, капиталистического производства (…) Эти грехи связаны не только со слабостью или порочностью воли, но отчасти и с односторонним пониманием христианства, с тем, что можно назвать индивидуалистическим гипераскетизмом, устраняющим самое понятие истории, а следовательно, исторических задач и обязанностей. Внимание всецело сосредотачивает на себе уединенная жизнь души, отрекшейся от мира и освободившей себя от участия в истории. Такой уход из истории начинают считать единственной нормальной формой христианской жизни, отдавая мир стихии или безбожию, очищая место социализму»[33]. Отметим, что «положительное» отношение к социализму мыслитель сохраняет и позже – как во время его пребывания в белогвардейском стане, так и в его парижский период.
Булгаковская критика
«индивидуалистического гипераскетизма» глубока. Отметим, однако, что, критикуя
«уход из истории» и недостаток «социальной любви», Булгаков не замечает прямого
противоречия со своими же идеями: поддерживаемая философом асоциальность и есть
атрофия «чувства социальных обязанностей». Да и «уход из истории» есть по сути
дела то же отрицание социальности.
VI
Попытаемся подвести
итоги.
Начавшийся у
философа с 1906 г. духовный переворот
привел к двойственным результатам. С одной стороны Булгаков возвратился
«в дом Отчий», почувствовал себя сыном Церкви. Но, с другой стороны, выработать
для себя цельное непротиворечивое мировоззрение ему так и не удалось.
Возвращаясь в Церковь, он, видимо, посчитал своей обязанностью принять все
церковное учение, в том числе – и асоциальную позицию Церкви, которую она
занимала чуть ли не с V в. Нетрудно видеть, что в отрицании «социального христианства»
Булгаков просто следовал общепринятой церковной доктрине, согласно которой
Церковь благословляет наличный социальный строй, не вдаваясь в степень его
соответствия христианским идеалам. И взамен за эту лояльность, она получает
поддержку государственной власти в своей деятельности, которую она понимает
исключительно как подготовку душ пасомых к личному спасению.
Но, совесть
социолога, как представляется, не могла полностью с такой позицией примириться.
Ведь асоциальность фактически означает не только отстранение от социальной
сферы и политики, но и «уход из истории», что противоречит глубинной
историчности христианства. В результате появилась концепция «положительного
соотношения» между христианством и социализмом, где под «христианским
социализмом» фактически понимается не слияние христианства и социализма, а их
параллельное толерантное существование. Представляется, что концепция эта
логически противоречива и религиозно бессильна.
Противоречия лежат
на поверхности. Булгаков стоит за асоциальное христианство, так что место
социализма как экономического строя оказывается вне церковной ограды. Но тогда
«положительное отношение» Церкви к социализму, за которое ратует философ,
повисает в воздухе. Действительно, по Булгакову, «социализм … есть лишь
средство для осуществления требований христианской этики». Получается, что
сама христианская этика принадлежит христианству, а социализм - средство для ее
осуществления - принадлежит «миру сему»; христианство же вынуждено лишь
«положительно» взирать на усилия мира, в лучшем случае впрягаясь с ним в «общую
запряжку истории».
Кроме того, такая
концепция оказывается противоречащей как практике, так и учению самой Церкви
(Деяния Апостольские, первохристианство, монастыри-киновии). Известно, что
ярким поборником «общения имений» был великий святитель Иоанн Златоуст, с
церковного амвона учивший о превосходстве общего владения над частным. Однако,
именно о воззрениях Златоуста Булгаков заявляет, что «экономическая мысль отца Церкви не идет дальше непосредственного
благотворения бедным и потребительского коммунизма (как в Деяниях Апост.)
Экономические проблемы социализма как организации производства остаются ему
чужды»[34].
Получается, что Златоуст к «христианскому социализму» никакого отношения не
имеет (по Булгакову, «христианский социализм» - порождение XIX в.[35]).
Видимо, Булгаков некритично воспринял господствующую тогда однобокую
интерпретацию златоустовского учения о богатстве и собственности.
Думается, что
в принятии асоциальности Церкви и коренятся все коллизии, из которых
Булгаков так и не смог найти достойный выход. «Церковь не град» - возвратимся
мы к первоначальному тезису Булгакова. Нет, Церковь, как Тело Христово и как
воинство Его, должно строить для себя град в этом мире. В том числе, град
социальный и даже - отчасти – государственно-правовой. И одновременно быть
закваской в этом мире, т.е. постепенно воцерковлять мир, пропитывать его
собственными идеями и делами. И среди прочего – теми социальными
установлениями, которые Церковь вводит в своей ограде.
Фактически так и
происходит, разумеется – в определенной степени. Церковь строит свой град, в
котором рождаются живут и умирают члены Церкви: семья, приход, православная
гимназия, Православные детские лагеря, Православный институт, работа в
церковных структурах, больницы под эгидой Церкви. В этом граде наиболее уязвимое место – трудовая деятельность,
которая для подавляющего большинства членов Церкви проходит в миру, по законам
«мира сего», в условиях антихристианской экономики. Причем зависимость как
отдельных членов Церкви, так и церковных институтов от мира экономических отношений
оказывается столь большой, что поведение церковных структур – на самых разных
уровнях – зачастую определяется не Истиной, а соображениями выгоды или
выживаемости.
Исключая полноценное
воцерковление социализма, Булгаков обрекает на бессилие как Церковь (в
социальном смысле), так и социализм. Асоциальность Церкви, проповедуемая
Булгаковым (и так активно критикуемая им ранее), по сути дела означает ее
беззащитность – как идейную, так и материальную - от влияния мира, а значит в
конечном счете – поражение Церкви в истории
в деле преображения мира. Вряд ли такой выдающийся мыслитель как Булгаков, этого не понимал - ведь он сам
говорит о недостатке «социальной любви» в Церкви. Но его попытки решения этой
проблемы носят половинчатый, неадекватный глубине и масштабам проблемы
характер.
1. Два града. От автора - Булгаков С.Н. От автора.//С.Н. Булгаков. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. – СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 - с. 7-14.
2. О первохристианстве - Булгаков С.Н. О первохристианстве// С.Н. Булгаков. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. – СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 - с. 141-180.
3. Первохристианство
и новейший социализм - Булгаков С.Н. Первохристианство и новейший социализм//
С.Н. Булгаков. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. – СПб.:
Изд-во РГХИ, 1997 - с. 181-206.
4. Христианство и
социальный вопрос - Булгаков С.Н. Христианство и социальный вопрос// С.Н.
Булгаков. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. – СПб.:
Изд-во РГХИ, 1997 - с. 126-140.
5. Апокалиптика и социализм - Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм// С.Н. Булгаков. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. – СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 - с. 207-247.
6. Сомин -
Сомин. Н.В. Три социализма С.Н. Булгакова // Христианские начала экономической
этики. Сборник материалов международной интернет-конференции. Москва. 2001. –
с.189-199.
7. Неотложная задача
- Булгаков С.Н. Неотложная задача //Христианский социализм (С. Н. Булгаков).
Новосибирск: Наука, 1991. – с. 25-60.
8. Христианство и
социализм - Булгаков С.Н. Христианство и социализм. //Христианский социализм
(С. Н. Булгаков). Новосибирск: Наука, 1991. – с. 205-234.
июнь 2002 г.
[1] Два града. От автора.
[2] Там же. С. 11.
[3] Там же.
[4] Неотложная задача.
[5] Там же. С. 31.
[6] Там же. С. 36.
[7] Сомин.
[8] Неотложная задача. С. 44.
[9] Там же. С. 36.
[10] Там же. С. 57.
[11] Христианство и социальный вопрос.
[12] Там же.
[13] О первохристианстве.
[14] Первохристианство и новейший социализм.
[15] Апокалиптика и социализм.
[16] Первохристианство и новейший социализм. С. 185.
[17] Христианство и социальный вопрос. С. 135.
[18] Первохристианство и новейший социализм. С. 197.
[19] Неотложная задача. С. 34.
[20] Христианство и социальный вопрос. С. 133.
[21] Там же.
[22] Там же. С. 34.
[23] Там же. С. 137.
[24] Там же. С. 138.
[25] Первохристианство и новейший социализм. С. 199.
[26] Там же. С. 200.
[27] Апокалиптика и социализм. С. 241-242.
[28] Христианство и социализм. С. 227.
[29] Христианство и социальный вопрос. С. 132.
[30] Там же. С. 139.
[31] Первохристианство и новейший социализм. С. 199.
[32] Там же. С. 204.
[33] Там же. С. 204-205.
[34] Христианство и социальный вопрос. С. 133.
[35] Христианство и социализм. С. 228.