Rambler's Top100

Круглый стол: Христианский социализм и РПЦ. Почему ее отношение к ХС более чем холодное?


Макарцев Вячеслав Степанович, 09.05.04

Вопрос "почему отношение РПЦ к христианскому социализму более, чем холодное", на мой взгляд, напрямую связан с вопросом о фарисействе. Не разобравшись с тем, насколько болезнь фарисейства поразила внешнюю Церковь, невозможно понять холодность отношения большей части РПЦ к социализму вообще и к христианскому социализму в частности. Господь предупреждал христиан: "внемлите себе от кваса фарисейска, еже есть лицемерие" (От Луки, глава 12, стих 1). Посмотрим, к примеру, где видит фарисейство один из очень известных книжников нашего времени - протоиерей Александр Шаргунов: "Фарисейство, самоправедность – вот заблуждение падшего человечества, и главная опасность в Церкви. Мы видим эту прогрессирующую из поколения в поколение болезнь во всем человечестве. Все люди без исключения с самого рождения заражены ею. В индивидуальном плане претензия на собственную праведность - источник всех возможных искажений, в плане общественном она с неизбежностью приводит к самым чудовищным последствиям, к оправданию худших преступлений истории. И, вне сомнения, к событиям, которые мы переживаем сегодня, мы подведены фарисейской моралью. Разве не поняли мы до сих пор, как открылась бездна, на краю которой находится человечество? Страшно его состояние, и особенно в нашей бедной России, однако оно отвергает возможность суда Божия над собою и утверждается в своей самодостаточности. Чем был недавно в наших глазах "коммунизм", как не безрелигиозным фарисейством, которое никогда не было ни в чем виновато, и которое устраивало безысходный ад для всех, вокруг живущих! Эта ложь сменилась самоценом так называемых "общечеловеческих ценностей" только для того, чтобы обеспечить быстрый переход к фарисейству совершенно нового типа – оправданию открытого беззакония: чего раньше стыдились, тем теперь похваляются, и не только перед людьми - перед Богом." Можно ли увидеть фарисейство, опираясь на слова этого водителя слепых? Церковь он упомянул вскользь и тут же перешел на коммунизм, который представил как "безрелигиозное фарисейство". Уж коли он хотел сказать о лицемерии, то правильнее было бы говорить о "закваске саддукейской". По истории мы знаем, что саддукеи по своему мировоззрению были атеистами: они верили в такого "Бога", который был похож на природу, материальный мир. Самое поразительное, что и те и другие посещали Храм, имели общие обычаи, законы... Весьма вероятно, что фарисеи называли саддукейство лжерелигией как и нынешние фарисеи называют коммунизм лжерелигией. Здесь есть тайна.

Далее протоиерей Александр Шаргунов упоминает "общечеловеческие ценности", которые, по его убеждению, будут обеспечивать "быстрый переход к фарисейству совершенно нового типа – оправданию открытого беззакония: чего раньше стыдились, тем теперь похваляются, и не только перед людьми - перед Богом." Но, опять-таки, он не раскрывает, из кого состоят эти силы? Почему саддукеи, бросившие партбилеты и перешедшие в стан "общечеловеков", составляющие костяк современной государственной машины России, и фарисеи, возносящие за них молитвы, ныне вместе стоят на службах в храмах, несмотря на атеизм первых? Что их обьединило? По жизни нашей страны мы видим, что этот союз стал возможным лишь на фундаменте сребролюбия. А как оно проявляет себя вовне? Единственный признак, который явно говорит о сребролюбивой натуре - это открытый антикоммунизм. Почему так торопились с канонизацией расстрелянных в первые годы Советской власти священников? Известно, что почти все священники были расстреляны по политическим статьям, как враги Советской власти. Другое дело, что было много людей, пострадавших невинно, по оговору своих прихожан либо по злобе иудействующих начальников областных НКВД, сводивших таким образом исторические счеты с христианством. Но никого не интересовал вопрос отделения пшеницы от плевел. Политическая ситуация требовала нанесения смертельного удара по социализму, а для этого пролитая кровь оказалась очень кстати. Вспоминается беседа с одним верующим журналистом, который попытался написать книгу о тех канонизированных, что проживали в Нижегородской епархии: "Ничего, никакой информации, - удивлялся он, - такое впечатление, что из архивов НКВД нашли лишь записи, что такой-то был священником, расстрелян тогда-то, по такой-то статье". А так, наверняка, и было. Отсеяли лишь тех, кто впал в обновленчество, был расстрижен или сам бросил священство. Что последняя каноницация - это политический акт, видно невооруженным глазом: "вы хотите социализма? посмотрите, сколько пострадавших от него, кровь их вопиет об отмщении". Таким образом фарисеями был сделан в сознании правсолавных христиан завал на пути к христианскому социализму. Слово социализм намертво связали со словами "репрессии", "расстрелы священнослужителей", "гонения на веру". Вне всякого сомнения, между фарисеями и саддукеями состоялись консультации на эту тему. "Основы социальной концепции РПЦ" содержат доказательство того, что эти мысли ненадуманные. В этих основах содержится множество нападок на социализм, советское время вырисовывется как "черная дыра" в истории России. Но самое гланое даже не в этих нападках, а в том, что нанесен страшный удар по христианскому социализму, дорогу к которому перекрыли короткие строки "Основ": "Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанная формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм" ("Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", из-во Московской Патриархии, 2000, с. 85). Пусть молчат все, а я, грешный, молчать не буду и завляю во всеуслышание: это ложь! Церковь с первых дней своего существования, когда она еще была в "пеленках" и вмещалась в общину Апостолов, отдала предпочтение, именно предпочтение (!), общественной, то есть коммунистической собственности: "Вси же веровавшии бяху вкупе, и имяху вся обща: И стяжания и имения продаяху, и раздаяху всем, егоже аще кто требоваше" (Деяния, глава 2, стих 44-45). В Евангелии соврешенно определенно указывается на сребролюбие как на признак принадлежности к фарисейству: "Не можете Богу работати и мамоне. Слышаху же сия вся и фарисеи сребролюбцы суще, ругахуся ему" (От Луки, глава 16, стих 14). Не отдавая предпочтения никакой форме собственности, современные фарисеи автоматически отдают предпочтение различным видам частной собственности, которые ныне главенствуют в мире и в России, скрывая себя под словечками "корпоративный", "акционерный" и т.д. Вход в Царство Божие наглухо закрыт. Этим пунктом "Основ" фарисеи от РПЦ открыто возвестили всему миру о том, что они стали убежденными фарисеями. Сказал что либо по этому поводу путеводитель слепых протоиерей Александ Шаргунов? Что-то не слышно его голоса.

А фарисеи активно стараются "перевести стрелки" на других, чтобы скрыть свое явное фарисейство. Вот характерный пример. В интервью с архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым), доцентом СПб Духовной академии (газета "Православный Санкт-Петербург") читаем: "- Можно ли сказать, что в наше время "фарисейская болезнь" наиболее заразна и распространена, особенно среди неофитов?

- Думаю, что среди неофитов это всегда было распространено. А поскольку в церкви сейчас много неофитов, то и фарисейство так заметно. К сожалению, такое настроение - судить всех, отыскивать недостатки, обличать - кончается часто отходом от церкви или рождает всевозможные раскольнические группировки.

- Поговорим о конкретных примерах проявления фарисейского сознания в наши дни. - Примеров этих, увы, немало. Нередко люди, придя в церковь, начитавшись книг, начинают думать, что они уже все знают. Что они праведны. И к своим еще недавно близким людям из окружающего нецерковного мира они начинают относиться свысока, с презрением. И тем самым не привлекают их к вере, а только отталкивают. Или, наоборот, еще совсем не укоренившись во Христе и в Церкви, оставаясь невеждой в богословии, в догматике, человек повсюду начинает проповедовать. Естественно, что он повсюду наталкивается на сопротивление и сам становится нетерпимым, озлобленным." Вот так-то, оказывается фарисеи - это, по большей части, неофиты. И нечего копья ломать... А вот что говорил об этом Иоанн Златоуст: " "Эта болезнь, - замечает учитель Церкви, - не вдруг зарождается, но тогда, когда мы исполним уже многое из повеленного нам. Итак, нужно было прежде насадить добродетель, а потом уничтожать страсть, повреждающую ее плод". Другими словами, фарисейство - это болезнь как раз не неофитов, а воцерковленных людей. Более того, чем долее человек находится в лоне церкви, тем более сильнее опасность заразиться этой смертельной болезнью. И нет тут никакого парадокса: раз пришел в Церковь, то отринь от себя корень всех грехов - сребролюбие и иди путем Апостольской общины, который и есть путь к Господу. Не идешь, медлишь, смеешься над социализмом, то есть над практикой Апостольской общины? Стало быть ты - фарисей. Русскую Православную Церковь захлестнула гигантская волна фарисейства. Не согласен с уважаемым Николаем Владимировичем Соминым, что фарисея можно каким-то образом просветить насчет христианского социализма, убедить его в том, что это путь Господень. Невозможно это человекам, уважаемый Николай Владимирович. Вы же прекрасно знаете как был обращен фарисей Савл: страшное знамение, голос Господа, слепота. Оставьте их, не по силам нам их обращение. Другое дело "мытари", то есть те, кто был крещен, но не воцерковлен. Они будут слушать. А с фарисеями разберется сам Господь наш Иисус Христос.



На главную страницу

Rambler's Top100
Hosted by uCoz