Игорь Клюев
Каждый, кто слышит совесть,
не может смириться с чудовищным устройством общества – богатым всё, а бедным
битым, нести на своей шее небитых богатых. И какие бы кризисы и войны не
наступали – богатые богатеют, бедные – беднеют.
И стоит лишь поднять голос об
этом – как тычут тебе в глаза печальным опытом неудачи
советского эксперимента. Но потому он и оказался в итоге провальным, что не
Отцами церкви руководились реформаторы, а атеистом Марксом и другими не божьими
людьми. Что не к построению Царства Божьего на земле стремились, - «…да приидет Царствие Твое, да будет
воля Твоя, яко на Небеси и на земли…» - а к
материальным благам. И к культуре, конечно – советская наука и культура многого
достигла. Но утратив связь с Вертикалью духа измельчилось советское общество до
зависти десяткам видов колбасы на полках магазинов… Помню
эту позорную зависть в речах односельчан в Сибири, во второй половине
восьмидесятых. Грубое мещанство советского народа восьмидесятых привело к
предательству такими жертвами достигнутой социальной справедливости. Да, по
сравнению с современностью, разрыв даже между советской номенклатурой и средним
уровнем достатка был ооочень далёк от разрыва средней
руки чиновника и топ-менеджера госкорпорации от
остальных людей. Не должно так быть.
А что делать? Грабь
награбленное? Забрать и поделить? Нет, конечно. Обращаться к истокам идей
православного социализма, к Иоанну Златоусту.
Давайте вместе прочитаем
завершение третьего раздела пятнадцатой беседы «толкования на Евангелие от
Иоанна» святого с золотыми устами:
«Он для того и принес нам учение свыше, с
небес, чтобы вознести туда нашу мысль, чтобы мы сделались, по мере сил своих,
подражателями своего Учителя. А как нам, скажешь, сделаться подражателями
Христу? Делая все для общего блага и не ища своего. «Ибо и Христос»,
сказано, «не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали
на Меня» (Рим. 15:3). Никто пусть не ищет своего. А пусть, ища своего,
всякий имеет в виду ближних; что — наше, то — и их. Мы одно тело и
члены и части друг друга (Рим. 12:5). Не будем же в отношении друг ко другу, как разделенные. Пусть никто не говорит такой–то
мне не друг, не родственник, не сосед; у меня нет ничего общего с ним: как мне
приступить к нему? Как начать разговор? Если он и не родственник, не друг тебе, — все же он человек, одного с тобою
естества, имеет одного Владыку, со-раб,
сожитель, — так как живет в одном с тобою мире. А если еще содержит одну
веру, то вот он и член твой. Какая дружба может произвести такое единение, как
сродство веры? Мы должны показывать не такую близость, не такое иметь общение
между собою, как друзья с друзьями, а как члены с членами. Другого высшего
дружества и общения, чем это, не найдет никто никогда. Ты так же не можешь
говорить: откуда у меня близость и связь с таким–то, как не можешь сказать
этого о своем брате, потому что это было бы смешно. «Все
мы крестились в одно тело», — сказано (1 Кор.
12:13). Для чего «в одно тело»? Для того, чтобы
не разделяться, но взаимным согласием и дружеством сохранять связь всего тела.
Итак, не будем презирать друг друга, чтобы не пренебречь самих себя, —
потому что сказано: «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но
питает и греет ее» (Еф. 5:29). Для
этого Бог дал нам один дом — мир этот; разделил все поровну: одно для всех
возжег солнце, распростер один кров — небо; устроил одну трапезу —
землю; дал и другую трапезу, которая гораздо важнее этой, но также одну:
соучастники таинства знают, что я говорю; даровал всем один духовный образ
рождения; у всех нас одно отечество на небесах; все пьем из одной и той
же чаши. Ни богатому Он не дал ничего больше и драгоценнее, ни бедному ничего
меньше и малоценнее; но всех равно призвал, и как
плотские, так и духовные (блага) равно сообщил. Отчего же такое неравенство в
жизни? От любостяжания и высокомерия богатых. Но, братья, да не будет впредь
этого. Так как у нас есть нечто общее и необходимейшее, что соединяет нас во едино, то не будем разделяться из–за дел земных и ничтожных, — разумею
богатство, бедность, плотское родство, вражду, дружество. Все это тень, еще
ничтожнее и тени для тех, которые соединяются узами высшей любви. Будем же
сохранять эти узы неразрывными, и никакой хулой дух не сможет проникнуть в нас,
чтобы разрушить такое единение. Итак, да будет оно во всех нас, благодатью и
человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого
и с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Если будем последовательны, ответим на ряд
вопросов:
- Иоанн Златоуст – святой? Авторитет Церкви –
несомненно, да;
- Он верно толкует
Евангелие, слова Божии? – и здесь верующие и знающие люди согласятся;
- говорит, что все мы крестились в одно тело и
при этом видим неравенство в жизни по причине любостяжания и высокомерия
богатых? – говорит;
- любостяжание и высокомерие – грех? – да;
- грехи нужно преображать в добродетели? –
несомненно;
- общество греховное нужно менять на построенное на божеских, а не греховных устоях? – и вот здесь начинается наше малодушие…