Rambler's Top100

Экономические заметки. III. Парад идеологий

 

Николай Сомин

 

На идеологическом небосклоне современной России можно рассмотреть три наиболее ярких звезды. Иначе говоря, три идеологии ныне главенствуют:

– «социалисты» – сторонники социализма

– «либералы» – сторонники либерального капитализма

– «патриоты» – приверженцы традиционных религиозных ценностей.

Казалось бы, все просто. Но присмотревшись, мы увидим, что в основании классификации нет четкости – если социалисты от либералов отличаются по признаку экономического уклада, то патриоты идентифицируются по мировоззренческому признаку. Эта классификационная чехарда требует, чтобы в ней разобрались.

Идеология – это свод основных принципов, по которым живет государство. Идеология неизбежно включает две составляющих: мировоззренческую и экономическую. Эта двойственность обусловлена падшестю человеческой. С одной стороны  человек не забыл до конца, что у него есть Отец на Небесах. Но с другой стороны после грехопадения Творец наказал человеку «в поте лица» добывать хлеб свой, т.е. трудиться, и до сих пор эта клятва не снята. И потому  форма организации труда для человечества имеет первостепенное значение. Иногда это отрицают. Например, в православных кругах часто можно слышать, что наша русская идея – это православие, не добавляя ничего более. Но думается, что эти люди совершенно не понимают, в каком падшем мире они живут. Игнорировать экономику нельзя – проблемы производства и распределения неизбежно выплывут.  Абстрагироваться от экономики нельзя, а можно лишь достичь такого ее устроения, чтобы оно в наибольшей степени соответствовало православию. Но также нельзя зацикливаться на одной экономике – на практике это будет означать глухой материализм и полное безбожие.

Но в этом мире, расколотом на две половины, по любой из идеологических компонент  не может быть только одного мнения, одного значения – их хотя бы два, причем резко различных.  И эти разные значения очевидны:

для мировоззренческой компоненты – вера/безбожие;

для экономической компоненты – социализм/капитализм.

Исходя из этого дуализма вернемся к нашему русскому идеологическому олимпу и попробуем охарактеризовать основные идеологии. 

Проще всего говорить о либералах. Их формула: экономика – капитализм, мировоззрение – безбожие. Хотя встречаются отдельные верующие либералы, но сам капитализм как погоня за мамоной предопределяет чистый, откровенный материализм, т.е. безбожие. Недаром Господь провозглашает «не можете служить Богу и мамоне». И либералы  вполне следуют этой евангельской логике – служат мамоне и отказываются от Бога.

Тут, в связи соотношением между либералами и социалистами, возникает вопрос: насколько можно совместись капитализм и социализм, сконструировав социальный строй, вобравший от каждого лучшее?  На вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что капитализм и социализм – принципиальные антиподы по многим позициям.

Во-первых, у этих экономических укладов разные цели. Очень четко об этом написал еще в 1937 г. Николай Бердяев:

«В отношении к хозяйственной жизни можно установить два противоположных принципа. Один принцип гласит: в хозяйственной жизни преследуй свой личный интерес, это будет способствовать развитию хозяйственной жизни целого. Это будет выгодно для общества, нации, государства. Такова буржуазная идеология хозяйства. Другой принцип гласит: в хозяйственной жизни служи другим, обществу, целому, и тогда получишь всё, что тебе нужно для жизни. Второй принцип утверждает коммунизм, и в этом его правота. Совершенно ясно, что второй принцип отношения к хозяйственной жизни более соответствует христианству, чем первый» («Истоки и смысл русского коммунизма»).

Во-вторых, сама структура экономических отношений совершенно различна.  При социализме – это плановый обмен непосредственно материальными ценностями; при капитализме – купля-продажа через рынок и деньги. Соответственно, различными были способы распределения ценностей среди населения, налоговая система, система социального обеспечения. Все эти вещи не могут быть взаимозаменяемыми. Поэтому  конвергенция социализма и капитализма невозможна. Это все равно, что взять от танка броню,  от самолета – крылья и думать, что получится летающий танк. Нет. Либо – либо. Тут надо выбирать. Не эклектичное соединение разнородных принципов, не придумывание третьего пути (его нет), а выбор из двух альтернатив – вот подлинная задача, стоящая перед Россией.

Несовместимость двух систем показывает и наша недавняя история. Всем нам известно, что переход от капитализма к социализму в 1917-1930 гг. был отнюдь не гладким, а изобиловал кровопролитным противостоянием. И только после полного вытеснения капитализма Россия сделала резкий скачок в развитии, став одной их могущественнейших держав планеты. И во времена контрреволюции 1991 г. было в одночасье поломано огромное количество судеб советских тружеников. Речь идет буквально о десятках миллионов убитых людей. Убитых не явно – не расстрелами, тюрьмами и лагерями, но выброшенных из общества, потерявших средства к существованию, умерших от бесперспективности и отчаяния. Преступления ельцинского режима пока еще не раскрыты, потери не подсчитаны. Но все тайное становится явным. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк.8,17). Результат же ельцинских «реформ», опять таки,  всем очевиден: развал всего, падение во всех областях жизни – хозяйстве,  образовании, нравственности, полуколониальный модус существования государства. Развал народа как единой, солидарной общности людей.

Правда, и с «социалистами» все не так просто. Дело в том, что мировоззренческая компонента у них разнится. Есть ортодоксальный марксизм, отстаивающий атеистическо-материалистическую точку зрения. Но есть и «православный  социализм», в котором сочетается христианская вера с социалистической экономикой.  Заметим, что с явлением православного социализма матрица идеологий приобретает законченный вид: 

– атеистический социализм;

– православный социализм;

– либерально-атеистический капитализм,

– «православный капитализм».

И надо сказать, что из всех идеологий только православный социализм приемлем для России и с мировоззренческой стороны и с экономической. И потому  идеи православного социализма постепенно завоевывают признание нашего народа, несмотря на  сопротивление ориентированных на капитализм либералов  и патриотов.

О наших «патриотах» надо сказать отдельно. Их охарактеризовать труднее, чем  либералов и социалистов. Конечно же, мировоззрение патриотов следует обозначить как православное. А вот экономические взгляды у них очень расплывчатые. Большинство вообще не считает экономику чем-то важным. Поэтому обычно  в программах наших «патриотов» (а таких программ за 25 лет написано пруд пруди) в качестве экономической составляющей озвучивается некое неопределенное мычание. Да и стоит ли уточнять? Напишешь о социализме – получишь неудовольствие элит и, как следствие, полное отсутствие финансирования; напишешь о капитализме – получишь возмущение народа и провал всего начинания. Поэтому и молчат об этом насущном вопросе.

Впрочем, не всегда. В последнее время чаще скромно указывается приверженность к частной собственности. Правда, читателю нетрудно догадаться, что речь идет о самом банальном, до боли нам знакомом капитализме. Разумеется, – капитализме национальном, который экономически выгоднее (ибо деньги остаются в России), но нравственно ничуть не более высоким, чем нынешний оккупационный капитализм. Ибо капитализм – всегда эгоизм, всегда мерзость, всегда подчинение мамоне, сребролюбию, и стяжанию. Конечно, таких разъяснений в программах наших «патриотов» нет. Боже упаси! Но осторожное упоминание примата частной собственности присутствует. Дело в том, что в последнее время  у нас в православно-патриотических кругах определенно развивается теория «православного капитализма». Причем, эту концепцию поддерживают наши батюшки, окормляющие «патриотов».  На этом явлении стоит задержать немного внимания.

Скажем прямо: никаких оснований для «православного капитализма» в Новом Завете нет. Абсолютно. И наоборот, «православный капитализм» строго-настрого запрещен Самим Христом, который предупреждает: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6,24). Ибо капитализм и есть самое откровенное служение мамоне. Более того, в Деяниях Апостольских предлагается совершенно иной, коммунистический идеал социальной жизни христиан. Речь, разумеется, идет об Иерусалимской общине, созданной всеми двенадцатью апостолами. Нет ничего о православном капитализме и в руководящем документе – «Основах социальной концепции РПЦ». Там в духе непредрешенчества мудро говорится о том, что церковь поддерживает все формы собственности, не выделяя никакую из них. И тем не менее, из личных бесед с батюшками выясняется их почти поголовное предпочтение «православного капитализма», что обычно дополняется неприятием социализма как якобы неизбежно богоборческого строя.  Батюшки охотно  рассказывают о том, какие злодеи были большевики, что все в СССР делалось из-под палки, что частное хозяйство – оно уж точно лучше, чем колхоз и еще много чего. Но главная причина их привязанности к «православному капитализму» обычно остается в тени.

И причина эта – экономическая. Причем, весьма прозаичная. Дело в том, что современные церковные приходы не могут прокормиться за счет  продажи свечей и книг. Ведь надо платить за ремонт храма, за священнические ризы, за реставрации икон, за охрану, за воскресную школу, за трапезы. И все это стоит больших денег. Плюс к тому немалая часть средств отсылается в Патриархию. Так что для нормального существования прихода как воздух нужны дополнительные средства. И батюшки их находят у спонсоров – богатых предпринимателей. Сейчас большинство храмов – на спонсорской игле. В столице спонсоры побогаче, в провинции – помельче. Но принцип тот же: предприниматели отдают на храм часть прибыли. Есть верующие, благочестивые спонсоры, есть рассматривающие благотворительность как пиар акцию. Но в любом случае вся это благотворительность с благодарностью принимается церковью. Спонсоры – всегда благодетели, их награждают орденами, сажают на первые места.

Разумеется, батюшек можно понять – ведь нужно же как-то выживать. И, безусловно, Церковь должна финансироваться. Но возникает два возражения против такого способа пополнения церковного бюджета.

Первое. Деньги на благотворительность должны быть заработаны честным трудом. Но этого нельзя сказать о деньгах бизнесменов, получающих прибыль прокруткой капитала. Все их деньги – сомнительные, поскольку в них обязательно присутствует нетрудовая, грабительская составляющая. Строго говоря, такие деньги брать нельзя. Но батюшки принимают все. Даже если заведомо знают, что деньги приобретены нечестной деятельностью (например, игрой на бирже).

И второе. Никто не будет рубить сук, на котором сидит. Поэтому, даже где-то  понимая нравственную порочность всей системы спонсорского финансирования, батюшки волей неволей вынуждены  отстаивать частнособственнические начала экономики. И тем самым поддерживать капитализм,  религиозно оправдывать его. Хотя 25 лет нашей новейшей истории с очевидностью показали неприемлемость и просто губительность капитализма для России. 

 Ситуация на самом деле не только парадоксальная, но и поистине трагичная. Время покажет, как Господь ее разрешит.

 

04.01.17.

 

 



На главную страницу

Список работ Сомина Н.В.


Rambler's Top100