Николай Сомин
Читая статьи, написанные авторами из православно-патриотической направленности, поражаешься одному обстоятельству. Статьи будто бы вышли из двух разных лагерей. Одни, написанные в основном священниками и экзальтированными дамами, толкуют о богословских проблемах, о жертвенной христианской любви, о покаянии. Другие – о политике, нашумевших общественных и социальных проблемах, о социальной несправедливости и пр. Одни – о небесном, не касаясь земного; другие о насущном земном, вовсе не применяя высокие православные материи к анализу ситуации. Связи между верой и социальной жизнью почти нет.
Новый документальный фильм режиссера Александра Пасечника «Миссия России» (https://youtu.be/3Rxw-Fvr4mE) в этом обвинить никак нельзя. Наоборот, судьба православного полуразрушенного собора и судьба совхоза «Россия», на территории которого стоит храм, завязана в такой тугой узел, что совершенно непонятно, где кончается небесное и начинается земное. И судьба эта трагична, очень трагична. Священник о. Сергий думал, что восстановив собор, Божией помощью восстановится и жизнь в окрестных деревнях, восстановится жизнь России. Но оказалось иначе – денег на восстановление нет, люди не помогают, ибо подавляющее большинство из совхоза уехало, работы застопорились, да и смысл в них какой? – кто будет в этот храм ходить? Оказалось, что жизнь должна восстанавливаться параллельно с храмом, а если нет, то храм становится на русской земле бессмысленным. А как разоряли совхоз в ельцинские времена – об этом красочно рассказывает директор совхоза – ныне инвалид и прихожанин ближайшего храма. И стоит собор, полный красоты и величия, а служб нет, крыша протекает, вот-вот обрушится – стоит образом России, которая еще не совсем разрушена, но не имеет перспектив к восстановлению. Вот такая история. Фильм показывает нам не сусальный, а реальный образ и жизни народа, и власти, и церкви.
Как поднимать Россию? Кто это сделает? По каким социальным теориям? Главный герой фильма, православный философ и публицист Александр Молотков считает, что будущее России – православный социализм. И действительно, России никуда не деться от глубинных, смыслообразующих ее идей: православия и общинной жизни, основанной на социальной справедливости. Поэтому нет у России другого пути кроме православного социализма, если она хочет воплотить в себе идею Святой Руси. О Святой Руси Молотков рассуждает очень мудро: говоря «Святя», мы видим образ небесного сонма святых, разговаривающих с Христом-Богом, а говоря «Русь» мы подразумеваем великое государство, и не столько бескрайние поля и леса, сколько народ, живущий насыщенной, светлой жизнью. Если эти стороны России будут идти рука об руку, поддерживать друг друга, то Святая Русь возможна.
Если же все останется как сейчас, вразброд, то современный безбожный мир поглотит Россию, и ее судьба, впрочем, как и церкви в ней, будет очень безрадостна. Есть опасность, что Церковь, отрекаясь о социальной жизни и думая, что она тем самым служит Христу, упрется в исполнение устава, в формализм. А главное – погонится за деньгами и собственностью, благословляя на это и своих пасомых: ведь собственность теперь – это не только можно, но и просто необходимо, и даже очень хорошо и правильно. А земная Россия – ох как на это страшно смотреть – помчится вместе со всем остальным миром в бесовщину, в беспредел, в антихристовы времена. И будет из лужи смрадного греха посмеиваться над церковью, указывая пальцем на мерседесы батюшек. Да не будет! Пусть православие живет не только в храмах, но и придет в сердца людей, стремящихся возродить нашу Россию.
Фильм Александра Пасечника – горький, даже трагичный, но прожигающий душу. Режиссер не боится показать правду теперешней жизни, как бы она неприглядно не выглядела. Этот исповедный, заставляющий задуматься фильм надо посмотреть каждому верующему.