Rambler's Top100

Там реализован христианский социум

 (репортаж о поездке в Свято-Алексиевскую Пустынь)

 

Николай Сомин

 

О существовании удивительного феномена Свято-Алексиевской Пустыни я знал давно. Но только сейчас, благодаря Русскому Экономическому обществу имени С.Ф. Шарапова намерение побывать там осуществилось. В Пустыни проходила ежегодная Конференция  по христианской педагогике, и нам предложили сделать несколько докладов. Десант РЭО был довольно внушительный: председатель Общества Валентин Юрьевич Катасонов, помощник председателя Ольга Николаевна Четверикова и члены Общества Ольга Николаевна Рыбковская, Владимир Евгеньевич Трофимов, Виктор Анатольевич Долгий, Игорь Романович Глиэр, Николай Владимирович Сомин. Конференция была очень значительной – более 80 интересных докладов, приехало много светил христианской педагогики.  От РЭО доклады сделали только В.Ю. Катасонов и Н.В. Сомин, но в целом сама постановка задачи РЭО – осмысление христианской экономики – оказалась настолько актуальной, что о. Петр, настоятель Свято-Алексиевской Пустыни, тут же попросил записать себя в это общество. И вообще, когда люди узнавали, что ты из «экономического общества», то сразу проявлялся интерес и искреннее уважение. Я был завален предложениями приехать еще раз, вел всяческие разговоры, ради меня одного (вот важная птица!) была устроена экскурсия по музеям Пустыни.

 

Пустынь живет вокруг классической гимназии – уникального православного учебного заведения. В гимназии учится порядка 160 школьников с 1 по 12 классы. Учителей много – около 70 (если присовокупить «Школу Искусств»), из них 20-25 чел. являются насельниками Пустыни, а остальные – из Москвы, Переславля, Сергиева-Посада. Есть «остепененные» – доктора и кандидаты наук, три учителя имеют звание «Заслуженный учитель России». Поэтому Обучение очень основательное, и выпускники как правило поступают в ВУЗы России. И не удивительно. В обители нет ни телевидения, ни интернета – всю информацию ученики черпают из книг. Объем фундаментальной библиотеки Пустыни впечатляет – около 350 тыс. томов, не считая специальных разделов (редкие книги, рукописи, ноты и пр.).  Учатся по своим программам. Батюшка о Петр Василенко очень ценит культуру, разумеется, добротную, любит античность, и потому в библиотеке античный фонд занимает более 8 тыс. томов, пушкинский фонд – 1500 томов, шекспировский – 600 томов и т.д. В гимназии, начиная с пятого класса,  изучают 5 языков, в том числе древнегреческий и латинский. Впрочем, поскольку далеко не все способны к языкам, гимназия имеет классическое и реальное отделения, в последнем – обычная языковая программа. Пустынь издает несколько оригинальных изданий, в частности – журнал «Новый гермес», посвященный изучению античности.

 

Дополнение к гимназии – «Школа Искусств». Каждый гимназист должен участвовать в одном из отделений Школы – фортепиано, виолончели (скрипки временно нет), духовых инструментов, народных инструментов, хорового пения, клиросного пения, изобразительного искусства. Есть кадетский корпус – шестьдесят человек, руководимых взрослым офицерским составом. Помимо обычной школьной программы, они обучаются военному делу и живут по военному уставу. Там, кроме обычной армии, есть моряки, казаки и даже сестры милосердия. Периодически проходят парады, упражнения в строевой подготовке. В почете патриотизм  и уважение к воинскому долгу.

 

Помимо учебной программы гимназисты участвуют в различного рода, как бы мы раньше сказали, «кружках» и прочих мероприятиях. Развито прокладное искусство и женское рукоделие. Есть масса «кружков» спортивного или естественнонаучного направления, в том числе – археологический (ребята ездят в Крым на раскопки). Периодически проходят самые настоящие балы, где молодые люди учатся вести себя. В общем, дети заняты настолько плотно, что у них буквально не остается свободного времени. Ребята постоянно участвуют во всякого рода областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Грамотами увешено несколько стен, примыкающих к актовому залу гимназии.

 

Но все же самое потрясающее – музей. Точнее, музеев 19 и планируется открытие еще десятка. Пока музеи занимают старое двухэтажное здание гимназии, но уже строится новое специализированное здание. Батюшка о. Петр исповедует нетривиальный принцип: пусть будут холодные сортиры, пусть трапезная мала, и приходится обслуживать посетителей в несколько смен, но музеи должны быть в полной красе. Идея в том, чтобы через них показать детям красоту и разнообразие Божьего мира, развить фантазию и помочь выбрать будущую специальность. Осматривая музеи, чувствуешь какую-то ирреальность – непостижимо, как это может существовать в таком неприметном местечке, как Свято-Алексиевская Пустынь. Музей Федора Конюхова – большая комната, наполненная картами, фотографиями, приборами. Музей просто путешествий – открытие северного полюса, южного полюса, прочие великие путешественники, какие-то экзотические экспонаты из Африки, прекрасные модели парусников. Энтомологический музей – большая аудитория, стены которой сплошь усеяны бабочками, стрекозами, саранчой и прочими козявками – их там буквально тысячи. Музей нумизматики –  евангельские монеты: статир, динарий, обол, лепта,  драхма в различных вариантах, византийские золотые солиды, огромное количество русских монет: всевозможные копейки, рубли, полушки и пр. всех периодов русской истории. Археологический музей – античные вазы, великое множество черепков, собранных во время экспедиций. Музей «Шестоднев»  – на самом деле критика теории Дарвина, поскольку Батюшка является твердым креационистом и собирает ученых, которые отстаивают эту точку зрения. Несколько комнат художественного музея – есть Петров-Водкин, Серов (рисунки) и работы нескольких менее известных художников. Музей рыб – в специальном формальдегидном растворе, как живые, в красивых стеклянных сферах – масса всевозможной морской фауны. Музеи раковин, окаменелостей, и минералов – это надо видеть своими глазами! Музей «литературная гостиная» – чуть ли не сотня портретов русских (и не только) литераторов, всякие раритеты типа почтовых открыток Цветаевой, Ахматовой. Восточная комната – японские рисунки, китайская чайная церемония. Изба-музей крестьянского быта XIX – первой половины XX века – собрано громадное количество в основном деревянной деревенской утвари, ведра, лучины, крынки, коромысла, прялки. Может быть, еще несколько музеев из-за их многочисленности выпали из моей памяти, и может быть я структурировал или назвал их не совсем правильно, но видно, что все выполнено очень профессионально, содержательно, с огромной любовью. Так что местные гимназисты знают о мире гораздо больше наших современных школьников, денно и нощно сидящих в интернете.

 

Ну, а кто же эти самые гимназисты? Меньшинство – дети насельников Пустыни. Большинство – с миру по нитке: трудные дети, сироты, дети, которых отдали в Пустынь родители, дети, которые наоборот, к родителям не хотят возвращаться.  И удивительное дело – из всех из Пустынь делает людей – верующих, трудолюбивых, неиспорченных пороками.  Общежития для детей без родителей нет – дети живут в семьях «туторов» (тутор по-латыни – «помощник», «защитник», «покровитель»). «Туторские» дети проживают в одной квартире со своими туторами. На каникулы (Рождественские, Пасхальные и летние) дети к своим родным не возвращаются  – они, под руководством взрослых, отправляются в походы, путешествия, паломничества, научные экспедиции.

.  

 

Надо сказать, что персонал Пустыни собирался спонтанно, и потому достаточно разнороден. Есть полные энергии энтузиасты общинной жизни. И одновременно много больных и немощных. Кстати, есть небольшой дом для престарелых,  за которыми дети ухаживают. Есть бывшие пьяницы и наркоманы, которые сумели вернуться к нормальной жизни. Пустынь всех принимает, но, увы, далеко не все могут в Пустыни жить. Есть ядро – человек сорок верных, идейных, которые не уйдут ни при каких обстоятельствах. Но про остальных жителей (всего в пустыни около 200 взрослых) этого сказать нельзя. Люди осматриваются и определяются, и потому текучесть кадров довольно высокая. Безусловно, целью является установить отношения любви. Но не всегда это получается. Поэтому существует и строгая дисциплина. Мальчишки начали толкать друг друга, даже шутя – подходит старший и тут же – трень по затылку, и все прекращается. Четыре раза был замечен в курении – исключают из гимназии. Запил – просят удалиться из общины несмотря ни на какие прежние заслуги. В то же время у Пустыни – масса друзей. У людей, при виде столь замечательного чуда общинной жизни, возникает огромное желание поучаствовать, помочь. Есть спонсоры, и не один. Есть просто добровольные помощники, которые периодически приезжают в Пустынь (она расположена в 15 километрах от  Переславля Залесского), устраивают музеи, ботанический сад, колонию попугаев, популяцию павлинов, привозят настоящих медведей в клетке и много чего еще необычайного. Много приезжает музыкантов, причем зачастую высоких профессионалов, которые устраивают концерты классической музыки (никакого рока, попсы и вообще эстрады – все это, по мнению батюшки, разрушительная антикультура). Каждую неделю в Пустыни концерт, на который в обязательном порядке приглашают всех школьников.

 

В Пустыни есть большое хозяйство – 550 га. земли, сад, птичник, большая ферма скота, огороды. Но производства на продажу нет – все работает на прокормление общины. Но этим значение хозяйства не исчерпывается – оно тоже работает на воспитание, прежде всего – трудовое (гимназисты летом и осенью работают там по 2-3 часа). Есть конюшня на 25 лошадей, манеж для выездки, дендропарк. К сожалению, воочию хозяйство мне увидеть не удалось – иначе, думаю, и там  нашлось бы масса удивительного. Но статус хозяйства как подсобного означает, что Пустынь живет за счет спонсоров и другой способ существования пока просто немыслим. Много наемных рабочих – даже пахоту осуществляет наемный тракторист.  Но вот что поразительно – у насельников Пустыни зарплаты нет (это не относится к живущим в других городах учителям). Они живут на полном пансионе, а если что нужно купить – получают деньги, но обратно приносят чек и сдачу. Все доходы со стороны должны передаваться общине. Никаких «Ананий и Сапфир», никаких заначек. И это не жестокость, а, увы, необходимость. Лукавый настолько сильно ополчается на христиан, живущих общинной жизнью, что лишь появляются неучтенные деньги – человек или начинает курить, или запивает, или использует деньги на иные непотребства. Не надо давать повод греху, считает о. Петр, в том числе – повод денежный. Раз нет зарплат, то и  оплата труда насельников не дифференцируется. Есть только одна «дифференциация» – между небрежным трудом лодыря и добросовестным трудом сознательного насельника. Вот она учитывается – при распределении жилья, участия в паломнических поездках  и пр.

 

 Наконец еще одна, может быть самая важная, сторона жизни Пустыни – духовная. В храме Алексия, человека Божия ежедневно совершается полный круг служб. Практикуется частое причащение. Каждый день – совместная утренняя молитва (в две смены – сначала старшие школьники, затем – младшие). Каждый день территория Пустыни ограждается от сил зла крестным ходом. Читается неусыпаемая псалтирь, а с недавних пор – неусыпаемый акафист. Есть женская монашеская община – 14 монахинь и послушниц. Есть несколько монахов-мужчин,  тоже образующих свою общину. Кстати о. Петр – сам монах. Шесть лет назад чета Василенко по взаимному уговору, приняла постриг. Правда немного удивляет, что до сих пор батюшка, получивший новое имя Петр, – простой иеромонах, хотя обычно постриженные протоиереи быстро получают игумена или архимандрита. Видимо, во взаимоотношениях со священноначалием далеко не все безоблачно. И в самом деле, не так-то просто вставить такой уникальный феномен как Пустынь в традиционную церковную структуру. К тому же повторить то, что делает о. Петр, исключительно трудно – его смелость и его мудрость руководителя просто поражают. Отсюда и определенное непонимание в церковных кругах  замысла о. Петра. Но надо сказать, что теперь Пустынь имеет, хотя и немного необычный, но вполне официальный церковный статус, и называется «Алексиевское Архиерейское монастырское подворье».

 

Вот так, как  мне привиделось, живет Свято-Алексиевская Пустынь. О ее будущем о. Петр говорит очень тревожно, в фанфары не трубит, а наоборот подчеркивает трудности, говорит о хроническом недостатке денег (его визитка усеяна банковскими реквизитами), озабочен будущем общины. Но главную трудность он видит  в том, что люди не могут понести полноценной общинной жизни – не в силах, не хотят, не считают это чем-то необходимым. А хотят вольготной расслабухи, хотят тусоваться, сидеть в кафе, и вообще жить как «белые люди» - иметь машину, дачу, ездить на Канары (хотя отдых по крайней мере детей в Пустыни организован очень хорошо). Война между миром и общинной жизнью идет с переменным успехом. И все же Пустынь живет и вопреки всему являет собой пример подлинно христианской общинности. Там реализовано настоящее христианское общество, и может быть это единственное такое место в России.

 

На небольшом пятачке Пустыни в концентрированном виде собраны и духовная традиция России, и ее культура, и, надеюсь, ее будущее. Свято-алексиевцы считают, что среди их предшественников можно назвать только Крестовоздвиженское Трудовое Братство, созданное Н.Н. Неплюевым. Они хорошо знают неплюевское наследие и считают себя продолжателями дела Неплюева. И Пустынь и неплюевское Братство имеют одну и ту же цель – реализацию христианства не только в стенах храма, но и в жизни. Очень интересно проследить, в чем Пустынь повторяет Крестовоздвиженское братство, в чем отстает, но и в чем превзошло опыт Неплюева. Но это требует более значительной аналитической статьи и лучшего знания реалий Пустыни – за два дня пребывания там далеко не все удалось увидеть и понять.

 

Пребывание в Свято-Алексиевской Пустыни явилось для членов РЭО во многом откровением (во всяком случае, для автора это так). Они увидели нечто совершенно необычное, невиданное. Высокое житие насельников производит незабываемое впечатление. Спасибо пустыньцам, которые удивительно тепло и душевно нас приняли. Думается, что еще долго в заседаниях РЭО будет слышаться: «а вот в Пустыни…». 

 

Место это безусловно подлинно христианское, благодатное, под Божиим покровом. Хочется еще приехать туда, лучше узнать, как живут там люди, да и просто подышать воздухом христианской жизни.

 

 

19.05.2012

 

 



На главную страницу

Список работ автора


Rambler's Top100

Hosted by uCoz