Rambler's Top100

 

 

О проблемах православного социализма

(Сообщение на  Круглом Столе по христианскому социализму. Санкт-Петербург, 7 мая 2021г.)

Николай Сомин

Я – сторонник православного социализма. Обычно я использую именно этот термин для обозначения этой великой идеи. И я уверен, что только эта идея сумеет вытащить Россию из чудовищного капкана капитализма, в который она попала 30 лет назад, и возвести на уровень Святой Руси. Но сегодня мне бы хотелось посвятить сообщение не апологии Православного социализма, а тем проблемам, которые мешают его распространению.

Прежде всего имеет место очень слабая информированность о сути Православного социализма и соответственно серьезное  непонимание этой идеи у нас. Нынешнее русского общество оказывается совершенно неготовым к ее восприятию. Мозги русских людей настолько промыты  либерально-западной пропагандой, что, несмотря на осуществленный за последнее время очевидный разгром русского мира, тем не менее большинство до сих пор или извергает хулы на советский строй, или находится в идейном вакууме. Люди погружены в добывание денег, развлекуху и чудовищные непотребства, не видя, что мы катимся в пропасть.

Увы, не готово к осмыслению православного социализма наше левое движение, причем главным образом из-за негативного отношения к православию и церкви.

Но не готова к принятию православного социализма и наша Православная Церковь. До сих пор подавляющее большинство клира твердо исповедует веру в частную собственность как основу хозяйственной жизни. Я не буду останавливаться на ряде вульгарных, но распространенных среди верующих заблуждениях, утверждающих:

– что социализм и православие несовместимы, что это оксюморон, логическое противоречие (кстати, это означает, что люди просто не поняли смысл этого словосочетания);

– что социализм неизбежно связан с  атеизмом и богоборчеством;

– что ПС – это хилиазм, рай на земле.

– что слово «социализм» придумали масоны;

– что социализм – это сплошной ГУЛАГ, что он только и занимался репрессиями верующих.

– что коммунизм церкви доброволен, а социализм – принудителен, и, следовательно, это противоположности.

На них уже десятки раз было отвечено, но тем не менее они повторяются постоянно на каждом обсуждении, сопровождаясь филиппиками против социализма. Увы, этот мощный негативизм к социализму со стороны церкви я ощущаю на своих плечах уже 20 лет, с тех пор, как начал заниматься проблематикой православного социализма.

Все это говорит о том, что реализация Православного Социализма не может осуществиться скоро, в течение нескольких лет. И тем не менее сейчас эта, повторюсь, великая идея переживает ренессанс. Число ее сторонников быстро, я бы даже сказал лавинообразно, растет, и уже игнорировать их мнение становится невозможным.

Однако надо сказать, что есть недопонимания и у нас между собой, внутри сообщества православных социалистов. Образы будущего сторонников Православного социализма часто во многом различны, что свидетельствует о проблемах теории ПС.  Мне думается, что эти проблемы сосредоточены вокруг следующих двух главных дискуссионных вопросов.

Первый вопрос связан с соотношением между православным социализмом и РПЦ. Не раз я слышал мнение, что если РПЦ столь негативно относится к Православному социализму, то нужно искать пути его реализации вне РПЦ, через общественные институты и партийные структуры.  Я с этой позицией не согласиться не могу. Без РПЦ, ведущей преемство от Церкви созданной Самим Христом, реализация ПС представляется просто невозможной. Но в ней, для положительного восприятия ПС, необходимы корректировки, которые и без того, на мой взгляд, давно созрели. Разумеется, они не касаются православной догматики и богослужения. Боже упаси. Корректировка необходима в другом и заключается в двух моментах:

1)    Обычная для РПЦ позиция асоциальности должна быть пересмотрена, и на смену ей должна явиться глубоко разработанная христианская социология, уясняющая для верующих подлинно христианский взгляд на общество, и соответственно ему должна быть дана нравственная оценка тому или иному общественному строю. Пока же христианской социологии в православии фактически нет.

2)    Должно быть выработано более критичное отношение к общепринятому сегодня имущественному богословию, занимающемуся апологетикой частной собственности. На самом деле, этот взгляд не является святоотеческим и не выдерживает встречи с Евангелием, ибо в Новом Завете нет ни одного фрагмента, трактующего необходимость частной собственности. Общепринятый взгляд должен быть скорректирован на основе учения о богатстве и собственности, выработанного великим святителем Иоанном Златоустом и другими святыми отцами III-V вв.

В любом случае с РПЦ необходимо сотрудничать. Тогда можно надеяться, что социализм и с точки зрения батюшек окажется не только приемлемым, но и вполне совместимым с православием.

Другой дискуссионный вопрос, требующий серьезного теоретического обсуждения, заключается в допустимости частной собственности и предпринимательства при ПС. Дело в том, что по учению упомянутых святых отцов богатство, ради которого люди и заводят частную собственность, является огромным соблазном, порабощающим человека и отвращающим от Бога, о чем недвусмысленно предупреждает Христос: «не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6,24). Ведь служение богатству порабощает не только отдельных людей, но и целые цивилизации, а сейчас ясно, что этому служению поклоняется и все человечество. Таким образом, наличие частной собственности в рамках общества приводит к тотальному отпадению от Бога, и поэтому совершенно несовместимо с христианством. Однако некоторые мои коллеги тем не менее ратуют за частную собственность и при ПС. Я не могу это поддержать. Хотя должен признать, что это очень серьезный вопрос, требующий глубокого осмысления.

К сожалению, пока рассмотрение этих дискуссионных вопросов находится в зачаточном состоянии. И поэтому хотелось бы почаще обсуждать по существу проблемы Православного социализма именно среди его сторонников. Очень надеюсь, что такие обсуждения  станут в дальнейшем регулярными.

Спаси Бог.      

07.05.21



На главную страницу

Список работ автора


Rambler's Top100