Св. Иоанн Златоуст известен как великий святитель и учитель Церкви. Он призывал людей жить сообразно Божьим заповедям. Поэтому православные чаще видят в нем пастыря, чем богослова. Но если повнимательней прочитать его творения, то мы вдруг обнаружим удивительно стройное, продуманное богословие богатства, бедности, собственности и милостыни, которое просто нельзя игнорировать при анализе любой хозяйственно-экономической деятельности.
К сожалению творения, да и сама личность Златоуста у нас зачастую подаются в столь отредактированном, приглаженном виде, что разглядеть его подлинное лицо и в самом деле непросто. Да, Златоуст прежде всего – учитель нравственности. С удивительной интуицией избегая спорных моментов современного ему богословия (за которые в его время – IV-V вв. – можно было легко заработать обвинение в ереси), великий святитель всю силу своего ораторского таланта посвятил проповеди того, как надо жить человеку в этом мире, если он хочет носить имя христианина. Мало кто, как Златоуст, так понимал сущность греха. И уж конечно, в деле изображения греха, выявления всех его извивов и следствий, ему не было равных. Двенадцать двойных толстенных томов его проповедей вмещают, казалось бы, все. Но о чем святитель говорит чаще всего? Не поверите – о богатстве и собственности! Лишь только комментируемый им фрагмент Писания дает малейший повод, Златоуст сразу же его использует, заводя разговор о вреде богатства и обличая имущих в жестокосердии. И даже, когда текст далек от имущественных проблем, часто святитель переводит разговор и снова выходит на любимую стезю. О, как много и больно доставалось от него богатеям! Сколько утешений адресует он бедным! Порой кажется, что в наскоках Златоуста на богатство нет никакой системы. Но это не так. Все продумано и выверено – надо лишь дать себе труд понять логику святителя.
Кстати, долгое время приверженность Златоуста к имущественной теме как бы не замечалась нашими богословами. Видимо, их это смущало: святой, тем более учитель Церкви, должен глаголать о божественном, а тут – презренная собственность… Например, наш известный богослов и прекрасный знаток святоотеческой литературы архиеп. Филарет (Гумилевский), младший современник св. Филарета Московского, в своем трехтомнике «Историческое учение об отцах Церкви» на многих страницах разбирает чисто богословские мнения Златоуста, но ни одним словом не упоминает о его воззрениях на богатство и милостыню. Лишь в начале XX в., когда наше богословие возмужало, в связи с 1500-летием со дня смерти святителя, появился ряд статей, утверждающих, что тема богатства, бедности, собственности и милостыни у Златоуста – тема номер один. В частности, наш замечательный богослов И.В.Попов (ныне причисленный к лику святых) писал "Ни о чем св. Иоанн Златоуст не говорил так много и так часто, как о богатстве и бедности". И указывал, что к этой теме великий святитель подходит с нравственной стороны. Очевидное наконец-то было высказано вслух.
Конечно, у Златоуста были предшественники. Об одном из них следует сказать особо – Климент Александрийский, учитель Церкви конца II – начала III вв. Климент написал небольшую книгу «Кто из богатых спасется?», где изложил свой взгляд на проблему богатства. По Клименту, собственность, даже значительная, допустима – иначе как человеку прожить? Но привязываться к ней – грех, которого следует избегать. Человек должен быть не пленником, а повелителем своего богатства, должен из него благотворить – и тогда оно пойдет на пользу.
Златоуст, безусловно, книгу Климента знал. И, произнося свои проповеди, он всегда имеет ее в виду – часто соглашается с ней, но зачастую неявно с ней спорит. Ибо жизненный опыт великого святителя в имущественной сфере оказывается более полным и разнообразным. Очень интересно проследить этот диалог-спор двух известных учителей Церкви. По сути дела они создают две различные философии собственности, в чем-то близкие, но далеко не тождественные.
Но в чем же особенность имущественных воззрений Златоуста?
Об этом – в предлагаемом цикле заметок.