Георгий Малания
В последнее время мне приходится
много размышлять о нашем советском прошлом, о революциях начала двадцатого
века, о месте и роли Церкви в те времена и о том, какой урок мы должны извлечь
из всех событий тех времён.
Нет никаких сомнений в том, что в начале XX века Русская
Православная Церковь потерпела страшное бедствие - гонения, которые начались
спустя какое-то время после прихода к власти в России большевиков (хотя
официально, по декрету, Церковь была «только» отделена от государства, и
запрещалась всякая дискриминация кого-либо по религиозному признаку) и
продолжались до Великой Отечественной войны... Но это не было
окончательным прекращением гонений на Церковь и религию в целом со стороны
советской власти. Со смертью великого советского правителя и вождя народов
Иосифа Сталина и с приходом к власти Никиты Хрущёва гонения возобновились, правда в несколько ином виде. А когда они прекратились
окончательно? Этот вопрос на сегодняшний день является спорным и до сих пор не
имеет единого ответа. Есть мнение, что конец гонений - Брежневская эпоха,
названная медицинским термином "застой". Есть мнение, что конец
гонений - Горбачёвская эпоха, получившая название "перестройка". Есть
и такое мнение, что свободу Церковь получила только с окончательным распадом
Советского Союза. Но я сейчас буду говорить немного о
другом...
Неудивительно, что этот печальный исторический факт стал главной причиной
отрицательного отношения многих религиозных людей к советской власти и
советскому прошлому, особенно в Русской Зарубежной Церкви, которая в течение
восьмидесяти лет не имела общения с Московским Патриархатом после издания в
1927 году декларации о лояльности Русской Церкви к Советской власти. Но если
всерьёз задуматься, то как и сам советский период и
многое, связанное с ним, требует разностороннего рассмотрения, так и конкретно
тема гонений на Церковь в СССР. Прежде всего нужно
рассмотреть этот вопрос с точки зрения внутреннего смысла событий тех лет и
выводов, которые нам, христианам, необходимо сделать из них.
Однажды мне довелось услышать такие слова схиархимандрита
Илия (Ноздрина): "Коммунизм посеял безбожную
заразу. Людей верующих почти не стало. И жизнь в России умаляется. Раньше у нас
были тысячи монастырей, люди молились, жили благочестиво...".
Мне хочется остановиться на последнем высказывании отца Илия. До того, как я прочитал вышеприведённую цитату старца, я слышал от
многих духовных лиц Церкви разные высказывания о дореволюционной России и
событиях начала XX века, и что самое главное - практически всегда в этих словах
красной линией проходила мысль, что "мы" должны извлечь урок из этих
исторических событий, и более того - что (внимание!) вина в этих событиях лежит
не только на большевиках, но и на нас самих. В
христианской среде достаточно распространённой является тенденция воспринимать
гонения на Церковь исключительно как действие сатанинских сил. Конечно, едва ли
у кого-нибудь возникнут сомнения в том, что источником богоборчества является
враг Божий - дьявол. Но можно ли ставить на этом точку?
Итак, почему же Бог попускает Церкви Христовой быть гонимой? Ответы на этот
вопрос коренятся ещё в древнейших временах. Сам Господь Иисус Христос
предупреждал Своих учеников, говоря: "...
будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся".
По сему первые христиане, претерпевавшие в языческом
мире гонения за Христа, воспринимали это не просто как нечто, само собой
разумеющееся, но как настоящее свидетельство о силе христианской, об истинности
и спасительности Церкви Христовой. Такая же уверенность была и у святых
подвижников древней Церкви, даже в те времена, когда христианство стало
государственной религией Римской Империи и перестало подвергаться гонениям.
Так, например, великий Учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст, возглавлявший
Константинопольскую церковную кафедру на рубеже IV-V веков, говорил: "Бог
попускает истинной и апостольской вере Своей
подвергаться многим нападениям, а ересям и язычеству попускает наслаждаться
спокойствием: для чего? Для того, чтобы ты познал
слабость их, когда они, и не тревожимые сами собой разрушаются, и чтобы ты
убедился в силе веры, которая терпит нападения, и через самих противников
умножается". По сути, можно удовлетвориться такой позицией и решить,
что ответ на вопрос найден. Однако, если копнуть ещё
глубже, то можно получить не только полный ответ на вопрос, почему Господь
попускает верующим быть гонимыми, но и понять, какой же всё-таки урок мы должны
извлечь из эпохи гонений на Церковь. Священномученик Киприан Карфагенский, живший в самый
разгар языческого гонения на христианство, говорил: "Христиане
заслужили страдания своими грехами. Долгий мир подточил нравственную чистоту. У
священников не было благочестия, в учреждениях – справедливости, в делах –
милосердия, в нравах – строгости". Можно и не ходить так далеко и
вспомнить слова святых, в Земле Российской Просиявших, и тем самым вплотную
приблизиться к рассматриваемому историческому периоду - дореволюционной России.
Преподобный Серафим Саровский пророчествовал о
России, говоря: "...Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи
Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во
всей его чистоте, и за это Гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил
Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия
Небесного, нежели наказать их". Святитель Игнатий Брянчанинов говорил:
"Наше время походит на последнее. Соль обуевает.
В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное
понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе,
уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому
вверены, или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их
руководство и спасение! Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются
от дел и плодов своих. Но это — попущение Божие...". И ведь, если
углубиться в некоторые исторические факты дореволюционной России, то нетрудно
понять, что пророчества сии сбылись.
Русский философ, богослов и православный священник Сергий Булгаков так описывал
внутреннее состояние Русской Церкви в преддверие Революции: "...
официальное "православие"... в течение веков позорило христианскую
религию союзом с господствующей формой государственности, унижаясь до роли не
только атрибута этой государственности, но и прямо полицейского средства. Вековые преступления против свободы совести тяжёлым свинцом лежат
на исторической совести Русской Церкви, и надолго ещё само слово
"церковь" будет вызывать ассоциации о суздальских тюрьмах, синодских
посланиях, тёмных деяниях "миссионеров" и т. п.". "В
настоящее время из среды белого и чёрного духовенства, священников и архиереев,
выделилась партия "чёрной сотни", открыто служащая насилию и
ненависти вместе с Грингмутом, который хотел бы
утопить в крови всю Россию. Их бог - самодержавие, понимаемое в смысле белого
террора, прямого истребления всех несогласно мыслящих. Это - политический
ислам, выдаваемый за христианство". (Из сборника
"Споры о судьбах России", трактат "Неотложная задача", гл.
1) Вообще, если ознакомиться с разными трудами о. Сергия Булгакова,
посвящёнными России, её социальным вопросам и месте Церкви в них, то можно
увидеть, как часто батюшка указывает на тот факт, что корни ненависти
большевиков и российской интеллигенции к Церкви кроются, как ни прискорбно, в
самой Церкви. По-другому эту проблему можно сказать словами
православного публициста и социалиста Николая Сомина: "Церковь практически
полностью отстранилась от социальных проблем, и даже не пыталась осуществить
социальную правду в земной жизни. А должна была, ибо в ее функции входит не
только проповедование правды о небесном, но и
привнесение этой правды в земную жизнь. И не только в душах людей, но и в
устроении их совместного христианского общежития». Иными словами - в Российской
Империи процветало явление, называемое социальной несправедливостью. Казалось
бы, какое может быть к этому отношение у любого здравомыслящего человека, как
не отрицательное? Однако и здесь, как мы видим, не всё так просто. Приведу
некоторые выдержки из высказываний православных священников начала XX века,
опубликованных в православных журналах того времени:
"Неравенство в раздаянии даров человеческого
счастья зависит от Господа Бога". (Проповеди, 1905, сентябрь)
"Господу угодно устроить в человеческом общежитии так, чтобы одни были
богаты, а другие - бедны". (Душеполезное чтение, 1906, ч. I)
"Неравномерное распределение земных благ между людьми служит
свидетельством премудрости провидения". (Руководство для сельских
пастырей, 1906, № 37)
"Неравномерное распределение собственности — есть дело премудрого и
всеблагого промышления Божия о людях. Если бы все
одинаково обеспечены были в средствах жизни и никто ни
в ком не нуждался, то явилось бы затруднение в исполнении заповеди о любви к
ближнему". (Душеполезное чтение, 1902, ч. II)
"Неравенство, необходимо и желательно в интересах самого же человечества,
чтобы привести его к солидарности". (Православный собеседник, 1911, т. 1)
"Равенство есть только на кладбище". (Церковность, 1913, № 345)
На мой взгляд, человеку, чей разум не затуманен никакой ультраправой
пропагандой, нетрудно будет увидеть, что в вышеприведённых высказываниях
кроется ни что иное, как лукавство. Взять хотя бы
высказывание о том, что социальное равенство якобы может быть препятствием к
возможности исполнения заповеди о любви к ближнему -
спрашивается, каким образом? Разве Христос говорил, что любовь к ближнему заключается только в материальной помощи ему? Да
и кто сказал, что при равенстве никогда не будет повода даже для маленькой
материальной помощи ближнему? Ведь всегда бывают в
жизни такие ситуации, как, например, срочная нужда в деньгах, но отсутствие их
у человека на данный момент. Что в таких случаях обычно делают люди? Просят
взаймы у ближнего своего. Или ещё более банальная ситуация: дома закончилась
соль, а магазин далеко. Здесь человек также может попросить помощи у своего
ближнего. Такие ситуации могут возникнуть даже в социально справедливом
обществе. Дерзнёт ли кто-нибудь сказать, что помощь ближнему
в таких, пусть даже мелочных, ситуациях ничего не будут значить перед Господом?
Разве Господь многого требует от нас? Также можно рассудить о
социально несправедливом обществе: есть ли гарантия, что милосердие к
нуждающимся в таком обществе всегда будет оказываться со стороны тех, кто
материально имеет возможность для проявление милосердия к ближнему своему?
Конечно же, нет. И более того, в таком обществе обязательно будет большой
соблазн в лице такого явления, как мамонизм. Мамона, по словам святителя Иоанна Златоуста, "требует
совершенно противного Христу", потому что "Христос говорит: подай
нуждающимся, а мамона: отними у нуждающихся; Христос говорит: прощай
злоумышляющим на тебя и обидящим, а мамона напротив:
строй козни против людей, нисколько не обижающих тебя; Христос говорит: будь
человеколюбив и кроток, а мамона напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай
ни за что слезы бедных". Многовековой опыт показывает, что
социальное расслоение неизбежно приводит к тому, о чём говорил владыка Иоанн. Конечно, такая характеристика больше всего подходит
капиталистическому обществу (в котором больший упор идёт не на братство людей и
не на общественные интересы, а на индивидуальные свободы), а в обсуждаемой
Российской Империи практически всё время её существования господствовал
феодализм. Но отменяет ли это того факта, что в Российской Империи бытовало
вопиющее социальное расслоение? Конечно же, нет, и тому есть масса
подтверждений.
Все знают такого великого русского поэта, как Александр Сергеевич Пушкин, но
многие знают его, как поэта-романтика, воспевавшего любовь, красоту любви к
женщине, красоту русской природы... Безусловно, всё это было в прекрасном
творчестве Александра Сергеевича. Но и не менее значительная часть своего
творчества великий русский поэт посвятил реалиям жизни своего Отечества, это
один из первых поэтов, который стал задумываться о необходимости не только
формального освобождения народа, но и его духовного раскрепощения. Многие
стихотворения Пушкина посвящены господствовавшему в его время крепостничеству,
с проявлениями которого поэт столкнулся в своей жизни. Пушкин был одним из тех
поэтов, которые обличали социальные пороки своего времени, а именно -
социальное неравенство, разделение людей на "бар" и
"рабов". Можно привести некоторые строфы из его стихотворения "К
Чаадаеву", написанного в 1818 году:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Можно обратиться к творчеству другого, не менее известного русского
поэта-классика Николая Алексеевича Некрасова, который также известен как
революционер-демократ. Он таже нашёл место в своём
творчестве для темы социальной несправедливости своего времени. Для примера можно взять его стихотворение "Железная дорога"
(
Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Но более интересна та часть стихотворения, где Некрасов спорит со своим героем
- генералом, который пытается уверить поэта в том, что лишь образованные и
благородные люди имеют право считаться значимыми в деле строительства чего-то
стоящего, чем "печной горшок", а русский рабочий мужик, по мнению
оппонента Некрасова - это бесправный и ни на что не
годный человек.
Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители!..»
Захохотал генерал!
«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?
Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?
И как бы ни болезненно и унизительно звучали слова Некрасовского генерала, они
соответствовали реальности того времени: подавляющая часть крестьянства
Российской Империи была неграмотной. Так, например, лидер кадетской фракции
Временного правительства А. И. Шингарёв в своей книге «Вымирающая деревня»
констатировал: "Низкий культурный уровень населения и его ужасающая
материальная необеспеченность и безземелие стоят в
непосредственной зависимости от социальных ошибок прошлого времени и от общих
современных условий русской жизни, лишивших ее свободного развития,
самодеятельности и просвещения...".
Можно привести в качестве примера и такое произведение русской классики, как
роман "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором писатель и
философ Александр Радищев описал реалии современной ему России, уделяя основное
внимание положению крепостных крестьян, угнетаемых помещичьим классом. Известно
и эмоциональное высказывание об этом произведении правившей в то время Россией
императрицы Екатерины II: "Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот, хоть царём
прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на
Руси учинить республику!". Роман оказался под запретом, который сняли
только в 1905 году, а Радищев был сослан в Сибирь, откуда был возвращён
воцарившимся после Екатерины императором Павлом I.
Социальную несправедливость, бытовавшую в Российской Империи, обличали и
писатели-прозаики того времени. К примеру, Максим Горький, известный как
основатель литературного направления под названием "социалистический
реализм", говорил: "Мещанство читало красивые рассказы о смирном
русском народе, искренно восхищалось его незлобивым терпением и, спокойно,
крепко сидя на его хребте, дало ему лестный титул народа-богоносца".
Отношение Алексея Максимовича к Церкви, увы, было типичным для многих
оппозиционеров того времени. О Церкви Горький высказывался так: "Основная
задача всех церквей была одна и та же: внушать бедным холопам, что для них -
нет счастья на земле, оно уготовано для них на небесах, и что каторжный труд на
чужого дядю - дело богоугодное". Конечно, как человек верующий, я не
сомневаюсь в том, что счастье для нас уготовано Богом в Царстве Небесном, но
даже это не отменяет важности социальной справедливости и справедливости в
целом, потому что даже сам Господь справедлив, и об этом нам говорит Священное
Писание: "Ты утвердил справедливость, суд и правду Ты совершил в
Иакове" (Пс. 98:4); а также о возздаянии за несправедливость: "Вот, плата,
удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли
до слуха Господа Саваофа" (Иак.
5:4). Воздаяние это получила и Россия.
В качестве последнего контраргумента утверждению о "благочестивой"
жизни русского народа до Революции можно привести такой факт, как присутствие
значительного количества публичных домов на территории "великой и
православной" державы. И более того, проституция считалась в Российской
Империи одной из официальных профессией, потому публичные дома облагались
налогом. Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 -
девушке.
Из Правил содержательницам борделей, утвержденных министром внутренних дел
29 мая 1844 года:
1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.
2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет,
благонадежная.
8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет...
10. Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить
препятствием к оставлению последними бордели...
15. Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при
невозможности сего по обстоятельствам, ширмами...
20. Содержательница подвергается также строгой
ответственности за доведение живущих у ней девок до крайнего изнурения
неумеренным употреблением...
22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням
принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.
23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем
случае не допускать в бордели.
(Источник: http://scisne.net/a280)
Итак, завершая разговор о "духовной жизни" в дореволюционной России,
я хочу сделать некоторые выводы.
Бог "долготерпелив и многомилостив" (Пс.
102:8), но и в то же время справедлив. Скорби,
встречающиеся человеку на его жизненном пути, могут служить для укрепления его
веры и быть смыслом спасения его души, но и могут попускаться Господом, когда
человек оставляет Его.
Православный миссионер-монархист, игумен Сергий (Рыбко),
являясь антисоветчиком и антикоммунистом, говорил: "Почему
совершилась революция? Для чего Господь попустил эти гонения? Потому что Россия
отпала от Бога. В начале XX века она была уже, в общем-то, безбожной страной.
Да, было много храмов, свыше тысячи монастырей, десятки тысяч монашествующих, но тем не менее благочестие, которым была сильна Россия,
было утрачено. Люди фактически отвернулись от Бога и в жизни повседневной не
жили по евангельским заповедям. Христианство превратилось в какое-то культурное
явление".
Так был ли прав старец Илия (Ноздрин), когда говорил
о том, что когда-то раньше Россия жила благочестивой православной жизнью? Да,
возможно, когда-то действительно так и было. Но корни утраты этой народной веры
во Христа стоит искать не в Великой октябрьской революции, не в большевиках,
потому что они уходят гораздо дальше в прошлое. Это факт, который сегодня важно
понять. И ведь многие верующие в XXI веке это понимают. Но
увы, для другой части верующих такой взгляд вызывает некое недоверие, а то и
вовсе неприятие. И хотя сама Русская Православная Церковь не ведёт
антисоветскую политику, а многие её клирики, жившие при советской власти,
достаточно уважительно и даже тепло отзываются о советских временах, в сознании
определённой части православных верующих всё советское прошлое, вне зависимости
от того или иного его периода, закрепилось как страшное, ужасное время. Когда
же в современной православной среде поднимается конкретно тема Российской
Империи и Октябрьской Революции, то можно услышать разные высказывания.
Радикальный православный монархист обязательно скажет о геноциде русского
народа и его обезглавливании, то есть убийствие
помазанника Божьего - царя. Ещё более радикальный монархист может назвать
Революцию жидомасонским переворотом, проплаченным Западом. Либерал скажет, что большевики - это
просто моральные и духовные уроды, и конечно же,
выразит радость крушения существовавшего 70 лет "античеловеческого"
советского строя... Но сейчас самое время сказать, как благоразумный разбойник,
что мы были осуждены справедливо (Лук. 23:41). Сейчас, спустя почти век после
страшных событий, которые пережила наша Церковь, важно понять, что всё это
было, как принято говорить, "по грехам нашим". И
разумеется, необходимо, чтобы эти исторические события были уроком для каждого
христианина. На мой взгляд, первое, чему они должны нас научить - это тому, о
чём Христос сказал фарисейским ученикам: "Отдавайте кесарево
кесарю, а Божие - Богу" (Матф. 22:21). Церковь
может существовать при любом политическом и социально-экономическом строе, но
всегда должна оставаться Церковью Христовой, то есть быть со
Христом. Когда же Церковь становится государственным институтом, то, как
показывает опыт столетий, божественное в ней постепенно отходит на второй план
и вытесняется, происходит обмирщение. Царство Христово - "не от мира
сего" (Иоан. 18:36). Второе, что
на мой взгляд, важно понять - это то, что социальная справедливость - это не
только не чуждое христианству понятие, но и неотъемлемая часть христианства.
Христос сказал: "... как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы
поступайте с ними" (Лк.6,31). Разве этого недостаточно для того, чтобы
понять, что сам Господь справедлив? Поэтому, на мой взгляд, при всей
справедливости критики большевиков и в целом коммунистов и советской власти,
стоит быть осторожнее, дабы, метя в большевизм, не попасть в само понятие
социальной справедливости. И наконец, стоит помнить, что Господь наш Иисус
Христос говорил о фарисеях: "Приближаются ко Мне люди сии устами
своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня"
(Матф.15:8). Можно устами исповедовать Бога, носить нательный крест,
молиться с утра и перед сном, знать досконально Закон Божий, но при этом не
иметь Бога в своём сердце. Человеческое общество может строить тысячи храмов и
монастырей, называть себя великим и богоносным
народом, но при этом не жить по евангельским заповедям, то есть, как говорил
преподобный Лаврентий Черниговский, "купола золотить, а души
чернить".
Если не произойдёт этого понимания, этого осмысления, то и сегодня будут
актуальны слова святителя Луки Войно-Ясенецкого: "Тяжкие
испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, конечно,
не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников
корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с
отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила.
По-прежнему и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников – не
пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе…".