Сомин
Н.В.
Данное сообщение посвящено церковному
обсуждению такого важного явления общественной жизни как частная собственность.
Сейчас частная собственность, хотим мы этого или нет, властно входит в жизнь
нашего народа, и поэтому выработать христиански выверенную нравственную
оценку, представляется чрезвычайно важным. Это тем более важно, что вопрос
вовсе не очевиден, и поэтому обсуждение имеет смысл вести в сопоставлении двух
противоположных взглядов.
Не так
давно на книжных прилавках появилась любопытная брошюра "100 лет
христианского социального учения" /1/. В ней напечатаны две папских
энциклики: "Рерум новарум" папы Льва XIII и "Центесимус
аннус" папы Иоанна Павла II.
Энциклика
"Рерум новарум" ("новые веяния"), написанная в 1891г.
приобрела в католических кругах большой вес и даже рассматривается как
"бессмертное творение". В ней католическая церковь впервые
обстоятельно высказывается о справедливом экономическом устроении
человеческого общества.
Энциклика
"Центесимус аннус" ("сотый год") написана к столетнему
юбилею РН. В ней нынешний папа, солидаризируясь с выводами своего
предшественника, развивает дальше католическое социальное учение применительно
к сегодняшнему дню, в условиях крушения социалистической системы.
В обеих
энцикликах большое внимание уделяется вопросу частной собственности.
Собственно, их тезис простой - безусловное право человека на частную
собственность. Этот тезис подтверждается мощной фалангой аргументов, нередко
сопровождающихся суровой критикой социализма.
Например:
"Среди живых существ лишь у человека есть разум и потому он вправе
владеть вещами не только для временного, даже минутного, употребления, как
владеют другие существа, но и прочно, постоянно" (РН). - Это т.н.
аргумент от естественного права.
Предлагаются и другие аргументы: частная собственность - это справедливо, ибо
человек вкладывает в вещь труд, а потому справедливо, чтобы он владел ею.
Частная собственность дает человеку свободу и достоинство, она позволяет ему
творчески самовыразиться.
И,
наконец, аргумент от эффективности. "Важный фактор кризиса (социализма),
бесспорно - неэффективность экономической системы, которую надо расценивать не
только как техническую проблему, но главным образом как следствие нарушения
человеческих прав - на инициативу, на собственность и на свободу в области
экономики" (ЦА).
Вывод из
всего этого совершенно однозначный: "Отсюда явствует, что главное
основание социализма, общность имущества, следует всецело отвергнуть, ибо это
причинило бы вред именно тем, кому должно было бы принести пользу, стало бы в
противоречие с естественными правами человека и внесло бы смуту в общественную
жизнь. Стало быть, стремясь облегчить положение народных масс, мы должны
признать первым и основным принципом нерушимость частной собственности. Только
тогда сможем мы искать врачующее средство" (РН). Более того, папа Лев
XIII восклицает: "Доводы эти столь очевидны, что просто удивительно, как
могли ожить противоположные мнения" (РН).
Действительно,
"доводы эти столь очевидны", что, к сожалению, и большинство
православных, особенно в настоящее время, думает точно также. Если поговорить
об этом предмете с людьми церковными, то обычно можно услышать такое мнение:
"Да, конечно, частная собственность лучше. О своем-то он будет радеть.
А то, вон, коммунисты у всех все отобрали, согнали в колхозы - и
что хорошего получилось?" Иногда, правда, человек вдруг останавливается и замечает:
"а, впрочем, сложно все это".
Разумеется,
папы видят и негативные стороны частной собственности, в частности -
порождаемую ей социальную несправедливость и дают свои рекомендации: надо
напоминать об обязанностях каждого класса. Рабочие должны усердно трудиться и
"не заводить мятежей и беспорядков". Богатые же должны видеть в
рабочих не рабов, а людей, заботиться о них и "прежде всего платить
каждому по справедливости".
Видят
папы и пагубность потребительства: такой стиль жизни признается, как занятно
сформулировано в ЦА "часто(!) - вредный и нравственно, и физически.
Поэтому в высшей степени нужна культурная и просветительская работа,
воспитывающая в потребителе умение ответственно использовать право выбора".
Итак,
идеал социального строя в папских энцикликах видится такой: капитализм,
основанный на частной собственности, но капитализм "мягкий", в
котором все понимают, что лучше уважать другого и поэтому сотрудничать, а не
эксплуатировать или конфликтовать. В этом и состоит социальное учение
католической церкви, которое она сейчас активно проповедует.
Итак, что
же, частная собственность - это и есть та заповедь Христова, которую Церковь
проповедует в области социально-экономического устройства мира? Очевидно,
необходимо осмыслить все это исходя из сугубо православного понимания
ценностей. Это означает, что следует обратиться к Евангелию и святоотеческому
преданию Церкви.
Для
исполнения этого нам не найти ничего лучше, чем наследие святителя Иоанна
Златоуста. Присутствующим хорошо известно, сколь часто Златоуст высказывает
сентенции, обличающие богатых, страсти корыстолюбия, многостяжания и пр.
Представляется, однако, что их можно свести в четкую концепцию примерно
следующего содержания.
1)
Обычно, православное учение трактуют в том смысле, что дело не в самом имении,
а в отношении к нему: имение не должно владеть человеком. Однако, если для
многих богословов этим вопрос и исчерпывается, то Златоуст идет дальше. Для
него вся проблема в том, как осуществить, чтобы богатство не владело человеком.
Ведь Златоуст отлично знает, сколь часто богатство "крепче цепи"
пригвождает к себе человека, делая из него свинью или даже зверя. Почему так? У
Златоуста есть образ: некто выливает из окна на голову стоящему внизу грязь,
помои, нечистоты: - это диавол посылает помыслы сребролюбия, пожелания утех,
которые дает богатство и пр. Конечно, человек вымазывается во всем этом.
Поэтому естественно отойти от этого потока грязи - только тогда можно очиститься.
Но что значит - "отойти"?
2)
Златоуст тщательно рассматривает путь милостыни. По-видимому, нет другого
церковного писателя, который нашел бы о милостыне такие прекрасные и
проникновенные слова. Однако, превознося милостыню как проявление любви,
святитель, тем не менее, не считает ее совершенством, ибо просто жертвующий
еще не обязательно последовал за Христом. Милостыня богатых для Златоуста -
лишь средство, с помощью которого тот может постепенно отстать от страсти
сребролюбия.
3)
Подлинно же совершенная заповедь Христова в отношении вещного мира для
Златоуста заключена в словах Христа: "если хочешь совершенным быти, пойди,
продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и
приходи и следуй за Мною" (Мф.19,21). Ибо главное для человека - идти
вослед Христу. Но этому препятствует масса соблазнов и богатство - по Златоусту
- на первом месте.
Следует
отметить, что Златоуст вовсе не исключает возможности для человека обладать
богатством и не впасть в сребролюбие. Однако он замечает: "много нужно
благодати тому, кто хочет так жить". Иначе говоря, этот путь возможен, но
при наличии особой, исключительной благодати, которая даруется Богом лишь
некоторым избранным личностям (Авраам, Иов). Для остальных же - путь один:
"пойди, продай имение твое и раздай нищим", путь, безусловно, узкий,
но, в принципе, доступный для всех.
4) Так
видится Златоусту личный идеал. Но его мысль идет гораздо дальше и
распространяется на общество: он проповедует и идеал социальный.
Действительно, хозяйство все равно необходимо вести, но как это сделать, если
каждый откажется от имения? Выход, по Златоусту, в общении имуществ, т.е. как
раз в том, что так определенно отвергают папы. Причем основывается он на
нескольких т.н. "коммунистических" фрагментах Деяний (главы 2 и 4),
касающихся жизни Апостольской общины в Иерусалиме.
Иоанн
Златоуст толкует устройство Иерусалимской общины именно как коммуну (в отличие
от некоторых толкователей и, в частности, Льва XIII). И он с жаром и
восхищением принимает все происходившее в общине.
"Это
было ангельское общество, потому что они ничего не называли своим... Они
отказывались от имущества и радовались, ... Не было холодного слова: мое и
твое; потому радость была на трапезе".
Это
принятие основано на принципиальном мнении, что "для нас предназначено
скорее общее, чем отдельное, владение вещами, и оно более согласно с самой
природой".
Златоуст
доказывает, что общность имущества не только благодатна, но и просто выгодна
экономически. Более того, Златоуст призывает своих прихожан к осуществлению
этого принципа на деле.
"Но
если бы мы сделали опыт, тогда отважились бы на это дело (т.е. общение
имуществ). И какая была бы благодать!... И остался ли бы тогда кто язычником? Я
думаю, никто: таким образом мы всех склонили бы и привлекли бы к себе. Впрочем,
если пойдем этим путем, то уповаю на Бога, будет и это. Только послушайтесь
меня, и устроим дело таким порядком; и если Бог продлит жизнь, то, я уверен, мы
скоро будем вести такой образ жизни" /5, с.114/.
Давно
замечено, что "коммунистические" фрагменты Деяний Апостольских
находятся рядом с евхаристическими. Для Златоуста нет ничего естественнее
такого соседства. Евхаристия зиждет Церковь. А Церковь - это "когда все
едино". Имущество же разделяет, растаскивает нас по своим углам. Поэтому
полнота церковная требует устранения этого препятствия, т, е., объединения имуществ.
Пример монастырей нам показывает, что Церковь всегда упорно стремилась к
реализации этой нормы.
Однако,
комментируя Деяния, Златоуст высказывает очень важное замечание: "Но скажи
мне: любовь ли родила нестяжание, или нестяжание - любовь? Мне кажется, любовь
- нестяжание, которое укрепляло ее еще больше" /5, с.110/. Это означает,
что подлинное общение имуществ возможно только в обществе, где царствует
любовь, в обществе высокой нравственности. Поэтому чисто социальное
обобществление имущества в нашем падшем мире непрочно - такое общество должно в
конце концов либо воцерковиться, либо разрушиться. К сожалению, на наших глазах
произошло второе.
Таким
образом, мы приходим к выводу: Златоуст рассматривает нестяжание как личный
идеал христианина, а общение имуществ - как общественный идеал Церкви. Для него
это - по сути дела, заповеди Христовы, имеющие характер высших, недостижимых в
полной мере, идеалов, к которым должны стремиться и христианин лично, и
общество в целом. Эти заповеди подлинны, ибо они провозглашены в Новом Завете,
освящены Апостольским преданием Церкви и подкреплены опытом церковной жизни.
Как
видим, этот вывод совершенно противоположен католическому учению, которое
утверждает незыблемость права на частную собственность и вообще благословляет
новый монетаристский мировой порядок.
Итак, кто же прав - Иоанн Златоуст или
Иоанн Павел II? Православная Церковь по данному вопросу пока вероучительного
определения не дала, хотя обсуждение этих проблем возникало не раз, в
особенности в XX веке, в связи с марксизмом и победой большевизма в России.
Сразу же появились активные сторонники частной собственности: Франк, Бердяев, и
в особенности Иван Ильин. Последний дает впечатляющую критику и марксизма и
общению имуществ. Логика его такова: "В основе коммунизма лежит тезис
общественной собственности на средства производства. Но коммунизм принес России
неисчислимые беды. Значит - во всем виновато общение имуществ. Оно есть корень
всех зол. "Железная" логика, не правда ли? Так значит, все таки папы
правы, а Великий святитель ошибался. Нет не ошибался.
Тогда же,
в начале XX века, нашелся человек, который понял, в чем здесь дело. Это был о.
Сергий Булгаков. Здесь следует обратиться к одной из сторон его творчества,
посвященной социально-экономическому кругу вопросов. Эти проблемы интересовали
о. Сергия постоянно - и в его марксистский период и в священнический. И вот, в
работе 1906г. "Карл Маркс как религиозный тип" Булгаков делает четкий
вывод, что подлинной сердцевиной, целью всех построений Маркса является отнюдь
не желание освободить рабочий класс от эксплуатации, а воинствующий атеизм.
Иначе говоря, марксизм представляет собой как бы громадную мистификацию, или,
как сказали бы сейчас, метод манипулирования общественным сознанием. А подобного
рода дьявольские штучки устроены всегда одинаково: по принципу крючка и
наживки. Крючком, как вы поняли, является атеизм, а наживкой? Общение
имуществ. Оно и - для аморальных, босяцких слоев, является оправданием прямого
грабежа; и оно же - осуществление самых заветных, евангельских чаяний русского
народа. Поняв эту схему, Булгаков в дальнейшем, сурово критикуя марксизм и
вообще всякий безбожный социализм, тем не менее, всегда положительно относится
к идее общности имуществ, считая ее соответствующей Евангелию. Таким образом,
его позиция фактически совпадает с мнением Иоанна Златоуста.
В наше время, безусловно, это
обсуждение крайне актуально и должно быть продолжено. Хочется только пожелать,
чтобы мнение Великого Святителя Иоанна Златоуста было бы учтено в полной мере.
январь 1996 г.