Rambler's Top100

Вячеслав Макарцев


      Несколько мыслей о христианском социализме

Сторонников христианского социализма обескураживает равнодушие к нему большей части православных мирян и священников. Доказательства необходимости для Церкви быть светом миру в деле устроения социально-экономической жизни по Христу отвергаются, что называется, с порога: это, мол, попытка построить Царство Божие на земле... Между тем современный православный верующий человек, чтобы жить, вынужден наниматься на работу на предприятия, подавляющее большинство которых во главу угла своей деятельности ставят вопрос увеличения капитала, максимального извлечения прибыли. И заповедь Христа "не можете служить Богу и маммоне" может быть не исполнена. Еще более серьезному соблазну подвергаются православные предприниматели... Конечно, здесь, на земле, всегда можно найти оправдания своим делам: "очеловечиваюсь", мол. а далее и до обожения дело дойдет... Не смотря на то, что здесь имеет место явное заблуждение, нам представляется, что мы не имеем морального права призывать людей к совершенствованию социальных отношений по Христу, если сами не  делаем попыток осуществить это в своей жизни. Здесь перед нами дореволюционный пример Николая Николаевича Неплюева. Этот довольно богатый и знатный человек из рода, родственного Романовым, все свои силы и средства вложил в создание Крестовоздвиженского Трудового Братства, жизнь которого он пытался устроить на "разумной дисциплине любви". Ознакомиться с этим явлением утопического православного социализма можно в Сети (http://chri-soc.narod.ru/NEPUP2.htm). Рассматривая опыт устроения жизни православных христиан на основе "разумной дисциплины любви" в Трудовом Братстве Неплюева, можно отметить следующее. Через определенное время после рождения, Братство постиг кризис: часть братчиков обвинила Николая Николаевич Неплюева в тоталитаризме, в подавлении их воли и вышла из братства. Чем это можно объяснить? На наш взгляд это было вызвано тем, что в Братство вступали неосознанно: оно было сформировано из детей, которых на содержание и воспитание брал Неплюев. Неплюев полагал поначалу, что православного происхождения и воспитания достаточно для того, чтобы принять идею трудового братства христиан. Оказалось, что это не так. Рано или поздно каждый христианин решает: "очеловечиваться" или обоживаться, служить маммоне или Богу. Определенное время братчики-либералы подчинялись "тоталитаризму" Неплюева, но затем последовала развязка. Удивительно, но советская система повторила судьбу Крестовоздвиженского Трудового Братства: в конце восьмидесятых годов "неожиданно" появились либералы, обвинившие советскую власть в насаждении тоталитарным способом социализма и расстрелявшими ее из танков в октябре 1993 года. Правда, не всеми сторонниками христианского социализма признается связь советского социализма с христианством. Но социальные достижения советского социализма   всеобщая занятость, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование, ликвидация нищеты, бескорыстная помощь бедным странам - все это явное свидетельство христианского фундамента советского социализма.  Фундамент советского социализма возводили верующие во Христа люди. Требование предоставить какие-то исторические доказательства этого являются проявлением непонимания природы социальных явлений: лишь на Страшном Суде Христовом будут предъявлены исчерпывающие доказательства личного участия того или иного христианина в этом процессе. Социальная материя "окаменевает"  в форме государства, социально-экономических конструкций общества, в его институтах. И по этим "остывшим породам" определяется характер ведущих социальных сил, степень их принадлежности не к лубочному, а истинному христианству. Не опросами доказывается степень вовлеченности  православных христиан в социальное творчество, а социальными постройками, их соответствием христианским идеалам. Возможно ли, к примеру, появление в капиталистическом обществе системы всеобщего бесплатного образования, огромных социальных фондов? Нет, поскольку дух святых врачей-бессребренников, дух святых нестяжателей, раздавших все свое имение бедным может быть отлит в социально-экономические формы только лишь в том обществе, где в авангарде социальных сил находятся верные христиане, где перекрыт путь служения маммоне. Количество членов ВКП(б) дает более-менее точное число атеистов, а это ничтожный процент на то время. Повторим еще раз:  фундамент социализма возводили православные люди. Лишение лояльно относившихся к советской власти  людей права относить себя к православным, отделение их от Церкви в силу этого есть попытка досрочного суда над братьями по вере.
Николай Неплюев называл братчиков-либералов "представителями зла". Это очень сильное определение. Но не совсем ясное. Вернее было бы их назвать "служителями маммоны", тем более что они прямо зявляли: "труд не для стяжания... представляется слишком большим подвигом", и главное не спасение, а "удобство в жизни".
Несомненным является то, что в начале 20-го века в России было множество христиан, готовых осуществить христианский социальный идеал в своей жизни, но внутриполитическая ситуация препятствовала этому. Бог попустил приход к власти такой политической силы, которая смогла осуществить определенные шаги в этом направлении. Митрополит Вениамин (Федченков) писал: "...Народ поддержал новую идеологию: сотрудничество трудящихся, объединение рабочих классов. Идею братства трудящихся. Идеологию дружбы народов не только в одном Советском Союзе, но и в других странах. Идеологию служения: сначала в Советском своем Союзе, а потом, (при возможности) и содействие другим народам в том же направлении. Это было под силу лишь большевистской партии, навстречу которой пошли массы рабочего народа. И русский народ (а за ним и другие) не случайно, а мудро остановился на выборе именно советской власти среди других групп и партий. В этом проявилась опять сила ума и духа народа (и народов Союза). Я всегда утверждал, что лишь советская власть могла навести порядок в стране и повести ее дальше. И народ пошел за ней".
Очевидным является то, что капитализм разделил христианский мир на сторонников и противников маммоны. Понятно, что управлять в таком обществе можно было лишь посредством диктатуры. Лукавством является утверждение, что капиталистическому обществу чужд тоталитаризм. Тоталитаризм денежного мешка беспощаден: падение в социальный колодец лишает человека надежды на достойную жизнь, а то и на жизнь вообще. Погоня за "удобствами в жизни", как правило, наполняет человека гордыней и презрительным отношением к "неудачникам", в числе которых оказываются целые народы. Придет время и будет явлена книга преступлений капитализма, втянувшего мир в бешеную пляску вокруг золотого тельца. Тогда же станет совершенно очевидным то, что тоталитаризм государства маммоны не идет ни в какое сравнение с "диктатурой пролетариата" по бесчеловечности и антихристианской направленности. Да и как можно сравнивать тоталитаризм, толкающий людей в объятия маммоны с "диктатурой пролетариата", объявившей беспощадную войну маммоне? Другое дело, что, как показала новейшая история России, так называемый "классовый подход" является всего лишь нечетким отражением "онтологического подхода": рабоче-крестьянское социалистическое общество России после пятилетки безбожия Никиты Хрущева породило из своих недр миллионы служителей маммоны. Причем маммонопоклонников среди рабочих и крестьян оказалось во много раз больше тех, что смогли занять нишу капиталистов после буржуазной реставрации. Оказалось, что нет никакой "классовой солидарности", "классовой морали", а есть выбор онтологический: жизнь   это служение либо Богу либо маммоне.
Люди уже в детстве делают этот выбор. В начале это может быть, к примеру, с виду невинная жажда материального вознаграждения за успехи в учебе, спорте, которая может породить гордыню, презрительное отношение к "дуракам" и "лентяям". И вот два родных брата из одной семьи уже идут по разным дорогам: один устремился к золотому сиянию маммоны, другой пошел узкой, тернистой, малоприметной дорогой познания Истины, поиска Бога... При этом служитель маммоны может быть внешне очень порядочным человеком: он может запросто раздать все свои карманные деньги первому встречному, обуть босого и прийти домой разутым, броситься спасать тонущего в реке человека, но он же будет совершенно равнодушно на выборах раз за разом голосовать за те силы, что порождают социальные колодцы, нищету, другие социальные язвы. Поражает слепота  некоторых христиан: посмотрите, говорят они, как много сегодня стало нищих   это все сделал Бог для того, чтобы мы могли делать добро...
Жизнь показала, что к социализму принудить нельзя. Нет антагонистических классов, а есть антагонизм маммоны и Христа. На какое-то время показалось, что антагонизм людей, пошедших во след маммоны и отвергнувших ее иго совпадает с классовым противостоянием, но это оказалось иллюзией.
Сегодня движение к социализму возможно лишь строго в рамках православного христианства: только следование по стопам святых и наличие доброй воли открывает перед человеком двери в царство христианских социальных отношений. Иоанн Златоуст говорит, что следование по пути Новорожденной Церкви в социальном устроении жизни подобно "прыжку в открытое безбрежное море". То есть оно должно совершаться "прыжком". Сегодня, когда антикоммунистическая и антисоветская пропаганда в душах миллионов людей посеяла страх перед словом "социализм", создание христианского трудового и социального братства  можно сравнить с выходом в открытый космос без скафандра... Но несомненно и то, что сегодня среди крещеных в Православии людей хотя бы один из десяти тысяч готов это сделать в какой-то момент... В Православии нынче крещено около 100 миллионов человек, один из десяти тысяч - это  около 7-10 тысяч... Сегодня доказать благотворность и необходимость христианского социализма для Церкви можно лишь силой примера. Другие аргументы не будут приняты!
Возможно ли начать движение к христианскому социализму уже сегодня? Мы полагаем, что нет: нынешняя власть сделает все возможное, чтобы задушить это движение на корню. Лишь смена власти и приход народно-патриотических сил открывает путь этому движению. Центральной фигурой новой власти, в силу объективных и субъективных особенностей России, будет оставаться президент. Как предполагают некоторые аналитики, в определенных условиях вполне возможен прорыв на российское политическое поле Александра Лукашенко, который (парадоксальный факт!) является одним из из основных стихийно признанных политиков на нашем политическом небосклоне.
Какими же нам видятся очертания христианского социализма. Во-первых, как мы полагаем, христианская социально-экономическая общность должна полагаться лишь на свои силы и ни в коем случае не использовать наемный труд. Во-вторых, поскольку христианское социалистическое общество является обществом, где главным стимулом является стяжание любви, отпадает нужда в денежном обращении внутри общества. В-третьих, так как христианское социалистическое общество является собранием верующих во Христа, то есть церковью, оно берет на себя заботу о воспитании детей членов общества, организует и обеспечивает процесс получения знаний всеми членами общества. В-четвертых, поскольку Христос един, христианские социалистические общины не могут быть изолированы друг от друга, но должны составлять единый социальный организм.
Роль власти в таких условиях сводится к тому, чтобы не дать возможности маммонопоклонникам задушить новорожденное христианское социалистическое общество, развести в разные стороны маммонопоклонников и социалистических христиан, не допустить развязывания маммонопоклонниками очередной гражданской войны.
Христианское социалистическое общество, состоящее из православных христиан, в принципе не может быть замкнутой этнической группой, ибо в нем "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол.3:11)".
Нет никаких вероучительных препятствий, которые бы не позволяли православным христианам из числа мирян организоваться в христианское социалистическое общество. О том, что Новорожденная Церковь с первых дней своего рождения отдала предпочтение общению имуществ, то есть социалистическому общественному устройству, нам уже приходилось писать. С нашими аргументами можно ознакомиться в Сети в статьях "Обращение к   Архипастырям" (http://chri-soc.narod.ru/vashe_svateishestvo.htm) и  "Новорожденная Церковь или Иерусалимская община?" (http://chri-soc.narod.ru/mak_novorozhdennaja_Cerkov.htm). Царствие Божие внутрь нас, говорит нам Господь наш Иисус Христос. Не за гробом оно и не за воскресением из мертвых, а внутри каждого из нас. Так почему же нам не попытаться войти в Него посредством общества, где главным является стяжание любви?



На главную страницу

Rambler's Top100

Реклама от Яндекс
Большинство считает, что статьи на тему детские сады сзао пользуются растущей популярностью. . Последние опросы показали, что информация на тему кухонные аксессуары полезна. . fireshow . психологические тесты . радиоуправляемые модели купить . Выставка кровельных материалов.
Hosted by uCoz