Rambler's Top100

12 тезисов христианской социологии

 

Николай Сомин

 

 

Целью данной работы является желание наметить основные положения нарождающейся богословской науки – христианской социологии. Эти положения даны в виде кратких тезисов, охватывающих наиболее принципиальные стороны христианской социологии.

 

 

I.

Задача христианской социологии – осмысление феномена общества с христианской точки зрения. Христианская социология – необходимая часть богословия. Ибо человеку по замыслу Божьему, предписано жить в обществе, в общении между собой, и вне общества человек как личность не может состояться. Поэтому христианская социология, как составная часть, необходима во всех богословских дисциплинах, связанных с человеком, а именно: в христианской антропологии, сотериологии и нравственном богословии.

 

II.

 Жизнь общества обусловлена синергией Бога и человека. Промысел Божий управляет не только отдельными людьми, но и обществами. Однако в промысле Божьем учитывается не только воля Бога, но и воли других сил (как светлых, так и темных), а также влияние человеческого общества. Так, несмотря на то, что судьба каждого человека находится в руках Божьих, хорошо известен факт, что в странах с высокоразвитой медициной  и здравоохранением продолжительность жизни больше, по сравнению со странами, где медицина не развита. Этот факт, зафиксированный бесстрастной статистикой, говорит о том, что человеческая воля, зачастую опосредованная обществом, например, выраженная в виде усилий такого социального института как здравоохранение, участвует в формировании судьбы каждого человека.

 

III.

Уже давно между обществом и организмом замечена аналогия. Можно даже сказать, что общество – особый мета-организм. Как и живой организм, общество имеет части, подчиненные целому (впрочем, как и любая система). Как и человек, общество производит ценности, которые потребляются либо внутри общества, либо другими обществами.

Поскольку общество строится из людей, обладающих личностью (ипостасью), душей и телом, в нем формируется  три уровня:

духовный (религия, церковь)

душевный (культура, наука) и

телесный (социальные институты).

Поэтому аналогию с индивидуальным человеком можно продолжить и на трехчастную структуру дух-душа-тело.

Однако, указанная аналогия имеет свои ограниченные пределы, и злоупотребление ей может привести к неверным выводам. Например, «душа общества» вовсе не попадает в загробный мир – это лишь строимый людьми идеально-материальный мир, вбирающий в себя материальные, духовные и культурные ценности и передающий их последующим поколениям.

 

IV.

Социум существенно и многообразно влияет на спасение человека в вечности. Ибо греховна не только душа падшего человека; все три уровня социума впитывают в себя человеческие грехи,  а затем являются их распространителями, нравственно уродуя следующие поколения.  

Поэтому усилия одной Церкви могут привести только  спасению ограниченного числа людей, недостаточного для нравственного возрождения нации – ведь Церковь не может  воздействовать на социальные институты, а также ее воздействие на культуру весьма ограниченно. Кроме того,  Церковь работает только со своими прихожанами, а большая часть членов общества остается не охваченной ее влиянием. Поэтому нужно взаимодействие Церкви с обществом, симфония.

 

V.

Еще одна аналогия между человеком и обществом – в обществе, как и в личной жизни человека, присутствуют любовь и справедливость. Общество может любить (например, государственная благотворительность). И наоборот, общество можно любить, жертвовать собой, отдавая за него жизнь (например, на войне).

Справедливость – социальная добродетель по преимуществу. Уровень справедливости – главная характеристика общества. Общество без справедливости – больное, подверженное нестроениям и распаду.

Степень консолидации общества называют светской соборностью. Соборное общество – сплоченное общество, умеющее противостоять внешним и внутренним неурядицам. Поэтому справедливость – необходимое условие соборности. Соборное общество в наибольшей степени отвечает аналогии с организмом.

 

VI.

Какое общество можно считать «высоким» с точки зрения христианской социологии? Предлагается два критерия.

  1) Основной (сотериологический) критерий:

Общество тем лучше, чем больше оно помогает спасению его членов в вечности, т.е. чем более эффективно оно противостоит распространению грехов и чем лучше оно воспитывает добродетели.

2) Вспомогательный критерий (критерий выживания):

Общество должно быть «выживаемым», т.е. существовать и сохранять свою стабильность в сегодняшних реальных условиях падшего мира.

Сотериологический критерий поставлен на первое место  и именуется основным. Он определяет смысл существования общества как Божьего творения. Общество существует ради спасения человека в вечности. Спасения через воспитание в человеке  Христовой заповеди «люби ближнего своего» в среде подобных ему. Критерий выживания рассматривается как вспомогательный – он не определяет цель бытия общества. Но он  указывает на условия реализуемости этой цели в нашем падшем мире.

Однако оба критерия необходимы. Если один из них игнорируется, то общество не будет существовать как высокое.

 

 

VII.

«Высоту» общества определяет характер социальных связей, которые пронизывают все три уровня. Совокупность социальных связей составляют социальный строй. Каждое общество имеет, строго говоря, свой социальный строй. Но замечено, что общества кластеризуются  в группы, которые принято называть «капитализм», «социализм» и пр. Эти кластеры определяют естественную классификацию обществ, которая является наиболее важной.

Другая важная классификация связана с размером обществ. Прежде всего, следует отличать большие общества (государство, империя, цивилизация и пр.) от малых обществ (производственный коллектив, община и пр.) Ибо то, что возможно в малом обществе (например, преобладание христианской любви между членами общества) невозможно в большом обществе.

 

 

VIII.

Социальный строй имеет две основные составляющие: мировоззрение (веру) и экономический уклад. Рассматривая социальный строй в этих координатах, мы можем выделить:

- сотериологическое (т.е. способствующее спасению) общество: мировоззрение христианство, экономический уклад - частная собственность;

  христианский социализм: христианство-общественная собственность на средства производства;

– коллективистское общество (как в СССР): светский гуманизм - общественная собственность;

– общество мамоны (капитализм): светский гуманизм - частная собственность.

Кроме того,  необходимо добавить и два крайних случая обществ, описанных в Библии:

– общество любви (Иерусалимская община) и общество зверя (Апокалипсис). Последнее будет характеризоваться расчеловечиванием человека, когда люди в массе своей будут терять человеческую природу.

 

IX.

Более подробно охарактеризуем одно указанных обществ – христианский социализм.

Его мировоззрение основано на православных ценностях, а экономика ­ построена на  социалистических принципах.  Иначе говоря, идеология православного социализма  имеет две компоненты: 1) мировоззренческую – православие и 2) социально-экономическую – социалистический уклад хозяйствования.

Такое сочетание для России  наиболее желательно. Ибо с одной стороны, православие явилось духовной основой построения всей русской цивилизации. А с другой стороны, только общественная собственность на средства производства позволяет добиться социальной справедливости. Частная собственность на средства производства  не позволяет достичь высокого уровня социальной справедливости.

Христианский социализм – это максимум того, чего может добиться человечество в рамках большого общества. Но его наступление отнюдь не предопределено историческим процессом. Возможет и другой сценарий для России – скатывание от общества мамоны (в котором она сейчас существует) к обществу зверя.

 

X.

Общество – дом Церкви. Этот дом необходим, поскольку Церковь не является автономно функционирующим обществом – она не имеет своей экономики,  обеспечивающей ее нужды; у нее нет милиции, нет своей армии. Поэтому для своего успешного функционирования Церковь нуждается в защите общества. Это еще раз говорит о том, что в нормальном обществе общество (государство) и Церковь находятся в симфонии, помогающей существованию  обеим сторонам.

 

XI.

Социальный строй первичен, в то время как политический строй вторичен. Главное – характер социальных связей, именно они помогают или препятствуют спасению. Задача же власти – воспроизводить и поддерживать жизнь общества,  способствующего спасению.

Однако тезис о первичности социального перед политическим нельзя абсолютизировать, ибо сама задача поддержания социального строя является очень непростой – общество подвержено большому числу вызовов, адекватно отвечать на которые способна далеко не всякая власть.

Конечно, власть – от Бога. И лучшая власть – теократия, то есть власть Бога. Это означает, что власть должна быть благословлена и окормляться Церковью, но в то же время стоять над ней. Этому отвечает власть царская, которую надо понимать как служение епископа внешних дел Церкви.

 

XII.

Один из важнейших законов жизни общества в падшем состоянии  состоит в том, что  общество может с огромными трудами подниматься по духовно-нравственной шкале, и в то же время падение происходит очень легко. Это объясняется тем, что даже малый процент эгоистов может разложить большое и высокое общество. «Малая закваска квасит все тесто».  Единственный способ этого избежать – отделить «овец» от «козлищ», «плохих» от «хороших». Но этого-то и не позволяет Евангелие (притча о пшенице и плевелах). Кардинальное разделение произойдет, но только в конце мира. Поэтому человечеству надо устраивать жизнь в обществе, где такое разделение не сделано.

Православный социализм представляет собой один из способов жизни в таком неразделенном обществе.

 

16.01.18



На главную страницу

Список работ автора


Rambler's Top100