Rambler's Top100 Сомин Николай Владимирович, православный публицист, см. Об авторе проекта.

1 Работы после 2007 г.    2 Работы до 2007 г включительно

  • 07.12.17 Николай Сомин. Почему важна справедливость?<
    Более развернуто: почему справедливость столь высоко ценится среди людей? Почему ей уделяется столько внимания? В настоящей статье делается новая попытка еще раз, но более концентрировано, осветить эти вопросы. И одновременно уточнить некоторые ранее сформулированные положения.
  • 07.12.17 Николай Сомин. Цикл публичных лекций "Собственность, богатство и христианство"
    Цикл публичных лекций, прочитанных в 2013-2015 гг. в общественной организации "Суть времени". Полная версия.
  • 11.09.17 Николай Сомин. «Поле есть мир» (к толкованию притчи о пшенице и плевелах)
    Надо сказать, что эта притча на особом счету – лишь две притчи: «о сеятеле» и «о пшенице и плевелах» были Спасителем лично истолкованы. Остальные же притчи слушатели (прежде всего, апостолы) должны были разгадывать сами. Благодаря этой притче такие словосочетания как «доброе семя» и «плевелы» стали фразеологизмами, крылатыми словами.
  • 10.07.17 Николай Сомин. III. Милостыня и справедливость
    Для христианской социологии крайне важным является вопрос об основаниях, на которых строится общество. мы попытаемся подойти к вопросу, рассмотретв в сопоставлении два принципа, которые как кажется, могли бы стать основаниями для построения обществ – это милостыня и справедливость.
  • 20.06.17 Николай Сомин. II. Два критерия оценки общества
    Теперь же мы пойдем дальше и рассмотрим крайне важный вопрос: «какое общество следует, с христианской точки зрения, считать хорошим?» Иначе говоря, речь пойдет о критериях оценки общества. Таких критериев по нашему мнению – два: основной и вспомогательный.
  • 20.06.17 Николай Сомин. I. Для чего христианину необходимо совершенствовать общество?
    Влияет ли общество на человека? И если влияет, то как? Но для христианина главное – вопрос спасения. Поэтому уточним проблему: влияет ли общество на спасение человека в вечности?
  • 27.03.17 Николай Сомин. Ответ В.Ю. Катасонову
    На сайте Русского экономического общества им. Шарапова, а затем и на РНЛ появилась статья председателя общества В.Ю. Катасонова о православном социализме (goo.gl/RfJcgr) . Точнее, эта статья является расширенным откликом на мое выступление ("России нужен православный социализм"), сделанное на заседании РЕОШ под названием «Православие и социализм». Так что тут Валентин Юрьевич сказал все, что думал о православном социализме, не ограничивая себя регламентом. Текст таков, что я, в свою очередь, не могу не ответить, тем более, что речь идет о важнейшем для судеб России понятии «православный социализм».
  • 27.03.17 Николай Сомин. Лекция 34. Законы трансформации
    Моя лекция будет посвящена такому важному, на мой взгляд, животрепещущему вопросу: почему все хорошие социальные начинания рушатся. Сколько было замечательных проектов общин, разных обществ. И в основном они разрушались. Почему?
  • 27.03.17 Николай Сомин. Лекция 33. Виды социальной любви
    Поскольку понятие " виды социальной любви" в социальной науке не используется, я начну издалека. Сначала мы поговорим о воле Божьей, как Бог участвует в жизни общества. После мы выясним, что такое соборное общество. После мы перейдем к духовно-нравственной жизни общества.
  • 27.03.17 <Николай Сомин. Лекция 32. О критериях оценки общества
    Сегодня мы с Вами поговорим о нескольких вещах. Прежде всего, надо дать хоть какое-то определение общества и наметить классификацию обществ. Затем мы перейдем к понятию социального строя. И, наконец, все это должно привести к разбору вопроса, что такое хорошее общество и что такое плохое общество?
  • 27.03.17 Николай Сомин. Лекция 30. Что такое христианская социология?
    Христианская социология – это христианский взгляд на социум, то есть попытка посмотреть на такое сложное явление, как социальная жизнь, с точки зрения христианства. Такая постановка задачи требует обоснования.
  • 11.03.17 Николай Сомин. России нужен православный социализм. Текст выступления на Круглом столе РЕОШ 09.03.17
    Моей целью отнюдь не является подробный рассказ о структуре того общества, которое называется православным социализмом. Задача в другом: показать, что православный социализм – не фантазия и не противоречие в определении, а реальность, отвечающая чаяниям русского народа.
  • 18.02.17 Николай Сомин. Лекция. Россия в XX веке
    Сегодняшняя лекция очень трудная для меня. Речь пойдет об истории XX века и взаимоотношении между Церковью и советской властью. И начну я с того, с чего начинают обычно современные историки Церкви – с гонений, которые обрушились на Церковь в XX веке.
  • 18.02.17 Николай Сомин. Лекция. Русское имущественное богословие в XIX – начале XX веков
    Сегодняшняя лекция будет посвящена имущественному богословию - тому русскому имущественному богословию, которое у нас бытовало в XIX в. и начале XX века. И лекция будет по необходимости критическая.
  • 18.02.17 Николай Сомин. Лекция. «Стяжатели» и «нестяжатели»
    Я расскажу об одном очень интересном эпизоде русской церковной истории. Это – полемика между иосифлянами и «нестяжателями».
  • 18.02.17 Николай Сомин. Лекция. Россия: пять сил
    И моей задачей является рассказать о Русской православной Церкви – как в ней преломлялись святоотеческие идеи, и что она думала и делала в смысле имущественной этики. Но дело в том, что Церковь не изолирована от общества. Отнюдь. И поэтому в сегодняшней лекции я сделаю такой краткий обзор социальной истории России, обзор по верхам. Но, конечно же, он будет сделан с точки зрения проблем имущественной этики, которые мы с Вами все время обсуждаем.
  • <
  • 08.02.17 Николай Сомин. Лекция. Эксплуатация в рыночной экономике
    «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19). С одной стороны, сказано «в поте лица» - это означает, что труд тяжел, и одно из основных свойств труда – это тяжесть. Но «будешь есть хлеб» - это второе свойство, оно говорит, что труд производит полезные вещи. Полезность труда – это другое его основное свойство. И эти свойства нельзя свести одно к другому. Это принципиально разные вещи: полезность труда и тяжесть труда. И задавать вопрос: «что важнее?» в общем-то, бессмысленно. Важно и то, и другое.
  • 08.02.17 Николай Сомин. Лекция. Труд в христианской традиции
    Без упорного настоящего труда наша нация очень быстро погибнет. И нация и государство, потому что мы живем в очень жестоком мире. Без труда всё очень быстро развалится, и мы будем завоёваны Западом, Востоком. Это, в общем-то, очевидная вещь. Как же возродить пафос труда? Для того собственно я и хочу вспомнить, как понимался труд в разных христианских традициях.
  • 09.01.17 Николай Сомин. Экономические заметки. III. Парад идеологий
    Три идеологии ныне главенствуют:
    – «социалисты» – сторонники социализма
    – «либералы» – сторонники либерального капитализма
    – «патриоты» – приверженцы традиционных религиозных ценностей.
    Казалось бы, все просто...
  • 09.01.17 Николай Сомин. Экономические заметки. II. О государственном социализме и государственном капитализме
    . Да, социальный строй, где работников нанимает только государство, может быть и «государственным социализмом» и «государственным капитализмом». На уровне такой схемы различия нет. И тем не менее это антиподы. Разница между ними – в уровне справедливости.
  • 09.01.17 Николай Сомин. Экономические заметки I. Государственные компании в рыночной экономике<
    В этом цикле представлено несколько коротких сюжетов, связанных с экономической тематикой.
    Наиболее существенным тут оказывается не форма собственности отдельного предприятия, а характер экономической среды, в которой предприятие функционирует. А таких экономических сред в современном мире всего две: рыночная и плановая.
  • 25.10.16 Николай Сомин. К дискуссии о О термине «православный социализм».
    Неприятие вызвал сам термин «православный социализм». Любопытно, что сколько не объясняй, но люди под социализмом все равно понимают атеизм, богоборчество, материалистическое мировоззрение и потому возмущаются: «как можно это соединять со святым православием?». Хотя и в докладе, и в заключительном слове и в моих предыдущих статьях я постоянно объяснял, что социализм – это хозяйственный уклад, основанный на общественной собственности на средства производства.
  • 25.10.16 Николай Сомин. О православном социализме. (доклад на заседании «Русского собрания» 28 сентября 2016 г.)
    Я почти двадцать лет делаю сообщения вокруг этой проблематики в разных аудиториях, и всегда слушатели не остаются равнодушными. Причем примерно две трети выступают против. Но зато остальная треть собрания активно эти идеи поддерживает. Я боюсь, что что-то похожее произойдет и в этой аудитории. Поэтому в докладе я основное внимание уделю не подробному описанию православного социализма (тем более, что детали реализации предсказать невозможно), а некоторым важным аспектам проблемы, вокруг которых можно вести содержательную дискуссию.
  • 25.10.16 Николай Сомин. Презентация книги "Православный социализм как русская идея".
    Книга состоит из нескольких разделов. Собственно, их четыре. Первый раздел так и называется «Христианский социализм». Ведь «православный социализм» и «христианский социализм» – здесь это фактически синонимы. Второй раздел – «Христианская социология». Это, к сожалению, не та социология, о которой я мечтаю и о которой я попытаюсь рассказать в последующих лекциях. Это, так сказать, предварительная христианская социология, которая касается только отдельных ее аспектов. Далее идет раздел «Новый завет и святые отцы о богатстве и собственности». Это по сути дела богословское обоснование православного социализма. Раздел содержит целый ряд статей. И я должен сказать, что именно этот раздел вызывает наибольшую ярость моих противников. Они особенно тут негодуют. К этому разделу примыкают «Этюды об имущественном богословии». И наконец, последний раздел «Из социальной Церковной истории». Тут даны некие прецеденты христианского социализма, которые были и в русской и мировой истории.
  • 29.08.16 Николай Сомин. Заметки о справедливости. III. Справедливость и общественный строй
    Тезис шестой: справедливость для человечества без Бога невозможна.
    Тезис седьмой. Подлинная справедливость возможна только при социализме, т.е. общественной собственности на средства производства.
    Тезис восьмой. Увы, советская справедливость уничтожена закономерно – она основывалась исключительно на человеческих силах и не подкреплялась теократичностью.
  • 29.08.16 Николай Сомин. Заметки о справедливости. II. Любовь и справедливость.
    Тезис четвертый: справедливость и любовь – разные понятия, но тесно связанные между собой. Справедливость есть одна из форм проявления любви.
    Тезис пятый: попытки некоторых православных дискредитировать справедливость вырастает в некое «богословие без справедливости» – крайне сомнительную богословскую теорию.
  • 29.08.16 Николай Сомин. Заметки о справедливости. I. Справедливость как Божие веление
    Первый важный тезис о справедливости: справедливость – положение установленного Богом естественного нравственного. закона.
    Второй тезис: Господь вменяет нам справедливость как должное – все должны соблюдать справедливость; всякое несоблюдение справедливости – грех.
    И наконец, Третий тезис: справедливость является важнейшим принципом построения социума, в котором возможно бесконфликтное существование «пшеницы» и «плевел».
  • 11.07.16 Николай Сомин. Евангельская имущественная этика. Русская социальная мысль. Цикл публичных лекций
    В новой книге Николая Владимировича Сомина опубликована часть лекций, читавшихся в 2013-2015 гг. в организации "Суть времени"
  • 19.04.16 Николай Сомин. Лекция: преподобный Сергий Радонежский и его время
    Сейчас принято, что Сергий родился в 1314 году, умер в 1392 году, прожив очень долгую жизнь в 78 лет. Его родителями были бояре, ростовские бояре Кирилл и Мария – сейчас они канонизированы тоже, являются святыми русской Церкви. Но удивительно, что фамилии, прозвища этих бояр история до нас не донесла – просто Кирилл и Мария.
  • 19.04.16 Николай Сомин. Лекция. Ветхий Завет о труде, богатстве и собственности
    Какие же выводы мы сделаем из Десятословия? Во-первых, хозяйственные и экономический заповеди вбиты в закон. Это очень важно, поскольку Закон дан Самим Богом. Его Моисей принес с Синайской горы. Эти заповеди не родились исторически, путем какого-то долгого исторического процесса. Они как бы сразу свалились на еврейский народ. Бог их дал, и все – и они уже не обсуждаются.
  • 19.04.16 Николай Сомин. Лекция. Платон и Аристотель о социальных и экономических вопросах
    Я сегодня расскажу о двух величайших греческих философах, которые фактически завершают древнегреческую философию. Это – Платон и Аристотель. Оба они настолько неприподъемные, великие фигуры, что полно их охарактеризовать у меня знаний не хватит. А потому я в основном остановлюсь на их социально-экономических воззрениях.
  • 09.04.16 Николай Сомин. Лекция. Семен Франк о духовности общества.
    Вот христианин – он живет в двух мирах: в мире христианском, церковном и в мире обычном. Как он должен себя вести? Ну, в мире христианском – это понятно: это царство любви, и чем, так сказать, христианин больше имеет любви, он ее может свободно выплескивать. А вот в мире, где тьма, там он тоже должен действовать, исходя из идеи любви. Но христианин в мире доложен действовать по-другому: как говорит Франк, у него должна быть «политика любви».
  • 09.04.16 Николай Сомин. Лекция. Лев Александрович Тихомиров – две жизни/
    Он уникален в том смысле, что полжизни он был народовольцем, революционером и был идеологом народовольческого движения, а после он резко изменил свое мнение – стал монархистом и консерватором. И опять, в общем-то, во многом стал идеологом. И сами монархисты даже говорили, что «это среди нас самый умный человек»
  • 09.04.16 Николай Сомин. Лекция: Иван Александрович Ильин
    У меня очень сложная задача. Дело в том, что Ильин – мой принципиальный идейный противник. Но в то же время мне не хочется его все время ругать, постоянно произносить какой-либо негатив. Это было бы и неправильно и не политично, потому что у нас в России наоборот – кого ругают, того сразу кидаются защищать, что не в моих планах. Поэтому я, конечно, не смогу скрыть свое негативное отношение к этой фигуре. Но как только будет хоть малейшая возможность об Ильине сказать что-то хорошее, позитивное я буду стараться это делать.
  • 09.04.16 Николай Сомин. Лекция. Лев Николаевич Толстой – его жизнь, социальные и религиозные воззрения
    Я должен сказать, что я отнюдь не в восторге ни от социальных, ни от религиозных воззрений Толстого, и считаю их, в общем-то, неверными, и даже не интересными. Но, тем не менее, ко мне в начале курса подходило несколько человек, которые, как выяснилось, считают Толстого религиозным гением, христианским светочем. И поэтому мне захотелось немножко подробнее высказаться о Льве Николаевиче. Все-таки это фигура потрясающая.
  • 08.04.16 Николай Сомин. Лекция. Ф. М. Достоевский: „Всесветное единение во имя Христово — вот наш русский социализм!»
    Достоевский понял, что эти социальные проблемы реальны, они существуют, что их надо решать обязательно. Но социализм, западный атеистический социализм на самом деле решить эти проблемы не может – в силу своей атеистичности, в силу своего материализма. А может эти социальные проблемы решить нечто другое – может решить та самая народная Церковь
  • 08.04.16 Николай Сомин. Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа»
    Данилевский – человек любознательный, очень талантливый, исключительного ясного ума и открытого характера, человек необычайно простой и честный.
  • 08.04.16 Николай Сомин. Петр Яковлевич Чаадаев: первый русский социальный философ
    Чаадаев оказывается первым нашим русским религиозным социальным философом, как это ни удивительно. Он создал свое, такое необычное, неповторимое учение – христианскую философию социума
  • 23.03.16 Николай Сомин. "Священство", "Царь" и "церковный народ"
    Церковь земная должна иметь три полноценных компоненты: «священство», «царство» во главе с Царем и «церковный народ». Причем, каждая из частей соборно взаимодействует с другими частями. Такое взаимодействие является одной из важнейших составляющих соборности Церкви. В целом же образуется мощная сила, позволяющая осуществлять работу по преображению всего общества.
  • 02.03.16 Николай Сомин. Общество и спасение
    Ныне мы присутствуем при зарождении новой богословской науки – христианской социологии. Она призвана осмыслять с христианских позиций феномен общества. Поэтому она является одним из разделов христианской антропологии. Но пока задачи этой науки полностью не сформировались. Целью этой небольшой заметки является выделение среди них основных, фундаментальных задач. Отметим, что все они концентрируются вокруг проблемы участия общества в деле спасения человека.
  • 15.01.16 Николай Сомин. Русская православная социология: два пути.
    Уже с первых шагов русской религиозной социологии выяснилось, что относительно социума существуют разные подходы. Причем, настолько разные, что развитие нашей христианской социологии сопровождалось серьезным столкновением мнений, бесконечными спорами, зачастую непримиримыми...
  • 12.11.15 Николай Сомин. Заметки по социологии Льва Тихомирова.
    Главный посыл Тихомирова, от которого он отталкивается в своих рассуждениях и делает далеко идущие выводы, состоит в том, что социум следует рассматривать вне духовности, ибо это сфера сугубо душевная.
  • 05.09.15 Сомин Н.В. Основания христианской социологии
    В монографии предлагается христианский взгляд на социологию. Лейтмотивом является положение, что жизнь общества определяется его духовной составляющей. Рассматриваются вопросы смысла общественного бытия, законов социологии, критериев оценки общества, органичности и соборности, социального строя и ряд других.
  • 01.09.15 Николай Сомин. Критика социализма богословами начала XX столетия
    Вот и наша официальная школа богословствования, наряду с положениями, в которые действительно верили «все и всегда», включила в свое кредо и следующие. 1) Аполитичность, асоциальность. Это означает, что спасение человека не зависит от тех социальных условий, в которых он живет («спастись можно при любом социальном строе»). 2) Антисоциализм, антикоммунизм. Т.е. отрицание благодатности любых форм общности на основе общей собственности (исключая общежительные монастыри) 3) Апология частной собственности и капитализма как строя, основанного на частной собственности. Однако нетрудно видеть, что эти положения являются меду собой противоречивыми.
  • 07.08.15 Николай Сомин. По поводу полемики на РНЛ о христианском социализме
    Эта статья специально написана в рамках полемики о православном социализме, которая развернулась на РНЛ. Но в ней есть и новый материал - о соответствии между православным социализмом и симфонией властей.
  • 09.05.15. Николай Сомин. Лекция 29: Николай Александрович Бердяев
    Конечно, вы все слышали это имя, потому что, Бердяев необычайно популярен и у нас в России, и на Западе. На Западе его вообще считают адекватным выразителем русского православия, что, конечно, совершенно неверно, и сам Бердяев резко против этого возражал. Он говорил: «Я свободный философ христианского направления». У нас он, безусловно, известен, особенно в среде нашей интеллигенции.
  • 09.05.15. Николай Сомин. Лекция 27: Христианский социализм в творчестве Сергея Николаевича Булгакова
    Сегодняшняя лекция будет посвящена Сергею Николаевичу Булгакову – известному богослову, философу, экономисту, социологу. Булгаков, вообще – фигура знаковая. Человек, который всю жизнь, с разной степенью вовлечённости, занимался социальными вопросами, и, в то же время, был человеком Церкви.
  • 09.05.15. Николай Сомин. Лекция 25: Геннадий Михайлович Шиманов. Рассказ о философе-праведнике
    Главное, что меня в Шиманове потрясло, я это сначала не понял, но после дошло до меня: это действительно был рыцарь истины. Он как-то вот посчитал, что воля Божия о нём искать эту истину. И то, что он находит, излагать в статьях и в своих работах. И каждый день он утром просыпался и железно полдня работал, писал: сначала ручкой, после научился на компьютере работать. Просил ему не звонить до обеда, что бы там ни было. И считал, что день прожит зря, если ему не удалось сформулировать какой-то новой мысли или написать кусок статьи, или хотя бы сформулировать как следует какое-нибудь предложение сильное.
  • 09.05.15. Николай Сомин. Лекция 24: Владимир Сергеевич Соловьев. Искание социальной правды
    Может быть, главное величие Соловьева в том, что в конце жизни он сумел отречься от своих неудачных идей и многих кумиров, которым он поклонялся всю жизнь. Это удивительно, – просто для Соловьева истина всегда была выше собственных амбиций.
  • 26.03.15.Николай Сомин. IV. О православном социализме
    Православный социализм – вполне реальное общество. Такое же реальное, каким был советский социализм или строй Российской Империи до революции. В нем живут бок о бок и альтруисты и эгоисты. Поэтому это не общество любви, о котором мы все мечтаем. Нет, в основе своей это общество справедливости, где действует закон «кто не работает, тот не ест».Это общество, где закон по возможности препятствует греху и , опять-таки по возможности, способствует добродетели.
  • 23.03.15.Николай Сомин. III. Соборное общество
    Соборное общество удовлетворяет обоим критериям оценки социума, сформулированным в предыдущей статье – и сотериологическому критерию, и критерию выживаемости. Оно дает своим членам условия для личного спасения и благодаря органичности и единству цели является устойчивым от нападений внешних врагов. В соборном обществе человек стремится к осуществлению своей цели, и вместе с тем работает на реализацию глобальной цели общества.
  • 20.03.15.Николай Сомин. II. Социальный строй. Критерии оценки общества
    То комплексное глубинное свойство, которое объединяет общества в одну группу, мы будем называть социальным строем. Социальный строй является важнейшей интегральной характеристикой общества. Разумеется, социальный строй подлежит духовно-нравственной оценке и потому конкретный строй имеет свою позицию на духовно-нравственной оси.
  • 18.03.15.Николай Сомин. I. Что такое христианская социология?
    Настоящий цикл статей посвящен христианской социологии – новой дисциплине, возникающей на стыке христианского богословия, социальной философии, истории и социологии. Что же такое христианская социология? Это специфически христианский взгляд на человеческое общество. Взгляд, который вытекает из глубинных основ христианкой веры и христианского учения о человеке.
  • 18.02.15. Николай Сомин. Сборник статей "Православный социализм как русская идея"
    Вышла книга Николая Сомина "Православный социализм как русская идея".
    Приводится содержание, и ссылки на статьи.
    Также дается адрес магазина, где книгу можно приобрести.
  • 09.02.15. Николай Сомин. Православная трудовая община (проект)
    В этом материале тезисно отражены основные идеи, которые кладутся в основу Православной трудовой общины .
  • 02.12.14. Николай Сомин. Заметки о труде в христианской традиции
    Ныне у нас в России по части отношения к труду происходит катастрофа. Труд потерял свою престижность и стал исключительно средством получения зарплаты. А если есть хоть какая-то возможность получать деньги и не работать, то все такие уловки беззастенчиво применяются. Как возродить пафос труда? Какими средствами внушить человеку, что добросовестный труд, по крайней мере, не дает человеку опуститься до обезьяны? Это можно сделать только апеллируя к христианству и христианскому учению о труде.
  • 13.10.14. Николай Сомин. Книга о св. Иоанне Златоусте
    Николай Сомин. ОБИЖАТЬ ЗАСТАВЛЯЕТ ЛЮБОСТЯЖАНИЕ. Учение св. Иоанна Златоуста о богатстве, бедности, собственности и милостыне. - М.: Современная музыка. 2014, - 262 с.
  • 13.10.14. Николай Сомин. О числе новомучеников РПЦ в XX в
    Можно сделать вывод, что согласно данному методу подсчета общая численность репрессированных православных верующих – около 100 тыс. чел. ± 40%. Эта оценка в 5-6 раз меньше, чем считалось ранее.
  • 15.09.14. Николай Сомин. Вокруг неплюевских идей. III. «Обособление от зла и злых»
    В идейном наследии Н.Н. Неплюева очень важное место занимает мысль об обособлении от зла и злых. Это одна из наиболее сильных и радикальных его идей, которой мыслитель придавал исключительное значение. Неплюев возвращается к ней не раз и тщательно ее обосновывает.
  • 11.09.14. Николай Сомин. Вокруг неплюевских идей. II. «Любовь, принуждение и корысть»
    Неплюев считал, что существует только три силы, которые двигают общество, заставляя его следовать по пути прогресса. Это: любовь, принуждение (страх) и корысть. Удивительно – всего три мотива! Кажется, что их гораздо больше. Но поразмыслив, мы придем к выводу, что если мотивов, побуждающих личность к действию великое множество, то обществом в подавляющем большинстве случаев движет одна из трех «неплюевских» сил.
  • 08.09.14. Николай Сомин. Вокруг неплюевских идей. I. "Бессистемная благотворительность"
    Обычную для христиан милостыню, когда богатый спонсор жертвует средства тому или иному просителю, Неплюев называл «бессистемной благотворительностью» и резко критиковал, противопоставляя ей братскую жизнь, ради организации которой можно и нужно выделять средства.
  • 05.09.14. Николай Сомин. О христианском понимании общественных формаций
    В рамках христианской социологии проблема общественных формаций должна решаться на базе основных христианских ценностей и обязательно в христианском ареале, т.е. в странах и народах, выстроивших свою культуру на основе христианства. В настоящей работе автор ставит своей целью дать вариант решения этой задачи. При этом предполагается сконструировать классификацию обществ, отражающую прежде всего духовную сторону человеческой природы.
  • 16.07.14. Николай Сомин. Лекция 14: Макс Вебер и протестантская этика
    Вебериана насчитывает огромное количество – тысячи – статей. И, вообще, имя Вебера ставят рядом с такими титанами как Эйнштейн, Фрейд, Маркс. А его работа «Протестантская этика и дух капитализма» необычайно популярна. Френсис Фукуяма вообще считает её самой известной социологической работой человечества. В общем-то, Вебер был хороший учёный, но, сами понимаете, что каким бы хорошим учёным человек не был, но такой успех – он неспроста. Видимо, этот человек сделал очень большую услугу сильным мира сего. Поэтому он вот таким образом и раскручивается.
  • 16.07.14. Николай Сомин. Лекция 13: Социальная доктрина католической церкви
    Долгое время, по крайней мере, в теории католичество исповедовало святоотеческое отношение к имущественной тематике. После оно прыгнуло вниз и стало исповедовать общепринятую доктрину. А после, уже в наше время оно ступило еще вниз, и фактически сейчас оно исповедует протестантскую этику
  • 11.07.14. Николай Сомин. Лекция 12: Социальная философия Н.Н. Неплюева
    Неплюев не только практик, не только создатель Крестовоздвиженского братства, он ещё и очень крупный религиозный и социальный философ. Он разработал замечательную систему религиозной философии, очень продуманную, и по моим понятиям он должен встать в ряд наших знаменитых религиозных философов, наряду с Булгаковым, Бердяевым, Соловьевым, Хомяковым и прочими. А может быть, и выше их.
  • 11.07.14. Николай Сомин. Лекция 11: История Крестовоздвиженского трудового братства
    Братство синтезировало в себе три, казалось бы, несовместимых между собой аспекта. Во-первых – строгая православная вера: храмовое богослужение, посты, и всё-всё, что связано с традиционным православием. Второе – христианский коммунизм. Социальный строй братства основан на полном равенстве и общей собственности. И, в-третьих, высочайший технический и, можно сказать, научный уровень. Братство вело обширное хозяйство, которое было на уровне высших технических образцов того времени.
  • 02.06.14. Лекции Николая Сомина
    Видео лекций Николая Сомина
  • 20.05.14. Николай Сомин. Шахматист Путин
    B идеологически и экономически мы на крючке Запада. Путин попробовал дернуться – крючок оказался очень крепким. И теперь он отыгрывает назад, стараясь замириться. Но пощады не будет – Запад, как опытный шахматный игрок, все улучшает и улучшает свою позицию, с тем, чтобы в надлежащий момент начать решающую матовую атаку...
  • 20.05.14. Николай Сомин. Поздний Шиманов. Заметки о философе-праведнике
    Наверное есть люди, знавшие Шиманова ближе, чем я, и они лучше меня расскажут о нем. Но и мне посчастливилось долгое время быть знакомым с незабвенным ГенМихом. И я, пока еще Господь продляет наши дни, хотел бы об этом рассказать.
    Я познакомился с Геннадием Михайловичем где-то в середине 90-х. Однажды я делал доклад по христианскому социализму и имущественному вопросу в Церкви. Как водится, меня страшно ругали. Но после доклада я вдруг встретил ясные, внимательные глаза уже пожилого человека. Он со мной заговорил – это был Шиманов.
  • 07.05.14. Николай Сомин. Лекция 10: Государство иезуитов в Парагвае
    Сегодня лекция будет посвящена государству иезуитов Парагвае. Это один из самых удивительных эпизодов человеческой истории. Дело в том, что в то время как наша Россия переживала свой очень сложный период истории, начиная со смутного времени и до начала царствования матушки Екатерины Второй, на другой стороне шарика существовало удивительное коммунистическое государство, которое было организовано иезуитами. Но все по порядку...
  • 07.05.14. Николай Сомин. Лекция 9. Коммунистические идеи в утопиях Т,Мора и Т. Кампанеллы
    Запад всё-таки нельзя постоянно топтать ногами. И они когда-то были людьми, были христианами, и там возникало достаточное количество идей, направленных на улучшение жизни, улучшение социального строя. И вот о двух таких случаях я сегодня постараюсь рассказать. Первый – это «Утопия» Томаса Мора; второй - "Город Солнца" Кампанеллы.
  • 06.05.14. Николай Сомин. Границы возможного
    Возможно ли созидание общества справедливости и правды? Причем, не идеальными людьми, а нынешним, грешным составом человечества? Если это возможно, то в какой степени? И как долго такое общество может просуществовать в нашем падшем мире? Мы только начнем разговор, не пытаясь поставить все точки над i. И поэтому постараемся формулировать кратко – скорее тезисно, чем с развернутыми комментариями.
  • 18.04.14. Николай Сомин. Лекция 8. О христианском осмыслении общественных формаций
    Мы попытаемся проблему общественных формаций рассмотреть со своей, христианской точки зрения, потому что меня лично все схемы, о которых я говорил, совершенно не устраивают. Я не марксист, и к схеме Маркса отношусь достаточно прохладно. Хотя я должен сказать, что она имеет свои достоинства. Дело в том, что схема Маркса имеет классовый подход. И это, на самом деле, хорошо. За классовым подходом видится подход моральный, подход нравственный, т.е. всё-таки, общество где-то оценивается с нравственных позиций. Пусть и довольно специфическим образом. Остальные схемы – они такого нравственного наполнения вообще не имеют. И это, на мой взгляд, типично западная пропаганда, попытка уйти от нравственного осмысления общества.
  • 16.04.14. Николай Сомин. В.И. Экземплярский и его книга "Учение древней Церкви о собственности и милостыне"
    Осенью 2013 г. произошло отрадное событие – была переиздана книга Василия Ильича Экземплярского «Учение древней Церкви о собственности и милостыне». Можно только поблагодарить Краснодарское издательство «Текст», что оно нашло возможность издать эту уникальную книгу, причем достаточно большим тиражом – 1000 экз. Первоначально предполагалось, что книга будет предваряться моим обширным Предисловием, где дан очерк имущественного святоотеческого учения. Но в последний момент и в этом издании оно было резко сокращено. Поэтому, ради восстановления первоначального замысла, приводится полный вариант Предисловия..
  • 25.02.14. Николай Сомин. Нам надо изменить социальный строй. (выступление на конференции «Национальная идея России против Нового Мирового Порядка»)
    Такой сокрушительной и такой всеохватной катастрофы не было за всю историю России. Разрушена ее экономическая мощь, попрана ее государственная независимость, разорены армия, медицина, наука и образование, практически полностью уничтожена самобытная русская культура, резко понижен уровень нравственности. Осталась только Православная Церковь – этот последний оплот нашей русской обороны. Если он упадет, если Церковь так или иначе покорится католичеству или просто омертвеет в своем бюрократизме, то можно считать, что России больше не будет. Поэтому из последних сил необходимо стоять за православие и поддерживать в народе православное начало. Однако этого мало. Необходима еще смена социального строя. И об этом хотелось бы поговорить подробнее...
  • 16.01.14. Николай Сомин. Лекция 7. Христианское осмысление справедливости
    Сегодняшняя лекция будет посвящена очень интересному, на мой взгляд, вопросу –справедливости. Или еще более точно – социальной справедливости. Или ещё точнее – христианскому осмыслению понятия социальной справедливости. Дело в том, что наши богословы не особенно жалуют это понятие. И когда Вы просто начнете говорить с православными людьми о социальной справедливости, то не исключено, что в ответ вы получите такую ироническую усмешку, не более.
  • 17.12.13. Николай Сомин. Лекция 6. Борьба двух имущественных учений в истории Византии
    Эта лекция должна ответить на один важный вопрос. А именно: как же так получилось, что в нашей замечательной православной Церкви идеи Златоуста вдруг были забыты. Сейчас, конечно, Златоуст почитается как величайший святой, но его имущественное учение во многом просто не используется. Но для этого нам придётся сделать небольшой экскурс в Византию.
  • 10.12.13. Николай Сомин. "Стать достоянием Божиим". Религиозно-социальная философия Н.Н.Неплюева
    Неплюев всю жизнь плодотворно занимался разработкой религиозно-социальной философии, в результате чего им была выработана система взглядов, охватывающая как нравственную так и социальную стороны жизни христианина. Столь основательно продуманной социально-религиозной философии нет ни у одного русского философа или религиозного деятеля. Уникальность неплюевской системы заключается в удивительной цельности, единстве положений и главное – укорененности в самых глубинных идеях христианства.
  • 23.11.13. Николай Сомин. Лекция 5. Имущественное учение св. Иоанна Златоуста
    Я расскажу про имущественное учение великого богослова, святителя Иоанна Златоуста. Его учение — это вершина имущественной этики. Выше этого в этой области православная мысль ничего не создала.
  • 15.11.13. Николай Сомин. Лекция 4. Коммунистические фрагменты Деяний апостольских<
    сегодня я хочу напрямую оправдать название цикла, и посвящу свою лекцию так называемым «коммунистическим фрагментам» Деяний Апостольских. Эти коммунистические фрагменты описывают столь необычную ситуацию, что вокруг неё образовалась большая литература, большое разнообразие мнений. И вот об этом столкновении мнений и будет идти речь.
  • 13.11.13. Николай Сомин. Лекция 3. "Притча о неверном управителе"
    Поскольку этот сюжет просто замечательный, на мой взгляд, просто феерический, я буду рассказывать о нем все полтора часа. Но, увы, именно с этой притчей у богословов нелады. Ее объяснение считается очень трудным. Даже я должен сказать, что некоторые богословы считают, что здесь просто испорчен евангельский текст...
  • 09.11.13. Николай Сомин. Лекция 2. "О птицах небесных"
    Очень часто говорят, и это в книжках всё время пишут, что в Евангелии частная собственность нигде не осуждается, Господь ни разу об этом не сказал, а, наоборот, есть фрагменты, которые являются апологией частной собственности. Кроме того, часто можно услышать, что в Евангелии нет никакого коммунизма, даже намёков на это нет.
    Я бы выдвинул другой тезис, противоположный этому: я утверждаю, что в Евангелии нет апологии частной собственности. Нигде, ни одного фрагмента.
  • 08.11.13. Николай Сомин. Лекция 1. Эпизод с богатым юношей
    Мы начинаем публикацию цикла лекций, читаемого автором в общественной организации «Суть времени». Устроители назвали этот цикл "Коммунистические идеи в Святоотеческом учении в свете имущественной этики". Но тематика лекций шире, охватывая многие вопросы христианской социологии.
  • 31.10.13. Николай Сомин. О работе Г.М. Шманова "Десять статей о социализме". Выступление на вечере памяти Г. М. Шиманова 30 октября 2013 г.
    Разговор о социализме в наш век труден – слишком уж его идеи опорочены (если не сказать более сильно) и консерваторами и либералами. Либерализм Шиманов резко порицал. Но он не был и консерватором. Он был традиционалистом. Тут тонкость – для Шиманова важны основные ценности здорового общежития: религия, семья, община, нация. Но их реализацию он видел не в возврате к старым дореволюционным и тем более советским формам (ибо и там они искажались), а к поиску новых, высших форм общественной жизни, в которых бы эти ценности достойно воплотились. Вот в качестве такой новой формы Шиманов чаял социализм.
  • 08.07.13. Николай Сомин. Уранополитизм и капиталофилия.
    В нашей Русской Православной Церкви имеет место один любопытный феномен. Поговорите со священниками и Вы убедитесь, что подавляющее большинство из них вполне определенно высказываются за частную собственность и капитализм. При этом они, конечно, сетуют на падение нравов, но винят в этом не сегодняшние реалии, а социалистическое прошлое. Аналогично – монахи и служащие в церковных структурах миряне. Иначе говоря, капитализм приветствует практически вся «профессиональная», т.е. наиболее авторитетная часть Церкви, в результате чего это мнение становится позицией всей Церкви.
  • 26.05.13. Николай Сомин. Загадка Хомякова II «Выше же всего единение святости и любви»
    Хомяков, из всех богословов, причем не только русских, дал самое высокое, самое духовное понятие о Церкви. В основе хомяковского понимания Церкви лежит понятие соборности – единения членов Церкви в истине и любви.
  • 26.05.13. Николай Сомин. Загадка Хомякова I. «Для России возможна одна только задача: сделаться самым христианским из человеческих обществ»
    Хомяков очень сложен, хотя с первого взгляда кажется, что он говорит о простых вещах – его статьи в основном направлены на выработку доказательство истинности «славянофильского» (точнее, прорусского) мировоззрения, которое ныне для русских людей является совершенно естественным. Но дело в том, что за этой очевидной мыслью у Хомякова лежит огромный пласт философских, исторических, социальных и богословских мировоззренческих идей, совсем не очевидных, весьма оригинальных и далеко не непротиворечивых.
  • 26.05.13. В память вечную будет праведник
    Ушел ко Господу Геннадий Михайлович Шиманов (10.07.1937-24.05.2013).
    Геннадий Шиманов – это символ «диссидентской» эпохи нашей церковной, политической и общественной мысли. Эпохи по-своему замечательной, но теперь, с его уходом, навсегда закончившейся. Это был праведник, исполнявший может быть самое трудное послушание – говорить истину. Он выполнил все, к чему был призван Господом и ушел к Нему, отдав все свои силы и таланты.
    Вечная ему память.
  • 25.01.13. Николай Сомин. Христианская экономика: постановка проблемы (Сообщение на XXIII научной конференции ПСТГУ)
    Это понятие, как можно предположить, важное, должное стать объектом всестороннего обсуждения среди православной общественности, в том числе ­– православных социологов. Но пока этот процесс находится в начальной стадии, и неудивительно, что интерпретация термина «христианская экономика» не устоялась. Что же это такое? В принципе можно сделать несколько предположений...
  • 28.12.12. Николай Сомин. Капитализм уничтожает Россию.Интревью участникам движения "Суть времени"
    К несчастью, сегодня мы как никогда далеки от реализации русской идеи. Россия пошла по капиталистическому пути, нам насаждается строй служения мамоне. И, конечно, реализация русской идеи в рамках капитализма невозможна. Для меня просто абсурдно словосочетание «Святая капиталистическая Русь». Это не произносимо.
  • 30.10.12. Николай Сомин. Почему нам необходим православный социализм?
    Православный социализм кардинально отличается от советского социализма другой идеологией – православной. Под православной идеологией понимается система государственно-образующих идей, в основе которых лежит православная вера. В частности, православная идеология дает обоснование того, что именно социалистическая экономика не только согласуется с догматами православной веры, но и является гораздо ближе к идеалам христианства, чем рыночная (капиталистическая) экономика.
  • 02.10.12. Николай Сомин. История византийской имущественной этики
    Предлагаем читателю цикл небольших заметок по истории имущественной этики ранных христианских Церквей и Византии.
  • 10.09.12. Николай Сомин. Православный социализм: обоснование и проблемы реализации
    Что это такое? Если сказать одной фразой, то это – социалистическая экономика, поддерживаемая православной идеологией. Конечно, тут требуются разъяснения.
  • 10.09.12. Николай Сомин. Леонтьев о социализме: предвиденное и непредвиденное
    Человек сильного, но своеобразного ума, Леонтьев с трудом дружил с логикой. Но удивительная историческая интуиция позволила ему многое предвидеть.
  • 17.08.12. Николай Сомин. Судьба Соловьева III. "Детушки, антихрист!"
    "Три разговора" оказываются шкатулкой с двойным дном. За критикой толстовства прячется истинное содержание – расставание Соловьева с прежними кумирами и самыми заветными идеями.
  • 18.07.12. Николай Сомин. Судьба Соловьева II. "Показать добро как правду"
    Название книги "Оправдание добра" говорит само за себя: нравственный критерий в жизни человека – главный; нравственный закон пронизывает все стороны человеческого общества: правовую, национальную, экономическую, политическую, военную. Цель книги, как ее определяет сам Соловьев – «показать добро как правду». Оптимизм пронизывает всю книгу – нравственный прогресс необходим, и он идет, пусть медленно и с возвратами, так что перед концом мира (насчет которого философ никогда не сомневался) человечество ждет нравственный расцвет.
  • 16.07.12. Николай Сомин. Судьба Соловьева. I. «Я мало помалу превращаюсь в машину Ремингтона»
    Многие православные с большим предубеждением относятся к нашему замечательному христианскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву. «Еретик», «папист», «хулитель Церкви» – то и дело приходится слышать из уст не только мирян, но также священства и монашествующих. Не будем ставить клейма и приклеивать ярлыки. Каждый человек сотворен Богом по определенному замыслу и предназначен для исполнения здесь на земле определенной цели. Но понять и исполнить свое предназначение ох как непросто. Во всяком случае, его судьба требует осмысления.
  • 11.07.12. Николай Сомин. Стяжание и служение
    Есть две различные жизненные установки, так сказать, два модуса социального бытия.
    Первый: личность, ее свобода и независимость, ставятся на первое место; общество – лишь некая среда обитания, должная обеспечивать личности максимальную свободу.
    Второй: личность, индивид чувствует себя частью, клеточкой общественного организма; обществу как целому дается приоритет перед составляющими его индивидами.
    Собственно, этими модусами все разнообразие и исчерпывается. И потому перед русским человеком встает проблема выбора, а не придумывания чего-то третьего.
  • 25.06.12. Николай Сомин. Заметки по имущественному учению св. Иоанна Златоуста
    Предлагаем читателю цикл небольших заметок о воззрениях великого святителя Иоанна Златоуста на проблему собственности.
  • 12.06.12. Николай Сомин. Там реализован христианский социум (репортаж о поездке в Свято-Алексиевскую Пустынь)
    О существовании удивительного феномена Свято-Алексиевской Пустыни я знал давно. Но только сейчас, благодаря Русскому Экономическому обществу имени С.Ф. Шарапова намерение побывать там осуществилось... Место это безусловно подлинно христианское, благодатное, под Божиим покровом. Хочется еще приехать туда, лучше узнать, как живут там люди, да и просто подышать воздухом христианской жизни.
  • 21.05.12. Николай Сомин. Религиозно-философские основы педагогической системы Н.Н.Неплюева
    Николая Николаевича Неплюева хорошо знают в Свято-Алексеевской Пустыни как педагога и практика общинного движения. Неплюев – основатель удивительного православного Трудового Братства, в котором было четыре школы. Однако, должно заметить, что он был и замечательным русским религиозным философом. Неплюев выработал целую систему очень глубоких и богословски выверенных понятий, которая явилась теоретической основной всей его деятельности. В том числе – и деятельности педагогической. Это такие понятия как: верховный закон христианского откровения, дисциплина любви, обособление от зла, воспитание сознательного христианина и другие.
  • 22.02.12. Николай Сомин. Какой должна быть христианская экономика?
    Целью христианской экономики является создание условий для приближения человека к Богу, стяжания Царства Небесного, спасения. Однако эта простая мысль часто оспаривается. Говорят: поскольку экономика занята материальным производством, то ее значение второстепенно – ведь для христианина на первом месте духовное. Надо сразу сказать, что такой взгляд не выдерживает критики...
  • Выступление на Конференции ПСТГУ, секция "Социология православия".
  • 27.01.12. Николай Сомин. Социальная справедливость в контексте христианской этики
    Если завести с православным человеком разговор о социальной справедливости, то очень вероятно, что в ответ вы получите презрительную улыбку. А кое-кто из батюшек вам популярно разъяснит, что жажда социальной справедливости – это не что иное как зависть шариковых к состоятельным людям, чувство постыдное, которого христианин должен чураться. Думается, что такое отношение к социальной справедливости как раз нельзя назвать справедливым, и нам, православным социологам, следует со всей серьезностью отнестись к этому понятию.
  • Выступление на Рождественских чтениях, секция "Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества"
  • 27.01.12. Николай Сомин. Н.Неплюев и его Крестовоздвиженское Трудовое Братство>
    Будучи незаурядным богословом, Неплюев видел, что иные основания, на которых может держаться социум – принуждение и корысть – нехристианские. Только любовь, только братство, но хорошо организованное, продуманное, подчиняющее порывы страстей – единственный достойный христианина образ жизни. Того же Неплюев желал и для всей России. Пример неплюевского Братства показывает, что и в наше время христиане могут выстроить подлинно христианскую, братскую экономику.
  • 16.11.11. Николай Сомин. Послесловие к публикации
    Эта статья (Сомин Н.В. Достоинства и недостатки миросозерцания И.А.Ильина) была написана 15 лет назад, и с тех пор подвергалась лишь легкой редакторской правке. Изменились ли мои оценки после ее теперешнего просмотра? В принципе – нет. Только остается сожаление, что мало сказал, а что сказал – сказал слишком мягко, с оговорками. Но все же, в порядке более полной характеристики мировоззрения Ильина, кое-что я добавлю...
  • 09.11.11. Николай Сомин. Оправдание справедливости
    В стремлении к социальной справедливости люди правы, ибо это Божие веление. Правы, ибо чувство справедливости – чувство глубинное, ответственное за социальную жизнь человека. Они правы и в том смысле, что общество социальной справедливости достижимо, даже нынешним человечеством. Наконец, они правы потому, что только в условиях такого общества возможен расцвет общин любви, о которых нам повествует Новый Завет. Оправдание справедливости – вот что нужно нам, христианам, если мы хотим, чтобы Россия восстала из пепла.
  • 31.10.11. Н. Сомин. Лекарство хуже болезни. Заметки по статье Г.М. Шиманова "Размышление о частной собственности"
    И вот новая статья весьма уважаемого мною Геннадия Михайловича на ту же тему. И вновь мы видим те же самые положения; чего-то принципиально нового по сравнению с его же «Откликом на статью Сомина» в этой статье нет. И, поскольку я в своем «Ответе» отвечаю на ВСЕ тезисы Шиманова, то писать новую развернутую работу нет необходимости. Но поскольку в данной статье Шиманов упирает на свои тезисы куда более определенно, при этом, никак не отреагировав на критику, то и мне придется по некоторым позициям кратенько повториться и высказаться более четко.
  • 03.10.11. Сомин Н.В. Выступление на вечере памяти Неплюева 2011
    Дело в том, что само Братство и есть Иерусалимская община конца XIX-начала XX вв. Ибо сам Неплюев, при создании Братства, писал: "Мне нечего было продумывать форму жизни, наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина. Св. Апостолы... научили нас тому примером братских общин, этой единственной форме социального строя, вполне соответствующей братской любви". Подобные островки христианской любви создавались всегда, во все времена церковной истории. И, Слава Богу, и наша Церковь причастна к этому и дала такой замечательный образец, как Крестовоздвиженское Братство. И в этом – вселенское значение неплюевского феномена.
  • 25.06.11. Николай Сомин. Отбросим взаимные обвинения
    Коммунизм и православие считают несовместимыми понятиями. И действительно, обычны взаимные обвинения, зачастую доходящие до истерики. Не стоит подробно перечислять все обоюдные претензии – дело и так ясно: каждая сторона, обладая своей правотой, резко негативно относится к другой. И ведь претензии – серьезные, их нельзя как-то свести на нет, сделать вид, что их не существует. А неухоженная Россия-матушка гибнет в пороках... Но вот не могут договориться стороны, отрицают свою вину, льют друг на друга помои. И нет этому конца. Так что же делать? А выход один – просто прекратить взаимные обвинения. Прекратить абсолютно и навсегда. Просто сказать: да, правы и одновременно неправы обе стороны, и потому не будем рядиться, вычислять, кто более виноват.
  • 28.05.11. Николай Сомин. Наполним музыкой сердца (заметки об авторской песне)
    Советские кино, театр, литература – по своему замечательные – все это было официальной культурой. К ней же относились и «советские песни» – часто талантливые, но не попадающие в камертон души молодого поколения. Авторская же песня – явление иного толка. Творил сам народ. От души. Творил массово и самозабвенно. Это было подлинно народное творчество, не включающее в себя даже малой толики официоза. Нарождающийся советский человек вдруг запел своим голосом, нашел свои темы и способы их выражения. Авторская песня была советской народной песней, ибо тогда люди не делились на национальности. И одновременно – русской народной песней XX века, поскольку советский народ создавался на основе именно русского народа. В этом значимость авторской песни и ее особенность.
  • 28.05.11. Николай Сомин. «Ты не можешь более управлять» (к евангельской притче о неверном управителе)
    Западные богословы утверждают, что капиталистический способ производства справедлив, эффективен и, главное, обеспечивает людям свободу. Да и сами бизнесмены – люди совершенно необходимые: они производят нужные людям товары и предоставляют рабочие места. Так что именно их следует считать настоящими христианами. А что касается Евангелия, то оно, по мнению богословов, о частной собственности молчит. Да и не удивительно – ведь во времена Христа никакого капитализма не было, и потому от Евангельского повествования какого-либо нравоучения по этому вопросу требовать нельзя. Так думают почти все. И ошибаются. Оказывается, есть в Евангелии один фрагмент, с удивительной ясностью освещающий вопрос частной собственности. Это известная притча о неверном управителе.
  • 07.01.11. Николай Сомин. I. "Великая любодеица"
    Конечно, образы Апокалипсиса с огромным трудом поддаются непротиворечивой интерпретации. И все же рискнем высказать одно суждение. Вавилонская блудница – это современная рыночная экономика. Да, та самая наша общая знакомая, с которой мы все познакомились лет двадцать назад. И, казалось бы, должны были к девушке приглядеться. Но вот беда: никак не можем признать в ней не просто даму легкого поведения, но ту самую «великую блудницу», суд над которой развертывает перед нами Откровение в виде, пожалуй, своей самой красочной картины.
  • 07.01.11. Николай Сомин. II. "Выйди от нее, народ Мой"
    «Выйди от нее, народ Мой» – это эквивалент хорошо известному, но не выполняемому «не можете служить Богу и мамоне». Христианство и рыночная экономика несовместимы. И только по плененности (и материальной и, увы, духовной) мы, православные, участвуем в ней. А многие и восхваляют, считая ее подлинно христианской. Но вот незадача: «пал, пал Вавилон». А мы-то уже свыклись с «шопингом», Мы и Россию-то сдаем именно за него. Да, уже сдали, даже и не заметили как и когда. «Выйди от нее, народ Мой» – это призыв хотя бы в последние, апокалиптические времена одуматься, понять, что нельзя называть себя христианином и спокойно поддерживать строй, на котором расцветают мерзости земные.
  • 04.12.10. Сомин Н.В. Учение Св. Иоанна Златоуста и богатстве, бедности, собственности и милостыне
    Эта книга была на 95% написана шесть лет назад. Но желание "отточить формулировки" и "улучшить литературный стиль" не дало мне ее поместить на сайте еще тогда. Но теперь, когда нашему обществу как воздух необходимо ознакомление с подлинно православным имущественным учением, я решил выложить ее в теперешнем виде, лишь слекга откорректировав. Особенность книги: она содержит довольно значительный корпус текстов св. Иоанна Златоуста по имущественной проблематике. Так что все выводы обосновываются златоустовскими текстами. Надеюсь, что читатели укажут на ошибки, опечатки и прочие недостатки книги.
  • 24.11.10. Лекция о Чаадаеве
    Первым нашим христианским социологом был Чаадаев. Он создал удивительное, неповторимое произведение своего аристократического ума: «Философические письма». Учение Чаадаева, однако, гораздо глубже, чем просто нападки на Россию. Он выработал целую социальную философию, в основе которой стало христианское понимание истории. И только неудачная подача материала (в первом же Философическом письме» были сделаны выводы о России, причем неокончательные) не позволили обществу с этой философией познакомиться.
  • 24.11.10. Лекция о Данилевском
    Скромность, сочетающаяся с самостоятельностью мышления – вот отличительные черты Данилевского. И эти черты позволили ему написать великую книгу «Россия и Европа», выдвинувшую его в ряд социальных мыслителей мирового масштаба. Непреходящее значение данилевского - в разработке теории культурно-исторических типов.
  • 19.11.10. Николай Сомин. Стенка на стенку (Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы 16-го ноября 2010г.)
    Гражданская война закончилась 90 лет назад. И все же она идет. Она продолжалась всю последующую историю России. И продолжается сейчас: страшное, развращающее иго либерального капитализма, нашим народом глухо саботируется. Даже на форумах РНЛ, нет-нет она (гражданская война) да всплывет – то в полемике вокруг Сталина, то вокруг Солженицына, то в обсуждении православного социализма. Причина, думается, в том, что в нашем народе живы оба образа Руси – и белый и красный.
  • 22.10.10. Сомин Н.В. "Симфония" с нынешней властью? (Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы 21-го октября 2010г.)
    Что касается теоретических вопросов взаимодействия Церкви и государства, то тут, как мне думается, вопрос ясен. Не отделение Церкви от государства, а наоборот, симфония, тесный союз Церкви и государства – вот наш идеал, к которому мы должны стремиться. Но вся проблема в том, что симфония возможна далеко не со всякой властью. И в этой связи перед нами стоит главный вопрос сегодняшнего дня: «можно ли строить симфонию с нынешней властью?». Я попытаюсь ответь на него с помощью аналогии.
  • 11.10.10. Сомин Н.В. Православный социализм как будущее России. Тезисы. (Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы 28-го сентября 2010г.)
    Что нас губит? Наркомания? Коррупция? Пьянство? Засилье гастарбайтеров? Да. Но все это – следствия. В конце-то концов нас губит, казалось бы, безобидное словечко «рынок». Нас губит капитализм. Причем капитализм как таковой, а не только либеральная его разновидность. Капитализм как служение мамоне, как поклонение доллару вместо Бога. Капитализм как извращенный образ существования социума. Ибо он и атомизирует общество, плодя эгоистов, и порождает несправедливость, и развращает народ, и убивает веру.
  • 12.08.10. Сомин Н.В. Какой социализм нам нужен? Ответ Г.М. Шиманову
    Статья Геннадия Михайловича Шиманова «О частной собственности. Отклик на статью Н.В. Сомина», написанная в качестве ответа на мою статью «Русская идея обязывает», весьма поучительна. Ее автор – мой хороший знакомый и очень уважаемый мною человек – за преданность мыслетворческой деятельности, за несгибаемую православную позицию и просто за житейское и гражданское мужество. Шиманов – один из самых вдумчивых мыслителей современной России. И все же «Платон мне друг, но истина дороже». И я должен предупредить читателя, что поучительность его статьи – в ее, на мой взгляд, недостаточно продуманной концепции, и мой долг всю эту «поучительность» раскрыть.
  • 12.08.10. Сомин Н.В. Русская идея обязывает.
    Констатируем почти очевидное: Россия гибнет, схлопывается, превращается, подобно Византии, из реальности в субъект исторической науки. Промышленность остановлена, армия развалена, наука ликвидирована, когда-то наше лучшее в мире образование теперь плодит чуть ли не дебилов, все импортное, в том числе и продовольствие: перекроют кислород – и голод неминуем­. Из нас высасывают нефть и газ, давая взамен бледно- зеленую бумагу. Мы – даже не колония, ибо уже не государство, а просто территория. И народ наш – уже не народ, а просто население, живущее сугубо личными интересами (да еще футболом) при полном безразличии к будущему нации.
  • 20.11.09. Сомин Н.В. Лекции по курсу: "РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОЦИУМЕ"
    Предлагаемый цикл лекций служит дополнением к основному курсу лекций «Социальные идеи Ветхого и Нового Заветов».Постоянно обновляется.
  • 15.11.09. Сомин Н.В. Лекции по курсу: "СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ"
    Курс лекций по христианской социологии. Лекции читаются автором на факультете социальных наук ПСТГУ. Постоянно обновляется.
  • 16.08.09. Сомин Н.В. Трансформация общества: очерк христианской социологии
    В настоящей статье предпринимается попытка с православных позиций дать типологию обществ, а также проследить процесс общественной трансформации за весь христианский (и постхристианский) период развития христианских народов. При этом в основу кладется принцип приоритета духовного над материальным.
  • 01.07.09. Булгаковская метаморфоза
    Есть в творческом пути Сергея Николаевича Булгакова один очень интересный момент – его отношение к христианскому социализму. Думается, что именно этот, казалось бы, непродолжительный и несущественный эпизод выразил нечто очень глубинное в ментальности этого знаменитого мыслителя и во многом определил всю его дальнейшую жизнь.
  • 01.07.09. О "хозяйстве" и "экономике" у Булгакова
    Суть сделанного Булгаковым иногда усматривают в том, что книга его названа «Философия ХОЗЯЙСТВА», а не «Философия экономики». Тем самым, по утверждению адептов булгаковской парадигмы, философ этим одним словом сделал огромный шаг вперед, вырвавшись за узкие рамки позитивной экономики на просторы осмысления роли хозяйства в замысле Божием о мире и человеке. Попробуем разобраться, что в действительности приобрел и что потерял Булгаков своим словоупотреблением.
  • 15.06.09. Сомин Н.В. Неплюев принимает гостей<
    Мне посчастливилось участвовать в проходившей на Украине Конференции «Социально-экономическое наследие Н.Н. Неплюева и Крестовоздвиженского трудового Братства». И показалось интересным сделать отчет об этой поездке, причем в репортерском стиле.
  • 15.06.09. Сомин Н.В. Неплюев как социальный мыслитель
    Прежде всего, нужно указать на громадный масштаб Неплюева как социального мыслителя. Его имя должно занимать достойное место в ряду лучших русских умов. Но Неплюев - не просто мыслитель-теоретик; это был пророк, пытавшийся докричаться до российского общества, призвать его к покаянию. В то время голос Неплюева не был услышан. Но теперь, после бед, пережитых Россией, мы лучше понимаем смысл его призывов.
  • 23.03.09. Николай Сомин. "Беззаконный же Иуда не восхоте разумети"
    В дни Страстной Седмицы, начиная с Великой Среды по Великую Пятницу, мы много раз слышим пронзающие душу песнопения о предательстве Иуды. Даже кажется удивительным, что имя Иуды склоняется так часто. Почему же апостол, призванный самим Христом, предал Учителя? Страстные службы дают нам абсолютно ясный ответ – из сребролюбия.
  • 19.03.09. Сомин Н. В. Личное спасение и социальное преображение
    Должна ли Церковь стремиться к преображению общества? Казалось бы, вопрос риторический. Естественно, должна. Наш вероучительный документ «Основы социальной концепции РПЦ» недвусмысленно об этом говорит: «Ее (Церкви – Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» . И все же об этом, вроде бы, решенном вопросе приходится говорить вновь и вновь. Ибо для многих членов нашей Церкви этот вопрос тоже как бы риторический, но ответ на него подразумевается диаметрально противоположный: «Естественно, нет», «Боже упаси».
  • 21.02.09. Сайту «Христианский социализм как русская идея» пять лет
    Поздравляю всех наших авторов и читателей с пятилетием сайта. Конечно, по историческим меркам срок небольшой, но по времени жизни в Интернете – все же значительный. И потому есть повод подвести некоторые итоги.
  • 28.01.09. Сомин Н.В. Рассуждение о стоимости
    В экономической теории есть одна проклятая проблема, для решения которой затрачены огромные усилия, но воз и ныне там. Это проблема стоимости. О стоимости всегда велись очень глубокомысленные рассуждения, а в марксизме стоимость прямо-таки приобрела мистический статус «основного вопроса политэкономии». Однако, настали другие времена, и теперь, читая нынешние американские «Экономикс», люди старой закалки с удивлением спрашивают «а где же стоимость? почему о ней нет ни слова?». И в самом деле, современные математизированные теории преспокойно обходятся без стоимости, или понимают под стоимостью просто цену. Так как же на самом деле? Есть стоимость или нет? А если есть, то какова природа, «субстанция» стоимости?
  • 12.01.09. Сомин Н.В. Очень нужная книга
    Работа Александра Молоткова «Миссия России. Православие и социализм в XXI веке» – одна из тех редких книг, которые прокладывают новые пути в общественной мысли. И очень хорошо, что она подоспела вовремя. Дело в том, что сегодня очевиден тупик в развитии русского общественного сознания.
  • 03.01.09. Сомин Н.В. Василий Ильич Экземплярский. Судьба и творчество
    "...как понять тот вопиющий к небу факт, что едва ли в истории человеческого быта была такая мерзость и неправда, которую бы люди не защищали от имени Евангелия Христова? Когда я был на школьной скамье, то мне казалось, что это - сплошное предательство Его, измена Господу ради своекорыстных целей, я негодовал, возмущался. Потом раздражение сменило другое чувство - настоящее горе. Я понял, что почти общее явление не может быть объяснено случайными причинами..."
  • 27.12.08. Сомин Н.В. Философия хозяйства через призму взглядов св. Иоанна Златоуста
    Большинство скорее всего пожмет плечами: какой-то там святой, судя по имени – мастер говорить речи. Другие, более осведомленные, скажут, что это явная натяжка. Св. Иоанн Златоуст известен как великий святитель и учитель Церкви. Он призывал людей жить сообразно Божьим заповедям. И ни о какой философии хозяйства он никогда не говорил. Что правда – то правда: термина «философия хозяйства» в златоустовских проповедях мы не найдем. Но если все же повнимательней прочитать их, то мы вдруг предстанем перед очень продуманной философией, которую просто нельзя игнорировать при анализе любой хозяйственной деятельности.
  • 09.10.08. Сомин Н.В. Надо создавать «богословие экономики»
    Да, нам  нужно «экономическое богословие», или лучше «богословие экономики»,  т.е. осмысление всей сферы экономических феноменов с позиций православия.  Такого осмысления пока нет. Тот сумбур, который мы находим в толстенном  томе о. Филиппа, вполне  объективен и просто отражает состояние православных умов,  пытающихся как-то связать христианство с экономическими реалиями. «Богословие экономики» как серьезный раздел православного вероучения по сути дела только зарождается.
  • 26.09.08. Сомин Н.В. Выдающийся русский социальный мыслитель
    За последние годы усилиями нескольких энтузиастов-историков из небытия было вызволено имя Николая Николаевича Неплюева (1851-1908) – замечательного русского человека и пламенного христианина. И тут оказалось, что его деятельность принесла поистине выдающиеся плоды. Социологи и историки с восхищением изучают Крестовоздвиженское Трудовое братство – главное детище Неплюева, которому он отдавал все свои силы. Педагоги обнаружили замечательную православную систему воспитания подростков. Наконец, философы погружаются в его удивительно глубокие религиозно-социальные воззрения.
  • 26.09.08. Сомин Н.В. Дисциплина любви
    Основное понятие, которое кладет Неплюев в основу всей своей социальной философии – дисциплина любви. Это сознательное и свободное подчинение личности коллективу – не по страху или слепому повиновению, а по любви к людям и Богу.
  • 1.09.08. Николай Сомин. Скоро большая война
    В одной из своих статей («Возрождаемся? Нет, гибнем») автор писал, что Россию ожидают тяжкие катаклизмы, скорби и испытания, но описаны они были лишь предположительно. Теперь, после войны в Южной Осетии, ситуация проясняется, и характер бедствий вырисовывается достаточно отчетливо. Будет война с Западом, причем в ближайшие пять-десять лет. Война на уничтожение России. А для нас это будет война отечественная, не менее тяжкая, чем та Великая Отечественная, которую вытянули наши отцы и деды.
  • 15.07.08. Сомин Н.В. Церковь выбирает глобализацию
    События, развернувшиеся вокруг посланий еп. Диомида, не на шутку взволновали нашу Церковь. Многие православные предчувствуют, что в жизни Церкви началась какая-то новая полоса. Эмоций много, но осмысления все же недостаточно. Необходимо понять, что происходит сейчас и к каким последствиям все это может привести в будущем.
  • Сомин Н.В. Капиталофилия
    Но нет, второго крещения Руси не получилось. Три-пять процентов «церковных» верующих плюс десяток процентов «полуцерковных». Церковь так и осталась на обочине общества, не оказывая на него существенного влияния. Кто помешал? Помешал, как всегда, лукавый. Но в этот раз он был в таком отвратительном обличье, в котором он еще на Руси не появлялся. Это обличие мамоны. Именно мамона перешел дорогу Церкви и вторично «крестил» новую Россию в свою веру. Что же произошло?
  • Сомин Н.В. "К счастью, человечество не есть куча психической пыли". Владимир Соловьев о совершенствовании общества
    О. Георгий Флоровский утверждает: «Весь творческий путь Соловьева может быть понят и объяснен именно из этого искания социальной правды». Это очень точное замечание. Действительно, убежденность в том, что Церковь обязана заниматься совершенствованием общества, была для Соловьева самой заветной идеей, которой он предавался со страстью, не изменяя ей во все периоды своего творчества. Н. Бердяев писал: «Вл. Соловьев никогда не понимал христианства как исключительно религию личного спасения, а всегда понимал его как религию преображения мира, религию социальную и космическую. Церковь не есть только богочеловеческая основа спасения для отдельных людей, но и богочеловеческое домостроительство для спасения всего мира».

  • 1 Работы после 2007 г. 2 Работы до 2007 г включительно



    На главную страницу

    Rambler's Top100