Вячеслав Макарцев
Известный
православный историк Лев Регельсон в 2006 году
поразмышлял над темой «Почему опасен ложный образ Антихриста?»i. Он, в частности, заявил: «Такие «руководства по
борьбе с Антихристом», как «Поэма», «Легенда» или «Протоколы» не дают
правильных ориентиров в сложной мировой ситуации и способны привести к серьезным
нравственным срывам, к большим духовным и политическим ошибкам.
Укоренение в
христианской среде ложного образа Антихриста как прозападного прогрессиста и
либерала, и в то же время как ставленника секретных спецслужб или тайного
еврейского «лобби», чревато самыми тяжелыми последствиями для судеб самого
мирового христианства. В условиях острого политического и
социально-психологического кризиса это может привести к такому взрыву апокалиптической истерии, перед которым побледнеют все
исторические прецеденты.
Представим себе
крайний вариант, который только на первый взгляд кажется фантастическим.
Допустим, что будет избран такой Римский Папа, который подпадет под влияние
массовых апокалиптических настроений и властно,
опираясь на догмат о папской непогрешимости, объявит ex
cathedra, что Антихрист, в лице какого-нибудь
харизматического западного лидера, уже пришел.
Под угрозой
отлучения от Церкви он призовет свою паству к священной войне против этого
«Антихриста»; многие протестанты и православные забудут о своей вражде с
папизмом и, хотя бы временно, присоединятся к нему. В этой войне фундаменталистское христианство не сможет избежать союза с
экстремистским исламом, для которого весь либеральный Запад (особенно
англо-саксонский) давно уже стал воплощением мирового Зла.
И чем же все это
закончится?
Через некоторое
время выяснится, что политический лидер, «назначенный» в антихристы, никак не
соответствует пророчествам Священного Писания. Затем эта якобы священная война
против Запада будет проиграна разрозненными, ненавидящими друг друга
союзниками».
Согласимся со Львом Регельсоном, что «Легенда о Великом Инквизиторе», «Повесть
об Антихристе» и «Протоколы сионских мудрецов» «не дают правильных ориентиров в
сложной мировой ситуации и способны привести к серьезным нравственным срывам, к
большим духовным и политическим ошибкам». Но выразим удивление насчет того, что
«прозападный прогрессист и либерал» у Льва Регельсона
вне всяких подозрений. И попробуем ответить на вопрос, почему «прозападный
прогрессист и либерал» вне подозрения у Льва Регельсона?
В приведенной выше
цитате Лев Регельсон убедительно описывает то, к чему
могут привести «массовые апокалиптические
настроения», и закономерный результат такого рода безответственного отношения
папы римского к этому вопросу: «Всякое чувство апокалиптической
тревоги будет после этого восприниматься как проявление агрессивного
экстремизма и фундаментализма. Все попытки прислушаться к Божественным
пророчествам будут встречаться в штыки как интеллигентским, так и массовым сознанием.
Упоминание самого слова «Антихрист» станет чем-то попросту неприличным.
И вот тогда на
сцену выйдет настоящий Зверь…»
Логика, что
называется, железная. Но настораживает то, что Лев Регельсон
не видит в неолиберализме и «прозападном
прогрессизме» антихристианского содержания. Это тем более удивительно, что мы являемся сегодня свидетелями
того, как под ударами ювенальной юстиции, порожденной «прозападном прогрессизмом» и неолиберализмом,
рушится институт христианской семьи, как легализуется посредством однополых
браков общество Содома и Гоморры, как финансовая олигархия перестраивает
традиционные общества в общества служения Мамону... Так что же
происходит, почему мы видим, а Лев Регельсон
сотоварищи – нет? Ответ, на наш взгляд, может быть один: то, о чем
предупреждает сегодня Регельсон, уже случилось в
мировой истории: был «ложный образ Антихриста». Здесь лишь надо принять во
внимание то, что, поскольку этот образ ложный, он будет иметь мало общего с тем
образом, что имеет место в учении Церкви о последних временах. Иное просто
невозможно. Так было ли явление в истории современного человечества, когда папа
римский открыто провозглашал какую-то силу
(соответственно и ее лидера) антихристианской? На этот вопрос можно дать лишь
утвердительный ответ. Папа римский Пий XI в тридцатых года прошлого века
открыто провозгласил коммунизм в СССР сатанинской антихристианской силой, какой
никогда не было в мировой истории, и призвал к организации крестового похода
против нее. «Дабы ускорить пришествие того «мира Христова в Царствии
Христовом», столь пылко всеми желаемого, - пишет он
Здесь мы видим
своими глазами: папа Пий XI за победой
над коммунизмом уже зрит «новые небеса и новую землю». Соответственно этому
лидеры коммунистического движения должны рассматриваться как «последний
Антихрист». Началась эта апокалиптическая истерия в
1918 году, когда римский папа Бенедикт XV под лозунгом защиты религии активно
поддержал иностранную интервенцию в России, создание антисоветского фронта. Апокалиптическая истерия невероятно усилилась в пору
широкомасштабных антирелигиозных гонений в СССР, в значительной части вызванных
ожесточенным накалом Гражданской войны. Вот какие настроения царили в
православной среде в двадцатых-тридцатых годах ушедшего века: «Именно
признание советской власти властью антихриста, а не просто жесточайшего кесаря,
- является духовным фундаментом всего Православного Исповедания наших Священномучеников и Исповедников, и всей зарубежной Церкви.
Без него – рушится все здание Церкви»; «Свидетельства об антихристовой
сущности советской власти бесчисленны. Все Новомученики
пришли к этой эсхатологической истине, но кто-то осознал ее почти сразу и более
полно, а кто-то значительно позже и только отчасти»ii. Здесь
могут возразить: сайт, с которого взяты цитаты, принадлежит одному из осколков
отколовшейся части РПЦЗ. Дело не в этом: таково было настроение подавляющей
части РПЦЗ и едва ли не большей части Церкви в СССР.
Это факт, от которого невозможно уйти: налицо «ложный образ Антихриста». И
именно папы римские более всего постарались объявить об этом «Антихристе» всему
миру. Последствия, как верно указал Регельсон, были
ужасающими. Именно эта апокалиптическая истерия
породила и выпестовала фашизм: Латеранские
соглашения, подписанные кардиналом Гаспарри и Муссолини 11 февраля 1929 года, конкордат с
нацистской Германией 20 июля 1933 года,
одобрение вторжения в Эфиопию, фашистского мятежа в Испании и пр. По сути, с
благословения папы римского фашизм стал главным отрядом крестового похода
против коммунизма. Очень показательно, что и план по уничтожению Советского
Союза, как «оплота Антихриста», был назван соответствующим образом: именем
немецкого императора Фридриха I Барбароссы, бывшего предводителем одного из
крестовых походов. На пряжках гитлеровских солдат, как известно, было выбито «С
нами Бог». Не отстали в этой истерии и некоторые православные государства:
фашистское правительство Румынии, например, учредило медаль «Крестовый поход
против коммунизма».
К чему привела эта апокалиптическая истерия? К 50 миллионам погибших, к
уничтожению огромных материальных ценностей, к невиданному духовному кризису
человечества, выразившемуся в появлении фашистской чумы. И что же, остановило
это папский престол? Ничуть. Крестовый поход против коммунизма продолжился
сразу же после окончания Второй Мировой войны. И, в
конце концов, не в последнюю очередь усилиями папы Иоанна
Павла II, этот поход закончился уничтожением СССР как оплота
коммунизма. «Антихрист» был сокрушен. Что пришло на смену ему, было уже вне
всяких подозрений. В самом деле, если «Антихрист» сокрушен, то наступили «конец
истории» и время появления «нового неба и новой земли». Какие могут быть
претензии к неолиберализму, сокрушившему
«Антихриста», то есть коммунизм? Речь здесь не о том, хорош или плох коммунизм.
Коммунизм стал «ложным образом Антихриста», а под прикрытием этого в мир пришла
новая идеология – идеология свободы греха, свободы нравственных пороков,
свободы соблазнов. И кто сегодня говорит об Антихристе? И в каком ключе? Апокалиптическая истерия сделала свое дело:
сегодня большинство христиан абсолютно слепо и глухо в отношении небывалого,
поставленного на государственную основу, распространения грехов и пороков в
христианском мире.