Ильин Иван Александрович (1883-1954)
Сегодня Ильин – один из наиболее цитируемых мыслителей. Его превозносят и патриоты и государственники и монархисты. Но посмотрим, что же думал Ильин об устроении социума.
Биографические данные.
Отец философа — Александр Иванович Ильин (1851—1921) (его
крестным был император Александр II) — выпускник университета, губернский
секретарь, с 1885 унаследовал земельные владения в Больших Полянах.
Придерживаясь учения Л. Н. Толстого, он в жизни был человеком очень добрым,
чутким, оказывал всяческую помощь своим родным и близким.
Мать Ильина Каролина Луиза Швейкерт (1858—1942) по
происхождению немка. Приняла Православие после венчания в 1880 и стала
Екатериной Юльевной Ильиной. Четверо детей, Ильин – третий.
В 1906 Иван Ильин окончил юридический факультет
Московского университета и был оставлен при университете для подготовки
к профессорскому званию.
Тот же
В 1910-1912 стажировался в университетах
Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Парижа, С 1912 преподавал
в Московском университете.
1918 защитил докторскую диссертацию «Философия
Гегеля как учение о конкретности Бога и
человека».
За антисоветскую деятельность был шесть раз арестован.
В 1918, судим Революционным трибуналом, но по
счастливой случайности оправдан за недостаточностью улик.
В февр. 1920 Ильина арестовали по знаменитому делу
контрреволюционной организации Тактический центр, но, как говорили, по
настоянию Ленина его, как автора лучшего исследования философии Гегеля (!)
через 2 дня отпустили (это тем более удивительно, так как Ильин был суровым
критиком ленинской книги «Развитие капитализма в России»).
1922г – вновь арестован и выслан из СССР. В эмиграции
стал апологетом белого движения.
В июле 1924, будучи на излечении в Италии, он по
заказу мецената Б. Г. фон Кеппена, члена Высшего монархического совета, начал
писать свою знаменитую книгу «О сопротивлении злу силою», которую издал через
год. После выхода книги, вызвавшей бурную и горячую полемику, заказчик оставил
Ильина с вышедшим тиражом и прекратил дальнейшую поддержку.
Н.А.Бердяев, в своей рецензии на эту книгу «Кошмар злого добра», писал:
«Мне редко приходилось читать столь кошмарную и мучительную
книгу, как книга И. Ильина «О сопротивлении злу силою». Книга эта способна
внушить настоящее отвращение к «добру», она созидает атмосферу духовного
удушья, ввергает в застенок моральной инквизиции. Удушение добром было и у Л.
Толстого, обратным подобием которого является И. Ильин. Православие И. Ильина
шито белыми нитками, и легко может быть обнаружен за этим внешним православием
выученик немецкого идеализма, фихтеанец и гегелианец крайнего правого крыла».
1938г – Ильин выезжает из Берлина в Швейцарию под
подписку не заниматься политической деятельностью (в этот период Ильина
финансирует Сергей Рахманинов). В Швейцарии Ильин пишет многочисленные статьи о
ходе Второй Мировой войны (Ильин, как типичный «зарубежник» в войне
СССР-Германия был на стороне нацистов, однако строгий нейтралитет Швейцарии не
давал ему возможности давать оценки событий).
После войны
пишет свой знаменитый цикл статей «Наши задачи».
Умер в Цолликоне (Швейцария). В 2005 году
перезахоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.
Политические убеждения Ильина.
Антибольшевизм.
И.А. Ильин всегда резко отрицательно относился к коммунизму в России. Он отрицал как саму коммунистическую теорию, так и реальную коммунистическую власть. Сразу после захвата власти большевиками Ильин становится на путь непримиримой борьбы с ними - путь, которым он не сворачивая шел всю жизнь. Ильин становится идеологом белого движения, а после его поражения - продолжает борьбу словом - своими книгами, статьями, выступлениями. Вот лишь некоторые из громадного числа обличений.
"После всего, что произошло в России за последние 32 года (1917-1949) нужно быть совсем слепым или неправдивым, чтобы отрицать катастрофический характер происходящего. Революция есть катастрофа в истории России, величайшее государственно-политическое и национально-духовное крушение, по сравнению с которым Смута бледнеет и меркнет" /20:107/.
"И вот, в истории осуществилось невиданное и неслыханное; злое
меньшинство, захватив власть, поставило на колени добродушное большинство
народа, с тем, чтобы переделать его, сломать ему моральный хребет, окончательно
перемешать ему и его детям в душе понятия добра и зла, чести и бесчестия,
права и бесправия - и приучить его голодом
и страхом к безусловной покорности" /18:199/
"Впервые за всю свою историю мир увидел тоталитарное государство, и испытал, что значит лишиться всякой свободы; он увидел и понял, что такой строй восстает и против Бога и против всех законов созданной им природы; что он превращает человека не то в раба, не то в машину; что такой строй служит делу дьявола и что он поэтому обречен и гибелен!" /19:189/.
"Замысел Ленина и его банды был таков: деморализовать солдата, матроса, земледельца и рабочего, ободрить захватчика, попустить разбойнику ("грабь награбленное") - и затем задавить деморализованного, превратив его в голодного, запуганного и покорного раба; подорвать свободное терпение народа, превратить его в бунтующую чернь и тогда возложить на него вынужденное терпение, рабскую терпеливость без конца и меры. Этот замысел удался. И вместо России стало строиться новое, безбожное, безнравственное, тоталитарное, коммунистическое." "В замысле коммунистов неверно все: начиная от религиозного опустошения души и кончая варварской попыткой строить культуру на страхе и порабощении; начиная от попрания личного начала и личной творческой инициативы и кончая принудительным "мировоззрением"; начиная от пошлой цели и кончая порочными средствами" /21:233/.
Справедливо отрицая атеистический социализм большевиков, Ильин заодно отрицает и любую форму социализма, в том числе - и христианский социализм.
Ильин считает, что возрождение России "должно совершиться в вековечных традициях русского народа и русского государства. И притом - не в виде "реакции", а в формах творческой новизны. Это будет новый русский строй, новая государственная Россия" /22:155/. Но коммунизм в России тоталитарен, он полностью убил свободу. Поэтому строительство новой России он мыслит только после ликвидации коммунистического строя.
Русская Церковь.
Тотальный антикоммунизм привел Ильина к выводам, неприемлемым для православного сознания. Он уверен, что в Советах "все ложь", в том числе - и Церковь. Он вопрошает: "Зачем была выдвинута кощунственная декорация "патриаршей церкви"?" /17:213/. И это не оговорка, а принципиальная позиция: Церковь в России продалась большевикам. В заметке "О возрождении России" Ильин пишет: "Мы знаем, наконец, что в России есть и определенные герои духа, связанные так или иначе с тайной Церковью, неприемлющей "патриарха" Алексея с его молитвами о "вожде" Иосифе Виссарионовиче и об успехах его всемирного злодейства." "И напрасно кто-нибудь стал бы утверждать, что этот процесс (возрождения России - Н.С.) стал возможным и даже уже начался после предательского конкордата между большевиками и так называемой "патриаршей церковью". Этот конкордат мог только запереть те священные двери, которые ведут в глубину души к слезному покаянию и волевому очищению. Чудовищно предлагать русскому человеку доверие к чекистам и получекистам! Растленно думать и говорить о том, что таинство покаяния может совершаться перед антихристом". /18:201, 203/.
Вывод, как всегда у Ильина, безапелляционен:
"православие, подчинившееся Советам и ставшее орудием мирового антихристианского соблазна, есть не православие, а соблазнительная ересь антихристианства, облекшаяся в растерзанные ризы исторического проавославия" /38:368/.
Религиозно-философские причины этого крайне "карловацкого" отношения к нашей Церкви коренятся в умалении единственности Церкви, ее метафизического, сверхвременного характера. Политическое у Ильина заслоняет надмирное.
Ильин о частной собственности и социализме.
В основе всего социальной концепции Ильина лежит апология частной собственности.
"Говоря о частной собственности, я разумею господство частного лица над вещью - господство полное, исключительное и прочно обеспеченное правом... Это господство должно быть исключительным, т.е. собственник должен иметь право устранять всех других лиц от пользования вещью или от воздействия на нее...Частный собственник должен быть уверен в своем господстве над своими вещами, т.е. законности этого господства, в его признанности, почтенности и жизненной целесообразности; он должен быть спокоен за него, за его бесспорность и длительность" /13:278/.
По Ильину частная собственность вовсе не реальность, которую общество терпит по своему несовершенству, а светлое, положительное начало, отход от которого чреват самыми тяжелыми бедствиями. Почему же частная собственность необходима? Аргументация Ильина сводится к следующему.
1. Частная собственность отвечает природе человека, его инстинкту и индивидуальному способу бытия.
"Идея частной собственности отнюдь не выдумана произвольно лукавыми и жадными людьми, как наивно думали Руссо и Прудон. Напротив, она вложена в человека и подсказана ему самою природою, подобно тому как от природы человеку даны индивидуальное тело и индивидуальный инстинкт" /13:278/.
"Частная собственность коренится не в злой воле жадных людей, а в индивидуальном способе жизни, данном человеку от природы. Кто хочет "отменить" частную собственность, тот должен сначала "переплавить" естество человека и слить человеческие души в какое-то невиданное коллективно-чудовищное образование; и понятно, что такая безбожная и нелепая затея ему не удастся. Пока человек живет на земле в виде инстинктивного и духовного "индивидуума", он будет желать частной собственности и будет прав в этом" /13:283/.
2. Частная собственность позволяет человеку творчески самовыражаться в своих вещах:
"Хозяйствуя, человек не может не сживаться с вещью, вживаясь в нее и вводя ее в свою жизнь. Хозяин отдает своему участку, своему лесу, своей постройке, своей библиотеке не просто время и не только труд; он не только "поливает потом" свою землю и дорабатывается до утомления, до боли, до ран на теле; он творчески заботится о своем деле, вчувствуется в него воображением, изобретает, вдохновляется, напрягается волею, радуется и огорчается, болеет сердцем. При этом он не только определяет и направляет судьбу своих вещей, но и сам связывает с ними свою судьбу, вверяя им и свое настоящее и свое будущее (свое, своей жены, детей, потомства, рода). Все страсти человеческие вовлекаются в этот хозяйственный процесс - и благородные и дурные - от религиозно-художественных побуждений до честолюбия, тщеславия и скупости"/13:279/.
"Хозяйственный процесс есть творческий процесс; отдаваясь
ему, человек вкладывает свою личность в жизнь вещей и в их совершенствование. Вот почему хозяйственный труд имеет не просто телесно-мускульную природу и не только душевное измерение, но и духовный корень"... Человеку необходимо вкладывать свою жизнь в жизнь вещей: это неизбежно от природы и драгоценно в духовном отношении. Поэтому это есть естественное право человека, которое и должно ограждаться законами, правопорядком и государственной властью".
3. Апология частной собственности у Ильина тесно связана с резким отрицанием социализма. Для него частная собственность - гарант свободы и самостоятельности человека. Соответственно, социализм неизбежно приводит к тоталитаризму.
"И вот ныне, после испытаний коммунистической революции, мы можем с уверенностью сказать, что только тот способ владения и распоряжения вещами имеет будущее, который действительно поощряет человеческий инстинкт творчески вкладываться в вещи, изживаться в этом, самодеятельно и интенсивно, создавать свое будущее уверенно и без опасливых оглядок. Именно таков строй частной собственности. Напротив, те способы владения и распоряжения вещами, которые подавляют человеческий инстинкт, застращивают его, обессиливают и как бы кастрируют, - осуждены с самого начала и лишены будущего...Когда над какой-нибудь группой собственников или над целой страной повисает угроза принудительного или тем более безвозмездного отчуждения, то это пресекает и убивает "доверие" собственника к вещам и к людям и хозяйственно вредит всей стране. Социализм и коммунизм отвергают естественное право людей на хозяйственную самостоятельность и самодеятельность и соответственно их право частной собственности; этим люди фактически приравниваются к каторжникам или становятся в положение хозяйственных кастратов. Все это относится в особенности к частной собственности на "средства производства"; ибо человек инвестирует себя творчески - не в потребляемые вещи, а в вещи, служащие производству" /13:281/.
"Мы увидели социализм в жизни и поняли, что он осуществим только в форме всепроникающего и всепорабощающего тоталитарного режима."
"Социализм прежде всего угашает частную собственность и частную инициативу. Погасить частную собственность значит водворить монопольную собственность государства; погасить частную инициативу значит заменить ее монопольной инициативой единого чиновничьего центра... В этом - самая сущность социализма."
"Это ведет
неизбежно к монополии
государственного работодательства и создает полную и бесповоротную зависимость всех трудящихся от касты
партийных чиновников." /23:58-59/
Вывод однозначен.
"Социализм антисоциален потому, что он убивает свободу и творческую инициативу; уравнивает всех в нищете и зависимости, чтобы создать новую привилегированную касту партийных чиновников-угнетателей; проповедует классовую ненависть вместо братства; правит террором, создает рабство и выдает его за справедливый строй. Именно потому истинную социальность (свободу, справедливость и братство) надо искать в несоциалистическом строе. Это не будет "буржуазный строй", а строй правовой свободы и творческой социальности."
"Мы, русские христиане, по-прежнему будем искать в России социального строя. Однако на основах частной инициативы и частной собственности, требуя от частно-инициативного хозяйства, чтобы оно блюло русские национальные интересы и действительно вело к изобилию и щедрости, а от частных собственников - справедливого и братского хозяйствования." /22:60/.
"Итак, частная собственность является той формою обладания и труда, которая наиболее благоприятствует хозяйственно творящим силам человека. И заменить ее нельзя ничем: ни приказом и принуждением (коммунизм), ни противоестественной "добродетелью" (христианский социализм). В течение некоторого времени возможно принуждать человека вопреки его инстинкту, есть также отдельные люди, способные усвоить себе противоинстинктивную добродетель. Но противоестественное принуждение и противоестественная добродетель никогда не станут творческой формой массовой жизни" /13:281/.
Наконец, в статье /37/, написанной по-немецки в 1929г., Ильин публикует прямо-таки "прокламацию", обращенную к частному собственнику:
Выше голову, собственник! Хозяйственная форма твоей жизни реабилитирована и укреплена страшными страданиями русского народа. Опомнись, мужественно и деловито следуй принципу частной собственности и борись. Посмотри: в России не поняли, что частная собственность так же присуща человеку, как душа и тело, и что важнейшее в собственнике - его культура и руководящая им социальная (не социалистическая!) волевая идея. Посмотри: революция не упраздняет собственности, она только передает ее в раздробленном и уже потому полупарализованном состоянии в невежественные руки. Итак, опомнись..." /37:84/.
Многим
эти аргументы кажутся очень убедительными. Однако и невооруженным взглядом
видна их нехристианская, языческая природа.
Действительно, Ильин прав в том, что в условиях падшести человеческой природы социализм на практике приводит к тоталитаризму. Это показывает недавняя история России (что, кстати, нисколько не доказывает порочности социализма всегда и во всех случаях). Но и частная собственность в руках падшего человека приводит к вещизму, разврату, власти богатых. Какой строй породит антихриста? Тот, который сумеет завоевать весь мир. Сейчас, после победы "нового мирового порядка" над коммунизмом, ясно, что этим строем будет капитализм, основанный на господстве частной собственности. Кстати, о преодолении негативного в обществе с частной собственностью Ильин, кроме общих слов, вроде "ныне человечество будет искать новую социальную идею, новое социальное понимание собственности" /13, с. 285/ ничего сказать не может.
Относительно апостольской Иерусалимской общины Ильин имеет свой взгляд на вещи.
"Первые христиане попытались достигнуть "социальности" посредством своего рода добровольной складчины и жертвенно распределительной общности имущества; но они скоро убедились в том, что и некая элементарная форма непринудительной негосударственной имущественной общности - наталкиавется у людей на недостаток самоотречения, взаимного доверия, правдивости и честности. В Деяниях Апостольских (4,34-37; 5,1-11) эта неудача описывается с великим объективизмом и потрясающей простотой: участники складчины, расставаясь со своим имуществом и беднея, начали скрывать свое состояние и лгать, последовали тягостные объяснения с обличениями и даже со смертными исходами; жертва не удавалась, богатые беднели, а бедные не обеспечивались; и этот способ осуществления христианской "социальности" был оставлен как хозяйственно-несостоятельный, а религиозно-нравственный - неудавшийся. Ни идеализировать его, ни возрождать его в государственном масштабе нам не приходится" /24:61/.
Нет
необходимости указывать, что такое толкование не соответствует православной
традиции. Но в той же статье Ильин указывает и на очень важный момент.
"Общность имущества вообще есть дело претрудное и требующее легкой и свободной добровольности. Но именно добровольную общность не следует смешивать ни с социализмом, ни с коммунизмом (как делают анархисты-коммунисты)"
"Разъединенные телом и душой, духом и инстинктом самосохранения, - люди способны выносить общность имущества лишь постольку, поскольку им удается преодолеть это разъединение любовью, дружбой, совестью, щедростью, личным благоволением, духом, внутренней дисциплиной и, главное, добровольным согласием. При всяких иных условиях общность имущества будет вести только к разочарованию, вражде, насилию, воровству и хозяйственным неуспехам" /24:62/.
Здесь верно то, что общность имущества становится благодатной только в случае добровольности и любви, в обществе высокой нравственности, иначе говоря - на путях церковных. Отсюда, казалось бы, должен следовать вывод, что в идеале цель Церкви - воцерковление всего мира, в рамках которого социализм и христианство сливаются в одно целое. Для Ильина все наоборот: социализм - всегда зло, а общность имущества можно лишь "выносить", но не стремиться к ней.
Недостатки мировоззрения Ильина.
Ильин всегда считал себя православным христианином. Столь противоречащие христианству социальные идеи говорят о больших недостатках философского и религиозного мировоззрения философа. Кроме того, многие указывали на его удивительную самонадеянность. Так, практически нет ссылок на других мыслителей – только на свои произведения. Отметим некоторые сомнительные моменты.
Личный религиозный опыт вместо церковного учения. По сути дела его религия – личное откровение:
"Основанием всякой религиозной веры является личный религиозный опыт человека, а источником - пережитое в этом опыте Откровение" /8:38/. Заметим, - не Писание, не Евангелие, а личное откровение. Вот еще: "веровать не в то, что ему лишь "преподано и указано", но в то, что он действительно узрел и созерцает сердцем вживе и въяве" /8:135/.
Индивидуализм. Он выражен не только в типе религиозности. но и в его антропологии. "Человечество представляет из себя множество душевных (в сущности душевно-духовных) существ, из которых каждое укрыто таинственным образом за одной, для него центральной и единственной, именно только ему служащей вещью, именуемой "его телом".... Наши души разъединены вещественной пропастью и связываются взаимным наблюдением и истолкованием телесных проявлений" /8:42/. Ильин эту мысль настойчиво повторяет при каждом удобном случае. Никакой общей природы у людей нет: "Народ может иметь общую культуру (в смысле произведений); он может иметь однородное строение культурно-творящего акта; но он не имеет единой, общей всем душевной субстанции" /8:44/. Правда в этом случае остается непонятным, какую такую человеческую природу исцелил Христос в Своем крестном подвиге. Но опять-таки слово "Спаситель" Ильиным почти не используется. Христос для Ильина - Истина, Совершенство, Радость, но не Спаситель.
Последнее характерно для всего мировоззрения Ильина. Видимо, для него идея спасения не была столь важна по той простой причине, что сам он насущную необходимость спасения не видит. По сути дела это чисто католическая полу-пеллагианская точка зрения, согласно которой искажена воля человека, все же остальное не подверглось серьезному искажению. Такой взгляд противоположен православному воззрению о падшести всей человеческой природы, включая не только волю, но и сердце, ум, тело и пр.
Упование на инстинкт. Мысль о разъединении людей сочетается у него с верховенством инстинкта, управляющего всей жизнью:
"От Бога и от природы человеку дано жить на земле в виде душевно замкнутой ("чужая душа потемки") и телесно самостоятельной особи. Такая особь всегда и всюду, во все времена и у всех народов, была и будет живым самостоятельным организмом, инстинктивно строящим себя и свою жизнь. Этот инстинкт таинственно и бессознательно зиждет человека: его двигательное равновесие, его трудовую силу, его размножение и все его жизненные отправления и умения" /8:34/.
Кстати, и частная собственность у него сводится к инстинкту.
«Естественное право» Ильина.
Ильин естественное право понимает как право каждого человека на самостоятельное, свободное существование: "Ценность, лежащая в основании естественного права есть достойная, внутренне-самостоятельная и внешне-свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих человечество... Единичное человеческое существо есть единственная возможность одухотворенной жизни; вести такую жизнь, создавая ее самостоятельно и свободно, есть основное и безусловное право каждого. Его можно назвать естественным правом, потому что оно выражает существенную природу духовной жизни человека" /12:283/. Здесь снова ясно виден тот индивидуализм Ильина, о котором шла речь выше. По Ильину цель права, законов - оградить личность от посягательства со стороны других личностей. Иначе говоря, его идеал в точности совпадает с западной концепцией "прав человека".
Характерно, что Ильин отнюдь не связывает право с нравственностью. Впрочем, само слово "нравственность" он практически не употребляет, видя в нем привкус чего-то коллективного и принуждающего; говоря о нравственной сфере он пользуется словом "совесть" (например, /13/, глава "О совести"), поскольку этот термин имеет ярко индивидуальную окраску и есть, как пишет Ильин, "основной акт внутреннего самоосвобождения" /13:181/. Таким образом, по Ильину, никакой общественной нравственности не должно быть - все это внешние, "гетерономные" запреты, только связывающие человека. Только совесть, как некий голос, данный индивиду "от природы", в котором нет ничего нормативного, и есть подлинный источник нравственного. Для регулирования же общественной жизни нужно совсем другое начало - право, суть которого, как мы видели, состоит в ограждении индивида.
Литература
1. "Наши задачи" Ивана Ильина и ... наши задачи. Материалы конференции. Москва, ТОО РАРОГ, 1995.
2. И.А.Ильин. О русском национализме. Сб. Иван Ильин. "О грядущей России". Избранные статьи из книги "Наши задачи". Под. ред.
Н.П. Полторацкого. Москва, Военное издательство, 1993.
3. И.А.Ильин. Надо готовить грядущую Россию. Сб."О грядущей России".
4. И.А.Ильин. О грядущей диктатуре. Сб."О грядущей России".
5. И.А.Ильин. О формальной демократии. Сб."О грядущей России".
6. И.А.Ильин. О расчленителях России. Сб."О грядущей России".
7. И.А.Ильин. О православии и католичестве. Сб."О грядущей России".
8. И.А.Ильин. Аксиомы религиозного опыта. ТОО "РАРОГЪ", 1993.
9. А.С.Хомяков. Церковь одна. Сочинения в двух томах, том 2. Москва, 1994.
10. И.А.Ильин. О воспитании грядущей России. Сб."О грядущей России".
11. И.А.Ильин. О свободе. И.А.Ильин "Родина и мы". Составитель
Ю.Т. Лисица. Смоленск, "Посох", 1995.
12. И.А.Ильин. О сущности правосознания. Сб. "Родина и мы".
13. И.А.Ильин. Путь духовного обновления. Сб. "Путь к очевидности". - М.: Республика, 1993.
14. Е.Н.Трубецкой. Энциклопедия права. Chalidze Publication, New York 1982.
15. Социальная философия Ивана Ильина. Материалы Российской конференции, 9-10 апреля 1993г. Часть 1. Н.П. Полторацкий "Иван Александрович Ильин". К столетию со дня рождения, 1883-1983. С-Пб,
1993.
16. И.А.Ильин. Корень зла. Сб. "Родина и мы".
17. И.А.Ильин. Право на правду. Сб."О грядущей России".
18. И.А.Ильин. О возрождении России. Сб."О грядущей России".
19. И.А.Ильин. России необходима свобода. Сб."О грядущей России".
20. И.А.Ильин. Русская революция была катастрофой. Сб."О грядущей России".
21. И.А.Ильин. Когда же возродится великая русская поэзия. Сб."О грядущей России".
22. И.А.Ильин. Очертания будущей России. Сб."О грядущей России".
Дополнительные авторские материалы:
Сомин Н.В. Достоинства и недостатки
миросозерцания И.А.Ильина
. Николай
Сомин. Послесловие к публикации