Мы предлагаем читателям книгу известного православного публициста Михаила Федоровича Антонова «Капитализму в России не бывать!». Журнальный вариант этой книги публиковался в течение последних двух лет в «Молодой гвардии».
Предваряя публикацию, сразу укажем на недостатки, от которых, по нашему мнению, эта книга не свободна.
Сначала заметим, что эта работа – не о христианском социализме. Более того, автор называет христианский социализм «чистейшей воды утопией». Лучше сказать, что это книга об истории социализма в СССР, хотя и написанная глубоко верующим христианином, но почти не рассматривающая социализм с христианских позиций. Трудно сказать, почему это так. Может быть потому, что, автор придерживается позиции, что христианская вера – учение о личном спасении для «малого стада», и применять ее к социальным явлениям негоже. Может быть, по иным причинам… Но, в любом случае, с такой позицией согласиться нельзя.
Другой тезис, который может поставить читателя в тупик, это противопоставление социализма и коммунизма. Причем «социализм» – это хорошо, а «коммунизм» – плохо. По понятиям автора, «социализм» – служение обществу в лице государства, которое аккумулирует в себе все средства производства (государственная собственность). «Коммунизм» же – соединение двух идей: идеи «общности», совместного труда и идеи полного удовлетворения потребностей, когда материальные блага «польются полным потоком». В общем, «социализм» – явление русское, а «коммунизм» – вредная западная утопия. С таким смысловым разведением социализма и коммунизма, и даже их противоположением, согласиться трудно. Сам автор говорит о неприятии русским народом частнособственнической психологии, так что социалистическая государственная собственность рассматривалась им как общественная, общенародная. Но ведь это и есть элемент «коммунизма», в полном соответствии со своим переводом с латинского как «общего»! (Что же касается коммунизма в смысле «наиболее полного удовлетворения материальных потребностей», то тут М. Антонов прав: подлинный коммунизм предполагает аскетизм, сознательное ограничение своих потребностей ради общего дела). Коммунизм в смысле общинности и социализм в смысле общенародного государства – не две ступени одной ракеты, отрабатывающие одна за другой, а две компоненты одной общественной формации, где общее ставится выше частного, причем обе компоненты, поддерживая друг друга, необходимы одновременно.
Наконец, автор утверждает, что сейчас никакого капитализма в России нет, что наличие отдельных элементов капитализма не означает его господство, и что все это в ближайшее время выметется из России. Ибо русская ментальность капитализм не приемлет в принципе. Эта мысль зафиксирована и в самом названии книги: «Капитализму в России не бывать!». Ах, если бы это было так…Но думается, что нужно смотреть правде в глаза. Большая часть государственной собственности роздана в частные руки, и собственники отдадут ее только вместе с жизнью. Да и менталитет остальных тоже меняется. Уже выросло новое поколение наших сынов, вполне американизированное, для которого деньги – всё. Так что капитализм в России – реальность. Так что лучше бы автору говорить: «били, били социализм, и наконец добили».
Читатель найдет в этой значительной по объему работе и много других сомнительных положений. И тем не менее, мы решили эту книгу разместить на сайте. Дело в том, что, во-первых, мы считаем правильным несколько расширить тематику сайта, помещая на нем работы, критически относящиеся к идее христианского социализма и несколько иначе трактующих социальную проблематику. А во-вторых, именно данная книга, как представляется, является значительным шагом на пути осмысления такого эпохального явления как советский социализм. И то, что автор – христианин и патриот – дает высокую оценку этому строю, дает надежду, что наша Церковь преодолеет нынешнее «клерикальное» негативное отношение к социалистическому прошлому России.
Сомин Н.В.