Сто друзей
«Не имей сто рублей…»
Игорь Клюев
Представьте, что у вас сто друзей, каждый из которых хочет помочь вам, а вы -
каждому из них.
Если вы умеете что-то хорошо делать - у вас сто потенциальных клиентов,
уверенных, что услугу вы им окажете на совесть – они доверяют вам и вы бережёте
их доверие.
Если у вас, не дай Господь, случилась беда в жизни - сто друзей дадут по десять
тысяч и всеми доступными им способами помогут - и вы переживёте её с
благодарностью к добрым и щедрым сердцам. И тоже поможете тем, кто когда-то
помог вам. Или другим, они третьим, и так доброе дело совершив круг жизни
вернётся к тем, кто помог вам.
Если у вас родился талантливый ребёнок, но недостаточно денег, чтобы помочь ему
раскрыть и воплотить талант - сто друзей помогут.
Был недавно в Дагестане. Видел, как тейпы реконструируют когда-то тёплые
высокие родовые башни. Теперь это просто холодные камни. Подумал тогда, - может
лучше бы состоятельным семьям этих родов на эти деньги вместе с менее успешными
построить дома для бедных родственников? А бедные родственники могли бы за
достойную оплату трудиться в их бизнесах и стали бы не бедными?
Ведь помогают друг другу люди, приехавшие из одних мест в крупный город. Не
русские, как правило, увы, русские слишком замкнуты в границах малых семейных
групп, а не развиваются в больших общинах.
А ведь наши предки крестьяне жили в общинах. А старообрядцы создали институт
купечества - давали деньги предприимчивым из своей среды в дело, а купцы -
становились не только опорой общинам старообрядцев, но даже меценатами. В
Третьяковке ведь были? Один из плодов, доставшихся каждому из нас от мудрого
решения старообрядцев.
Кибуцы - сельскохозяйственные коммуны в Израиле - тоже замечательный пример.
Община Льва Толстого, вдохновившая Махатму Ганди на создание его общины, община
Николая Николаевича Неплюева - Крестовоздвиженское православное трудовое
братство - тоже примеры социальных поисков лучшей, более справедливой и
эффективной жизни.
Вернёмся к ста друзьям. Представим, что вы вошли в такой клуб взаимопомощи.
Даже если только начнёте об этом думать – сразу придёт мысль, что ленивые
захотят сесть на шею трудолюбивым. Этого, конечно, нельзя допустить. Потому
нужно создать «совет старейшин» - этический комитет в таком клубе-общине.
Ленивых и не оправдавших доверие - исключать из клуба. Но акцент - на
воспитании, развитии способности вместе действовать, уметь радоваться и быть
счастливым помогая другим и благодарно принимая помощь.
Шаги на пути создания клубов-общин:
1- осознать себя как лидера клуба ста друзей;
2- подумать о принципе на основе которого сформировать сообщество. Для кого-то
это может быть православный социализм, как социально-религиозная ценность;
кто-то на других духовных или религиозных основаниях может найти сторонников; и
не верующие атеисты-коммунисты могут увидеть в таких сообществах путь, ступень
на пути к социализму; да и просто создать сообщество из друзей, людей, с кем
хотелось бы общаться на основе высокой цели взаимопомощи для наиболее полной
самореализации и служения добру;
3- проверить степень эгоизма у жён у потенциальных членов клуба – если их
намертво сковал инстинкт «всё тянуть в свою норку» и если их мужья
подкаблучники - с такими семьями общую кашу не сваришь и лучше не терять время
на общение с ними;
4- создать «совет старейшин» - этический комитет лидеров клуба - чтобы
гарантировать честность и прозрачность общих дел, трат, доходов, распределения
прибыли между участниками общих проектов;
5- определить принципы раздела прибыли от общих проектов. Например, 50
процентов делится между участниками проектов, а другая половина – идёт на
развитие клуба-общины и на благотворительные проекты для нуждающихся в помощи
семей членов клуба;
6 – когда доходы от совместных проектов позволят создать небольшое поселение с
производством или с сельскохозяйственным предприятием – создать такой «опорный
пункт» в борьбе за передовую модель устройства общества;
7 – налаживать связи с другими общинами-клубами. Не тратясь на рекламу, тендеры
и другие разорительные для бизнеса процедуры продавать и закупать в первую
очередь у сообщества клубов-общин. Так можно выращивать разумное планирование и
не тратить 80% времени и сил на маркетинг своих товаров и услуг.
Пройдя эти семь шагов увидим и дальнейшие на пути к жизни, достойной не
потребителя, а человека.