В заключение укажем в тезисной форме на основные характерные особенности нашего подхода к христианской социологии.
1. Утверждается примат духовно-нравственной оценки общества. Соответственно, вводится духовно-нравственная ось, на которой находят свое место все социальные явления
2. Общество уподобляется духовно-нравственному существу, которое может любить, каяться, молиться. Соответственно общество может быть любимо, Господь может исправлять его пути в истории
3. Двукритериальная оценка общества. Основным критерием оценки общества является его способность помочь своим членам в спасении в вечности (сотериологический критерий). Но необходим и дополнительный критерий выживания Говорящий об: устойчивости общества в условиях конкурентной борьбы государств.
4. Соборность как духовное объединение личностей является важнейшим понятием христианской социологии, поскольку именно оно во многом ответственно за существование общества.
5. Предлагается система общественных формаций, включающая 6 формаций.
6. Одной из формаций является православный социализм – строй, являющийся максимумом того, чего может достичь человечество в своем падшем состоянии.
7. Добросовестный труд ради Бога и на благо ближнего является одним из путей спасения.
8. Политическое подчинено социальному.
Нельзя объять необъятное. В книге были лишь вскользь затронуты многие проблемы, которые можно отнести к компетенции христианской социологии. Например, мало внимания было уделено проблеме взаимодействия Церкви и государства – столь часто обсуждаемые в церковной литературе. Нет обсуждения малых групп, гендерной проблемы, проблемы занятости, стратификации и прочих проблем, ныне занимающих умы социологов.
Но … такие лакуны все же не случайны – автор посчитал, что эти вопросы менее важны, чем обсуждаемые в книге. Почему? Потому что автору хотелось сказать главное. А именно то, что смотреть на общество всегда необходимо с духовной стороны. Только такой взгляд раскрывает замысел Божий о таком удивительно сложном явлении как человеческое общество.