(Предисловие к сборнику богословских работ)
Николай Сомин
Этот человек всегда производил неизгладимое впечатление. Всех поражали исключительно высокий настрой мыслей, кристальная честность, незаурядное мужество и, особенно – совершенно исключительная, пламенная любовь ко Христу. Только один штрих. Василий Ильич всю жизнь занимался собиранием необычной коллекции – он собирал «лики Христа», точнее – репродукции и фотографии со всевозможных изображений Господа, не только с икон, но и с картин западных и русских художников. Для этого он приобрел фотоаппарат, вещь по тем временам редкую. Говорят, что коллекция насчитывала около 10 тыс. листов; большинство затерялось, но 1200 сохранилось и теперь находится в музее М. А. Булгакова в Киеве. Кстати, Экземплярский хорошо знал Михаила Булгакова, ибо отец будущего знаменитого писателя Афанасий Иванович Булгаков, профессор КДА был одним из самых близких друзей Экземплярского.
Любопытно, что Экземплярский – сын епископа. Он родился в
Василий Экземплярский, окончив Киевскую семинарию и Академию, в 1904г. защитил магистерскую диссертацию и вскоре стал профессором нравственного богословия Киевской Духовной Академии. Казалось бы, обычная карьера ученого-профессора. Но это впечатление обманчиво.
Дело в том, что с детских лет Василий Экземплярский был поражен совершенством и красотой Евангельских заповедей. И он приходит к твердому к убеждению, что эти заповеди даны Спасителем не для любования ими или вздыхания об их недостижимой высоте, я для реального исполнения христианами в их повседневной жизни. Его очень поддержала мысль св. Иоанна Златоуста, что Евангельские нормы не только исполнимы, но и весьма легки. Но разочарованием шоком для юной души явился тот постепенно осознаваемый факт, что мир, называя себя христианским, вовсе не собирается их исполнять. Наоборот, он использует Евангелие для оправдания всей царящей в мире неправды. А богословы, увы, не только взирают на эту неправду, но в этом оправдании играют первую скрипку. Позднее Экземплярский напишет:
"...как понять тот вопиющий
к небу факт, что едва ли в истории человеческого быта была такая мерзость и
неправда, которую бы люди не защищали от имени Евангелия Христова? Когда я был
на школьной скамье, то мне казалось, что это - сплошное предательство Его,
измена Господу ради своекорыстных целей, я негодовал, возмущался. Потом
раздражение сменило другое чувство - настоящее горе. Я понял, что почти общее
явление не может быть объяснено случайными причинами. Ведь люди - всегда люди.
И если в истории человечества бывали [не] готовы пожертвовать жизнью ради своих
научных убеждений, вроде известной астрономической теории, или тем более из-за
служения идеалу правды на земле, то ведь, и христианские богословы не особая же
порода людей, вовсе не какие либо изменники Евангелию. Нет, это просто люди,
отражающие в своем сознании общие взгляды своих современников на христианство,
как бы невольно преклоняющиеся пред очевидной силой законов наличной
действительности и как бы боящиеся, что буквальное понимание слов Христовых
явится безумием в глазах мира"[1].Но
в начале своей профессорской деятельности он был еще полон надежд эту неправду
обличить. Да и не мог Экземплярский отмалчиваться: он воспринимал весь этот
конформизм как измену Христу, как хулу на Его Церковь. А как можно молчать,
если святыня поругана? И он пишет статьи, выступает, активно участвует в
Киевском Религиозно-философском обществе (КРФО), став его секретарем. Некоторые
из статей, публицистического характера, обратили на себя внимание
общественности. Экземплярский не стесняется в словах, называя современное ему
богословие "казенным" и "официальным". Естественно,
представителям этого богословия понравиться такие эпитеты не могли. Тучи
над ним начинают постепенно сгущаться. И когда в
А позже произошло событие,
ставшее для профессора-богослова подлинной трагедией. В
Друзья, как могли, старались
помочь. С.Н.Булгаков пишет статью в защиту Экземплярского, его избирают
председателем КРФО. Да и сам Экземплярский, вопреки всем невзгодам, включая
пошатнувшееся здоровье, не опускает рук, упорно продолжая свою
литерурно-богословскую деятельность. В
Но неожиданно наступают перемены.
Падает монархия. Экземплярского восстанавливают в Академии и он окунается в
интенсивную церковно-литературную жизнь. Ему быстро становится ясно, что при
новом режиме Россия летит в пропасть. Церковь же – молчит. Во всяком случае, ее
голос почти неслышен в бурном море общественно-политической жизни
Октябрьская революция стала мощнейшим катаклизмом, пережитым когда-либо
Россией. Свирепствует гражданская война, разруха, голод. В Киеве - чехарда
власти. И тут Господь посылает своему
рабу новое испытание. В
-.-
Эту небольшую книжку
составили работы В.И. Экземплярского
самого последнего периода, в которых слепой, много переживший профессор
богословия высказывает свои самые
заветные, глубоко продуманные мысли. Книгу составили рукописи, собранные в
толстой рукописной тетради. Они написаны почерком З.В. Баккалинской – она, видимо под диктовку, записала частные
лекции В.И. Экземплярского, произнесенные им в 1927-1929 гг. После его смерти
Баккалинская уехала в Чехию, где жила ее семья. Оттуда тетрадь попала в
Чтобы лучше понять и оценить эти небольшие (и казалось бы – разрозненные) заметки, имеет смысл кратко взглянуть на всю литературную деятельность Экземплярского. Ее можно условно разделить на четыре периода.
Первый период – по сути дела
ученический, когда Экземплярский совершенствует свое богословское мастерство.
Сюда относятся работы, написанные до
Второй период открывается докладом в КРФО «К вопросу об отношении нравственности к политике» (1905), позже изданного в виде статьи. Голос богослова приобретает общественное звучание. Экземплярский говорит тут о совершенно нехристианской грубой силе, которая присутствует в отношениях между государствами, хотя те считают себя вполне христианскими. Характер несогласия с общепринятой точкой зрения в Церкви носит работа «Несколько мыслей по поводу защиты смертной казни в русской богословской науке последнего времени» (1907). В работе «Памяти Н.Н. Неплюева» (1909) богослов высоко оценивает общественную деятельность человека, взаимоотношения которого с официальной Церковью складывались далеко не безоблачно. Везде Экземплярский указывает на ту нравственную глухоту, которую допускают отдельные богословы и церковные деятели, оправдывая мирскую неправду. Последней из этого цикла можно назвать уже упоминавшуюся злосчастную статью о Льве Толстом, послужившую поводом к его исключению из КДА.
С большой долей условности к тому же циклу можно причислить и труд Экземплярского «Учение древней церкви о собственности и милостыне» (1910). К сожалению, эта работа у нас мало известна. И очень жаль, поскольку книга эта – жемчужина богословия, причем не только русского, но и вселенского. Работа Экземплярского - единственная в русском богословии монография, целиком посвященная вопросу собственности и богатства со святоотеческой точки зрения. Ее содержание полностью основано на учении святых отцов III-V вв.: Тертуллиана, Климента Александрийского, Киприана Карфагенского, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, бл. Августина, бл. Иеронима и др. Добрую половину текста книги составляют выписки из Писания или святоотеческого предания - около 300 цитат из Библии и около 700 - из святых отцов. Заметим, что Экземплярский был великолепным знатоком патристической литературы. Весь материал книги собран им не из «цитатников», а на основе непосредственного изучения святоотеческих текстов. На основе столь обширного материала Экземплярский воссоздает подлинное святоотеческое учение о собственности и милостыне, обладающее поразительной высотой. Русский богослов убедительно показывает, что в основе него лежит милосердие и любовь к ближнему.
После изгнания из КДА тон работ Экземплярского этого третьего по счету периода деятельности постепенно меняется. Если в статье «Евангелие и общественная мысль» (1913) еще слышны обличения правдолюбца, то позже на первый план выходит вопрос: как жить христианину в этом мире, номинально христианском, а фактически отрекшимся от Христа («Евангелие Иисуса Христа перед судом Ницше», 1915). Яркий ответ на него дает Экземплярский в своей статье «Христианское юродство и христианская сила. К вопросу о смысле жизни». Не понаслышке, а на основании собственного духовного опыта он убеждает нас в том, что оставаться христианином в этом мире можно лишь став юродивым. Заметно, что пережитое оставило глубокий след в его душе богослова, сделав мысль более зрелой и мудрой.
И наконец, работы четвертого, последнего периода представляет эта книга. В этих удивительных богословских этюдах слепой, много переживший профессор богословия и пламенный почитатель Христа высказывает свои самые заветные, глубоко продуманные мысли. Можно только удивляться промыслу Божию, сохранившему нам эти замечательные заметки. Они совершенно православны. Экземплярский, будучи высоко квалифицированным богословом, полностью принимающим христианскую догматику, никогда не допускал в своих работах ни малейшего намека на ересь. И однако, это не школьное богословие. В этих небольших, блестящих по форме работах богословская строгость удивительным образом сочетается со свободой человека, выбравшего Христа и потому не боящегося высказать о Нем самые сокровенные мысли. Экземплярский не избегает трудных тем: неуслышанные молитвы, невинные страдания и пр. Он их бесстрашно исследует, пытаясь проникнуть в тайну этих загадочных феноменов. При этом он не надевает на себя маску всезнайки. Наоборот, он с удивительной честностью признает, что он, профессор нравственного богословия, как раз-то и не знает ответов на многие и многие нравственные вопросы, которые ставит перед нами духовная жизнь. Но он уверен, что любой вопрос жизни человека станет до очевидности ясным, если вглядываться в жизнь Христа, Его страдания, Его молитвы. Христос стал человеком, соединился с ним в его судьбе, принял жесточайшие человеческие муки, если Он их допускает, то значит это нужно по любви к человеку ради его вечной жизни. Во Христе разрешается и оправдывается все – вот твердое убеждение богослова. Некоторые заметки прямо продолжают темы, уже затронутые Экземплярским ранее, в частности – тема юродства в современной жизни: даже название «Христианское юродство и христианская сила» почти дословно повторяет название известной работы Экземплярского (впрочем, давал ли он названия своим эссе сам, или это сделано Баккалиской – неизвестно).
Эти небольшие статьи – больше, чем богословские эссе. Тут слышится мудрый голос старца, прошедшего через скорби и лишения и победившего в себе многие страсти. Это голос смирившейся души, спокойно ждущей встречи с Богом. Именно поэтому после прочтения этих страниц остается впечатление чего-то удивительно высокого, чистого, абсолютно подлинного, чуждого малейшего намека на фарисейство, назидание и фальшь.
Наших читателей можно поздравить с новой замечательной духовной книгой.
16.06.08
[1] Экземплярский. О христианском юродстве. С. 69-70.
[2] В.И. Экземплярский. Гр. Л.Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых. Приложение к книге "За что меня осудили?" Киев, 1912.
[3] В. Экземплярский. За что меня осудили? Киев., 1912. – с.3.
[4] Там же. С. 139-140.
[5] В.И. Экземплярский. Тайна страданий и христианство. СПб., "Сатис". 1996. 170 с. 136.