Не думайте, что Я
пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10:34).
Андрей Барвинов
Предлагаемая ниже статья представляет
собой логическое продолжение осмысления вопросов, освещенных в статье «Не
слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут».
Основные выводы, сделанные в ней,
следующие:
1. Не
все люди, носящие на себе имя Бога получат вечную жизнь («Что сделает Он (Бог) с именем Своим, которое начертано на нас?»
(3 Езд. 4:25).
2. «Не слушатели (Божьего) закона,
но исполнители закона оправданы будут … в день, когда … Бог будет судить
тайные дела человеков» (Рим. 2:13-16).
И это утверждение касается не только
верующих в Бога христиан, но и атеистов-большевиков, так как «когда язычники, не имеющие закона по
природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они
показывают, что дело закона у них
написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим.
2: 14-15).
То есть «вера, если не имеет дел, мертва
сама по себе» (Ик. 2:17).
3. Смысл
человеческой жизни, и человечества в целом «это – помышление о борьбе,
которую должен вести на земле родившийся человек, чтобы, если будет
побежден, потерпеть то, о чем ты (Ездра)
сказал (наказание за смертные дела),
а если победит, получить то, о чем Я (Бог) говорю (Царство небесное)»
(3 Езд. 7:57-58). Здесь речь о борьбе с грехом в человеческих характерах и в
характере общества.
Сегодня практически все политические силы
в обществе обвиняют коммунистов прошлого века (большевиков) в развязывании
«кровавой бойни» во время Октябрьской социалистической революции и последующей
Гражданской войны. В том, что благодаря им «брат пошел на брата, отец - на
сына», что Октябрьская революция – это великая смута, что все это насилие и
диктатура – это «не по христиански» и т.д.
Ниже я попробую оправдать большевиков и
идею социализма в целом некоторыми цитатами из Священного Писания.
И начну я с цитаты, в которой Христос
наставляет своих учеников-апостолов – как им нужно будет действовать в мире
после того, как Он их покинет.
Вот эта цитата:
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди
волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах
своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для
свидетельства перед ними и язычниками.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот
час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего
будет говорить в вас.
Предаст же брат брата на смерть, и
отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы
всеми за имя Мое…
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с
отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее…
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит
сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет
ее» (Мф. 10:16-22; 34-39).
Прошу обратить внимание на слова: «Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на
родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» и поразмышлять над ними. Здесь говорится о том, что восстанет брат на
брата, и отец на сына, и сыновья на родителей, и будут убивать друг друга.
Не напоминают ли эти слова наиглавнейшее из обвинений,
предъявляемое сегодня большевикам? Но последующие слова «будете ненавидимы
всеми (т. е. – за это) за имя Мое» свидетельствует нам о том, что причиной
раздора между людьми будут не большевики, а апостолы, которых Христос посылает
проповедовать Христово учение среди людей. Точнее, не апостолы и Христос будут
причиной раздора, а те идеи, те мысли, те заповеди и законы, которые они будут
проповедовать человечеству. Которые – одни люди примут, а другие – нет.
Такое понимание смысла фразы «Предаст же брат брата на смерть…» подтверждается и
следующими словами Иисуса: «Не думайте, что Я пришел принести мир на
землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить…». И
ключом понимания здесь являются слова «кто не берет креста своего и следует за
Мною». Именно такое поведение Христос расценивает как любовь человека к
Нему.
И пусть никого не смущают слова «за имя Мое». Как мы
уже разбирали раньше – не ношение имени, не звание «христианин» делает его
таковым, а выполнение воли Христа в
земной жизни, выполнение Его законов-заповедей, главнейшими из которых
являются «не можете служить Богу и маммоне» и «люби ближнего своего как самого
себя» (Причем, надо осознавать, что выполнение второй заповеди без исполнения
первой невозможно).
Продолжающим сомневаться в этом даже после предыдущего
рассмотрения «Третьей книги Ездры» приведу следующие слова из Священного
Писания:
«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство
Небесное, но исполняющий волю Отца
Моего Небесного.
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
И тогда объявлю им: Я никогда не
знал вас; отойдите от Меня, делающие
беззаконие» (Мф.7:21-23).
Интересно, что: пророчества, изгнание бесов, творение
чудес и т.д. от Божьего имени – Христос не расценивает как исполнение воли
Божьей, а называет беззаконием.
О воле Божьей и беззаконии поговорим чуть позже.
Сейчас же предлагаю вернуться к рассмотрению ранее разбираемой цитаты.
Интересно, что после слов «кто не берет креста своего
и следует за Мною, тот не достоин Меня» звучит фраза: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня
сбережет ее».
Подумаем над ее смыслом.
И с первого взгляда она кажется нелепицей, особенно
для христиан. Ведь, как считает большинство из них, сбережение души своей (от
тлетворного влияния мира) – и есть главный смысл жизни христианина. Многие для
этого уходили в пустыньки, монастыри. Сейчас некоторые не смотрят телевизор. В
любом случае – это уход из мира, в котором победил дьявол.
Но верно ли это?
Понять этот вопрос нам поможет следующая цитата из
«Евангелия от Матфея», описывающая одну из главнейших заповедей Христа:
«Никто не может служить двум
господам… Не можете служить Богу и
маммоне.
Посему говорю вам: не заботьтесь для
души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться….
Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во
что одеться?» Потому что всего этого
ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во
всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это (что есть и что пить) приложится вам»
(Мф.6:24-33).
Вот он смысл «сбережения своей души». Речь в первой
цитате о плотской, а не духовной заботе о душе. Ведь мысли о том, «что есть и
что пить», и все остальные тоже: «во что одеться», (какую машину и дом иметь, и
т.д. и т.д.) – есть эгоистическое мещанство, с которого и начинается служением
маммоне. Такое мышление - это выбор в пользу «хлеба» во фразе Христа: «Не
хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (идеей)» (Мф. 4:4). Предпочитающим «хлеб», то есть мирские
(языческие) ценности - высокие смыслы жизни (и прежде всего о равенстве и
братстве всех людей) не нужны. Им важно лишь удовлетворение своих эгоистических
потребностей и желаний. Говоря другими словами, такие люди выбирают земное
царство, а не Царство Небесное.
Именно такие люди погубили Советский Союз, в чем
немалую роль сыграл деревенский мещанин Н.Хрущев. Не победив в своей душе
деревенский менталитет завистливого и ревнивого заглядывания за забор
соседа, он привнес эту идеологию в ранее
служивший высокой идеи братства и равноправия социализм. После чего,
государство, ранее служившее «слову», стало служить «хлебу» - повышению уровня
благосостояния народа. После чего
начальная идея справедливости, равенства, братства постепенно стала лишь
мертвым, не трогающим соблазнившихся «хлебом» души людей, лозунгом.
Теперь становится понятным противопоставление «сберегающего
свою душу» и «потерявшего душу свою ради Него» (а значит – ради ближнего
своего, которого Он заповедовал «любить как самого себя»).
Итак, «сбережение души своей» бегством от мира: в
монастыри, пустыньки, за церковную ограду, уподобляется служению маммоне,
которое начинается с мелких эгоистических земных забот. В этом есть и обличение в эгоизме всем тем
людям, которые исповедуют личное спасение.
Христос говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и
правды Его («слова»), а это все («хлеб») приложится вам».
Кто-то возразит – ну как же нам не заботиться о хлебе
насущном в наше время, мы же умрем с голоду? Что делать – побольше молиться?
Нет, для этого нужно не прятаться от мира, спасая свою
душу (тем более что ее так спасти не получится), а нужно бороться с ним,
преобразуя его в общество справедливости, равенства, братства, т.е. в
социализм. Ведь при советском социализме проблема «что есть» так остро не
стояла, как сейчас при капитализме (ну конечно кроме сберегающих душу свою»
людей, живущих не по духу (по великой идее), а по плоти (которым не хватало
широты ассортимента сортов колбасы)). В обществе братства, нужда людей, живущих
несколько хуже других, компенсировалась заботой всего общества путем
справедливого распределения общих доходов (как и в апостольской Иерусалимской
общине в период раннего христианства).
Чтобы окончательно утвердиться в понимании – что
значит «жить по духу» и «жить по плоти», предлагаю рассмотреть еще пару цитат
из Священного Писания.
Первая из них гласит:
«Нет ныне никакого осуждения тем,
которые во Христе Иисусе (приняв сердцем и выполняя
Его заповеди) живут не по плоти, но по духу…
Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления
духовные - жизнь и мир, потому что плотские
помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и
не могут.
Посему живущие по плоти Богу угодить
не могут.
Но вы не по плоти живете, а по духу, если
только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
А если Христос в вас, то тело
мертво для греха, но дух жив для
праведности» (Рим. 8:2,
5-10).
Как видим, «жизнь по духу» - это далеко не совсем то
же самое, что сегодня понимают многие наши христиане под своей «духовной
жизнью»: посещение церквей, выполнение обрядов и культов, участие в таинствах.
Такая жизнь не делает человека «живущим по духу», если даже он верит в Бога и
носит Его имя. Этого всего абсолютно недостаточно, чтобы стать человеком
«живущим по духу». Недостаточно, да и в
конечном счете – все это не важно.
«Живущим по духу» человек становится, приняв без
всякого внутреннего сопротивления души смысл (дух) заповедей Христа, и шагая с
таким Христовым мировоззрением по жизни. И это справедливо в полной мере и для
людей, которые не верят в Бога, но живут по Его заповедям, главная из
которых «любовь к ближнему своему, как к
самому себе» - то есть равенство, братство и справедливость. Такой человек,
даже будучи атеистом «угождает Богу», так как движим в жизни великой идеей
Христа – «духом Его учения».
С другой стороны, человек, верящий в Бога, но не
согласный в своей душе с Его главной заповедью в силу непобежденного
эгоистического мещанского мышления «не может угодить Богу», а такая его жизнь –
«суть вражда против Бога». Эти люди «не покоряются» Богу потому, что «не могут»
победить в своем сердце проявления своих эгоистических позывов: корысти,
алчности, зависти, ревности, желания возвыситься над другими людьми. Поэтому
эти люди не могут смириться с идеей равенства и братства. Именно такие люди,
проникнув в церковь, довели ее идеологию до оправдания «священной» частной
собственности, именно они свели смысл «любви к ближнему своему» к подачкам
милостыни беднякам вместо создания общества братства, где бедняков вовсе не
будет. Это искажение духа Христового учения, то есть - его смысла, было сделано ими для того,
чтобы оправдать свои плотские душевные позывы. И этим действием им удалось
обмануть немало неутвердившихся человеческих душ. Но обманули ли они Бога?
Эти люди и есть «беззаконники», многократно
упоминаемые в Библии. Они являются таковыми, потому, что даже хорошо зная закон
Божий (и его главнейшую заповедь о братстве и равенстве), они этот закон
сердцем не принимают. И здесь их не спасет ни вера в Бога, ни ношение Его
имени. Более того, прикрывание своей плотской мещанской сущности именем Бога
(«христиане») - становится лицемерием
перед Ним и людьми. Поэтому такие люди в Библии также называются «нечестивыми»
- т.е. нечестными перед людьми и Богом.
Вот примеры обращения апостола Павла к таким
беззаконникам.
Первый пример:
«Ныне же, познав Бога, или
лучше, получив познание от Бога, для
чего возвращаетесь опять к немощным и
бедным вещественным началам (мещанскому мышлению) и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал. 4:9).
Здесь Павел обличает верующих в Бога
христиан-беззакоников в том, что
несмотря на то, что они узнали закон Божий, они его не принимают и не
выполняют, а продолжают жить «по плоти». Примечательна в этом примере оговорка
Павла. Сначала он сказал «познав Бога», а затем поправился: лучше сказать – не
«познав Бога», а «получив познание от Бога». В этой оговорке глубокий смысл,
так как «познание Бога» - есть не только получение человеком знания о Его
заповедях, но и добровольное их принятие сердцем и неукоснительное следование
им в своей жизни.
Второй пример:
«Великое приобретение (для души) быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно,
что ничего не можем и вынести из него. Имея
пропитание и одежду, будем довольны тем.
А желающие обогащаться впадают в
искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые
погружают людей в бедствия и пагубу; Ибо
корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6:6-10).
Здесь Павел вообще говорит о том, что те
христиане-беззаконники, которые не отказались от желания обогащаться после
познания Христовых законов - по сути не
являются верующими в Бога, так как «уклонились от веры».
В противоположность «беззаконникам», «праведниками»
называются люди, целиком и полностью принявшие всем сердцем главную идею Христа
о братстве и равенстве всех людей на земле и борющихся за нее. «Праведниками» называются люди, разделяющие
«правду Его», выполняющие «волю Его» на земле, люди, у которых «дело закона (то
есть его воплощение в жизнь) написано у них в сердцах».
Теперь перейдем ко второй цитате.
Вот она:
«К свободе призваны вы, братья,
только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
Ибо весь закон в одном слове
заключается: «люби ближнего своего, как самого себя»…
Ибо плоть желает противного духу, а
дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то
делаете, что хотели бы (правильнее – что хотел бы Бог).
Если же вы духом водитесь, то вы не
под законом» (Гал. 5:13-18).
Как можно видеть из этой цитаты, наши рассуждения
абсолютно верны.
Главнейший принцип учения Христа – это заповедь о
любви к ближнему своему, которая в целом и есть весь закон Божий. Этот принцип
и есть тот наиглавнейший дух Христова учения, тот его наиважнейший смысл,
который абсолютно правильно восприняли большевики, за который боролись, и
который воплотили в земную жизнь общества. И именно большевики принесли
русскому народу свободу и от порабощающих их господ, и от невежества, и от
множества грехов, в том числе главнейших – служению маммоне и оправданию
неравенства и несправедливости.
И боролись они как раз с теми людьми, которые этот дух
не могли принять сердцем, так как защищали свою эгоистическую плотскую
сущность. Поэтому называть большевиков
«богоборцами» не имеет никакого смысла. Напротив, именно люди, называвшие себя
христианами, но не покорившиеся в своей душе главнейшей идеи Христа о равенстве
и братстве и были богоборцами, так как не хотели признать этот наиглавнейший
закон. А то, что такое идейное противостояние довело до взаимного
кровопролития, то это – не вина большевиков, а скорее вина тех, кто противился
Богу (одновременно называясь Его именем).
И если вернуться к первой цитате данной статьи, то
Христос еще в дни своего первого пришествия на землю уже знал, что так все и
произойдет. Так как именно Им была предопределена в человеческой истории эта
непримиримая борьба двух типов людей: праведников и беззаконников, людей,
живущих по духу и людей, живущих по плоти, сынов света и сынов тьмы.
И великое идейное разделение людей, которое принес
Христос на землю проходит не по линии «веришь – не веришь», а по линии
«исполняешь – не исполняешь» волю Божию, которая содержится в одной фразе «люби
ближнего своего, как самого себя».
Но может мы неправильно толкуем смысл воли Божьей?
Может она вовсе не в справедливости, равенстве,
братстве, не в отказе от корыстной частной собственности?
Ведь сегодня очень многие православные, в том числе
православные монархисты с сайта «РНЛ», до хрипоты пытаются убедить нас, что общество братства и
равенства – не есть воля Божья. Да и вообще никакой социальной справедливости в
христианском учении никогда не было, и все это фантазии коммунистов. В качестве аргументов выискиваются цитаты из
святых отцов, некоторые фразы из апостолов. И все это прикрывается авторитетом
сегодняшней православной церкви.
Поэтому ниже приведу еще несколько цитат из Священного
Писания о воле Божьей и справедливости.
Вот слова Христа о равенстве и братстве:
«Иисус же, подозвав их (своих учеников) сказал: вы знаете, что князья
народов господствуют над ними (народами), и вельможи властвуют ими;
Но между вами да не будет так;
а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
И кто хочет между вами быть первым,
да будет вам рабом» (Мф. 20:
25-28).
И еще:
«Также любят (книжники и фарисеи) предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах. И привествия
в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья… Больший из вас да
будет вам слуга; Ибо, кто возвышает
себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:6-11).
Слова «между вами да не будет так» означают
то, что в обществе, которое предлагает построить Иисус, не должно быть
господства и властвования одних людей над другими. «Все же вы – братья».
Разве это не озвучивание идеи равенства и братства,
что единственно является справедливым? Поэтому все потуги людей защищающих
неравенство и говорящих, что в христианстве нет идеи справедливости вообще –
это лукавые мысли христиан-беззаконников, защищающих не дух учения Христа, а
просто пытающихся оправдать низменное угождение своей своекорыстной плоти.
В одном я могу понять возмущение таких
христиан-беззаконников. Ведь по-сути они возмущаются основной идеей социализма:
«В обществе не должно быть господ, а все должны служить друг другу как братья».
Однако их возмущение направлено не по адресу. Как мы выяснили, это – не идея
большевиков, это – идея Христа, которую воплотили в жизнь большевики. Поэтому,
всем таким возмущенным хочется посоветовать - именно к Нему адресовать ваше
негодование и возмущение. Но только хочется пожелать прежде вспомнить, что «кто
возвышает себя», т.е. кто все-таки мечтает о господстве над ближним своим:
широкомасштабно ли в роли олигарха и бизнесмена, или мелкомасштабно – в роли
мещанина-кулочка – «тот унижен будет».
А вот слова апостола Павла о воли Божьей:
«Ибо
воля Божия есть освящение ваше…
Чтобы
каждый из вас умел соблюсти свой сосуд (душу) в святости и чести…
Чтобы вы ни в чем не поступали с братом
своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь
– мститель за все это» (1 Фес. 4:3-6).
Тут даже не знаю, что комментировать.
Настолько это очевидно.
«Чтобы люди не поступали с братом своим
противозаконно и корыстолюбиво» - не это ли основная идея социалистов,
запретивших частную собственность, господство одних людей над другими и
провозгласивших равенство и братство всех членов общества без исключения?
Оказывается, что первично – это воля Божия! И за неподчинение людей этой Его
воли – Он будет мстить! Не убеждать с любовью, что некоторые сегодняшние
христиане считают единственно правильным действие «по-христиански» - а мстить.
Всем же тем христианам, которые проповедуют эдакую
толстовскую «борьбу с любовью» без насилия над идеологическим врагом просто
предлагаю вспомнить, как Христос бичом гонял торгашей и менял из Иерусалимского
храма (Мф. 21:12), или, например, попробовать прочитать «с любовью» следующие
Его слова:
« Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное
человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Горе вам, книжники и фарисеи,
лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем
большее осуждение.
Горе вам, книжники и фарисеи,
лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это
случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас…
Вожди слепые, оцеживающие комара, а
верблюда поглощающие!
Горе вам, книжники и фарисеи,
лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны
хищения и неправды.
Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и
внешность их.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным
гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и
всякой нечистоты; так и вы по наружности
кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония…
Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23:13-15, 24-28, 33).
Что-то на «любовь» это никак не похоже.
Из рассмотренного выше изложения вытекает
важная мысль о том, что нашего Бога Христа вполне обоснованно можно считать
первым социалистом или коммунистом. Именно Он является родоначальником этой
великой идеи в человеческом обществе. Его призыв освободиться от царящей во все
времена в человеческом обществе идеи господства человека над человеком, в
основе которой лежит своекорыстие, эгоизм и полное отсутствие любви к другим
людям – и расколол все человеческое общество на два мировозренчески
непримиримых лагеря. Не Ленин первым зажег «искру, из которой возгорелось
пламя», а Христос и Его апостолы. Все более поздние попытки построения
социализма: апостольская Иерусалимская община, социалисты-утописты, большевики,
начались с первого пришествия Христа на землю и проповеди Им и Его верными
учениками величайшей идеи справедливости, равенства и братства.
И всякие попытки повесить вину за кровь
на перечисленных, а также – многих других, не перечисленных мною исторических
воплотителей воли Божьей на земле, разбиваются об историческую правду. Не эти
люди начинали проливать кровь, а как раз наоборот «князья и вельможи» живущего
по плоти мира на протяжении двух тысяч
лет нещадно гноили в темницах и топили в крови всех верных последователей духу
учения Христа, независимо от того какой бы религией при этом они не прикрывались.
Поэтому всем людям, ощущающим в своих
сердцах зов воли Божьей (верующим и неверующим) нужно сплотиться вместе и
бесстрашно бороться за построение нового социализма – социализма идейного,
социализма духовного, в основе которого лежит великий Христов дух
справедливости, равенства и братства.
Сам социализм без действий, одними
молитвами не наступит.
Не надо ждать построения социализма Богом
для нас волшебным образом при нашем бездействии. Напротив, Бог ждет этого
именно от нас людей, потому что эта
борьба за равенство, братство и справедливость - и есть важнейший Божий смысл
жизни для праведника.