(Великие Луки)
(Историко-философские поиски русского
православного социализма)
(Опубликовано: Русская национальная идея и государство. Составитель д.ф.н, академик Е. Троицкий. – М.: Издательский дом «Граница». 2002. – с. 208-232.)
Нет государства без идеологии, как нет человека без самосознания. Государство есть организм, и идеология государства во многом определяет его целостность, являясь связующим центром и невидимым алтарем общественной жизни, Идеология не является чем-то раз и навсегда заданным, неподвижным и неизменным, наоборот, в ходе исторического процесса она претерпевает непрерывные изменения и развитие, стремясь к наиболее полной реализации своей сущности. Сущностью же идеологии является - национальная идея, понимаемая, как замысел Божий о данной нации. При этом диалектика государственной идеологии определяется отражением этой идеи в реальной национальной истории. Т.е. здесь, как и в случае с простым личностным человеческим самосознанием, происходит непрерывное сочетание внутреннего и внешнего, - встает постоянная задача сохранения идентичности самосознания при непрерывном изменении исторических обстоятельств. Государственная идеология, отражающая преломление национальной идеи в конкретном историческом процессе и призвана исполнять эту функцию - быть основой национально-государственной идентичности, охранять собою преемственность национально-исторического бытия.
Как же выглядит в этом смысле наша нынешняя государственная идеология? Если мы поставим для себя этот вопрос, то в первую очередь обнаружим, что государственной идеологии, в таком понимании, у российского общества ... просто не существует. А то, что существует, находится в таком беспорядке, что говорить об этом, как о чем-то целостном, не представляется возможным. Слишком велик и разнообразен идеологический спектр действующих сегодня в России общественно-политических сил 'и течений - кто во что горазд. Этот идеологический разнобой дезориентирует общественное сознание, распыляет его естественное стремление к гражданской самоорганизации. В связи с этим крайне остро встает вопрос восстановления национального идеологического единства, ибо в нынешних условиях такое, в целом, безыдейное состояние общества равносильно его исторической бессознательности и слепоте, что делает выход из нынешнего исторического лабиринта - невозможным. Поэтому вопрос об идеологии остаётся исключительно актуальным вопросом национального возрождения. От его правильного, исторически адекватного решения зависит и все остальное: вектора государственного бытия, поступательность развития общества, приоритеты и смысл различных преобразований - в экономике, политике и культуре.
Конечно, государственная идеология не создается за письменным столом, как это в свое время пыталась осуществить компания "политологов" по заказу Б. Ельцина. Формирование идеологии есть сокровенный духовно-нравственный процесс, идущий в глубинах национального духа, - но осмысление этого процесса, его исторической логики, есть прямая гражданская обязанность мыслящей части общества.
Итак, что же представляет из себя нынешняя российская идеология? Первый, поверхностный взгляд определит ее состояние как иллюстрацию к известной басне, где "лебедь, рак и щука" вот уже десяток лет безуспешно пытаются стронуть с места воз назревших преобразований - "гусь рвется в небеса, рак пятится назад, а щука тянет в воду"... Что означает эта упорная многовекторность общественного сознания? Где критерии истинности тех или иных идеологических доктрин? Поверхностный, "механический" анализ не поможет нам в этих вопросах. Начала идеологии, ее истоки и движущие силы, надо искать глубже - в исторической ткани общегосударственного прошлого.
Государственная идеология не появляется "из ничего", она обязательно должна обладать атрибутом исторической преемственности, быть плоть от плоти традиционного народного мировоззрения и самосознания. Вне этого критерия тот или иной идеологический "постулат" есть фикция, навязанная обществу внешними, чуждыми народу, силами. Этот принцип позволит нам существенно упростить первоначальною схему: именно такой "фикцией" является для российского общества идеология жесткого рыночного капитализма (по типу американского) с его культом наживы, потребительства и индивидуального эгоизма, навязываемая нам ныне под видом "демократии". Неудача этого "опыта" во многом определяется принципиальным нежеланием нации принять эту идеологию в качестве закона своего общественного бытия.
Идеология капитализма для российского общества по меньшей мере исторически нелегитимна, т.е. не имеет под собой освященной национальной историей традиции. Предпосылки и начала капитализма в XIX - начале XX века в России безусловно были, и Февральская революция даже попыталась узаконить эти начала на "официальном уровне", - однако народ (и история) судил иначе. Русский народ, в своем самосознании, не принял стремительно нараставшего духа буржуазности - циничного (безбожного по существу) закона эксплуатации человека человеком, основанного на власти денег, и не позволил ему установиться в качестве официальной государственной идеологии.
И то, что ныне этот "дух" нам пытаются навязать под видом "рыночной экономики" и "демократии", т.е. лукаво скрывая за тер, микологией истинную сущность происходящего, говорит о том, что наш народ по-прежнему не приемлет отравы капиталистической идеологии, сердцем ощущая ее неправедное, антихристианское со. держание. Именно этим объясняется провал так называемых «реформ» последнего десятилетия: их спекулятивные принципы приняли для себя как руководство к действию лишь самые одиозные и по большей части именно не русские, инородные по духу, элементы. Основная же часть населения осталась безразлична и невосприимчива к призыву (и соблазну) скорейшего личного обогащения "любой ценой".
И здесь проявляется еще одно важнейшее свойство идеологии, - ее тесная связь с патриотизмом. Патриотизм, как острое чувство национально-исторического настоящего, но укорененное исключительно в национально-государственном прошлом, не может быть причастен к идеологии, не имеющей в этом прошлом своей основы. Поэтому нынешняя "рыночная" экспансия сопровождается такой безудержной русофобией, а к нынешним "реформаторам" так неприложимо понятие патриотов. Патриотизм по-прежнему остается одним из самых надежных критериев и индикаторов истинной национальной идеологии - ...что, впрочем, хорошо понимает и нынешняя власть, старательно мимикрирующая под патриотическую окраску окружающей среды.
Итак, неолиберально-рыночную идеологию реформаторов (и "патриотическую" мимикрию власти) мы отнесли к разряду национально-исторических фикций. Что остается? Реальный патриотический сектор. И здесь уже есть над чем поразмыслить... Если бы идеология государственного патриотизма была едина сама в себе или хотя бы предполагала такое единство в обозримом будущем, то никакая "фиктивная" идеология не могла бы не только господствовать на сегодняшней общественно-политической сцене, но даже присутствовать на ней в качестве участника идеологического процесса, ибо реальное естественным образом всегда вытесняет все нереальное, побеждая его своей очевидностью. Однако ситуация осложнена до абсурда: идеология государственного патриотизма не только не едина в своей основе, но исторически антагонистична -а это во многом определяет тупиковость современной общественно-политической ситуации.
О чем идет речь. Если рассмотреть и распределить многочисленные партии и движения патриотического толка по их идеологическим истокам, то окажется, что в современном патриотическое движении есть лишь две(!) исторически легитимные (т.е. реализованные в русской истории) патриотические идеологии - это православие и коммунизм. Именно они фигурируют в общественном создании как две самые внушительные идеологические силы. Однако исторические судьбы XX века противопоставили их в трагическом для России антагонистическом отношении. ...Что значит эта русская антиномия, и есть ли выход из создавшейся "патовой" идеологической ситуации? Не ответив для себя на эти вопросы, мы не можем рассчитывать на преодоление нынешней исторической смуты.
Патриотизм, как отмечалось выше, не есть простое эмоциональное чувство - "любовь к отеческим гробам", а есть неотъемлемое свойство всякой национально укорененной идеологии, являясь своего рода энергетическим полем, обеспечивающим этой идеологии народное признание и историческую актуальность. Эта патриотическая энергетика, освящающая собой государственную идеологию, обеспечивает в конечном итоге и целостность государственного организма. В этом смысле нынешнее состояние России действительно плачевно: официальная государственная идеология - не освящена патриотическим чувством общества, а та идеология, которая наполнена этим чувством - разделена внутренним взаимным недоверием. Патриотическое самосознание общества трагическим образом расколото: часть его традиционно исповедует идеологические ценности православия, а часть, не менее традиционно, - идеалы и принципы коммунизма. С точки зрения государственного патриотизма обе позиции одинаково истинны, но с точки зрения государственной идеологии, это равносильно распаду на два "независимых" государства, - а. как известно, "царство, разделившееся, само в себе, не устоит"... Таким образом, вопрос о государственной идеологии сводится к вопросу о восстановлении идеологической цельности патриотического самосознания общества, что в нашем случае означает приведение к общему идеологическому знаменателю двух слагаемых национального самосознания - православия и коммунизма. Как бы ни казалась трудна и даже, на первый взгляд, абсурдна подобная задача другого решения нынешняя идеологическая ситуация не имеет, в идеологическом треугольнике: капитализм - православие -социализм, есть лишь одно патриотическое решение.
Для национального духа это означает сознательное созидание нового идеологического единства, что подразумевает глубокую интеграцию сущностных национальных ценностей и преодоление устаревших идеологических стереотипов. Только разрешив эту внутреннюю, духовно-стратегическую задачу, Россия сможет вернуться к адекватности своего исторического бытия. И здесь есть над чем и Ради чего потрудиться: если бы удалось "замкнуть" два этих мощнейших потенциала русской идеологии, то это было бы не только Решением одного из ключевых тактических вопросов современного патриотического движения, но и разрешением основного мировоззренческого противоречия российской истории всего XX века.
Как два принципа миросозерцания православие и коммунизм могут, на первый взгляд, показаться абсолютно несовместимыми но тот факт, что оба они были реализованы в качестве государственной идеологии в единой русской истории, говорит о том, что между ними есть нечто общее. Наша задача и состоит в том, чтобы осознать это общее и проявить на уровне современного мышления те предпосылки, которые могут стать основанием для новой единой национальной идеологии.
Сейчас мы уже можем
посмотреть на нашу новейшую историю несколько отстраненно: никакая из сторон не находится непосредственно в
плоскости противоречия - все это позади. Наоборот, современные исторические реалии обнажают принципиально новое .
противостояние, в котором обе "стороны" оказываются находящимися по
одну линию фронта. Это тотальная экспансия западной (антихристианской по
существу) неолиберально-капиталистической идеологии на исконные основы
нашего национального самосознания, ставящая
под угрозу само существование России как самобытной цивилизации. Перед
лицом этой угрозы задача общенационального
идеологического синтеза становится крайне актуальной.
Каковы же исторические предпосылки вопроса? К исходу XX века русский дух проявил себя в двух крайних (в идеологическом смысле) формах своей государственности: в форме православной монархии и в форме атеистического социализма. Если отвлечься от конкретных исторических частностей, то суть этой идеологической полярности выражается в противостоянии идеализма и материализма: в одном случае полюсом миропонимания являлся христианский религиозный идеализм, в другом - атеистический научный материализм. Сейчас, в отличие от начала XX века, мы уже понимаем, что религия и наука сами по себе не исключают друг друга как способы миропонимания, но скорее дополняют, а идеальное и материальное не есть абсолютное противоречие, но скорее диалектическая пара образующая целое. От века Бог утвердил эту пару, сотворив "в начале небо и землю"... - и связав ею всякое гармоническое развитие. Поэтому в русской истории XX века, в кардинальной динамике & идеологических акцентов, можно увидеть не просто бессмысленную, затянувшуюся на десятилетия, национальную катастрофу» * некий вполне закономерный диалектический процесс, Русскую государственность к какой-то новой исторической те. А тот факт, что обе формы государственности оказались в историческом плане внутренне неустойчивыми, говорит не только ограниченности их идеологических оснований, но и о том, что они не всегда отвечали духу русского народа, ищущего в своем миросозерцании максимальной полноты и гармонии - единства небесного и земного. Религиозной душой русский человек всегда искал "царствия небесного", а своим страждущим сердцем - хотел воплотить эти небесные идеалы в исторической земной жизни. "...Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли" - так формулировал он свои сокровенные мировоззренческие ожидания.
Нет сомнения, что это искреннее стремление "жить по правде" в русском народе не угасло. Корни его находятся не на поверхностном плане исторической эмпирии, а на глубоком метафизическом уровне народной души, изначала (с момента крещения Руси) посвятившей себя служению высшим христианским идеалам. Драматизм, напряжение и внутренняя противоречивость русской истории во многом объясняется мучительным несоответствием между этими идеалами и эмпирической реальностью, - диссонансом между земным и небесным. В рамках этого диссонанса и проходила русская история, и в его разрешении - тайна ее предназначения. Воплотить христианские идеалы соборности, любви и братства в реальном историческом бытии - такова основная сверхзадача Русской идеи, из нее черпает русский человек волю к своим историческим свершениям.
Коммунистическую эпоху отечественной истории часто определяют (особенно в некоторых православных и "демократических" кругах) как некое "бесовское" наваждение, в которое безрассудно впал русский народ, предавший свои христианские идеалы в обмен на мирские соблазны диавола: хлеб, власть и гордое богоборчество. Конечно, не обошлось и без этого... Но возможен и несколько иной взгляд на столь крутой, казалось бы, поворот русской истории. В контексте Русской идеи коммунистическая эпоха может быть понята не просто как шаг в сторону (или тем более в "бездну") от своего. Богом данного исторического направления, а как продолжение его на качественно новом историческом и мировоззренческом уровне. Этот мировоззренческий переход (от идеализма к материализму) и воспринимается как кардинальный переворот самой российской истории; но в сущности он не затрагивает ее глубинной составляю-4ей, направленной к эсхатологическому совершенству - "новому небу и новой земле".
Мировоззренческая динамика определила и динамику политическую: совершенная, отточенная за века, но застывшая в своих формах православно-монархическая государственность, воспринималась живым самосознанием нации как тормозящий ее дальней-•Яве историческое развитие фактор. В рамках этой государственно-111 уже не умещался тот новый уровень миссионерской задачи, которую русский дух начал ощущать в глубинах своего самосознания, не выдерживает завершенности, созревший плод - падает.
Именно историческая завершенность и усталость православной государственности обнажила ее неспособность (и нежелание) к качественному внутреннему преображению.
Мы склонны идеализировать прошлое - и в этом есть своя "идеологическая" правда, но реальная история принципиально наполнена несовершенством и поэтому должна быть преодолена. Внутренняя разочарованность и глубокая метафизическая неудовлетворенность устоявшейся государственностью разрешилась для России в катастрофической форме - в форме революции. Бескомпромиссная русская душа, "разрушив все до основания", отправилась в поисках своего идеала ("града Китежа") в противоположную сторону - к миражу атеистического социализма. И если говорить о русской душе, о ее соборном образе, то это, конечно же, не было для нее "шагом в сторону" - а было очередным актом ее самопознания, своего рода подвигом, продолжением своей богоносной исторической миссии, полная и конечная реализация которой лежит где-то на горизонтах истории. Конечно, это звучит парадоксально. Но парадоксальность истории выглядит таковой лишь для ближайших поколений. Последующая историческая перспектива всегда открывает (и оправдывает) некую внутреннюю логику любых самых парадоксальных" исторических поворотов. Возможно, и для нас приходит время подобного понимания...
Крушение России начала XX века (как, впрочем и конца...) было крушением ее государственной идеологии. Не экономические, социальные или внешние геополитические причины лежали в основании этого кризиса, - но внутренняя идеологическая болезнь теряющего свою монолитность народного самосознания. Истоки этой болезни были заложены еще в ХУП-ХУШ веках во времена церковного "раскола" и реформ Петра I. - но к концу XIX века они достигли своего завершения. Значительная часть русского общества, и в первую очередь интеллигенция, потеряла чувство опоры в традиционных христианских ценностях, расшатанных европейским "просвещением" и девальвированных повсеместным обмирщением Церкви, и взыскала ценностей новых - новой формулировки своих христианских ожиданий. Так появился феномен русского коммунизма, атеистический по форме, но религиозный по своему существу.
Действительно, по мере увеличения исторической дистанции, становится все более очевидным, что коммунистическая мечта, при всем ее "интернационализме", во многих своих проявлениях есть национальное российское явление. По своим истокам эта идея не являлась для русского сознания чем-то совершенно внешним, искусственным, привнесенным извне, а рождалась и развивалась как внутреннее явление общественного национального самосознания. С самого начала XIX века проблема справедливого социального устройства являлась для российского общества определяющей. Вся
русская культура от Пушкина до Толстого была социально-ориентированной и нравственно озабоченной несовершенством социального бытия, в первую очередь - народного бытия, бесправное положение которого было постоянным укором национальной совести. Часто сводят начала коммунизма к марксизму, но в русской истории очевидна вполне самостоятельная глубоко самобытная линия поиска идеального социально-экономического устройства общества, основанная на глубоких духовно-нравственных началах, которая во многом даже опередила европейский марксизм (так известно, что Маркс специально изучал русский язык, чтобы в оригинале читать Н.Чернышевского...). Эта инерция социально-ориентированного общественного самосознания, заданная Герценом, Добролюбовым, Белинским и Чернышевским во многом предопределила динамику как культурной (Некрасов, Достоевский, Толстой), так и политической (Плеханов, Нечаев, Ленин) жизни российского общества. Качественный социальный и идеологический переворот был неизбежен, марксизм стал лишь точкой опоры, вокруг которой этот переворот осуществился.
Принятие же именно марксизма в качестве властителя дум, во многом определялось органическим отторжением русским духовным строем начал капитализма, против которых и выступал в первую очередь марксизм, и которые начали активно проявляться в России к концу XIX - началу XX века. И это есть принципиальный момент для самоопределения русского самосознания XX века. Суть его состоит в том, что ни народ, стоявший на традиционных духовно-нравственных христианских позициях, ни интеллигенция - воспитанная на идеалах народничества, не могли принять буржуазность в качестве новой государственной идеологии (в отличие от большинства европейских стран, где эта идеология, приветствуемая протестантской этикой, уверенно победила); но наоборот, идеи марксизма, социализма и коммунизма, понимаемые в первую очередь как идеалы социальной справедливости и будущего общечеловеческого счастья, оказались для русского самосознания наиболее близкими. Ибо дилемма для России стояла именно так - или капитализм, или коммунизм.
Таким образам, революционный конфликт в России изначально во многом был религиозного свойства, как протест народного самосознания против нарастающего духа буржуазности, воспринимаемого народом как наступление на его традиционные христианские принципы жизнеустройства и миропонимания. Здесь уместно еще Раз напомнить, что капитализм есть экономическая проекция протестантской (а точнее, иудейской) религиозной этики, и национальный дух отшатнулся от него в противоположную сторону, - надеясь утвердить свою православную экономическую этику на началах социализма, видя свою задачу в установлении такого государственного и общественного устройства, в котором идеи социальной справедливости в максимальной степени соответствовали бы постулатам христианства. Не случайно по своим идеологическим принципам первые российские коммуны во многом буквально напоминали первые христианские общины: общее имущество, общий труд, идеология любви, равенства и братства, вера в "светлое будущее" как мировоззренческий оптимизм. Далеко не каждый народ способен на такое историческое подвижничество, на высокую жертвенность ради великой общечеловеческой идеи. "Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем смотря по нужде каждого" (Деян.2.44-45).
Очевидная близость социально-экономических идей социализма общественным идеалам христианства, и их не менее очевидная предпочтительность с этой точки зрения "идеалам" капитализма, неоднократно подчеркивалась различными христианскими мыслителями. Так С. Булгаков в своей работе "Христианство и социализм" пишет: "Капитализм есть организованный эгоизм, который сознательно и принципиально отрицает подчиненность хозяйства высшим началам нравственности и религии; он есть служение мамоне... Никогда еще в истории не проповедовалось в жизни такое безбожное, беспринципное служение золотому тельцу... Одним словом, мы должны, не обинуясь, сказать, что социализм прав в своей критике капитализма, и в этом смысле надо прямо и решительно признать всю правду социализма". Еще более глубокое обличение антихристианских начал капитализма, как бесчеловечной власти капитала (или мамоны), мы находим у многих православных святых, в частности у пр. Симеона Нового Богослова и св. Иоанна Златоуста. Последний пишет: "Сребролюбие возмутило всю вселенную; все привело в беспорядок; оно удаляет нас от блаженнейшего служению Христу: ибо не можете, - говорит Он, - Богу работати и мамоне (Мф. 6.24.}; ибо мамона требует совершенно противоположного Христу. Христос говорит: подай нуждающемуся, а мамона: отними > нуждающегося; ...Христос говорит: будь человеколюбив и кроток, а мамона напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай ни за что слезы бедных...". Могла ли русская душа принять для себя эти принципы в качестве нормы социальных отношений? Наоборот, "в социализме, - пишет С. Булгаков, - рассматриваемом как совокупность мер социальной политики, нет ничего, что бы не соответствовало христианской морали. Поэтому самая мысль о "христианском социализме" не имеет в себе ничего противоречивого. Принципиально "христианский социализм" вполне возможен.
Однако встает резонный вопрос: если начала коммунизма так близки христианству, то чем объяснить то откровенное воинствующее безбожие, которым сопровождалась история коммунизма первой половины XX века? Что означает антирелигиозность коммунизма, и в частности, его антихристианство?
Это, может быть, самый непростой вопрос в рассматриваемой теме: он имеет много аспектов - политических, исторических и философских; но в целом ответ сводится к тому, что антирелигиозность коммунизма объясняется его... религиозностью, - только религиозностью ложной. Так Н.Бердяев пишет: "Правда и ложь так перемешаны в коммунизме именно потому, что коммунизм есть не только социальный феномен, но и феномен духовный. В идее бесклассового, трудового общества, в котором каждый работает для других и для всех, для сверхличной цели, не заключается отрицания Бога, духа, свободы и даже наоборот, эта идея более согласна с христианством, чем идея, на которой основано буржуазное капиталистическое общество. Но соединение этой идеи с ложным миросозерцанием, отрицающим дух и свободу, ведет к роковым результатам. Именно религиозный характер коммунизма, именно религия коммунизма и делает его антирелигиозным и антихристианским". Это выглядит парадоксальным с точки зрения формальной логики, но это становится понятным, если принять во внимание, что суть вопроса заключалась в господстве в сфере идеологии, - идеология же всегда в той или иной степени религиозна, т.к. основана на вере в определенные сверхличные ценности. Борьба за господство "в воздухе" и определила тот жестокий характер противостояния между коммунизмом и церковью, который наблюдался в России в начале XX века (при этом, правда, победа чаще достигалась за счет господства "на земле"...). Об этом напряженном идеологическом противостоянии Н. Бердяев пишет: "Коммунизм, не как социальная система, а как религия, фанатически враждебен всякой религии и более всего христианской. Он сам хочет быть религией, идущей на смену христианству, он претендует ответить на религиозные запросы человеческой души, дать смысл жизни".
Однако именно подобные духовные претензии коммунизма принципиально несостоятельны и ошибочны, т.к. вся "духовная" база коммунизма ограничена его материализмом. Проблема в том и состоит, что коммунизм будучи по методологии сугубо материалистическим учением, в своей теории абсолютизировал этот материалистический принцип и распространил его на область идеального, претендуя на универсализм своих идеологических постулатов. И именно здесь он, превышая свои гносеологические полномочия, вступает в конфликт с традиционной религией, претендуя на роль универсального миропонимания, проявляя при этом со своей стороны тривиальный религиозный фанатизм по отношению к своему идеологическому конкуренту. Однако история существенно пригасила этот "религиозный" пламень коммунизма и ныне ничто не мешает нам трезво посмотреть на его остывшее материалистическое естество и найти ему адекватное, достойное его христианских предпосылок, положение - но не на небе, а на земле, оставив "кесарю кесарево, а богово Богу". Лишь в таком двустороннем единстве небесного и земного возможно как здоровое мировоззрение личности, так и полнокровное существование государства.
Неоправданная претензия материализма заменить собою духовное начало естественным образом не состоялась, а лишенное истинного духовного питания советское общество в итоге иссякло именно в своем идейном (духовном) основании. Тотальность коммунистического миросозерцательного догматизма сковала свободное дыхание идеального в русском самосознании, полностью парализовав его развитие - в религии, философии и культуре. Лишившись источника своей духовной силы, русский человек внутренне начал незаметно чахнуть. Поэтому так парадоксальна, невидима и беспричинна смерть, казалось бы, с виду вполне здорового и мощного "телом" государства - в его легких закончился кислород... Вот как пророчески пишет об этом Н. Бердяев: "Лучший тип коммуниста, т.е. человека целиком захваченного служением идее, способного на огромные жертвы и на бескорыстный энтузиазм, возможен только вследствие христианского воспитания человеческих душ, вследствие переработки натурального человека христианским духом. Результаты этого христианского влияния на человеческие души, чисто незримого и неземного, остаются и тогда, когда в своем сознании люди отказались от христианства и даже стали его врагами. Если допустить, что антирелигиозная пропаганда окончательно истребит следы христианства в душах русских людей, если она уничтожит всякое религиозное чувство, то осуществление коммунизма сделается невозможным, ибо некто не пожелает нести жертвы, никто не будет уже понимать жизнь как служение сверхличной цели, и окончательно победит тип шкурника, думающего только о своих интересах". К сожалению, это самый точный диагноз, который можно поставить современному российскому обществу.
Аналогичным религиозно-обусловленным феноменом является и атеизм коммунизма. По своим формальным основаниям он связан с общим смещением общественного сознания XIX века от идеализма к материализму, но по сути происходил как смена приоритетов веры; от веры в Бога - к вере в человека. Однако этот переход не является выходом за рамки религиозной проблематики, но остается сугубо христианским вопросом, заключенным в евангельской идее богочеловечества Иисуса Христа. В рамках этого христианского вопроса и находятся истоки русского атеизма. На примере "центральной фигуры русской мысли и самосознания XIX века" В.Г.Белинского Н. Бердяев так описывает это внутреннее мировоззренческое смещение: "В Белинском русский революционный социализм эмоционально соединяется с атеизмом. Истоком этого атеизма было сострадание к людям, невозможность примириться с идеей Бога ввиду непомерного зла и страданий жизни. Это атеизм из морального пафоса, из любви к добру и справедливости... Русские из жалости, сострадания, из невозможности выносить страдание делались атеистами. Они делаются атеистами, потому что не могут принять Творца, сотворившего злой, несовершенный, полный страдания мир. Они сами хотят создать лучший мир, в котором не будет таких несправедливостей и страданий". Не забывая обо всей пагубности подобного "чисто человеческого" решения предвечной Богочеловеческой задачи христианства, можно, тем не менее, отметить, что в истоках русского атеизма не было откровенного богоборчества (по типу ницшеанского), основанного на гордом индивидуализме; это был атеизм не возношения, а жертвы - отрицание высокого, но отвлеченного идеализма, ради страждущей и несовершенной материальности, с целью ее преображения. В этом христианском мотиве жертвенного нисхождения к "во зле лежащему" миру и состоит основная религиозная тайна русского коммунистического атеизма.
Таким образом, будучи по своей методологии наукой, по своей идеологии коммунизм остается верой - верой в человека, в его "светлое будущее". Без этой живой веры коммунизм сам по себе, как социально-экономическая теория - мало что значит; без нее он не стал бы ни общепризнанной революционной теорией, ни тем более фактом реальной истории. При этом вера в светлое будущее коммунизма очевидным образом перекликается с христианской верой в конечное обновление мира, где будет "новая земля и новое небо", и, в связи с этим, может быть причислена к одной из разновидностей хилиазма - христианской ереси о "тысячелетнем царстве праведников". Даже это, пусть несколько негативное обстоятельство, позволяет рассматривать русский социализм в контексте единой национальной христианской истории, - как еще одну историческую проекцию ее мессианских устремлений. Вне мессианства немыслима Русская идея, поэтому в этом смысле вопрос о коммунизме остается для России открытым.
И здесь надо быть очень внимательным. В последние годы в общественной мысли по отношению к социализму господствовал Дух огульного отрицания, основанного чаще на эмоциональном упрощенчестве, чем на объективном анализе. Это во многом определялось общей политической горячностью и целенаправленной деятельностью СМИ, подающих социализм как однозначно отрицательное явление русской истории. Однако такое "упрощенчество" есть недопустимое историческое высокомерие и легкомыслие. Если мы действительно озабочены истинным национальным самопознанием, если мы действительно хотим понять духовно-исторический смысл происходящего, то должны отнестись к этому вопросу максимально ответственно и непредвзято, с предельным смирением и уважением - как того требует собственная национальная история. Это не теоретический вопрос: где-то здесь мы потеряли нить своей собственной истории; по сути - потеряли себя. История не бывает только "черной" или только "белой", но всегда есть непрерывный поток национального духа; и если мы хотим вновь вступить в этот поток, то должны постараться понять ее логику максимально честно и искренне. Особенно, когда это касается религиозно-идеологических оснований.
Сейчас происходит восстановление естественного баланса религиозного и материалистического в общественном сознании и ничто не мешает глубокому и всестороннему переосмыслению социализма на основе традиционного христианского миропонимания; ни идеологических, ни философских, ни догматических преград такому переосмыслению не существует. Что означают религиозные предпосылки коммунизма? Насколько глубоки его христианские основания? Как реализовать неисчерпаемый религиозный потенциал народного духа в действенную идеологию национального возрождения? - все это актуальнейшие вопросы современного русского самосознания. Острота и неизжитость национального исторического кризиса взывают к необходимости подобного переосмысления -новому пониманию социализма и коммунизма в контексте тысячелетней русской истории. Не поняв до конца духовно-идеологические уроки своей недавней истории мы никак не сможем осознать и ее ближайшее будущее. В частности, есть ли это будущее у социализма, или мы уже навсегда вписаны в капиталистический фарватер истории?
Крах коммунизма, который мы наблюдаем сегодня, не обязательно означает его окончательную историческую катастрофу, доказательство полной несостоятельности его идеи. По мысли А. Зиновьева то, что происходило и происходит последние десять лет с коммунистической Россией это не катастрофа, а кризис, - которому подвластна любая нормально развивающаяся система. Кризис - вещь естественная, являющаяся необходимым атрибутом диалектики. Выход из кризиса возможен лишь в одном случае - в случае качественного преображения системы. Этой схеме вполне отвечают сегодняшние идеологические и политические реалии.
Надо признать, что кризис состоялся. Это было закономерное внутреннее явление коммунистической идеологии; "происки" ЦРУ (И собственной, пригретой за пазухой, "пятой колонны стали лишь усугубляющим приложением. В сущности, дело было сделано - общество развитого социализма, в той мере, как ему позволяла материалистическая идеология, построено, - и эта законченность определила то, что называлось "застоем". Дальнейшее развитие требовало какого-то неизбежного качественного обновления коммунистической идеи. М. Горбачев попытался нащупать это новое измерение социализма, но ... не удержал "процесс". И это не мудрено: масштабы назревавших изменений находились не в экономической или политической сферах советского общества, а как сейчас представляется, значительно глубже - на уровне национального подсознания. Это становится понятным, если мы вспомним, что середина кризиса пришлась на 1988 год - год тысячелетия Крещения Руси. Ведь это воистину "тектонические" пласты русского самосознания! Происходил новый прорыв национального духа и историческая актуализация Православия. ...Разве возможно такое предвидеть? - увы, плоскость реальной истории слепа относительно своей метафизики, - процессов, происходящих в невидимой области Божественного исторического промысла.
Слабела и вырождалась сама идейная составляющая социализма, ее религиозный мировоззренческий пафос: в "светлое будущее коммунизма" реально уже никто не верил, ни народ, ни сама коммунистическая партия, - и это предопределило падение всей системы. Крушение веры лишило общество внутренней, позитивной динамики и созидательной жертвенной энергетики. Не стало цели, не стало и движения. В этом смысле русский народ опять остался верен себе: только высшие (осознанные и принятые на уровне души) идеалы способны подвигнуть его к реальному историческому действию.
Как уже говорилось, ограниченность исторического опыта советского социализма была предопределена его принципиальным материализмом. Словно современный "вавилон", коммунистический "красный проект" строился на чисто материалистических принципах ("глиняные кирпичи") - и рациональной человеческой воле. Принципиальная ограниченность такого строительства очевидна. Таким путем можно строить "египетские пирамиды" (т.е. нечто принципиально мертвое), но нельзя строить то, что предназначено для жизни, которая иррациональна и нелинейна в своем движении.
Материалистический "красный проект" был слишком прямолинеен в своем стремлении к цели. Прорубая титаническую просеку к "светлому будущему" коммунистическая воля многократно нарушила мистическое равновесие жизни: ее животворящий дух ушел
куда-то в сторону, исчез в неизвестном направлении, покинул свои отработанные материальные формы. Вавилон рухнул разом. В его несущей конструкции не оказалось ни одного мало-мальски пригодного элемента, способного удержать тяжесть нагромоздившихся противоречий: ни армия, ни КГБ, ни Политбюро, ни огромная многомиллионная масса коммунистов, ни "советская интеллигенция" ни "простой советский человек", ни, наконец, сама "теория научного коммунизма" - ничто из этих краеугольных оснований "развитого социализма" не оказалось способным выдержать нагрузку исторического государственного кризиса. Все это, во многом, были уже пустые формы. Отсюда те поразительные масштабы всеобщего безразличия и предательства, которые за несколько лет превратили величайшую сверхдержаву мира в жалкое и беспомощное, полуколониальное государство.
"Без Меня не можете творити ничесоже..." (Ин.15.5.) - потеря духовного смысла лишает человека и общество способности к предметному созиданию.
Это кажется странным, но это так. То, что питало жизнью энтузиазм первых пятилеток, к концу века превратилось в оторванные от жизни лозунги: в них уже никто не верил - ни члены ЦК КПСС, ни простые советские обыватели. Коммунистический "проект" оказался никому не нужен и его подожгли (как в романе Ильфа и Петрова) сразу с четырех углов... - благо желающих "погреть руки" на этом деле оказалось предостаточно.
Но значит ли это, что на
пепелище не осталось ничего кроме неопределенной, поросшей духовным
"бурьяном", территории, которую лучше всего сдать в аренду какому-нибудь
"дяде Сэму"? Остался ли у России шанс на самостоятельную, самобытную
историю или
единственное, что ей остается это, пристроившись в хвосте у Запада,
"добровольно" принять истины "нового мирового порядка"? Если ограничиться
плоским, рациональным взором, то, кажется, все обстоит именно так; но если заглянуть в духовную
глубину национального чувства, то русское сердце обнаружит в себе еще далеко не исчерпанный резерв
пассионарности - светлый, христианский потенциал Русской идеи, в раскрытии которой -
подлинное продолжение русской истории.
А.Зиновьев разделяет коммунизм на идеологический и реальный и говорит, что реальный коммунизм был полностью разгромлен Западом в ходе "холодной войны", но идеологический коммунизм остался в сознании человечества, и что он не может быть полностью искоренен, пока существуют порождающие его причины, а именно - негативные явления капитализма.
Однако, если смотреть на идеи коммунизма более глубоко, то в них можно выделить вполне определенные собственные (имманентные) источники устойчивости - христианские предпосылки коммунизма. Неискоренимость идеалов равенства, братства, справедливости и мира определяется тем, что эти понятия суть базисные социальные ценности христианства. Человечество не может отказаться от стремления к этим идеалам, пока существует христианство.
Поэтому, если вернуться к терминологии А. Зиновьева, "идеологический коммунизм" неискореним в сознании человечества, а это значит, что он будет вновь и вновь проявляться в той или иной форме в реальной истории. Причем динамика этих проявлений имеет вполне очевидную, все возрастающую историческую амплитуду. Если первые христианские общины (коммуны) в этом процессе могут пониматься в качестве элементарного "коммунистического зародыша" (своего рода идеального эталона гармоничного социального бытия), то последующее развитие коммунизма происходит во все возрастающем теоретическом и практическом масштабе. Сначала это "аскетический коммунизм" христианских монастырей, с их общинным хозяйственным бытием, равенством и братством; затем "утопический коммунизм" средневековых католиков: Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы с первой теоретической попыткой распространить христианские идеалы социального бытия на все общество; далее - марксизм в качестве теории "научного коммунизма"; и наконец - Советская Россия - первый в истории опыт реализации коммунизма на государственном уровне. ...Надо ли говорить, что на пути к своей последней исторической реализации идеи коммунизма относительно своего первоначального "эталона" претерпели очень существенные деформации. Причем принципиальное искажение заключалась в том, что теория и практика социализма XX века начисто "забыла" свою исходную христианскую составляющую, превратившись тем самым в форму без содержания, - и это неизбежно сказалось на его судьбе: такой "реальный коммунизм" в отличие от своего двухтысячелетнего "идеологического" предтечи просуществовал чуть более семидесяти лет...
Но значит ли это, что вместе с окончанием реального российского социализма пришла к своему историческому финалу и сама коммунистическая идея - как то утверждают буржуазные (западные и российские) аналитики? Не означает ли нынешний кризис социализма всего лишь неизбежную и закономерную предпосылку его нового исторического подъема на уже совершенно новом, качественно обновленном, идеологическом основании, - том, на котором и зародилась сама идея коммунизма - на базе истинного христианского миропонимания? Нет доводов, которые могли бы отрицать такую возможность, - более того, сама историческая диалектика коммунизма предполагает неизбежность этого последнего этапа коммунистической истории. Суть которого в соединении коммунистической практики, в ее реальных социальных достижениях, с ее истинным идеологическим началом и сущностью - христианскими представлениями об идеале человеческих отношений. Без этого заключительного акта зрелого коммунистического миропонимания коммунистическая история не может считаться завершенной - ее цикл еще не закончен.
Какое это имеет
отношение к реальной истории и, в частности, к истории России, пока сказать трудно. Однако
некоторые предпосылки говорят о том, что определенная переориентация коммунизма в
этом отношении происходит, - об этом красноречиво свидетельствуют те изменения,
которые появились в программных документах КПРФ и работах ее лидера Г.А. Зюганова.
Принципы национальной исторической преемственности, самобытности характера и
мировоззрения
русского народа, отказ от идеологии атеизма и признание Православия становым
хребтом русского национального самосознания - вот далеко не полный перечень тех идеологических
прозрений,
которые обрела коммунистическая идея в результате краха системы ортодоксального
коммунизма. И это вселяет определенный исторический оптимизм: коммунистическая идея в
своем самопознании вплотную подходит к ядру Русской национальной идеи •
Русской идее, что значительно увеличивает шансы для последней найти свое продолжение
в реальном историческом времени.
Двигаться вперед (в историческом смысле) нельзя на основе простого отрицания настоящего, нельзя - на основе обращения в прошлое, но возможно лишь в предчувствии будущего, - нового по определению. Увидеть будущее в его новых идеологических основаниях - наша сегодняшняя задача. Будущее, чтобы быть действенным в настоящем, должно обладать притягательной, завораживающей силой - если этого нет, то оно не состоится. Это особенно относится к России, государству - идеократии, т.е. государству, в котором движущей силой его истории является "идея": будь это Святая Русь, Москва Третий Рим, или Коммунизм. Сами по себе, в конкретно-историческом смысле, эти символы может быть малореальны, но именно они задают России вполне реальную, идеологически осмысленную историческую динамику. Суть ее в том, что идея (как идеал) всегда входит в противоречие с реальной историей - требуя ее преодоления.
Смысл существования России - в конечном преодолении реальной (несовершенной) истории, в устремленности к будущему как задаче претворения некой мечты, идеи, и цели - способной преобразить банальность реального бытия. Это не идея прогресса или эволюции в классическом (европейском) понимании, но именно идея преображения, как качественное, зримое изменение бытия, достигаемого не столько "механическим" усилием, сколько откровением Веры. Т.е. основная энергетика национального исторического бытия сосредоточена не в области материально-экономической конкретики, а в области напряженного духовно-исторического творчества, являясь, в первую очередь, задачей духовной и идейной. И ныне лишь идея может разбудить сонное самосознание нации и подвигнуть ее к дальнейшему историческому движению. Безыдейные, механические по своей природе, материально-экономические преобразования не могут восприниматься иначе как бессмысленное (в историческом смысле) топтание на месте.
В этом смысле все мы, как народ, вошли в полосу какого-то полного идеологического "затмения". Нас как бы лишили неба и света. Те "тараканьи бега" за прибылью и достатком, в которых нам предлагают участвовать современные "рыночники", унизительны и бессмысленны для русского самосознания и никак не могут служить основой какого-либо исторического вдохновения. Отсюда, от этого чувства полной идеологической бессмыслицы, та апатия и безразличие, которые проявляются сегодня в нашем народе на фоне откровенного разрушения государства. Необходим идеологический прорыв, восстановление единства и цельности национального самосознания, обретение светлого и вдохновляющего чувства новой исторической перспективы. Этим светом должна стать новая национальная идеология, включающая в себя все ценности, которые выношены и выстраданы нашим народом на протяжении его тысячелетней истории.
Однако национальное общественно-историческое движение не может начаться простой манифестацией традиционных национальных идеалов. Это было бы слишком просто. Сами по себе эти ценности (Русская цивилизация. Русская идея. Святая Русь, Православие и т.д.) не могут явиться в своем общем виде непосредственными источниками национального исторического акта. Они вневременны, т.е. внеисторичны в своей основе, и являются своего рода "статикой" русского национального самосознания. Попытки осуществить на их основе какую-либо реальную историческую динамику (общественно-политическое движение, национальную партию и т.д.) обречены на неудачу. Вся активность подобных образований ограничится лишь собственной "динамикой самоорганизации" -общественным движением, в полном историческом смысле этого слова, такие начинания стать принципиально не могут, как бы ни были верны их национально-патриотические лозунги и программные установки. Для действительной общественно-исторической динамики нужно нечто большее - то конкретное историческое значение национальной идеи, в котором нация осознает свою непосредственную историческую задачу, открывающуюся как реальный выход и перспектива для ее ближайшего исторического существования. В этом смысле общая национальная идея всегда имеет некое конкретное, исторически обусловленное звучание, мобилизующее нацию к реальному историческому действию.
В чем состоит сегодняшнее значение Русской национальной идеи? Каковы ее конкретные исторические приоритеты? - это ключевые вопросы национального самосознания. Ныне для национальной идеологии мало быть просто укорененной в национальном прошлом, она должна стать в то же время идеологией будущего, т.е. идеологией возрождения, и это накладывает на нее вполне определенные условия.
Идеологией национального возрождения (как это ни странно) не может служить некая сверхисторическая, вневременная национальная идея, выраженная в своей абсолютной полноте и окончательной мировоззренческой истинности. Наоборот, это должна быть идея предельно адекватная современной исторической ситуации, эффективная и действенная, способная привести в движение общественное сознание и общественную (политическую) практику - в этом критерий ее истинности, а не в абстрактных идеологических постулатах или устаревших стереотипах. Она должна быть исторически позитивна, т.е. иметь ясную историческую перспективу, способную вдохновлять нацию к новому историческому созиданию. Поэтому вопрос не стоит о национальной идеологии вообще в ее идеальных измерениях, а именно об идеологии возрождения, т.е. практической, текущей задаче национального спасения в конкретной исторической ситуации. Здесь надо быть в первую очередь реалистом, а не хранящим белизну своих риз догматиком, или вознесшимся над бренной историей утопистом. Мало провозглашать красивые идеалы. Необходимо найти реалистические пути движения к ним - в этом суть идеологии возрождения.
Одним из таких путей и является задача православно-социалистического синтеза (или союза), понимаемого как наиболее общая формулировка внутреннего национально-идеологического единства. Конкретность такой постановки вопроса отражает предельную адекватность нынешнего историко-идеологического излома и есть насущная задача его исцеления. Теоретически в этом союзе нет противоречия, ибо то и другое направлено к конечному совершенству национального бытия в его духовных, экономических и социальных отношениях, к гармонизации его земной и небесной составляющих. Преградой к подобному союзу являются лишь завалы идеологических и исторических стереотипов, которые должны быть преодолены в соборном единстве национального самосознания.
Нынче не время заниматься бесплодным оценочным противопоставлением эпохи православной и социалистической государственности (что лучше, что хуже), - рассматривая этот вопрос в отрицательной умозрительной плоскости. Наоборот, необходимо положительное понимание того, что все это - часть нашей единой истории в ее внутренней диалектической противоречивости, идеологической полюсности и исторической незавершенности. Сверхценностью нынешней ситуации является восстановление единства национального самосознания, и перед этой задачей ценности прошлого имеют уже не абсолютное, но относительное значение. Никакое противоречие не решается в собственной плоскости, решение возможно лишь на ином, высшем (положительном) уровне понимания, где обе части противоречия проявляются как стороны единого целого. Именно это целое должно быть осмыслено нами как основа нового национального самосознания, в котором мирно сливаются обе стороны недавнего идеологического противостояния. И это не просто интеллектуально-идеологическая задача, - это задача, в первую очередь, духовная, требующая от нас некоего нового "рождения свыше", позволяющего увидеть себя и Россию в новом преображенном виде, в новой цельности.
И это есть творческая задача. Нынешнее самоопределение национального духа, не имеет тривиального решения. Исторические условия привели нас к очень глубокому по своим основаниям идеологическому кризису, полностью прервавшему единую нить исторического самосознания нации. Нынешняя ситуация в экономическом, идейном и духовном смысле есть "нелинейная", сверхрациональная задача и простые экономические или традиционно-идеологические рецепты здесь уже не подходят. "В одну реку не входят дважды", как бы ни был велик соблазн повернуть реки истории вспять - это невозможно; мы должны найти свою новую историю в ее новых идеологических формах, принять на себя ответственность нового исторического творчества. Масштаб стоящей задачи выходит за рамки привычных политологических и идеологических стереотипов, ибо нынешний исторический перекресток состоит исключительно из "неизвестных". Как "витязю на перепутье" нам предстоит сделать выбор из нескольких непредсказуемых направлений своей судьбы. На языке синергетики это называется "точкой бифуркации", т.е. тем неустойчивым и неуравновешенным состоянием, где система переходит на новый уровень своего бытия, отличающегося не только новой структурной упорядоченностью, но и Новым качественным (т.е. "идеологическим") содержанием. Отсюда понятно, что простых решений нынешняя ситуация не имеет...
Впрочем, подобная картина наблюдалась в истории России не единожды. Общеизвестно, что история России по своей диалектике катастрофична, т.е. поступательность ее государственного бытия сопровождалась подобными "идеологическими" кризисами на всем протяжении ее истории. И это не должно вводить в отчаяние, но наоборот, максимально мобилизовать нашу личную и общественную ответственность перед выбором собственной истории. Доныне Рос. сия справлялась с подобными историческими вызовами, и есть все основания надеяться, что подобный позитивный исход возможен $ в нынешней "безысходной" ситуации.
"Невозможное человекам, возможно Богу". Не надо забывать что история человечества - это Богочеловеческая история, т.е. Бог не оставляет человека (и тем более избранных своих) один на один с морем исторического хаоса, но наоборот, всегда присутствует рядом. И если мы, как народ, подтвердим в своем сердце неизбывную готовность и дальше быть со Христом, то Бог не оставит нас утопающими в этом "море", но выведет "яко по суху" к новым берегам нашего исторического существования.
Говоря о сегодняшней идеологической ситуации и задаче формирования единой идеологии национального возрождения, нельзя не сказать несколько слов о позиции другой стороны русского идеологического процесса - Русской Православной Церкви. В чем состоит ее конкретно-историческая роль в преодолении нынешней идеологической смуты? При всей очевидной простоте данного вопроса многое остается далеко не однозначным: в историческом, политическом и общественно-социальном плане. Слишком велик исторический провал, отделивший ее нынешнее официальное и общественное признание, от того времени, когда Православие действительно было реально действующей государственной идеологией России. В этом смысле Русская Православная Церковь еще не закончила процесс своего нового исторического самоопределения и ее состояние во многом подобно... только что "воскресшему из мертвых", когда еще сохраняется заметная историческая неотмирность. К сожалению, эта некоторая историческая неадекватность Православия невольно вносит дополнительную сложность в формирование цельного самосознания общества, зачастую не упрощая, а усугубляя его идеологическую самоорганизацию, уводя вопрос национального возрождения за рамки конкретной исторической реальности. Может показаться, что в этом и состоит нынешняя роль Церкви - быть отстраненным внеисторическим наблюдателем происходящего, однако традиций русского Православия и острота нынешней исторической смуты скорее говорят об обратном. Историческое самоопределение России, в его идеологическом и политическом смысле, невозможно без адекватной исторической позиции Церкви, всегда бывшей ее внутренним духовным оком. А это, в свою очередь, предполагает честное и объективное переосмысление новейшей русской истории во всех ее социальных и идеологических катаклизмах, с принятием на себя части ответственности. Ибо история России и Церкви нераздельны.
Готова ли Церковь к подобному "идеологическому" переосмыслению собственной судьбы и нынешнего исторического положения? - пока не ясно. Слишком велика растерянность и политическая дезориентированность современного церковного сообщества, еще не сумевшего до конца оправиться от трагических потрясений, выпавших на его долю в XX веке. Но без сомнения, такие выводы должны быть сделаны. Обмирщение Церкви к концу XIX века, падение ее авторитета в народе и обществе, крушение Российской империи и как следствие - тяжелейшие гонения - все это находится в прямой исторической и метафизической зависимости, и имеет непосредственное отношение к исторической ответственности Православия как "идеологии" Святой Руси.
К сожалению, полезная в целом официальная "Социальная концепция РПЦ", в недостаточной мере отвечает злободневным в этом отношении запросам общества, являясь идеологически не вполне определенным документом. Вопрос о современной идеологии национального возрождения остается для Православия открытым. По время не ждет - дальнейшая отстраненность Церкви от участия в общественно-идеологическом процессе усугубляет современный идеологический кризис, более того, делает его принципиально неразрешимым. Невнятность идеологической позиции Церкви на руку только современной российской власти с ее совершенно бесформенной и неопределенной "официальной идеологией", под знаком которой и происходят разрушительные для государства "реформы". Разве в этом состоит "симфония" властей?
Вопрос о государственной идеологии есть не формальный, а сущностный, мировоззренческий вопрос национального бытия, отдавать его на откуп кремлевским политологам или телевизионным "шаманам", было бы крайне опрометчиво. Здесь нынешнее "Куликово поле" российской истории, и здесь должна состоятся решающая битва за Россию. Может ли Церковь находиться в стороне от этого процесса?...
После крушения официальной коммунистической идеологии и наплыва западных мировоззренческих "ценностей", народ инстинктивно потянулся к Православию, справедливо надеясь обрести в его лице надежные мировоззренческие опоры - и это, слава Богу, происходит. Однако на общественном бытии этот процесс по ряду причин отражается очень слабо, почти незаметно. Реальной общественной силой Православие не становится, но остается лишь потенциальным источником (своего рода резервуаром) вневременной мировоззренческой Истины. Обладая неоспоримым общественным авторитетом. Церковь, тем не менее, пассивна в выражении своих общественно-политических и идеологических предпочтений. И это особенно контрастирует с активной позицией коммунистов - по существу единственной общественной силой, героически защищаю, щей патриотические ценности на общегосударственном (парламентском) уровне. Именно коммунистов боятся "демократы" всех мастей и именно против них развязана непрекращающаяся информационная война в СМИ (что особенно наглядно проявляется на выборах любого уровня власти). Церкви "демократы" не боятся. Что бы это значило?...
Еще с началом "перестройки" в церковной среде ходили упорные ожидания новых гонений, которые вот-вот начнутся, но прошло уже более 10 лет, а гонений никаких нет (если, конечно, не считать "гонениями" периодические пасквили "Московского комсомольца"). Не означает ли это, что гонения, как признак истинного стояния перед лицом мира, не даются просто так, по одной лишь принадлежности к истинной Церкви, а определяются какой-то вполне определенной формой обличения этого мира, его неправды? Не пришло ли время и Церкви сказать свое веское слово Истины среди того моря идеологической лжи, которое захлестнуло современное общественное сознание.
Нам скажут, что Церковь вне (выше) политики, что она отделена от государства и что вообще это очень тонкие вещи... Может и так... Но уместна ли такая позиция в условиях острейшей общественно-исторической смуты? Верна ли подобная возвышенная политическая "неотмирность", если она оборачивается простой исторической апатией? Наверное, можно быть "вне политики", но никак нельзя быть вне истории. И это особенно относится к русскому Православию, для которого история Церкви и судьба России - нераздельны. Во все переломные моменты нашей истории Церковь несла особую историческую миссию - быть светом на пути национального спасения. Примеров тому великое множество: Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Александр Невский и патриарх Гермоген, патриарх Тихон и митрополит Иоанн (С.-Петербургский и Ладожский). В этих святых для русского сердца именах навсегда запечатлелся образец единства духовного и исторического служения - подвиг исповедания небесной Истины перед лицом исторического хаоса. Готова ли Церковь принять сегодняшний исторический вызов? или останется по еще "советской" привычке лишь пассивным наблюдателем общественно-политических процессов? Этот вопрос крайне актуален не только для России как таковой, но и для Церкви. Ведь сомнительное "мирное сосуществование" с "демократическим" миром оборачивается не только общей апостасией, но я напрямую ведет (и Россию и Церковь) в объятия грядущего "общечеловеческого" Антихриста - это ли путь Православия?
Православие, как фундаментальная идеология, обладает многовековой исторической, идеологической и просто житейской мудростью - и эта мудрость должна быть актуализирована. Современному общественно-историческому безвременью крайне необходимы именно фундаментальные идеологические основания, и отстаивание их - задача Церкви. Социализм, как идеология, рядом с Православием - горячий юноша, и не ему принадлежит приоритет в формулировке традиционных российских ценностей. Третьей же стороны в современном патриотическом пространстве - не существует. И это накладывает на нас, нравится ли нам это или нет, определенную историческую ответственность - придти к глубокому идеологическому взаимопониманию ради единства и спасения России. Это не задача политического компромисса, - но насущная потребность национального самосознания, его адекватного исторического самоопределения.
Итак, пора подводить некоторые итоги. Можно согласится с Г.А. Зюгановым в том, что "решение исторических задач всегда находится впереди, а не позади истории". Что же это значит в свете наших историософских размышлений? А то, что ни коммунизм с его "диктатурой пролетариата", ни самодержавие в форме "православной монархии" не могут рассматриваться нами как самостоятельные (взаимоисключающие) цели нашего державного строительства, но только в связке, как ступени к будущему. Реальная историческая диалектика требует от нас исторического синтеза оправдания, а не отрицания собственной истории - и в этом направлении должна строиться наша патриотическая идеология. Преодоление нынешней смуты невозможно вне нащупывания той единственно верной (общей для всех!) идеологической тропы, которая выведет нас к новым горизонтам собственной истории. Время революций (и контрреволюций) исчерпано, внутреннее идеологическое противостояние, терзающее русский дух от начала XX века, необходимо примирить.
Растягивание этого противостояния на еще большее историческое время, в надежде на реставрацию той или иной модели государственности, лишь усугубляет безысходность нынешнего политического хаоса. Пока нация не обретет единства в своем исконном мировоззренческом основании (понимаемом в самом общем виде как Русская идея), до тех пор "неизвестно кто..." будет хозяйничать внутри нашего дома. Иной альтернативы нет. Либо две единственно реальные и исторически легитимные патриотические силы придут К единой идее нового исторического созидания, либо царствующие вот уже десять лет "самозванцы" и К° окончательно раздадут и растащат "бесхозное" здание некогда великой Русской государственности. И тогда на фоне неопределенной территории под условным названием "Евразия" и те и другие (и коммунисты, и православные) останутся существовать как некое экзотическое воспоминание наподобие египетских сфинксов или статуй с острова Пасхи.
Возможно ли это? Хотелось бы думать, что нет. Ибо не иссякла в русском народе Небесная вера Православная, не оскудела в нем и национальная социалистическая жажда земной справедливости - не реализована еще сокровенная Русская идея, несомая им в своей душе сквозь все перипетии собственной истории.
* * *
История мира традиционно рассматривается как история культур и цивилизаций. Однако цивилизации отличаются друг от друга в первую очередь, своими мировоззренческими основаниями - или идеологиями, - которые есть выражение вполне определенного целостного миропонимания, сконцентрированного в принципиальных для данной цивилизации приоритетах. Эти приоритеты определяют в свою очередь все остальное - культуру, политику, экономику. Именно развитие и борьба идеологий определяет динамику и диалектику мирового цивилизационного процесса. Основу же идеологий всегда составляли религии.
Если экономические процессы, политические перевороты в. международные конфликты - это микро-масштаб исторических изменений, то макро-масштаб - это динамика религиозно-мировоззренческих процессов. Так наша эра - это эра христианства, и в этом контексте должна рассматриваться и наша новейшая и современная история. Тогда многое в ней станет яснее... Тот факт, что современный мир в религиозном смысле крайне секуляризирован и индифферентен, не означает, тем не менее, что мы живем в пост-конфессиональной идеологической пустоте. Мы по-прежнему вписаны в христианский контекст истории, - и она еще не завершена.
Иудаизм и христианство, сионизм и "новый мировой порядок", капиталистическая глобализация и коммунистические идеалы - все это остается открытыми вопросами христианской истории. Исключительное, ключевое положение в ней принадлежит России - именно от нее зависит, быть или не быть актуальной христианской истории. Ибо Россия есть единственная христианская альтернатива "новой мировой апостасии". Суть этой альтернативы - в Русской идее, сокровенной тайне русского христианского самосознания, в русском православном социализме.
Литература:
С. Булгаков. Труды по социологии и теологии. Т.2, М.1999.
Н. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М.1990.
А. Зиновьев. Пост-коммунистическая Россия. М.1996.
Г. Зюганов. Россия - Родина моя. М.1996 (идеология государственного патриотизма), изд-во "Благо", «Спасется ли богатый», М.2000.