Кирдяшкин А.Г.
Само
понятие «прогресс» - это движение вперед. Направление развития, для которого
характерны переход от низшего к высшему. От менее
совершенному к более совершенному. В нашей жизни явно обозначились два направления:
европейский гуманистический прогресс и противостоящее этому прогрессу Христово
человечество со своим Богочеловеческим прогрессом, как его назвал святой
преподобный Иустин (Попович), Сербский святой.
При
рассмотрении основных принципов европейского гуманистического прогресса сразу
бросается в глаза, что европейская культура систематически притупляет в
человеке чувство бессмертия, пока не притупит его совсем. Так в гуманистической
Европе начал господствовать девиз: человек – смертное существо. Постепенно
сознание гуманистического человека сформулировалось в
убеждении: смерть есть необходимость. Поскольку в человеке нет ничего
бессмертного, то вся этика в конце концов сводится к
инстинктивным стремлениям. А если в этике человек приравнял себя к своим
предкам – обезьянам, то и жизнью его
завладел принцип – человек человеку волк, А если нет бессмертия и вечной жизни
ни в человеке ни вокруг него, тогда для человека-животного совершенно
естественна и логична мораль «станем есть и пить, ибо
завтра умрем».
Святой
преподобный Иустин говорит: «Глуп европейский
человек, катастрофически глуп, когда может, не веруя в Бога и бессмертие души,
верить в прогресс видеть в нем смысл жизни и трудиться для него. Зачем мне
прогресс, когда за ним нас ожидает смерть? Зачем далекие миры, созвездия,
культуры, когда за ними меня подстерегает смерть и когда-нибудь поглотит? Где
есть смерть, там нет никакого прогресса. А если он и есть, то это проклятый
прогресс в мельнице смерти, потому то его и нужно
уничтожить полностью и окончательно». Что с ним и произойдет, как мы знаем из
Откровения Святого апостола Иоанна Богослова.
Гуманистическому
человечеству и его прогрессу противостоит Христово православное человечество со
своим Богочеловеческим Православным прогрессом. Основной принцип этого
Богочеловеческого (Православного) прогресса: человек есть настоящий человек
только бессмертием, преодолением всего смертного, победой над смертью. Залогом
победы православного человека над смертью является Христова победа над тлением,
грехом и смертью. Преодолевая в себе грех и зло, Христов человек соединяет себя
с Единым Бессмертным Богочеловеком Христом и, соединившись с ним, становится на
этом свете бессмертным, ибо его ум уже мыслит Христовой бессмертной и вечной
мыслью; его сердце ощущает в себе жизнь Христову, жизнь вечную и бессмертную.
Это достигается подвигом веры Воскресшего Господа Иисуса Христа, подвигом жизни
по заповедям Божьим. Так трагический принцип гуманистического прогресса –
смерть необходима – заменяется радостным принципом Богочеловеческого прогресса
– вечная жизнь является необходимостью.
Для
настоящего православного бессмертие естественно и логично, а с бессмертием и
бесконечность. Это и дает возможность процесса бесконечного нравственного
совершенствования, прогресса на пути к Богу, который есть полнота всех
совершенств и бесконечностей. Поэтому совершенно логичен и естественен категорический
безусловный принцип Богочеловеческого (Православного) прогресса «Будьте
совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф., 5,
48).
Христов
человек, православный человек идет по пути Божественного совершенства,
преодолевая посредством евангельских добродетелей грех и зло сначала в себе, а
затем во всем мире вокруг себя. Он всегда возрастает от добра к добру, через
каждую чистую мысль, каждое святое чувство, каждое доброе желание и благое
слово, он возрастает к воскресению, к бессмертию, к вечной жизни. Преодолевая
грех и смерть, Христов человек проходит в этой жизни три главных этапа:
рождение во Христе, преображение во Христе, воскресение во Христе. Конечная
цель его борьбы - воскреснуть со Христом, что значит победить смерть.
И
для Богочеловеческого прогресса дана Божественная мастерская – Богочеловеческая
Православная Церковь, в которой непрестанно обновляется и укрепляется
человеческое сознание личного бессмертия и бесконечности. Вся истина неба и
земли, весь смысл всех творений, вся радость всех существ даны человеческому
роду через Воскресение Богочеловека Христа. Поэтому Воскресение Христово
является судьбоопределяющим событием в истории всего
мира.
Проанализируем
кратко, на чем основываются две культуры: гуманистическая и Богочеловеческая.
Европейская культура своим основанием имеет человека и
гуманизм является ее главным архитектором, вся она построена на принципе:
человек есть мера всех вещей, и к тому же – европейский человек. Он верховный
созидатель и распределитель ценностей. Истина – это то, что он провозглашает
истиной; смысл жизни – то, что он считает смыслом жизни; добро и зло то, что он
считает добром и злом. Короче говоря, европейский человек провозглашает себя
богом. Неужели не видно, как он неизмеримо любит жить как бог: жить как бог
наукой, техникой, философией и культурой, религией и политикой, искусством и
модой; жить «как бог» любой ценой, даже инквизицией и папизмом, огнем и мечом.
Он языком гуманистической науки сделал вывод: поскольку бога нет, то я сам бог!
В борьбе с природой человеку не удалось ее «очеловечить», зато она смогла «оземлить», «овеществить» человека, прочно приковав его к
земле, свести его к материи, и теперь европейский человек осознает себя только
материей.
Европейская
культура сделала человека рабом материи, рабом вещей, рабом тления. Очевидно
положение: европейский человек не бог, а раб вещей. Самозваный бог холопствует
перед вещами, идолами, которые сам изготовил. Поскольку ни Бога, ни бессмертия
нет, поскольку человеку ради сохранения все разрешено: разрешены грехи, зло,
преступления (человек, ты не виноват даже в самом большом преступлении, ибо все
делаешь по естественной необходимости) – европейская культура обездушила,
овеществила человека. Она похожа на чудовищную машину, глотающую людей и
перерабатывающую их в вещи. Тягостен финал и трагичен – человек есть бездушная
вещь среди бездушных вещей.
А
какова культура Православного человечества, евангельского исторического
Богочеловека Господа Иисуса Христа? На чем она основана? Она основана на
личности Богочеловека Христа. Бог стал Человеком, чтобы человека возвеличить до
Бога. Вот начало и конец, между которыми движется
православная Богочеловеческая культура. Её девиз: да буде Богочеловек во всем
первым – не только Бог и не только человек, но Богочеловек. Человек же
достигает полноты и совершенства своей личности через соединение с
Богочеловеком Христом.
Какая
цель православной культуры? Как можно больше божественного внести и осуществить
в человеке и в окружающем его мире, поэтому православная культура есть
непрестанное служение Христу Богу, непрестанное Богослужение. По другому можно сформулировать так – преобразовать не
только человека, но и через них и всю природу. Но как достигнуть этой цели?
Только Богочеловеческими средствами – евангельскими добродетелями: верой,
любовью, надеждой и молитвой, постом и смирением, кротостью и состраданием,
любовью к Богу и ближнему. Через эти добродетели созидается Богочеловеческого
культура. Изгоняя грех из себя и из окружающего мира, человек изгоняет и дикую
разрушительную силу, полностью преображая себя и мир, украшает природу и в себе
и вокруг себя. Лучший пример тому – святые. Над Христовым человеком вещи не имеют
власти, а он имеет власть над ними.
Европейский
человек капитулировал перед основной проблемой жизни, православный Богочеловек
решил их все до единой. Европейский человек решил
проблему жизни нигилизмом, отрицанием всего; Богочеловек – вечной жизнью. Для
европейского человека главное в жизни – самосохранение, для Христова человека –
самопожертвование. Первый говорит: жертвуй другим для себя, а второй – жертвуй
собой для других. Европейский человек не решил злополучную проблему смерти,
Богочеловек решил её – Воскресением. Несомненно, принципы европейской культуры
и цивилизации являются богоборческими. Что остается от человека, когда из его
тела выйдет душа? Труп. А что от Европы, если из нее выйдет Бог? Труп. (Конспект книги Святого преподобного Иустина
(Поповича) «Православная церковь и экуменизм». Москва. Изд. «Духовная Нива», 1997, с. 150).
Для
гуманистического прогресса, потерявшего настоящего Бога, не существует ни зла,
ни преступления. Не удивляйтесь, грех не может существовать для человека, для
которого не существует Бог. В своем агрессивном наступлении богоборческий
прогресс способен на любую ложь, на любую агрессию: и духовную, и вооруженную.
Историю
в последние столетия определяет противостояние гуманистического прогресса
Богочеловеческому прогрессу. И развитие России следует рассматривать именно с
этих позиций, ибо именно Россия являлась и является препятствием в шествии
агрессивного богоборческого прогресса. Именно в России сейчас идет
противостояние гуманистическому прогрессу. Европа покорена им и нет никакой
надежды на ее выздоровление. Последнее препятствие его всемирному господству –
Россия. Подчеркнем, - Православная Россия, православный русский народ. В этой
борьбе можно ясно видеть роль государственных деятелей, Русских царей. В
русской истории среди царствующих особ были те, кто способствовал
национальному, православному развитию русского государства и те, кто утверждал
западные ценности. Царь Иван Васильевич был грозным царем для жидовствующих и для тех, кто осуществлял западную духовную
и физическую агрессию. Это он, Иван IV, утвердил
православную монархию на Руси. В противоположность ему мы видим Петра I, величие которого проявлено в утверждении
на Руси западного образа жизни и отмене Патриаршества на Руси. Этот царь ради
западных ценностей пожертвовал каждым десятым мужиком. Екатерина II насаждала на Руси масонство и западную
культуру. В противоположность им Николай I, познавший западные ценности через декабристов-массонов, противостоял им всей своей жизнью.
Царь Александр III стал
грозным для революционеров – проводников западного гуманизма. Наконец святой царь
Николай II
свидетельствовал
о Христе даже до смерти от богоборцев.
Иосиф
Виссарионович Сталин впервые осуществил мечту о государстве социальной
справедливости, в котором, по словам святителя архиепископа Луки (Войно – Ясинецкого), были
уничтожены экономические основы зла общественного и зла индивидуального, т.е.
частная собственность. И.В. Сталин восстановил патриаршество на Руси. Русский
народ – «Великий исихаст», как называл его А.С. Панарин, любил И.В. Сталина.
Его отравили антикоагулянтом непрямого действия (варфирином
или дикумаролом), которые были в 1950 –
Европейская
направленность во всех своих проявлениях нынешнего правящего режима в России
указывает на его враждебность прежде всего, к русскому
народу.
Гуманистический
прогресс, оплот которого - Западная
Европа и США, обрушился всей своей мощью
и агрессивностью на Русь. Что мы сейчас переживаем и от чего наши скорби?
Святой Феофан Затворник говорит нам: «Таков закон Правды Божией: тем врачевать
от греха, чем кто увлекается к нему….Ведайте православные, что Бог поругаем не бывает. Западом наказывал и накажет нас Господь.
Завязли в грязи западной по уши , и все хорошо. Есть
очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем. Господи
помилуй нас!»
«Пожелали жить как на Западе, открыли границы и
под поднятый герром Горбачевым «железный занавес» к
нам полезли: тоталитарные секты, наркотики, порнография, американские киноигры и голливудский ширпотреб, рэкет, примитивнейшая
эстрада, партийное разделение, секс-просвещение, проституция, торговля людьми,
желтая пресса, мошенничество и воровство в астрономических масштабах»
(Протоиерей Дмитрий Смирнов « Над пропастью во лжи, или попытка раскрыть
парашют. Православная беседа № 4,
2000, с.28-31). Как тяжкие
инфекции обрушились они на больной уже организм государства Российского. А вот
и духовные ценности гуманизма! Некоторые иерархи Русской Православной Церкви
заражены ересью ересей –экуменизмом. Современный
термин «Экуменизм», не имеющий ничего общего со Вселенскостью
Православной Церкви, придуман и введен масоном Джоном Мотттом.
Силы, стоящие у истоков экуменизма – масонские, по сути дела антихристианские,
и поэтому экуменизм является детищем гуманистического прогресса.
Экуменизм
Всемирного Совета Церквей предполагает соединить Истины Православия с ересями и
подталкивает православных к религиозному общению с нехристианскими религиями.
Каковы цели этого гуманистического экуменизма? Это цели самого гуманизма. Сам
по себе гуманизм, душа которого относительность, то есть отсутствие вечных
ценностей, обязательно развивается в атеизм, проходит через анархизм и
завершается нигилизмом. Душой гуманистического экуменизма является
относительность; экуменисты утверждают, что все веры
имеют свою долю истины, то есть, истина относительна. И этот экуменический путь
непременно ведет к нигилизму, к отрицанию Бога.
Вот
какие ценности внедряются гуманистическим прогрессом в России. Вот какие скорби
поражают Русь. Известно, что инфицированный организм, побеждая смерть,
приобретает иммунитет к инфекции. Нам, русским, предстоит преодолеть болезнь
западного гуманизма и приобрести иммунитет к ней. Это можно делать только с
Божьей помощью, то есть стать Православной Русью.
В
Советском энциклопедическом словаре (Москва, 1982, с. 1600) читаем, что
оккупация – это временное занятие вооруженными силами территории противника.
Но
военный захват – это только средство, а цели оккупации следущие:
1.
Отстранение от власти народа, который образует
данное государство.
2.
Ограбление народа и вывоз материальных и
интеллектуальных ценностей.
3.
Лишение народа средств массовой информации и
информационная агрессия.
4.
Постепенное истребление государствообразующего
народа.
Четвертый признак также налицо: русский
народ быстро вымирает. В настоящее время в России, наблюдается постоянное
уменьшение численности русского народа. Относительная и абсолютная численность
русского народа падает. В Сталинскую эпоху доля русского населения в Советской
России увеличилось с 73 до 83 %, в постсоветский либеральный капитализм
последовал систематический спад доли русского народа до 77,6% (газета «Отчизна»
№ 7 (350), Новосибирск,
Промыслом Божиим и любовью Божией уготовлено
России, русским быть духовно несовместимыми с гуманизмом, с европейским
прогрессом. Но и в хозяйственно-экономическом плане уготовано нам то, что
Россия как государство не может слиться с либеральным европейским рынком в той
организации, которую этот рынок сейчас представляет. Если Россия сольется с
европейским рынком, то она не будет государством в полном смысле слова, а
только территорией и сырьевым придатком западного мира. Наш исторический опыт
показывает, что мы все можем, но вот влиться в мировое сообщество как
самостоятельное государство мы не можем.
Нам
предназначен свой путь – православный
социалистический прогресс. Частная собственность Иисусом Христом
отрицается: «Так всякий из вас кто не отрешится всего, что имеет
не может быть моим учеником» (от Луки 14,33). Что же делать молодым
православным людям в этой сложной обстановке? Прежде всего нужно
просвещение православной молодёжи. В этом просвещении Богочеловек Иисус Христос
всегда на первом месте, все ценности этого просвещения Божественные, все
способы и средства – евангельские. «Человек просвещается Богом, не каким-то
абстрактным, трансцедентальным, наднебесным,
но Богом непосредственно земной действительности и человеческой конкретности,
Богом, который стал человеком и даровал людям все Божественное, бессмертное,
вечное. Истинное просвещение достигается святой жизнью по
Христову Евангелию» (Святой преподобный Иустин
(Попович) «Православная церковь и экуменизм». Москва. Изд.
«Духовная Нива», 1997, с. 150). Святые суть самые совершенные
просветители, ибо чем более свято живет человек, тем
лучший он воспитатель и просветитель. Это означает, что молодым образовываться
нужно на святоотеческой литературе. Необходимо
изучать, осваивать опыт святых упорно, с горением.
Молодежь
должна понять, что ей предстоит противостояние богоборческому прогрессу, а для
этого нужно быть подготовленным; любая человеческая деятельность – наука,
ремесло, земледелие, искусство – получает свою непреходящую ценность лишь
тогда, когда она освящена и осмыслена в Богочеловеке Иисусе Христе. Молодым
людям нужно воспитывать в себе организованность, нужно, чтобы это свойство было
органически присуще православным. Основа и критерий организованности –
православная совесть. Этой организованности боятся
антихристианские либеральные правительства более всего; их устраивает лишь
партийная разделенность, которую они приветствуют и
всеми средствами культивируют. Когда мы русские, осознаем, что находимся в
духовном и экономическом плену, тогда и станет нашей общей мыслью и действом - освобождение из этого плена.
Это
сообщение (в текст внесено очень малые дополнения) было сделано перед молодежью
и прихожанами прихода Святителя Николая в Ельцовке города Новосибирска
на месте разрушенного и разграбленного детского лагеря, хорошо благоустроенного
в советское время.