Александр Молотков
Для множества трезво мыслящих людей, оппозиционно настроенных к нынешнему олигархическому режиму, КПРФ по-прежнему остается единственной политической силой, способной стать ядром и локомотивом национально-патриотической борьбы за реальное возрождение России. Однако есть вещи, которые не позволяют этому множеству сторонников партии полноценно включиться в фарватер ее стратегии, стать не только сторонниками, но соратниками в ее политической борьбе. Люди готовы поддерживать коммунистов как наиболее надежную патриотическую силу, но не видят за ними настоящей социально-исторической альтернативы. Можно, конечно, винить в этом антикоммунистическую деятельность СМИ, но честнее признать за этим собственную идеологическую недостаточность.
Верно обличая антинародную сущность мимикрирующего под патриотизм режима, твердо отрицая тупиковость западно-ориентированных «реформ», коммунисты, тем не менее, до сих пор не предложили обществу собственный образ будущего. Идея коммунизма в ее классическом виде привычно ассоциируется с прошлым, а новых черт исторической актуальности нынешняя теория коммунизма не предлагает. Это особенно заметно в предложенном проекте Программы, в котором достаточно скромный фрагмент о будущем социализма выглядит совершенно невразумительно. Приходится признать это самым слабым местом программы, лишающим ее духа исторического оптимизма и предметности. Ностальгия по советскому прошлому, на которой в основном строилась коммунистическая апологетика последних лет, сама по себе не может выразить будущее – предстоит вновь раскрыть для общества идею социализма в качестве ясной, желанной цели. Будущее может быть только новым и именно это новое в социализме, понятое через преодоление ошибок прошлого, должна бы заявить новая Программа. Только тогда в ней появится позитивная содержательность интересная всему обществу, а не только «узкому кругу» членов партии.
Предложенный проект Программы, конечно, отличается боевым настроем, четкостью поставленных задач и в целом выглядит как адекватный, оперативный ответ на современную политическую конъюнктуру. Тактически это правильно – но этого мало! Необходимо формирование качественно новых тезисов, способных проявить коммунистическое будущее на новом уровне понимания: так, чтобы люди почувствовали не только «ненависть к эксплуататорам» (которой и так хватает), но и оптимистический интерес к новому обществу, желание осуществить его в рамках «общего дела». Если этого нет, если мы просто убрали часть прежних устаревших установок, не предложив ничего взамен, то это ничего не изменит в отношении народа к коммунизму. Притока новых общественных сил не будет, общество по-прежнему останется равнодушным к очередным призывам «реанимации прошлого».
В связи с этим приходиться констатировать: если партия действительно претендует на «объединение всех», «встать во главе» и т.д., то ей в первую очередь предстоит расширить собственные идеологические рамки в соответствии с непростыми вызовами времени. Придется вместить в себя всю(!) социально-патриотическую проблематику современной России, а не ограничиваться категориями столетней давности: «партия трудового народа», «активное вовлечение трудящихся» и т.д.. Ключевой смысл нынешней эпохи не просто в реставрации капитализма, а в принципиальном цивилизационном противостоянии самого существа русской цивилизации и западно-буржуазной мировоззренческой матрицы, навязанной обществу вместе с капитализмом. Надо максимально использовать это объективное противоречие нынешнего исторического этапа, задействовав фундаментальные энергии русского патриотизма! Здесь находятся поистине неисчерпаемые резервы и общественных «протестных настроений», и народной решимости к государственно-созидательному творчеству.
При этом само подключение к национально-патриотическим энергиям для партии не может быть формальным или условным. Оно означает не просто ориентацию на данную специфику политической ситуации, или тем более попытку спекулировать (играть) на ее болевых точках, а глубокое и подлинное вхождение внутрь этой проблематики, принятие ее как основу своей собственной идеологической стратегии. И как следствие, прямое отражение этой стратегии в программных текстах! Именно тогда народ действительно поверит коммунистам, узнав в их программных целях свои насущные национально-исторические чаяния.
В данном случае партия (как политическая «часть») может рассчитывать на успех и тем более авангардную роль в дальнейшем развитии России лишь в том случае, если ее намерения будут совпадать с исторической стратегией самой русской цивилизации борющейся ныне за свое историческое выживание. Если партия сумеет аккумулировать в своих программных планах и активизировать в политической практике неисчерпаемый потенциал этой эпохальной борьбы, то народное признание и политический успех будет ей обеспечен. Если нет – то останется отмирающим реликтом прошлого. И тут не стоит мелочиться, выторговывая у истории неприкосновенность той или иной догматической формулы: нынешний цивилизационный кризис России и исторический кризис коммунизма это абсолютно взаимосвязанные вещи, поэтому и выход из кризиса возможен лишь в едином национально-идеологическом решении – в дальнейшей конвергенции собственно национально-исторических идеалов и идеалов коммунизма. Вопросам «об идеалах» и следует обратить особое внимание новой Программы, именно здесь возможна формально незначительная, но принципиальная корректировка некоторых основ теории коммунизма, способная придать ему более глубокое, органичное для русской истории понимание, вплотную приблизив саму теорию к задачам сегодняшнего дня.
Одной из важнейших реалий нашего времени является не просто экспансия капитализма, но одновременное «восстание из пепла» идеологического ядра русской цивилизации духовно определяемого Православием. Последнее, несомненно, противоречит и противостоит первому – христианство и мамона несовместимы как системы ценностей – и в этой ситуации коммунисты оказываются объективными союзниками православных в деле отстаивания правды Святой Руси. Надо признать данный факт как принципиальное историческое обстоятельство, требующее не просто учета в политической тактике, а прямого согласования идеологических позиций на основе общих задач русского спасения. Это новая идеологическая реальность, требующая адекватного понимания с обеих сторон. Православные и коммунисты оказываются ныне объективными союзниками по самым ключевым национальным, цивилизационным и политическим вопросам. Пора принять эту данность и делать из нее соответствующие идеологические, политические и стратегические выводы.
То, что церковь в лице некоторых своих представителей зачастую выступает рупором антисоветизма не следует считать непреодолимым препятствием для диалога. По большей части это внешнее проявление политической и исторической близорукости, поддержанное активным стравливанием СМИ двух наиболее опасных для власти противников. Не стоит придавать подобным заявлениям фундаментального характера, их делают в основном те, кто вполне уютно устроился под крылом нынешней власти, и кого данное положение вполне устраивает. Но это далеко не вся церковь! Внутреннее самосознание церкви глубоко оппозиционно нынешней действительности, ясно видит ее антихристианский, антирусский, антинародный характер и лишь не имеет общественно-политической формы, чтобы высказать свое отрицание нынешнего политического курса. В этих условиях именно коммунисты оказываются потенциальными политическими союзниками «церкви воинствующей», именно они, как ни странно это звучит, могут стать выразителями некоторых ее принципиальных духовно-патриотических требований. Стоит ли в этой ситуации продолжать конфронтацию, упираясь в болезненные противоречия прошлого? Не пора ли обратиться к настоящему и увидеть нынешнюю задачу по спасению и возрождению России как общую – единую для православных и коммунистов? Проблема церковного восприятия данной перспективы это отдельный (внутренний) вопрос церкви. Задача же коммунистов именно со своей стороны, как минимум – понять объективность данных политических реалий, и как максимум – скорректировать собственные идеологические позиции для открытого политического сближения.
Ведь, самого по себе «объективного патриотического единства» мало. Чтобы его раскрыть в политической практике нужно определенное идеологическое взаимопонимание, иначе никакое совместное действие невозможно. Это и поднимает вопрос о включение в программные документы партии соответствующих поправок, признающих «религиозные» ошибки прошлого и «христианское» понимание настоящего. Это не просто, никто не спорит. Но это необходимо вместить в новое коммунистическое сознание, иначе коммунистическая идея обречена остаться в обозе уходящего прошлого. Это то незначительное, но действительно новоев программе и образе партии, что может стать свидетельством ее подлинного преображения и идеологического омоложения, отражением ее готовности к новому гуманистическому этапу коммунистического строительства и возрождения России. На этом пути – качественно новые перспективы.
Православие и коммунизм не являются антагонистическими формами русской идеологии как это усиленно пытаются представить либеральные СМИ, некоторые «упертые» коммунисты и часть не желающих ответственно мыслить батюшек. Пора начинать мыслить глубже, оптимистичней, творчески – как того требует неординарный кризис русской цивилизации. Именно на нашем этапе истории новое понимание отношений коммунизма и православия возможно и необходимо. Сам факт, что два этих полюса русского мировоззрения воплотились в русской истории в качестве государственной идеологии, свидетельствует, что между ними есть нечто общее. Наша задача и состоит в том, чтобы осознать это общее, понять цивилизационный смысл данного факта и принять его за основу национальной стратегии XXI века. Только тогда русская история вновь обретет подлинную целостность, органичность и перспективу.
Если вернуться к тексту новой программы, то в нее следует включить особый идеологический раздел, где честно оговорить новые идеологические позиции КПРФ по отношению к православию, христианству и русской цивилизации вообще, обозначив преемственность новых идеологических приоритетов не только к советской эпохе, но и ко всей русской национально-государственной традиции, определяемой в первую очередь Православием. Думается, в этом не будет предательства «интересов трудового народа» и других основополагающих идеалов коммунизма, но вполне может пониматься как их дальнейшее раскрытие в опыте национальной истории. От этих вопросов в любом случае не уйти. Более того, в них заложен ценнейший смысл, способный принципиально обновить общее отношение к коммунизму. Сами духовно-исторические истоки коммунизма уходят глубоко в христианство, надо, в конце концов, не побояться это понять и признать. Всемерная опора (или хотя бы ссылки) на эти истоки лишь обогатит теорию коммунизма, раскроет для людей ее сокровенное, подлинно гуманистическое содержание.
При этом никто в данном случае не требует от каждого коммуниста веры в Бога или отказа от принципов атеизма, если они так уж близки его миропониманию. Но если мы говорим о задаче национально-патриотического единства, о возрождении России, то учесть объективность наличия в русском самосознании сильнейшей, утвержденной веками, христианской составляющей представляется совершенно необходимым. Церковь несмотря на почти вековой период гонений и преследований подтвердила свою тысячелетнюю непоколебимость в отстаивании христианской правды в русской истории, и наша задача признать этот факт как исключительный феномен русского самосознания, без которого никакое подлинное строительство будущего России невозможно. Если быть реалистами и стремится к утверждению России как великой цивилизации придется принять этот факт в качестве одной из важнейших опор новой коммунистической стратегии.
Конечно, даже незначительная идеологическая переориентация партии – дело нешуточное, и она не может произойти вдруг. Но обозначить направление этой ориентации в качестве нового потенциала развития, представляется в настоящее время возможным и необходимым, как с точки зрения теории социализма, так и в плане расширения спектра политических союзников.
В связи со всем вышесказанным минимальная «христианская поправка» к новой Программе партии могла бы выглядеть так:
«Партия признает христианскую первооснову русского национального самосознания сформированную в народе Православной церковью и считает, что именно эта основа явилась одной из важнейших предпосылок принятия русским народом идей социализма и коммунизма в качестве реального пути к осуществлению на земле социальной правды. Идея коммунизма как справедливого, свободного, высокоразвитого, совершенного общества в своих высоких целях не противоречит христианству, но наоборот, включает в себя многие его надежды, являясь по существу задачей осуществления на социально-общественном уровне его важнейших истин. В связи с этим коммунисты и христиане являются объективными союзниками в стремлении к построению социально-справедливого, духовно-просветленного общества, в отрицании духа наживы, индивидуализма и потребительства современного капитализма, ведущего человеческую цивилизацию в тупик.
Партия признает глубоко ошибочными религиозные гонения начала XX века, притеснения верующих в 60-х годах, и впредь готова к открытому партнерскому сотрудничеству с Православной церковью и другими традиционными конфессиями России в деле укрепления духовно-нравственной чистоты российского общества, с целью построения подлинно гуманистического, обновленного социализма. Будущее России – в единстве духовно-просветленной идеологии, национально-ориентированной политики и высокоразвитой социалистической экономики!»
________________________________________________________
Более глубокий анализ проблематики данной статьи можно найти в недавно вышедшей книге автора: А.Е.Молотков «Миссия России. Православие и социализм в XXI веке.» СПб. 2008. Книгу можно приобрести в м. «Фаланстер» т.749-57-21, лавке Союза писателей т.246-11-87, интернет-магазине «Политкнига» т.(495)543-87-93.