Rambler's Top100

     Либерализм в экономике и традиционные ценности

 

Вячеслав Макарцев

 

Не так давно наш Патриарх сделал следующее заявление: «Полагаю, что в каком-то смысле кризис может помочь нашим людям выработать правильное отношение к труду, ведь когда в 1990-х годах мы говорили о безработице, то имели в виду некую виртуальную безработицу, по-настоящему проблемы с этим у нас не было. Реальная же безработица заставляет людей мобилизоваться, собрать все свои силы, работать хорошо, опасаясь потерять работу – у нас не было этого».[i]

У многих людей это заявление вызвало смешанные чувства... Речь-то в данном случае идет не о «реальной безработице», которая, появившись в девяностых годах, не ушла в виртуальный мир, а продолжала существовать и до кризиса. Кризис поставил на грань банкротства множество предприятий, которые вынуждены были в силу этого прибегнуть, согласно либеральным законам, к массовым увольнениям. В такой ситуации, вне зависимости от способности «мобилизоваться, собрать все свои силы», огромное количество людей выбрасывают за ворота предприятий. Среди этого множества немало и православных. И потом, что значит «выработать правильное отношение к труду» и «работать хорошо»? Всё советское время у большинства людей было «неправильное отношение к труду»? И можно ли ради этого экономического желания «выработать правильное отношение к труду» и «работать хорошо» лишать людей средств к существованию? Известно, что нашей системе социальной поддержки безработных далеко до западной. Безработные — это не пенсионеры, они, как правило, имеют детей на своем иждивении. Пособие по безработице в такой ситуации не обеспечивает и минимальный прожиточный минимум. То есть речь идет о реальном голоде. Буквально с каждым днем кризиса обстановка в обществе осложняется.

На фоне такой беспросветности для миллионов людей, увеличивающейся как снежный ком невыплате по зарплатам, по меньшей мере странным кажется и такого рода заявление: «Для нас отключение водопровода, особенно в глубинке, не потрясет основ национальной жизни, перебои с электричеством преодолеем, даже проблемы с регулярной выплатой зарплаты, потому что умеем терпеть, но очень важно, чтобы это замечательное качество нашего народа никого не соблазняло на такие поступки, которые чрезмерно это качество использовали».[ii]

Что значит « такие поступки, которые чрезмерно это качество использовали», когда речь идет об угрозе для жизни миллионов людей? В такого рода ситуации многим людям становятся недоступными не только качественное, но и обычное питание, лекарства. Непонятно, чем можно оправдать задержки в выплате зарплат. Даже по современному Уголовному Кодексу это является преступлением. В Святом Писании Сам Бог предупреждает предпринимателей и власть предержащих: «Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха (Втор.24:14,15)». И где мы здесь видим призыв потерпеть невыплату зарплаты? Бог сказал раз и навсегда: «в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того». А во времена кризиса это требование Бога, вне всякого сомнения, тем более должно быть выполнено неукоснительно. Мусульмане даже прибавили, по ревности, к этим словам свое: «отдай плату наемнику, пока еще пот от трудов его не остыл на нем». В Новом Завете опять напоминается о том же: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа (Иак.5:4)». А что происходит после этого мы знаем: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф (Мал.3:5)». Для наглядности можно привести несколько воплей из миллионов, что сегодня слышаться на просторах России: «Мы заняты тяжелым физическим трудом. Работаем по 12 часов… Заработная плата машиниста конвейера составляет 7800 рублей. Последний раз зарплату получили 10.03.09 г. в сумме 4300 рублей… У всех у нас есть дети, на которых требуются немалые расходы… Неполные семьи остаются голодными, а остальные не могут свести концы с концами…»

«Моему сыну три года, отец ребенка – инвалид. На работе попала под сокращение. Близких родственников, которые помогли бы мне, не имею. За коммунальные услуги долг, за детский садик – долг. От недостатка витаминов и нормального питания сын стал часто болеть… Имейте совесть – помогите!»

«С февраля работаю на 2/3 заработка, в марте не получил аванса. До 13 апреля не было выплаты зарплаты… На моем содержании трое дочерей и жена, которая находится в отпуске по уходу за ребенком. Нечем платить за коммунальные услуги, ясли, не на что кормить детей… Другую работу в связи с кризисом найти очень трудно».

«Может быть, научите, как жить без денег и не голодать? Мы не можем купить детям масло, фрукты, мясо, про конфеты я уже не говорю. Завтрак, обед, ужин – каша и хлеб. Это не голод? Вы грозились купить продукты всем голодающим, сдержите хотя бы это слово! Адреса – каждая семья, работающая на заводе».[iii]

Надо отдать должное покойному Патриарху Алексию II: он никогда не говорил за народ, что он может потерпеть невыплаты зарплаты, постоянно напоминая работодателям об их обязанности вовремя платить зарплату.

Комментируя доклад Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на VIII Международных Рождественских образовательных Чтениях, редакция сайта  «Православие.RU» писала: «В то же время, отметил Митрополит, либеральные институты в экономике, политике, общественной жизни морально оправданы в том случае, если при этом не практикуется идея философского либерализма в отношении к человеческой личности. Принятие обществом либеральной идеи в области вышеназванных институтов требует противопоставить ей традиционализм в области человеческой личности.

В качестве страны, в которой осуществляется такое противопоставление, митрополит привел в пример Японию. Эта страна строит свою жизнь на основе либеральных ценностей в области политики, экономики, СМИ, но сохраняет свой культурно-религиозный образ жизни в отношении человеческой личности, называя этот путь ориентацией на традиционные ценности».[iv] Скажем прямо, что пример крайне неудачный: известно, что в японском обществе издавна процветало, мягко говоря, «толерантное» отношение к гомосексуализму. А последний, как неоднократно подчеркивал и наш Патриарх, является недопустимым духовным либерализмом... Нужно заметить, к тому же, что Япония никогда не знала заповедей «день седьмой отдыхай», «не прелюбодействуй» как общенациональных, против которых восстает и «философский либерализм». Получилось на редкость полное соответствие «  либеральных ценностей в области политики, экономики, СМИ» и «либерализма  в области человеческой личности». То есть японский традиционализм является по сути либеральным.

Семнадцатого апреля сего года депутат Государственной Думы Виктор Кашин подготовил протокольное поручение Комитету по собственности, аграрному комитету. В нем говорится: «На днях по второму каналу телевидения в «Вестях» показали информацию об аукционной продаже... сельскохозяйственного предприятия «Усть-Калманский» Алтайского края, принудительно обанкротив его. Новому собственннику нужны только земли, инфраструктура, в том числе жилые дома, оказались непрофильными активами. Поэтому выставили их на продажу вместе с людьми. После чего семьи, проживающие в них, окажутся на улице. Им дан срок до 9 мая освободить указанные помещения».[v] Случай, конечно же, вопиющий, но он всего лишь еще одна иллюстрация действия «либеральных институтов в экономике, политике, общественной жизни». «Традиционализм в области человеческой личности» довольно часто не срабатывает в такого рода случаях: мощь экономического либерализма размывает «традиционализм в области человеческой личности».

Никто из видных либералов в конце восьмидесятых не говорил во всеуслышание о том, что, в дополнение к либерализму в экономике, планируется замена «традиционализма в области человеческой личности» «философским либерализмом». Но оказалось, что либерализм в экономике не может существовать без «либерализма  в области человеческой личности». Раскрепощение страсти сребролюбия, корысти, любостяжания, конструирование системы ценностей, в которой богатство предстает как идеал, смысл жизни, «горнее» ее требует такого изменения отношения к богатству, в котором оно видится как вершина человеческой жизни, как начало бессмертия. Все желания и страсти богатого человека исподволь представляются как высоконравственные. И в конце концов моральность человека напрямую увязывается с величиной его состояния. Многие люди находятся в огромной экономической зависимости от «святых» капиталистического мира. Из истории известно, что, скажем, рабовладельцы часто использовали своих рабов в сексуальных целях. Такого рода явление имело место и в феодальном обществе: «право первой ночи» (прелюбодеяние) в Западной Европе, "теплый долг" (гомосексуализм) в Японии. Конечно, современное западное общество не рабовладельческое и не феодальное. Прямо принуждать к прелюбодеянию, гомосексуализму и нарушению других заповедей «святые» капитализма не могут. Вот здесь-то на помощь к ним и приходит «философский либерализм». Собственно главной задачей буржуазных СМИ, кинопроката, индустрии развлечений и является пропаганда «философского либерализма». Свое дело здесь делают деньги, подкуп законодателей. Противопоставить этому в условиях капитализма нечего: у «традиционализма в области человеческой личности» нет больших денег, а потому без замены «дисциплины корысти» «дисциплиной любви» он обречен. Единственной альтернативой либерализма является христианский социализм. Но особенность ситуации заключается в том, что в России (и других ортодоксальных странах) христианство и социализм существуют порознь: «практикующие христиане» в большинстве своем отрицают необходимость устроения социально-экономической основы общества на фундаменте христианства, а коммунисты полагают малозначащим  духовное совершенствование человека, очищение его от скверны греха. Последние полагают, что «элементарные правила нравственности» формируются как бы сами собой... Но и все же, как нам представляется, первый шаг навстречу должны сделать именно «воцерковленные» верующие.

Что такое КПРФ — партия коммунистов? Это законная политическая партия, претендующую на то, чтобы прийти выборным путем к власти. Она имеет определенную программу по переустройству общества, главное в которой — уход от идеологии либерализма в экономике. Со слов лидера этой партии Геннадия Зюганова, третья часть коммунистов — люди верующие. КПРФ давно отказалась от воинствующего атеизма. То есть существует реальная возможность через верующих коммунистов в КПРФ осуществлять соработничество в деле социально-экономического переустройства общества на христианских началах.

Совершенно очевидно, что буржуазные революции положили конец прежнему типу формирования власти. С этого времени, по попущению Бога, власть избирают граждане той или иной страны. Если мы верим в Бога, то не можем представить такую ситуацию, чтобы Бог не предоставил нам возможности выбрать из разных политических сил ту, что является не «меньшим злом», а «властью от Бога». Представляя дело так, будто бы мы вынуждены делать политический выбор между «злом и меньшим злом», мы, не замечая этого, ропщем на Бога: не заботится Он о мире, о  христианах, оставляя их под полным произволом зла.

Но посмотрим на ситуацию, что возникла в Европе после победы буржуазных революций. В странах протестантских политическая борьба ведется между двумя группами партий: одна из них тяготеет к глобальному либерализму (условно - «демократы»), другая — к националистическому (условно - «республиканцы») либерализму. Коммунистические партии в протестантских странах карликовые и никакого влияния на ход политической борьбы, как правило, не оказывают.

Другая ситуация в странах католических: на политическом поле довольно влиятельной силой, помимо указанных двух, являются коммунисты. А в православных странах коммунисты уже реально претендуют на власть. Православный богослов Феликс Карелин, рассматривая этот вопрос, делает удивительное открытие: «На протяжении двух-трех столетий процесс капиталистического развития охватил весь христианский мир. При этом обнаружилась одна удивительная закономерность. Оказалось, что склонность того или иного народа к участию в капиталистическом развитии находится в строгом соответствии и в обратной пропорции к участию этого народа в Евхаристической Трапезе.

Чем полнее христианский народ участвует в Евхаристической Трапезе, тем менее склонен он к участию в капиталистическом развитии; чем глубже евхаристическая ущербность христианского народа, тем более активным оказывается его участие в развитии капиталистической системы.

Знаменосцами капиталистического развития явились кальвинисты, вовсе отвергнувшие Евхаристическое Таинство. Именно они совершили первые буржуазные революции в Европе и заложили основание капиталистической Америки.

Активными строителями буржуазной цивилизации оказались умеренные протестанты, которые составляют большинство населения Англии, - страны первого промышленного переворота, - а также двух ведущих стран монополистического капитала США и Германии.

Католики, первоначально упорно сопротивлявшиеся капиталистическому развитию, постепенно стали его уверенными участниками»; «Важным подтверждением усмотренной обратно пропорциональной связи между участием христианского народа в Евхаристической Трапезе и склонностью этого же народа к участию в развитии капиталистической системы служит закономерность в степени распространения коммунистических идей среди народов буржуазного Запада. На сегодняшний день самые сильные коммунистические партии сосредоточены там в странах католических (Франция, Италия, Испания, Португалия, Латинская Америка), слабее коммунистические идеи распространяются в странах лютеранских (Германия, Дания, Швеция), и совсем слабо в тех протестантских странах, которые в самом начале своего буржуазного пути получили закваску кальвинизма (Англия и США).

Что же касается народов православных, то здесь прежде всего следует сказать о России.

Более чем семидесятилетний спор о путях социально-экономического развития России, который начался в сороковых годах прошлого века закончился Октябрьской революцией, обнаружил крайнюю антибуржуазность русского народного характера. Почти все участники спора, будь то общинники-славянофилы или социалисты-западники, почвенники или народные демократы, теургическая школа религиозных мыслителей или позитивисты-народники, при всем различии своих основных посылок сходились на том, что Россия должна избегать буржуазного пути...».[vi]

Виктор Аксючиц в статье «Коммунизм и христианство», пытаясь опровергнуть утверждения о связи между христианством и коммунизмом, пишет: «Идеология коммунизма направлена на уничтожение христианских основ жизни и паразитирует на христианской системе ценностей, поэтому разрушительная природа социализма-коммунизма раскрывается с христианских позиций. Не случайно он сформировался в христианских странах, в другие же культуры только переносился».[vii]

Виктор Аксючиц - человек либеральных экономических взглядов. В свое время он был помощником известного деятеля либеральной революции в России Бориса Немцова. Открытие Феликса Карелина разбивает доводы Виктора Аксючица. Во-первых, ортодоксальный традиционализм Европы разрушался не коммунизмом, а крайним протестантизмом. Виктор Аксючиц, обосновывая свою позицию, старательно избегает тех фактов, что противоречат его тезису. Речь идет о буржуазных революциях, о Иконоборческом восстании и ему подобных. Во-вторых, коммунизм как политическое течение не формировался в кальвинистских странах, называющих себя тоже христианскими: он в них и не прижился. В-третьих, основным центром формирования коммунизма как реального политического течения стали католические и имеющие значительное количество католического населения (Германия, Франция) страны. По существу, коммунистические политические течения были ответом на либеральный вызов со стороны протестантских стран, протестантской части населения. Оттеснение от руля государственной машины управления коммунистических партий заканчивается, как правило, победой «философского либерализма»: деньги делают свое дело.

В Европе либеральные «демократы» и «республиканцы» чаще всего выступают единым блоком против коммунистических партий, хотя на заре капитализма между этими либеральными группами не раз происходили гражданские войны. Но в случае реальной угрозы победы коммунистических партий и прихода их к власти приоритет отдается националистическим либеральным партиям, более жестким по своим методам политической борьбы, ориентирующимся в первую очередь на «дисциплину страха».

В России в 1917 году соперничество между либералами и коммунистами закончилось ожесточенной Гражданской войной.

Виртуозные попытки Виктора Аксючица выдать коммунизм за «истинное антихристианство» не убедительны. Напротив, многие исследователи и мыслители прошлого и современности именно в либеральной идее находили явные антихристианские черты. К чему такие ловкие интеллектуальные фокусы? Все гораздо проще, так как Сам Христос указал на то, что является Его противоположностью: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Матф.6:24)». Поясняя слова Христа "не можете служить Богу и маммоне", св. Иоанн Златоуст говорит: "Помыслим и ужаснемся, что заставили мы сказать Христа, - сравнить богатство с Богом! Если же и представить это ужасно, то не гораздо ли ужаснее на самом деле работать богатству, и его самовластное владычество предпочитать страху Божию? (...) Итак, не мудрствуй излишне! Бог однажды навсегда сказал, что служение Богу и мамоне не может быть соединено вместе".[viii] Смысл либеральной идеи состоит в том, чтобы уничтожить все преграды перед ростом личного богатства. Сделать богатство, стремление к нему центром жизни. Выстроить новую шкалу ценностей взамен христианской. Утвердить новую мораль, фундаментом которой является величина состояния. Богатство как властелин человека, как центр его жизни начинает противостоять  Христу. А далее эта новая антихристианская мораль начинает разрушать традиционные ценности христианского мира. Говорить о том, что возможно следовать экономическому либерализму, отсекая его атаку на традиционные ценности, - это не понимать сути экономического либерализма: маммона, уподобляясь Богу, творит новую мораль с железной необходимостью.



[i]           http://www.rusk.ru/st.php?idar=730511

[ii]          http://www.rian.ru/religion/20090208/161370617.html

[iii]          http://kprf.ru/actions/65709.html

[iv]          http://www.pravoslavie.ru/sobytia/rc8/obzvyst3.html

[v]           http://kprf.ru/dep/65686.html

[vi]          http://chri-soc.narod.ru/teolog_manifest.html

[vii]         http://www.rusk.ru/st.php?idar=312106

[viii]        Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Том VII. Книга 1. Беседа 21



На главную страницу

Список работ автора


Rambler's Top100

Реклама от Яндекс
Тиски . Прикольные фотки! Они есть вот здесь. . сайты рекламных агентств . бесплатные автомобили
Hosted by uCoz