«Поле есть мир» (к толкованию притчи о пшенице и плевелах)
Николай Сомин
Притча о пшенице и плевелах – одна из самых значительных в Евангелии:
Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. (Мф.13:24-30).
Разгадать значение этой притчи непросто. Поэтому апостолы попросили Христа прокомментировать ее:
И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф.13:36-43)
Надо сказать, что эта притча на особом счету – лишь две притчи: «о сеятеле» и «о пшенице и плевелах» были Спасителем лично истолкованы. Остальные же притчи слушатели (прежде всего, апостолы) должны были разгадывать сами. Благодаря этой притче такие словосочетания как «доброе семя» и «плевелы» стали фразеологизмами, крылатыми словами. К тому же ее содержание несет определенную неожиданность: вместо того, чтобы выполоть вредные плевелы, Господь велит оставить их. Это оттеняет глубокий смысл притчи, заставляя читателя лишний раз задуматься – ведь в ней заключены выводы о самых общих принципах, которые Бог положил в основу Своих отношений с человечеством.
Надо сказать, что святоотеческих комментариев на притчу довольно мало. Причина проста – притча изъяснена Самим Христом, и потому древние комментаторы не считали возможным еще что-то прибавлять и в основном повторяли Христов комментарий. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Итак, мы не должны, увлекаясь собственным желанием, искать изъяснения притчи, прежде, чем она не будет изъяснена от Господа» /1,138/. Однако, если вчитаться в Христов комментарий, то можно увидеть, что Господь вовсе не имел намерение дать подробное и исчерпывающее истолкование притчи. По сути дела Он делает некие указания, выводящие на следующий уровень понимания, но подразумевающие, что многое еще требует дополнительных объяснений.
И толкователи зачастую это и делают. Из комментариев некоторых святых отцов можно понять, что эта притча о Церкви. Действительно, Иоанн Златоуст и почти всегда следующий ему Феофилакт Болгарский под плевелами, которые вырастают на поле, понимают еретиков. Блаженный Иероним также упоминает о ересях: «А слова Его, что снопы сорной травы предаются огню, пшеница же собирается в житницу, ясно показывают, что еретики и лицемерные в вере должны быть сожжены огнем геены» /1,145/.
Можно понять древних авторов, живших в век ересей и потому прилагавших притчу к церковным реалиям. Однако следует заметить, что такое толкование сильно сужает универсализм притчи – ведь Сам Христос, комментируя ее, указывает: «поле есть мир». Но все мы отлично знаем, что «мир» не есть «Церковь» – он гораздо шире. Так что Спаситель явно имел в виду, что речь в притче идет о реалии более широкой, чем только Церковь. И, кроме того, надо сказать, что Церковь всегда действовала вопреки притче – ведь церковная история нам показывает, что Церковь отнюдь не стремилась оставлять ереси до второго пришествия, а наоборот активно их «выпалывала», избавляясь от еретиков, вплоть до извержения из сана, отлучения от Церкви и даже казней. Поэтому уточнение смысла притчи следует продолжить.
«Поле есть мир»
Прежде всего, постараемся выяснить, о реальности каких масштабов говорит притча. И путеводной звездой должно явиться совершенно ясное и категоричное указание Спасителя «Поле есть мир (космос)» . Оно не оставляет сомнений, что речь в притче идет о более широкой сфере: о жизни и судьбе всего человечества, о жизни в больших обществах. Поэтому имеет смысл содержание притчи изложить с социологической точки зрения. А именно.
Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Было бы неверно и даже абсурдно считать, что Царство «подобно человеку» – это лишь оборот речи. Нет, Царство Небесное «подобно» всей ситуации описываемой притчей. А точнее, каждая из притч о Царстве не изображает все Царство целиком, а характеризует лишь один аспект его. Вот и из этой притчи мы узнаем, что хозяин сеет на своем поле, которое «есть мир». Это означает, что Царство Господа – весь мир, вселенная, включая все души человеческие – ведь Господь Иисус Христос есть царь этого мира по праву Творца. Златоуст объясняет: «Итак, если сам Он есть Сеятель, сеет на собственном поле и с Своего царства собирает, то ясно, что настоящий мир Ему принадлежит» /VII,489/. И Он сеет только «доброе семя», творя души наследников Царства.
когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы. Диавол «посеял плевелы», т.е. изменил души некоторых так, что они стали делать злые дела. Причем, как утверждает Блаженный Иероним, сначала, до периода колошения, отличить пшеницу от плевел практически невозможно: «Между пшеницей и той сорной травой, которую мы называем «куколем», пока она еще имеет вид травы и не дала колоса, есть большое сходство, и для различения их одной от другой или совсем нет признаков, или есть весьма трудно замечаемые признаки» /1,144/. И действительно, трудно по внешнему виду понять, кто хороший, а кто плохой – все мы носим примерно одинаковую одежду, все улыбаемся, разговаривая по мобильнику, и лишь наши дела в итоге свидетельствуют о том, кто мы – добрая пшеница или плевелы.
рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Тут – главный смысл притчи, который в социологической интерпретации становится совершенно прозрачен. Господь определил, чтобы разные люди – и хорошие и плохие, по слову ап. Иоанна «дети Божии и дети диавола» (1 Ин.3,10) – жили в одном обществе. Отделение, сепарацию злых от добрых в земной жизни Господь не благословляет, хотя кажется, что тут-то как раз и заключается решение всех социальных проблем: хорошие люди устроят и хорошее общество – надо лишь немного «зачистить» негодных. В истории человечества не раз появлялись «рабы», которые жаждали «выбрать» плевелы, оставив только одну пшеницу. Это и «красные кхмеры», это и экстремистское крыло мусульман, у которых бродит идея фикс истребить всех неверных. А если обратиться к нашей истории, то это – взаимное желание красных и белых отправить врага «в расход» ради будущей светлой жизни. Но нет – оставьте расти вместе то и другое. Даже самое, на первый взгляд, праведное негодование, требующее прекратить существование другого, как оказывается, к христианству не имеет отношения. И добрые и злые, и альтруисты и эгоисты должны, по замыслу Господа, жить в одном обществе, как-то уживаясь друг с другом. Ибо в обществе люди взаимовоспитываются, притираются друг к другу. И кроме того, для Господа каждый человек абсолютно ценен, и поэтому, даровав людям свободную волю, Он до последней возможности дает шанс каждой душе омыться от грехов и стать доброй пшеницей.
Жатва
«оставьте расти…до жатвы». Это исключительно важный момент. Все же «отделение от зла и злых» – верный принцип. Н.Н.Неплюев считал этот принцип необходимым для создания любого высоконравственного общества. Но до «жатвы» это возможно только в масштабе локальных обществ, где может подобраться коллектив людей, исповедующих любовь. Для больших обществ это невозможно – там всегда найдется, и немало, моральных уродов, стремящихся погасить свет и добродетель. Как известно, даже ложка дегтя портит целую бочку меда. А тут куда больше ложки … Однако в конце мира произойдет генеральная «прополка», разделение в масштабах всего человечества. Но людям ее Господь не доверяет, и совершит ее Сам. И заметим, она произойдет во-первых в самом конце времен, а во-вторых будет в высшей степени справедливой, поскольку будет выполнена Самим Господом, имеющим абсолютное ведение состояния каждой души. «Жатва» неизбежно наступит. Она описана в этой притче так: и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. И еще, более определенно: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Тут надо отметить, что ангелы возьмут беззаконников из Царства Его. Отсюда видно, что в Царстве Христа есть как сыны света, так и сыны тьмы. Это еще раз подтверждает, что под Царством Сына в притче понимается мир, объемлющий все человечество. А вот под Царством Отца в притче, видимо подразумевается только Царство Света, где Бог царствует явно и актуально, где нет «плевел» и все славят Царя. Это то Царство, о котором благую весть несет Евангелие. Царство же Сына временно и частично оккупировано «плевелами», или как говорит Спаситель, «сынами лукавого», и цель исторического процесса – победить их и изгнать из Царства. Действительно, ведь христиане – армия Христа, призванная освободить Царство Сына от беззаконников. И одним из важнейших фронтов этой борьбы является фронт социологический. В этом мы – соработники Христа, но всегда должны действовать Его методами – любовью, убеждением, личным примером, но не «прополкой». Так мы послужим Христу и исполним всякую правду. Эта миссия и будет окончательно завершена в «жатве». И тогда, по слову ап. Павла «Он (Христос) предаст Царство Богу и Отцу» (1 Кор.15,24).
Впрочем, о «жатве» упоминается в нескольких местах Евангелия. Самое красочное описание дано в 25 главе Евангелия от Матфея в знаменитом фрагменте об овцах и козлищах:
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25,31-46).
Тут очень важный момент: по каким критериям отделяет Господь овец от козлищ? Вовсе не по количеству вычитанных молитв или посещений храма. А по социальным критериям милосердия и солидарности с другими людьми! Помочь нуждающемуся, лично или через социум, – вот критерий, по которому Господь дает Царство. Это и есть критерий любви к ближнему, ибо бескорыстно помогая ближнему, мы любим Самого Христа.
Итоги нашего рассмотрения можно сформулировать в нескольких словах:
– грехопадение людей привело к тому, что на земле живут и «добрая пшеница» и «плевелы»;
– Господь не благословляет нас выдергивать «плевелы», то есть лишать жизни злых, противящихся Богу людей ;
– но Он сделает это Сам в конце времен, отделив пшеницу от плевел;
– это отделение будет вершиться Им по критерию любви к ближнему.
Заключение
Конечно, современное общество совершенно не христианское, и ясно, что оно требует улучшения. Но притча о пшенице и плевелах этому требованию ставит одно принципиальное ограничение: «пропалывать» людей, убивать во имя лучшей жизни нельзя, Господь запрещает нам такую «социальную технологию», и применяющие ее обречены на неудачу. Но притча говорит и о другом: по сути дела общество любви будет только в Царстве Отца, после великого разделения людей на «овец» и «козлищ». В земной жизни люди, и пшеница и плевелы, обречены жить вместе, в одном обществе.
Но если так, то каков же предусмотренный всеведящим Господом образ жизни такого общества, каков социальный принцип, соблюдая который общество, в котором живут и «пшеница» и «плевелы», может без «прополки», тем не менее, достойно существовать в земной истории? Этот принцип – справедливость. Справедливость – та степень любви в общественных отношениях, которая может быть реально осуществлена в падшем мире в широких масштабах. Справедливость – единственное, что может привести к согласию и стабильности, ибо ее признает большинство людей, несмотря на их врожденную падшесть и вообще всяческие несовершенства. Вне справедливости общество неизбежно будет катиться вниз, приближаясь к состоянию, которое можно назвать «ад на земле». Это ясно видно на примере западного общества, которое фактически отвергло справедливость, признав безудержную наживу единственным принципом своего существования. Оно уже одной ногой вступило в этот «ад на земле».
Россия тоже было побежала вслед за Западом, и за четверть века в деле несправедливости обогнала многие западные страны. Но русский менталитет, очень остро чувствующий несправедливость, заглушить не так-то легко. И поэтому в последнее время появляется все больше и больше людей, которые ясно чувствуют, что так жить нельзя. Наше общество, оглушенное было страшной катастрофой 91 года, постепенно просыпается. Какими будут грядущие перемены – предвидеть чрезвычайно сложно. Но будем надеяться, что они приведут Россию к укреплению Православия и воссозданию справедливости.
Литература
1. Иероним Стридонский. Толкование Евангелия. Минск: Лучи Софии, 2013. – 320 с.
23.08.17