Rambler's Top100

Буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3:6).

 

Андрей Барвинов

 

Ранее в ст. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч», были рассмотрены такие понятия Нового завета, как «жизнь по плоти» и «жизнь по духу». И были сделаны выводы, что «жизнь по плоти» - означает потакание человеком его эгоистическим желаниям, в то время как «жизнь по духу» - означает следование человека высокой идеи учения Христа – справедливости, равенства, братства с запретом служения маммоне. Также было показано, что существует противоречие между  жизнью «по букве закона» и жизнью «по духу закона», в котором первое можно понимать как буквальное толкование слов и заповедей Христа на основе отдельно взятых фраз Священного Писания, а второе – как постижение главного смысла учения Христа путем осмысления Священного Писания в целом.

Принцип служения «букве закона» вместо служения «духу закона» можно понимать и гораздо шире. Это понимание состоит в том, что нередко за попытками буквального исполнения многочисленных правил и законов, поддерживающих определенное мировоззрение, часто теряется главный смысл этого мировоззрения.

 

Ниже хотелось бы продолжить рассмотрение этой темы, тем более что вышеуказанными понятиями насыщен Новый завет.

 И начать предлагаю  с рассмотрения трех фрагментов из «Евангелия», в которых Христос демонстрирует Свое отношение к следованию букве, а не духу (смыслу) закона.

Вот первый фрагмент.

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мат. 9:10-13).

На минуту задумаемся над смыслом слов «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Ведь из этих слов Христа следует, что далеко не все люди грешники, но есть среди них и праведники, которые «не нуждаются в лечении».

А теперь попробуйте высказать эту мысль любому из наших православных батюшек. И в ответ услышите, что на земле нет ни одного человека без греха. Что все мы придавлены тяжелым «духовным» недугом – не исцеляемой падшестью, потому-то нам всем обязательно нужно регулярно исповедоваться и каяться в этих грехах в православных храмах. А люди, посмевшие такое даже помыслить – это еретики и прельщенные. 

Где правда? Для меня всегда большим авторитетом в поиске истины будет Христос.

 

Рассмотрим второй фрагмент.

«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали (проголодались) и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?...

если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных

И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили (фарисеи) Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» (Мф. 12:1-12).

Этот фрагмент говорит об иудейском запрете работать в священную для них субботу.

Как видим, в понимании фарисеев в субботу нельзя не только лечить больных, но нельзя даже есть сырые пшеничные колосья с чьего-то частного поля людям, оголодавшим настолько, что они готовы были как домашний скот довольствоваться сырой половой и комбикормом. Удивляет бесчувственность фарисеев к «ближнему своему», поставивших закон о субботе выше заповеди о «любви к ближнему своему», т.е. поставивших один из множества мелких законов выше главнейшего закона Бога.

Но только ли этот вывод можно сделать из приведенного отрывка?

Нет ли и здесь обличения нашим православным христианкам, которые боятся что-либо делать по дому в воскресенье – «ведь это грех».

Комментировать же то, что сделал в иудейском храме оголодавший Давид, и как это преподнес Христос – даже не решаюсь. Ведь это «кощунство и святотатство»!

 

Третий фрагмент.

«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?...

Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;  оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?  еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека» (Мф. 15:1-2; 7-20).

Здесь мы можем видеть несогласие Христа с двумя правилами иудейской «церкви».

Первое привило о приоритете «предания старцев» над «заповедью Божьей», т.е. над законом Божьим.

Но разве это возмущение Христа не актуально и сегодня для нашей православной церкви, которая сегодня ставит Св. Предание отцов над Св. Писанием? Что должно быть авторитетнее – слова и действия Бога - Христа, или слова святых отцов?

Второе правило иудеев – не есть ничего «нечистого». И как один из вариантов этого правила – не есть грязными руками. На что Иисус отвечает фарисеям, что это мелкое иудейское «церковное» правило для них затмило несравненно более важный принцип – критически оценивать мысли, «исходящие из сердца» через «уста». Жить по духу, а не по букве закона. Важно не то, что мы едим – «чистое» или «нечистое», освященные куличи и яйца или нет, святую ли воду пьем или нет – святости это не прибавит. Святость может прийти к человеку лишь после осознания, принятия всем сердцем и следования по жизни главнейшей заповеди в законе – «люби ближнего своего, как самого себя».

 

Какое заключение можно сделать из рассмотренных фрагментов «Евангелия»?

В них Христос обличает иудейских книжников и фарисеев в их старании буквально исполнять те или иные церковные правила и законы в ущерб главному смыслу учения Бога, главного Его закона – любви к ближнему своему как к самому себе. Он показывает, что в угоду мелкому и незначительному утрачивается главное и значимое.

Он призывает к «милости», т.е. к милосердию для грешников, ожидая их бесповоротного раскаяния в грехе и вступления на праведный путь. Он призывает к милосердию, т.е. к состраданию бедным и обездоленным людям, а не к буквальному исполнению того или иного иудейского «церковного» правила.

Почему же Он так поступает?

Потому, что «буква убивает, а дух животворит».

Но что означают эти слова?

Эти слова могут иметь два толкования. Первое – высокое небесное, второе – несколько приземленное.

 

Рассмотрим первое.

Почему же буква убивает, а дух животворит?

Почему служение букве закона – приводит к смерти, а служение духу (смыслу) – к жизни? И о какой  смерти и жизни здесь идет речь?

Ответ можно найти  в следующей фразе из Священного Писания, уже ранее использованной в вышеприведенной статье: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь» (Рим. 8:6).

Из этой фразы становится ясным, что речь идет не просто о жизни, а о вечной жизни.

Из этой фразы становится также ясным, что «живущие по плоти» и «служащие букве закона» - часто одни и те же люди. Ведь у «живущих по плоти» и «живущих по букве» есть одна общая черта – они не постигли и не приняли главнейшего смысла (духа) учения Христа «любви к ближнему своему» как идеи справедливости, равенства, братства всех членов общества.

Многие «живущие по плоти» не хотят и близко принимать вышеуказанную идею Христа. Многие из них кроме отрицания идеи братства и равенства не признают и Христа.

«Живущие по букве» принимают Христа за Бога, однако признать главенство Его главной заповеди над другими своим сердцем не могут. А потому в защиту такого своего мировоззрения «прикрываются» буквальным толкованием цитат их Христа, апостолов, но чаще – из святых отцов. В целом же эти люди, «живущие по букве» остались в душе теми же «живущими по плоти», но пытающимися оправдать свое нежелание равноправия и братства многочисленными христианскими правилами и законами.

 

О таких людях, признавших Христа, но не признавших главный смысл Его учения говорит и апостол Павел:

«И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но (мог говорить только) как с плотскими, как с младенцами во Христе.

 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3:1-3).

И еще: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное (1 Кор. 9:11).

Как видим, таких христиан, тяготеющих «к плоти», апостол Павел называет «младенцами во Христе».

Но разве сегодня подавляющее число православных христиан, ищущих  эгоистического самоспасения, принявших Бога, но не отказавшихся от мещанской обывательской жизненной позиции в обществе – не «младенцы ли во Христе»?

Для меня ответ очевиден.

Такие люди не стали духовными, т.е. постигшими дух Христова учения. Они все также остаются душевными, т.е. прежде всего заботящимися для своей души: «что есть», «что пить» и «во что одеваться».

Вот как об этом говорит Павел:

«Есть тело душевное, есть тело и духовное.

Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.

Но не духовное (было) прежде, а душевное, потом (пришло) духовное. Первый человек (Адам)  - из земли, перстный; второй человек (Христос) - Господь с неба.

Каков перстный (земной как Адам), таковы и перстные; и каков небесный (небесный как Христос), таковы и небесные» (1 Кор. 15:44-48).

 

Вот еще одна цитата из Библии, в которой противопоставляются друг другу «душевные» и «духовные»:

«Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,
 сохраняйте себя в любви Божией… И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью»
(Иуд. 1:19-23).

Как видим и здесь люди «не имеющие духа», т.е. не постигшие смысла веры (единства веры – всего учения в целом) называются «душевными». И способов просвещения последних здесь предлагается два: 1) «милостиво с рассмотрением» и 2) «обличением со страхом (страхом Господним), гнушаясь даже прикосновения к их одежде». Понятно, что первый способ должен применяться к людям, готовым услышать и принять дух учения, второй же способ должен быть применен к упорно отвергающих этот дух.

Еще цитата, озвученная апостолом Павлом:

«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов»
(1 Кор. 2:12-16).

Здесь говорится о том, что «душевные, не имеющие духа» люди руководствуются в своей жизни «духом мира сего», т.е. духом (смыслом), ставящим во главу угла соперничество людей в погоне за властью и богатством. В начальном зачаточном состоянии этот «дух мира сего» проявляется в эгоистическом мещанском обывательском мировоззрении по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю».

Хочу обратить внимание на слова: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием».

О каком безумии говорит апостол?

Почему душевные люди почитают безумием то, «что от Духа Божия»?

Потому, что в исторической жизни человечества, начиная еще с языческих времен, обладание властью и богатством – всегда считалось смыслом жизни человека. Желание же жить братолюбиво и равно не жаждая богатства и власти во все времена большинством людей воспринималось – как безумие.

Потому-то Павел и говорит:

«Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:18-19).

Хочу обратить внимание на то, что в истории человечества к сожалению не христиане, которым необходимо было воплотить в жизнь Божью волю на земле, осуществили это «безумие», но атеистично  настроенные большевики. Коммунисты оказались гораздо более чуткими и более восприимчивыми к духу Христова учения, чем те, кто носил Его имя. Было создано целое государство и воспитано не одно поколение «безумцев», готовых добровольно делиться всеми земными благами со всеми «ближними своими», которые в совокупности означали единый народ. Большевики выбрали дух, а не букву, дух, а не плоть – и Бог, видя их усердие в выполнении Его воли на земле, «приложил им и то, что ищут язычники: что есть, что пить и во что одеться» (Мф. 6:25, 33).

 

Ниже хочу привести последнюю цитату, которая уже была ранее использована в вышеприведенной статье.

«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:9).

В связи с чем она приведена?

Сегодня в православной церкви бытует мнение, что не всем христианам необходимо достигать святости, чтобы попасть в Царство Небесное. Простым мирянам достаточно духовно трудиться в меру своих сил, не выкладываясь наполную. Это трактуется как путь «золотой середины».

Позволю не согласиться с таким мнением.

«Золотой середины» между Добром и Злом, между правдой и ложью, между Богом и маммоной, между белым и черным – нет, и никогда не было.

Рассудите сами.

 Между белым и черным – серое, между светом и тьмою – полумрак, между правдой и ложью – полуправда и полуложь, между Добром и Злом – размытое понимание и того и другого.

Нужно осознать, что именно в «золотой середине»: в сером, мутном полумраке – область обитания дьявола.

Ведь, например, явную ложь распознать довольно легко, но ложь, тонко переплетенную с правдой, распутать удается далеко не всем.

Также и «золотая середина» между Богом и маммоной – это дух мещанства, дух обывательщины. Люди, водящиеся этим духом – это еще не в конец обезумевшие от алчности и гордости капиталисты и олигархи, но уже имеющие начаток такого мировоззрения и пока еще умеренно алчущие.

Нет, для Христа никакой середины, тем более «золотой» нет, о чем и свидетельствуют вышеприведенные слова: «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».

 

 

Теперь хотелось бы немного коснуться второго, более приземленного и более упрощенного толкования слов «буква убивает, а дух животворит».

Это толкование касается не непосредственного понимания смысла Нового завета, а применимо к любому устоявшемуся человеческому мировоззрению, воспринимаемому обществом как закон. В частности хотелось поговорить о социалистической идее равенства, братства и справедливости, воспринимаемой в советском обществе как главный нравственный закон.

Сегодня, оглядывая историю СССР, можно говорить о том, что следование букве этого закона властями и привело  в конечном итоге к утрате его духа в сердцах советских людей.

Поколение людей, родившихся в 50-70-х годах 20 века, хорошо помнят как в пионерских, комсомольских и коммунистических организациях главенствовали Иван Иванычи из фильма «Волга, волга». Трясущиеся за своей портфель и кресло, трусливые и льстивые перед вышестоящими лицами бюрократы и карьеристы, пытавшиеся неукоснительно исполнять «букву закона» - многочисленные постановления собраний и пленумов, но в упор не желающие слышать новаторские предложения и мысли своего народа.

Эти люди, постепенно заполнившие все руководящие посты в стране, жили не «по духу, а по букве». Они руководствовались не высокими идеалами дальнейшего построения общества равенства и братства, а – позывами своей собственной плоти. В результате, наименее стойкие в духе закона представители народа, восприняли такое поведение представителей верхушки как идеал для подражания, и советское общество начал разъедать «дух мира сего» - дух эгоистического мещанства. Буква убила дух – общество распалось.

 

Что же делать?

 Думаю. Что сегодня как никогда остро появилась необходимость объединить усилия всех людей, разделяющих идею социализма вне зависимости от их веры в Бога, для просвещения подавляющего большинства русского народа, обуреваемого мещанством и обывательщиной и утратившего великий дух учения Христа.


 



На главную страницу

Rambler's Top100