«ПРАВОСЛАВНОЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» И ПУТЬ РОССИИ
Сергей Карелин
В последнее время в нашем обществе по понятным
причинам стала популярной тема «православного предпринимательства». Она активно
обсуждается в церковных и околоцерковных кругах, на патриотических форумах и
т.д. /1/ Поэтому попытаемся немного вникнуть в это явление и ответить на
вопрос: способно ли оно стать основой экономики будущей России?
Мы не будем разбирать некоторые аргументы
идеологов предпринимательства, призванные очаровать православного человека (в
основном, это апелляция к благородным традициям русского купечества), а
попробуем сразу посмотреть в корень, т.е. понять, как будут складываться, по
мысли этих идеологов, отношения между работодателем и его работниками.
Сторонники
православного предпринимательства как особого, «третьего» пути России
(отличного как от социализма, так и от варварского капитализма) указывают на
то, что труд предпринимателя гораздо более сложен, чем труд простого работника,
и сопряжён к тому же с финансовыми рисками, которые несёт на себе исключительно
сам предприниматель. Поэтому-де предприниматель вправе получать за свой труд
существенно бОльшие деньги, чем его работник. Тем более, если первоначальный
капитал предпринимателя не был сколочен за счёт ограбления других, а был нажит
упорным трудом. Да, вроде бы верно. Мы согласны, что тут ситуация принципиально
иная, чем в случае с классическим капитализмом, который сформировался за счёт
грабежа колоний. Но всё же необходимо высказать два соображения:
1) Момент
духовно-нравственный
Одно дело – получать больше в 2-3 раза, и совсем
другое – в десятки, сотни и даже ТЫСЯЧИ раз больше. Известно, например, что директор
«Газпрома» получает примерно 5 миллионов рублей в день, тогда как рядовые
инженеры его компании – порядка 2,5 тысяч рублей в день. Неужели «трудность» их
труда меньше в две тысячи раз?
В том-то и дело, что в подлинно гуманистическом,
христианском обществе «трудность» труда должна измеряться прежде всего
критериями гуманитарными. Грубо говоря, сколько здоровья человек теряет на этой
работе? Судя по тому, что директор «Газпрома» Алексей Миллер живёт и
здравствует точно так же, как рядовой работник, а привилегиями пользуется,
несомненно, бОльшими (личный самолёт, обслуга, возможность отдыха в элитных
курортах и т.д.), здоровья он теряет не больше. Так почему же он должен
получать такие несоизмеримо бОльшие суммы? Как-то это не по-христиански,
согласитесь.
Другое
дело, что мы не должны испытывать к нашим работодателям чувства ненависти.
Напротив, они должны пользоваться заслуженным уважением, ибо они действительно
немало потрудились для того, чтобы у нас была работа, да ещё и стабильная. Вот
тогда всё встанет на свои места. Предприниматель в подлинно христианском
обществе – это «слуга царю, отец солдатам». Тут уместно вспомнить и то, что «существующие
власти от Бога установлены» (Рим. 13.1). Мы должны слушаться и уважать
того, кто над нами поставлен. Но одно дело – ВЛАСТЬ, и совсем другое дело –
ДЕНЬГИ. Как ни крути, плоть у нас у всех одна, и требует она одинаковых
материальных затрат. Помните знаменитую фразу Левченко из кинофильма «Место
встречи изменить нельзя»? – За что уважали солдаты своего ротного командира
Шарапова? За то, что он «свой офицерский доппаёк под койкой втихаря не жрал».
Вы скажете: это было на войне, в экстремальных условиях. Но ведь у нас всё
время идёт духовная война, всегда условия экстремальные! И такими они будут до
скончания века, до тех пор, пока грех не будет побеждён. Потому и называют
Церковь земную «воинствующей». Христианское отношение к своему ближнему
подсказывает нам, что мы должны щедро делиться с ним своими материальными
излишками. На эту тему существует такое множество святоотеческих поучений , что
если бы мы решились привести их все, то эта небольшая статья превратилась бы в
многотомную монографию. Многие из этих поучений уже приведены в трудах автора
нашего сайта Н. В. Сомина. Приведём для краткости лишь одно высказывание Свт.
Василия Великого:
«Кто
любит ближнего как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед
ближним… Поэтому чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви.» /2/
Что
скажут на это защитники предпринимательства? Грешно покушаться на чужое добро?
Да мы и не покушаемся, и не думали. Мы просто ждём, когда в умах и сердцах
людей прорастут, наконец, божественные ростки простых евангельских истин.
Например, такой: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними…» (Мф. 7.12 )
История
учит нас, что чем больше имущественное расслоение народа, чем больше
поляризация бедности и богатства, тем сильнее напряжённость общества, чреватого
социальным взрывом. Так стоит ли доводить до этого? Хотя бы из соображений
прагматических? И не следует ли признать, что бизнесом руководит вовсе не
разум, а страсти, чисто иррациональное желание обогащаться, - именно то
желание, которое многократно осуждается и бичуется Словом Божиим? «Не можете
служить Богу и маммоне» (Лк. 16.13 )… «Корень всех зол есть сребролюбие» ( 1
Тим. 6.10 )… Удивительно, как наша христианская совесть ухитряется две
тысячи лет обходить эти простые истины! Бизнесмены должны понять, что «делать
деньги» не имеет никакого смысла для человека, думающего о вечности и
стремящегося жить с Богом. «Жизнь человека не зависит от изобилия его
имения» - говорит Господь (Лк.12.15). Тот, кто выбирает
деньги, а не Бога, вынужден рано или поздно отказаться от всего остального:
любви и дружбы, благоговения перед красотой природы, интереса к своей работе,
патриотизма, т.е. от всего духовного, возвышающего душу. Именно это и
происходит с воротилами мирового капитала. Вот как писали об этом ещё Маркс и
Энгельс в своём «Манифесте Коммунистической партии»:
«Буржуазия,
повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные,
идиллические отношения… и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме
голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического
расчёта потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского
энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство
человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и
благоприобретённых свобод одну бессовестную свободу торговли… Буржуазия лишила
священного ореола все роды деятельности, которые до сих пор считались почётными
и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника,
поэта, человека науки она превратила в своих платных наёмных работников.» /3/
Мы повзрослели и уже давно смирились с тем, что
нет ни рыцарского энтузиазма, ни мещанской сентиментальности, ни священного
ореола вокруг многих профессий, что вся наша система взаимоотношений (включая
семейные) превратилась в отношения денежные. И пусть бы так! Христианину не
пристало питаться романтическими иллюзиями. Но вот одного мы точно простить не
можем и не имеем права, если мы христиане: когда человек ради выгоды предаёт
высшие ценности, моральные принципы. Когда происходит торговля детьми,
наркоторговля, распространение порнографии, когда из проданного кем-то оружия
начинают убивать своих, когда похищают людей, чтобы продать на органы, и т. д.
Защитники предпринимательства с негодованием возразят, что у православных уж
точно этого не будет. Да, мы верим. Но ведь к моральным принципам относятся и
другие, менее очевидные, но не менее жгучие: нельзя обижать, обделять ближнего
своего. Святые отцы (и в первую очередь Иоанн Златоуст) в этих вопросах были
категоричны, именно потому, что ясно видели, в чём действительно корень всех
зол. Кто даст гарантию, что воронка «православной» предприимчивости не засосёт
своих верных рыцарей в пучину самого необузданного греха? Что они не перестанут
считаться с заповедями Божиими?..
У современных капиталистов только два пути: либо
покаяться и вернуться к благословлённому Богом труду, к радости общения с
ближним, ко всему конкретному, живому, духовному, либо усугубить разрыв с
Богом, построив такое общество, где всем будет управлять жёсткая диктатура
денег, неизбежно связанная с грехом и грех оправдывающая. Всякое инакомыслие,
всякое проявление высших, истинно человеческих чувств, жертвенности, любви, -
всё это будет в таком обществе подавляться. Из Священного Писания известно, что
такое общество рано или поздно возглавит антихрист – человек, «противящийся
и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» (2 Фес. 2.4).
Писание также именует его «человеком греха, сыном погибели» (2 Фес. 2.3).
Исходя из этого, становится ясным, что каким бы
«православным» ни казалось нам предпринимательство, какой бы благочестивой
риторикой оно ни прикрывалось, если оно не будет следовать евангельским
заповедям, оно неизбежно скатится к самому дикому и бесчеловечному капитализму,
путь которого – в погибель. «Православное предпринимательство» - это по сути
такая же утопия, как и атеистический коммунизм. Атеистический коммунизм пытался
найти гармонию, отрицая Бога, «православное предпринимательство» пытается найти
гармонию, отрицая социальный аспект Евангельской проповеди. Обе эти попытки
обречены на провал.
Мы реально подошли уже к такому времени, когда
не приходится строить никаких планов, светлые перспективы закрылись для нас.
Строить планы свойственно молодости, а человечество состарилось. И как в
старости человек остаётся один на один с Богом и со своими болезнями, так и
состарившееся человечество осталось один на один с Богом и со своими болезнями.
Мир стал тесен, и физически (от перенаселения), и духовно (от множества
тупиков, в которые загнало себя человечество). Роду человеческому некуда дальше
идти, ни географически, ни идейно. Всю жизнь уходя друг от друга, пытаясь
проложить «свой путь», мы в конце концов друг к другу и пришли. Сейчас, более
чем когда-либо в истории, человечество осознаёт себя единым и беспомощным перед
лицом апокалиптических, экологических и военных угроз. Самое время смириться и
увидеть тот единственный путь, который, если и не вылечит человечество от всех
его болезней, то хотя бы даст ему покой, ибо сознание правды, правоты нашего
делания придаёт нам силы. Когда мы с Богом, нам ничего не страшно. Но тот
очевидный факт, что западный мир вовсе не собирается каяться и пересматривать
глобальную стратегию своей жизни, но напротив, будет всё дальше идти по пути
оправдания греха, говорит о том, что будущее мира явится как противостояние
двух антиподных друг другу обществ: царства антихриста и Царства святых. Каждый
из нас должен сделать свой выбор: быть с Богом или с врагом Его, возлюбить
жизнь в правде или ради своего мнимого благополучия выбрать богомерзкую власть
антихриста, утверждающую и оправдывающую грех.
«Православное предпринимательство» - это
очередная иллюзия, уводящая нас от реальности последних времён. И очень
прискорбно, что эту иллюзию поддерживает и подпитывает Церковь. Не хочется
думать дурно, но напрашивается вывод: духовенство видит в «православном
предпринимательстве» материальную опору своего собственного благополучия. Спору
нет, Церковь должна иметь необходимую мощь, но когда это чересчур, когда это в
ущерб заповедям о нестяжании, то эта «мощь» становится опасной для нашего
спасения. Притчей во языцех стали уже золотые часы и яхта Патриарха, кафе и
ресторанчики в цокольных этажах храмов, роскошные резиденции, заграничные виллы
некоторых епископов, обласканные владыками молодые и «перспективные»
священники, разъезжающие на дорогих машинах… Да и само по себе убранство храмов
могло бы быть и поскромнее. Вспомним, что сказано Ангелу Филадельфийский Церкви
Апокалипсиса, одной из двух Азийских церквей, в которых Господь не усмотрел
никакого порока: «Ты НЕМНОГО имеешь силы » (Откр. 3.8). И
вспомним, что сказано Ангелу другой Церкви – Лаодикийской: «Ты говоришь: я
богат, разбогател и ни в чём не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и
жалок, и нищ и слеп и наг» (Откр.3.17). Как бы нашей бесконечно любимой
Русской Православной Церкви не превратиться в церковь Лаодикийскую!
Если
возможно такое предпринимательство, при котором работодатель будет щедр к своим
работникам и умерен в личных запросах, то такое предпринимательство
действительно может стать основой экономики будущей России. Но как показывает
горький опыт прошлого (и особенно конца ХХ века), искушение деньгами настолько
велико, что его не выдерживает практически никто. И об этом нас предупреждали
ещё в первые века Христианской эры святые отцы. Русский народ, с его глубокой
набожностью, обострённым чувством справедливости и совестливостью, всегда
ощущал греховность сребролюбия. Именно поэтому все лучшие достижения
капиталистической экономики России были вызваны вовсе не буржуазным духом
стяжания, а чисто идеальными внутренними устремлениями (патриотизм,
благотворительность обществу). Таков был мощный прорыв «русского экономического
чуда» конца ХIX – начала ХХ вв. На эту тему, как и на практически любую другую,
среди историков идут споры, но вцелом очевидно, что значительный экономический
и демографический рост в России того времени был. Вот некоторые цифры,
приведённые сайтом ratmirkarenen со ссылкой на труды эмигрантских историков
С.С.Ольденбурга и Б.Л.Бразоль:
1. Рост
промышленного производства составлял 8 % в 1889-99 гг. и 6,25 % в 1900-1913 гг.
Российская Империя занимала 1-е место в мире по темпам роста экономики и
концентрации производства. По уровню промышленного производства Россия
находилась на 4-м месте в мире. По объёму ВВП Россия была на 2-м месте в мире
(после США).
2.
Национальный доход страны вырос с 1894 по 1914 г. в 3 раза – с 8 млрд. до 22-24
млрд. рублей.
3. Происходил
значительный рост доходов населения. Так, национальный доход на душу населения
с 1894 по 1913 г. вырос в 2 раза, и по этому показателю Россия вышла на 5-е
место в мире.
4.
Российская Империя проводила политику бездефицитного бюджета, при этом не
повышая налоги, что явилось одной из причин быстрого развития экономики.
5. По
объёму внешней торговли Россия занимала 5-е место в Европе и 6-е в мире. С 1900
по 1913 г. экспорт русских товаров вырос в 2 раза, и превысил импорт.
Далее автор приводит данные о бурном
строительстве железных дорог, росте добычи каменного угля, нефти, выплавки чугуна
и стали, росте машиностроения, текстильной промышленности, сельского хозяйства,
об электрификации страны, о развитии здравоохранения и успешной борьбе с
неграмотностью. Демографический рост в России, по данным автора, составлял в
период с 1894 по 1917 г. порядка 2,4 млн человек в год. /4/
Но, как видим, даже столь высокие достижения в
сочетании с православной верой не явились для русского человека приоритетными
по сравнению с всегдашней жаждой правды, которая и привела к принятию
коммунистической идеологии. Было бы наивным объяснять всё это так, как
объясняют некоторые православные историки: Россия стала жертвой заговора,
Октябрьского переворота, в ходе которого к власти пришли антинародные силы,
навязавшие всему народу чуждую ему идеологию. Если бы это было так, то власть
большевиков не устояла бы в Гражданской войне (тем более, что белогвардейцев
поддерживали западные державы). Нет, дело тут гораздо серьёзнее и глубже. Можно
сказать, что правда социальная в конце концов возобладала над правдой национальной.
И этому, кстати, есть вполне закономерное объяснение, лежащее в самой природе
вещей. Дело в том, что национальное всегда вторично по отношению к социальному,
по той же причине, по которой любовь к Богу должна быть приоритетна по
отношению к любви родственной. Мы все – прежде всего братья и сёстры во Христе,
и это родство выше и глубже родства кровного (во Христе «нет ни эллина, ни иудея»
- Кол. 3.11) . Отсюда следует, что никакой национальный дом
не должен быть построен на угнетении одних другими. Любовь к царскому престолу,
к своему государству не должна доминировать над любовью к народу и заповедям
Божиим.
Трагическая коллизия Русской истории, когда
невозможным оказался мирный переход к более справедливому общественному строю,
когда Россией овладели безбожники, должна быть преодолена уже в наше время
взаимным прощением христиан и коммунистов, полным примирением на основании
непоколебимого фундамента Евангелия. Коммунисты должны вернуться к вере отцов,
христиане – понять социальную правду коммунизма.
На смену атеистическому коммунизму советского
времени должен, очевидно, прийти коммунизм христианский. В его основе будет
лежать:
· православная
вера
· приоритет
общественного над личным, патриотизм
· уважение
к личности, возможности для её творческой самореализации
· преобладание
общественной собственности на средства производства, плановая экономика
· прославление
высоких идеалов жертвенности, взаимопомощи, разумного воздержания
· любовь
к Земле и ко всему живому.
Первый пункт этого списка – православная вера –
естественно, должен подразумевать и моральную цензуру над средствами массовой
информации, литературой и искусством, кино, телевидением, интернетом. Раз и
навсегда должны быть запрещены порнография, реклама алкоголя, пропаганда
половых извращений, операции по смене пола. Должны быть запрещены аборты, это
узаконенное детоубийство. Вместо поп-культуры и рок-музыки необходимо дать
простор бесценному сокровищу русских хоровых культур, возродить знаменное
церковное пение.
Такова, вкратце, программа-минимум. Программа-максимум
включает в себя уже полную перестройку общества на началах христианского
коммунизма. В силу глубокого воцерковления народа богатые люди должны понять,
что богатство необходимо раздать бедным. Щедрая милостыня приведёт к
умиротворению общества, и как следствие – к небывалому моральному подъёму,
который, в свою очередь, вызовет подъём экономический. Вокруг малых
производственных мощностей начнут образовываться общины, а государство вцелом
будет представлять из себя единый народно-хозяйственный механизм с чёткой
системой планирования. Экономика должна быть ориентирована не на удовлетворение
бесконечно растущих, а потому во многом извращённых потребностей, а на
потребности истинные. Это не значит, что перечень потребностей должен быть
сведён к примитивному минимуму, это значит лишь то, что эти потребности должны
соответствовать православному миропониманию, вечным морально-нравственным
принципам. Очень важно, чтобы экономика не погружалась в застой, поэтому
необходимы производственные советы на всех уровнях. Руководители всех советов
должны быть людьми верующими. При этом до минимума должен быть сокращён
бюрократический аппарат, и в этом поможет разумная цифровизация управления. Но
никакие личные данные граждан не должны утекать за рубеж. Необходимо
пользоваться отечественными компьютерными сервисами, для этого надо их всемерно
развивать. Так же как и отечественное производство. На примере украинского
кризиса и всеобщей экономической блокады России со стороны западного мира
очевидно, что без всемерного развития собственного производства Россия просто
не выживет. Необходимо осваивать пустующие земли, средства на это могут быть
освобождены за счёт пожертвований богатых ныне людей, а также за счёт отказа от
финансирования ненужных видов спорта, шоу-бизнеса, безумных экспериментов
науки, абортов и др. Борьба с грехом сребролюбия, поразившим и разъедающим ныне
все сферы жизни, и особенно систему власти, подскажет свои решения по
перестройке этой системы. И много ещё чего удивительного должно произойти! Не хочу
и не смею выступать в роли пророка, но логика движения к Богу подсказывает
примерно такие изменения в нашей жизни. Но поскольку такая перестройка общества
равносильна чуду, об этом необходимо молиться. Укреплением в наших молитвах
пусть служит апокалиптическое пророчество о Царстве святых на земле (Откр.13.7)
, социальной базой которого будет, по-видимому, христианский коммунизм, а также
библейские видения пророку Даниилу о преображении одного из великих секулярных
государств последнего времени в государство подлинно христианское («Львица»
пророка Даниила – Дан.7). Оба указанные пророчества детально разобраны в работе
замечательного религиозного мыслителя ХХ века Ф. В. Карелина «Царство святых,
или два типа христианской государственности»
/5/
Пока ещё далеко не все понимают, что Россия
загнана в тупик, и перед нею стоит жёсткий выбор: либо либерально-прозападная
модель развития, которая неизбежно закончится не только духовно-нравственной
деградацией (что мы и видим ныне), но и жалкой политической и экономической
зависимостью от Запада вплоть до территориального её расчленения, либо
автономизация России, её консолидация на основе христианско-патриотических,
социалистических идей. Россия уже более 30 лет живёт без идеологии, без
внутреннего стержня, определяющего вектор её развития. Не пора ли это жалкое и
бессмысленное существование превратить в наполненную смыслом жизнь?
На новом витке исторического развития правда
социальная и правда национальная объединятся. Россия всегда сознавала себя как
целостная и самодостаточная цивилизация, в корне отличная от цивилизации
западной. Русский народ был и остаётся народом-богоносцем, сохранившим своё
призвание (служение всемирному собиранию в Боге, явление христианской правды о
земле) даже в трагических перипетиях ХХ века. И у такого народа должен быть
вождь – православный царь, помазанник Божий, осуществляющих свою власть в
сочетании с властью народных представителей. Ясно, что царь при православном
социализме будет гарантом соблюдения законов, защиты родной земли и использования
всех её ресурсов в интересах народа. Вот
таким парадоксальным, на первый взгляд, сочетанием Христианства, социализма и
монархии, видится нам будущая Россия. Впрочем, если пристально вглядеться в это
сочетание, то мы увидим, что ничего странного в нём нет. Напротив, все три
элемента этой триады есть не что иное как отражение свойств Пресвятой Троицы.
Монархия Отца и Собор равночестных Ипостасей (монархия и соборность); единая
Божественная Энергия, совместное творение мира и промышление о нём («социализм»)
; и наконец – сама Христианская религия, религия Троицы и Богочеловека, религия
любви, объемлющей собою всё сущее (Христианство). «Взгляните на «Троицу» Андрея
Рублёва, и вам сразу станет ясно, каким должен быть мир по замыслу Божию», -
писал Ф. В. Карелин.
Критики социалистических идей справедливо
замечают, что исторический социализм мало значения придавал личности, был явный
перекос в сторону общественного, поэтому общество получалось тоталитарным. Это
проекция в социальную жизнь одного из искажений Образа Пресвятой Троицы – ереси
модализма, объявляющей Ипостаси
не более чем модусами Единой Сущности. Противоположная ересь – трифеизм –
объявляет Ипостаси самостоятельными божествами, не имеющими общей Сущности..
Православие же исповедует Троицу именно как Собор равночестных и вечных
Ипостасей, имеющих единую Сущность, но различные ипостасные свойства,
пребывающих нераздельно, но и неслитно, т.е. каждая Ипостась имеет Своё
самостоятельное бытие и Свою волю. Поэтому тоталитарный перекос в социалистическом
мировоззрении должен быть навсегда преодолён. Каждая личность в
социалистическом обществе должна занять своё достойное место, иметь возможность
раскрыть свои таланты на общее благо.
Говоря о грядущем Царстве святых, мы, конечно,
не имеем в виду, что все жители этого Царства будут святыми в собственном
смысле этого слова. Обращаясь к епископам древних Церквей, Апостол Павел
называет «святыми» просто верных чад данной церковной общины, т. е. тех, кто
регулярно посещает богослужения и причащается. Видимо, такой же смысл в слово
«святые» вкладывает и Иоанн Богослов в упомянутом месте «Откровения». В то же
время словосочетание «Царство святых», или «Святая Русь» в представлении наших
православных предков имело значение земли, которая во всём управляется святыми.
Таким образом, нам изначально задаётся самая высокая планка нашего духовного
развития – стяжание святости.
Будет ли место в Царстве святых «православному
предпринимательству»? По-видимому, лишь в ту меру, в которую оно не будет
отступать от евангельских заповедей о нестяжании и любви к ближнему.
2)
Момент прагматический
Чем хороша социалистическая экономика – так это
тем, что в ней пресловутых «рисков» гораздо меньше. Риски порождаются в
основном стихией рыночной экономики, где каждый – сам за себя, а плановая
социалистическая экономика имеет дело с единым народным хозяйством, которое
легко контролировать. Что лучше – сходить с ума в ежедневной борьбе с бушующим
океаном рыночной стихии, или спокойно хозяйствовать, будучи уверенным в своей стране,
своих людях и завтрашнем дне?
Много лет работая в православных строительных
бригадах и небольших фирмах, я не понаслышке знаю, что православному человеку
очень трудно заработать даже на кусок хлеба, не то что добиться каких-то
существенных успехов в бизнесе. Успехи на уровне рабочего достигаются в
основном лишь двумя путями – либо трудовым героизмом (который сказывается потом
на здоровье человека), либо снижением качества работы, что сказывается на
имидже всей фирмы, и соответственно на зарплате того же рабочего. А успехи на
уровне руководителя могут быть достигнуты только его нечестностью, участием в
сомнительных сделках, взятками и т. п. Но поскольку такая практика для
верующего человека неприемлема, православные руководители как правило не
достигают никаких высот в бизнесе. Отсюда очевидно, что нам больше подходят не
капиталистические методы хозяйствования, а именно социалистические, при которых
успех достигается за счёт экономии затрат и грамотного планирования. Таким
образом, и совесть наша спокойна, и кусок хлеба есть. Ещё два слова следует
сказать о наших потребностях и ассортименте товаров. Многие православные люди
искренне убеждены, что необходимо бесконечно развивать технологии, производить
всё более и более качественные товары, потому что потребности человека растут и
становятся всё более изощрёнными. На бытовом уровне даже распространена
унижающая человеческое достоинство поговорка: «Человек – это такая скотина, что
сколько ему ни дай, всё будет мало». Не знаю как современный человек, а наши предки
(и далеко не только канонизированные святые) умели жить скромно, довольствуясь
небольшими потребностями. Никто не говорит о том, что товары должны быть скудными
или низкого качества, но их ассортимент вполне может быть ограничен
каким-то разумным спектром потребностей человека. А что касается рекламы,
в которую капитализм вкладывает бешеные деньги, то её при социализме может и не
быть вовсе. Реклама – это всегда в значительной степени враньё. Подлинное качество товаров определяется
объективными научными разработками, опытом и традициями народа.
Таким образом, экономика христианского
социализма не нуждается ни в рекламе, ни в безумных экспериментах науки
(например, опытах по клонированию, чипированию людей и многих других), ни в
индустрии роскоши, ни в шоу-бизнесе; исключает финансирование абортов,
«фетальной медицины» и т. п. Это уже позволит сэкономить колоссальные средства,
которые могут быть направлены на действительно необходимые цели.
Многих православных людей коробит от
экономического и идейного диктата власти, от пресловутой «уравниловки»,
урезания личной инициативы и т. п. Совершенно очевидно, что все эти протесты
происходят от беспредельного эгоизма и гордыни. Спору нет, некоторая свобода
должна быть. Но никогда не надо забывать, что свобода одного человека
заканчивается там, где начинается свобода другого. И потому истинная свобода –
не в противопоставлении себя всем, а напротив - в принятии другого человека.
Между понятиями «свобода» и «любовь» можно поставить знак равенства. Если
кто-то в этом сомневается, то пусть перечитает Евангелие от Иоанна, которое
почти всё посвящено раскрытию этих понятий. Социализм обзывают «крысятником» и
другими подобными словами. Но ведь если задуматься, то крысятник населяют не
ангелоподобные существа, а именно крысы. Таким образом, признавая негативные
свойства своей натуры, мы в то же время почему-то не пытаемся от них
избавиться, а пытаемся зарыть голову в песок, забыться в обманчивой идее
«православного предпринимательства». Тогда как религиозное сознание должно
работать наоборот: мы должны стремиться именно туда, где скорее обнаружатся
наши недостатки, с тем, чтобы они скорее исправились. Конечно, тут нужна
мудрость, и никогда не надо перегибать палку. Кому-то действительно лучше жить
и хозяйствовать отдельно, но в то же время такой человек должен чётко понимать,
что эксплуатировать других людей – грех. Отделился – уж будь любезен делать всё
сам, а если нанял работника, то плати ему столько же, сколько берёшь себе, не
пытайся за счёт его трудов сколотить себе состояние.
Каждый практикующий христианин знает, что
исповедь и Причастие – это маленький подвиг. Но чем чаще ты прибегаешь к этим
Таинствам, тем больше хочется не грешить вообще, всегда быть с Богом. Так же
обстоит дело и с совершенствованием общественным. Чем дальше идёшь по пути
добра и правды, по пути жертвенного служения другому, тем меньше тянет назад, в
болото эгоизма, сребролюбия и разврата. Но как устоять, если ты идёшь против
ветра, если власть глуха к твоим идеям и чаяниям? Поэтому перестройка общества
во многом должна начинаться с перестройки самой власти, точнее – с изменения её
отношения к народу. Власть должна отказаться от привычного помыкания своим
народом, от своих привилегий.
«Вы знаете, что почитающиеся князьями народов
господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет
так: А КТО ХОЧЕТ БЫТЬ БОЛЬШИМ МЕЖДУ ВАМИ, ДА БУДЕТ ВАМ СЛУГОЮ, И КТО ХОЧЕТ БЫТЬ
ПЕРВЫМ МЕЖДУ ВАМИ, ДА БУДЕТ ВСЕМ РАБОМ». (Мк. 10.43-44)
В подлинно христианском обществе власть и народ
едины.
Примечания
1. Довольно пространная апология этого
явления содержится, например, в книге С. Шарапова и М. Улыбышевой «Бедность и
богатство. Православная этика предпринимательства» (« Ковчег», 2011 г.)
2. Свт. Василий Великий Творения. Часть 4.
Беседы. Беседа 7 «К обогащающимся».
3. К. Маркс, Ф. Энгельс «Манифест
Коммунистической партии», раздел I «Буржуа и пролетарии» - Издательство
политической литературы, М., 1974.
4. «Русское экономическое чудо 1861-1913
гг.» ratmirkarenen. livejournal.ru. 16 ноября 2013 г.
5. «Царство святых, или два типа
христианской государственности» - http: //chri-soc.narod.ru /karelin.html.