Николай
Сомин
МАМОНЕ ИЛИ ХРИСТУ ПОКЛОНЯЕМСЯ?
«Если кто не
хочет трудиться, тот и не ешь» (2Сол.3,10)
Сегодня мы
беседуем с московским учёным, к.физ.мат.н.,
бакалавром богословия Николаем Владимировичем Соминым.
Николай Владимирович известен как горячий приверженец идеи православного
социализма, считающий, что справедливое устройство общества ни в чём не
противоречит христианским идеалам, но, напротив, позволяет этим идеалам шире и
полнее воплотиться в нашей земной жизни. Сегодня Н.В.Сомин в гостях у редакции
«Православного СанктПетербурга».
— Николай
Владимирович, как по-вашему: почему в сознании
подавляющего большинства народа коммунизм и христианство несовместимы?
— Я думаю
так: с одной стороны, советская идеология была атеистичной,
вера была объявлена обманом. Более того: в довоенный период имели место
притеснения Церкви, даже гонения. Народ наш воспитывался на марксизме, хоть и
проповедующем социализм (я социализм всегда рассматриваю как шаг к коммунизму),
но совершенно превратно объясняющем феномен веры. В результате широкие массы
наших людей православия не знали, только слышали, что оно толкует о Боге, т.е.
о чём-то совершенно ином, чем жизнь.
— Мне
кажется, что в 60-е годы ХХ века диссиденты, антисоветчики,
так сказать, оккупировали Церковь и, играя на недовольстве православных
политикой Хрущёва, постарались вбить клин между Церковью и государством. Это им
удалось в полной мере, так что и сегодня трудно сбить большинство верующих с
антикоммунистических позиций. Что вы по этому поводу думаете?
— Я не могу
с этим вполне согласиться. Думаю, что основную роль в антикоммунизме верующих
сыграли наши церковные традиции. Увы, социалисты у нас в Церкви всегда
рассматривались как разбойники и бандиты, как разрушители веры. И к тому же они
за общую собственность!.. И поэтому наши богословы, в
пику им, не придумали ничего лучше, как превозносить и пропагандировать частную
собственность и капитализм. И вот с таким сомнительным идейным багажом они
подошли к 1917 году. Так что неудивительно, что девятый вал революции,
разрушивший русский капитализм, ударил и по защищавшей его Церкви. Что же
касается диссидентов, то мне повезло: я встретился и подружился с Геннадием
Михайловичем Шимановым — известным церковным
диссидентом, прославившимся своими статьями в 60—70-х годах. Это
человек-легенда. Он самостоятельно пришёл к православию и был воцерковлённым человеком. И в то же время это был человек,
понявший правду советской власти и её благотворное влияние на судьбы России.
Человек огромной смелости, Шиманов издавал
нелегальные журналы (печатая их на машинке) и поддерживал контакты с большим
числом диссидентов (как политических, так и религиозных), но в первую очередь с
группой, лидером которой был Феликс Владимирович Карелин —
замечательный церковный писатель и богослов. Карелин в
— Нет ли у
вас впечатления, что сейчас всё делается для того, чтобы не дать соединиться
христианству с коммунизмом?
—
Впечатление есть, и очень определённое. Во-первых, капитализм, навязанный нам
Западом, ненавидит социализм и советский строй. В СМИ, работающих на
капитализм, постоянные издёвки над советским образом
жизни, крики о жутком тоталитаризме, ложь. Наш народ упорно воспитывают в
антисоветском духе.
А насчет христианства тактика иная: православие не запрещают, но уничтожают
его в душах людей путем насаждения чудовищной, мерзопакостной «культуры»,
которая льётся из всех ящиков и мобильников, которой заполнен Интернет, которую
распространяют современные книги и кино.
Кто-то очень хочет заменить этой мерзостью Бога. Недаром кто-то сказал, что
современным людям нет возможности спасаться аскетическими подвигами, но они
спасутся, если сумеют противиться девятому валу растления. Вот и получается,
что в наш век увидеть то светлое, что заложено в христианском коммунизме,
исключительно сложно.
— С одной
стороны, христианство, православие — это отнюдь не политическое учение. С
другой стороны, коммунизм — это способ устроения не вечной, но земной жизни.
Какая же между ними связь?
— Тут нет
противоречия. Ещё А.С.Хомяков писал о том, что «каждый христианин есть
в одно и то же время гражданин обоих обществ: совершенного, небесного — Церкви
и несовершенного, земного — государства». В Церкви христианин спасается в
вечности, и это главное его дело. Но Господь устроил так, что в человеке есть и
другая сторона — материально-общественная, и без её должного устроения жизнь в
этом мире приобретает жуткий, мучительный характер. Поэтому ясно, что строй
земной жизни должен максимально соответствовать первой задаче. Тут мы, русские,
можем воочию сравнить два социально-экономических строя — социализм и
капитализм. И не надо быть очень внимательным, чтобы увидеть потрясающую
антихристианскую мерзость капитализма — несправедливость, пошлейшую «культуру»,
разврат, просто откровенную бесятину. И это всё
обрушивается на наших людей, не только уродуя их морально, но буквально убивая,
— ведь всем известно, что население России сокращается, причём быстрыми
темпами. В этом смысле советский социализм являл совершенно противоположную
картину. Правда, советский социализм имел один очень тяжёлый недостаток — он
проповедовал атеизм и реально притеснял православную веру. Но в условиях
православного социализма такой ситуации в принципе не может быть. Таким образом,
православие и социализм поддерживают друг друга.
— Можно ли
обосновать христианский социализм, основываясь на словах Писания?
— Ещё бы!
Прежде всего, это эпизод с созданием апостолами Иерусалимской христианской
общины, где был реализован строгий коммунизм. Особо отметим, что в «Деяниях
Апостолов» об этой общине не только упоминается, но и подробным образом
рассказывается о жизни в ней, причём для непонятливых — в нескольких главах:
2-й, 4-й, 5-й (эпизод с Ананией и Сапфирой),
6-й (поставление диаконов). Очень важно указать, что
создание такой общины — отнюдь не самодеятельность апостолов, а исполнение
воли Христа. Ведь апостолы были верными учениками Спасителя
и, разумеется, выполняли Его святую волю — иначе и думать невозможно. Да и сам
Христос, как это следует из эпизода с богатым юношей, организовал вокруг Себя
такую общину. И слова Христа богатому юноше: «и следуй за Мною» (Мф.19,21)
— говорят о том, что и молодой богач приглашался в эту общину. Но любовь к
богатству в душе юноши победила, и он «отошёл с печалью». Кроме
того, всё Евангелие заполнено словами Христа против мамоны — этого главного
противника христианского социализма; если их перечислять, то мы выскочим за
пределы этого краткого интервью.
— Для меня
первым провозвестником, предтечей идей православного социализма является среди
святых отцов свт.Иоанн
Златоуст. А кто для вас?
— Для меня
тоже. Более того, у меня особое отношение к Златоусту. Меня необычайно
привлекает его принципиальность, его умение не прогибаться перед сильными мира сего. Но главное — Златоуст, как никто, ясно
видел, что поклонение мамоне есть главный грех человечества, и он, опять-таки
как никто, умел выпукло изобразить страшные последствия этого поклонения. Он
ясно видел, что Бог предназначил людей для жизни в совместном труде и в общей
собственности. Златоуст создал необычайно глубокое имущественное учение и для новоначальных, и для совершенных христиан. Но, к сожалению,
оно не описано и даже толком не осмыслено. Причина в том, что учение это
существует в многочисленных, разрозненных высказываниях Златоуста, разбросанных
в огромном корпусе его проповедей. Златоуст сказал о богатстве, бедности, собственности
и милостыне, наверное, в пять раз больше, чем все остальные святые отцы вместе
взятые. И наиболее впечатляющие, благодатные страницы его проповедей посвящены
жизни первохристиан в Иерусалимской общине. И более
того, Златоуст прямо с амвона призывал своих прихожан последовать их примеру,
принеся средства к ногам священников и устроив тем самым общину наподобие Иерусалимской. Но куда там — корыстолюбивые византийцы не
вняли его призыву. Мне довелось ещё на заре «перестройки» ознакомиться с
сочинениями Златоуста и даже написать книгу «Обижать заставляет любостяжание»,
где изложено имущественное учение Златоуста. В магазинах вы её не найдете, но
она выложена на моем сайте chri-soc.narod.ru. Так что
именно великого святителя следует считать подлинным основателем христианского
социализма.
— Есть ли
сейчас, по-вашему, реальные перспективы для создания в стране широкого
христианско-социалистического движения? Много ли у вас единомышленников,
во-первых, среди православных и, во-вторых, среди коммунистов?
— Нет.
Никакой партии православного социализма или реального общественного движения у
нас нет. И не предвидится. Видимо, не пришло ещё время. Против православного
социализма и КПРФ, поскольку её идеология позволяет лишь терпимо относиться к
Православию, но не рассматривать веру как важнейшую составляющую русской жизни.
Хотя я всегда голосую за КПРФ — больше не за кого. Что же касается РПЦ, то, по
моим понятиям, довольно многие простые верующие очень хорошо относятся к идеям
православного социализма, считая их единственным путём, ведущим к возрождению
России. К сожалению, этого нельзя сказать о нашем клире. Есть ряд священников,
поддерживающих христианский социализм, но публично свои воззрения они не
высказывают, ибо лезть на рожон никто не спешит. Сам я поддерживаю постоянные
связи с десятком (может, больше) твёрдых единомышленников, которые публично в
печати высказывают своё мнение. Конечно, этого мало, но ясно, что на
православном социализме, как сейчас выражаются, карьеры не сделаешь. Это я
понял на собственной шкуре. После окончания ПСТБИ (сейчас ПСТГУ) у меня
появилось желание (может быть, суетное) написать диссертацию на тему
имущественного богословия святых отцов и приплюсовать туда некоторые идеи
христианского социализма. Но на первый же вариант
текста мне было сказано: «Это никуда не годится. Переделать». Я переделал, многое выкинув, но идею оставив. Это также не устроило
руководителя. Тогда я решил сосредоточиться только на Иоанне
Златоусте. Но после выяснилось, что текст диссертации потеряли. Конечно, можно
было напечатать текст снова, но я уже понял, что такую диссертацию я никогда не
защищу, и оставил попытки.
— Когда вы
впервые пришли к тем мыслям, что провозглашаете сегодня? Что послужило к тому
толчком?
— Поводом к
тому, чтобы заняться идеями православного социализма, послужил тот страшный
разгром, и экономический, и идейный, который был учинён с Россией после
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН
Опубликовано в октябрьском (