Rambler's Top100

Св. Иоанн Златоуст. Тексты

Разное

 

О власти

О Царстве Божием на земле

Вообще о социальном

О недопустимости насилия

О равенстве мирянина и монаха

Притча о сеятеле

О любви

Рукоплескания во время бесед Златоуста

Рабство

 

 

О власти

 

"Царю вверены тела, а священнику - души (...) Последняя власть больше; потому царь и преклоняет голову под руки священника, и всегда в Ветхом Завете священники помазывали царей" /VI:412/.

 "исследуй меру власти, данной каждому из них, и увидишь, что священник сидит гораздо выше царя" /VI:417/.

"царь получил власть распоряжаться делами земными и больше этой власти не имеет ничего" /VI:417/.

"меньшее благословляется от лучшего" /VI:417/.

"Ничто столько не приятно Богу, как милостыня. Вот почему и священники и цари, и пророки были помазываемы елеем: елей принимали они как символ человеколюбия Божия. Сверх того (таким помазанием) давалось им  разуметь, что в начальнике должно быть более милосердия; это показывало, что и Дух нисходит на человека для милосердия же (...) Вот для чего они помазывались елеем" /XI:255-256/.

"Они (императоры - Н.С.) пользуются властью как хотят! Таково-то зло - власть" /XI:415/.

 

 О Царстве Божием на земле

 

 "Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли" (Мф.6,10)

 

"должно желать, говорит Он, неба и небесного. Впрочем и прежде достижения неба Он повелел нам землю сделать небом и, живя на ней, так вести себя во всем, как бы мы находились на небе" /VII:223/.

"Он не сказал: да будет воля Твоя во мне, или в нас, но на всей земли, т.е., чтобы изгнана была всякая злоба и возвратилась добродетель и чтобы, таким образом, ничем не различалось небо от земли. Если так будет, говорит Он, то дольнее ничем не будет различествовать от горнего, хотя по свойству они и различны; тогда земля покажет нам других ангелов" /VII:223/.

 

Вообще о социальном

 

"постараемся избегать всяких грехов, а особенно тех, которые клонятся к общему вреду" /VIII:453/.

«Искать полезного для общества – вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства!» /X:247/.

«Подлинно никакой подвиг не может быть великим, если он не приносит пользы другим. Это видно из примера того, который принес талант целым и был наказан за то, что не умножил его. Так и ты, брат, будешь ли оставаться без пищи, спать на земле, есть пепел и постоянно плакать, но если не оказываешь никакой пользы другим, то не делаешь ничего важного. Это особенно имели в виду все великие в древности и доблестные мужи; исследуй тщательно жизнь их, и ты ясно увидишь, что каждый из них имел целию пользу не свою, а ближних; тем они особенно и прославились» /X:248/. (Моисей, Давид, Авраам, Иона, Иаков, Иосиф)

«Если не имеешь ревности пещись о брате, то помни, что иначе ты спастись не можешь, и позаботься о нем и о делах его по крайней мере для себя» /X:249/

 

О недопустимости насилия

 

"...непозволительно христианам ниспровергать заблуждение принуждением и насилием, но (заповедано) - убеждением, словом и кротостью совершать спасение людей" /II:577/.

"дело священника только обличать и показывать дерзновение, а не употреблять оружие" /VI:413/.

 

 О равенстве мирянина и монаха

 

«Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности" /I:107/.

 

 Притча о сеятеле

 

«Итак, будем обвинять не самые вещи, а испорченную волю. Можно и богатство иметь, и не обольщаться им, - и в веке этом жить, и не подавляться заботами" /VII:467/.

«Богатство соединяет в себе два противоположных зла: одно сокрушает и омрачает - это есть забота; другое расслабляет - это есть роскошь. И хорошо сказал Спаситель - "лесть богатства", потому что все в богатстве лесть, - имена только, а не действительность" /VII:467-468/.

«Теперь видишь, что виною этому не земледелец, и не семена, но приемлющая земля. Различие это зависит не от природы людей, но от их воли" /VII:468/.

 

О любви

 

«Подлинно, нет ничего бесполезнее человека, не умеющего любить» /X:702/.

 

Рукоплескания во время бесед Златоуста

 

Вы молчите, слушая это? Благодарю вас за это молчание более, нежели за рукоплескания; рукоплескания и похвалы делают меня славнейшим, а это молчание делает вас благоразумнейшими /I:802/.

«Что мне за польза от этих рукоплесканий? Что – в похвалах и кликах? Для меня будет похвалой то, если вы своими делами оправдаете все мои слова» /II:32/.

«Какая мне польза от похвал, если я не буду видеть вас преуспевающими в добродетели?» /III:165/.

«Разве мы без нужды и без цели хотим беседовать с вами, для того только, чтобы получить от вас похвалу, чтобы вы с рукоплесканием расходились отсюда?» /VI:577/.

«Вы хвалите мною сказанное? Но мне не нужны ваши рукоплескания, громкие отзывы и похвалы (…) Здесь не театр, здесь вы смотрите не актеров, чтобы только рукоплескать. Здесь училище духовное» /VII:202/.

Вижу, с каким удовольствием вы слушаете слова мои, и из ваших рукоплесканий и похвал заключаю, что вы и на самом деле исправитесь. /IV:598/.

Это - ваши рукоплескания сказанному, похвала преподанному. /IV:761/.

 

Рабство

 

Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, Не с видисой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный (Еф.6,5-8).

 

на Еф.6,5-8:

"А если кто станет спрашивать, откуда же рабство, и зачем оно появилось в жизни человеческой, - то я вам скажу: от любостяжания произошло рабство, а также от зависти, от ненасытимой алчности" /XI:194/.

"Бог для того дал нам руки и ноги, чтобы мы не имели нужды в слугах; и не нужда ввела сословие рабов, - иначе вместе с Адамом был бы сотворен и раб, - но это есть следствие греха и преслушания. А Христос, пришедши, прекратил и это: «о Христе Иисусе несть раб, ни свободь» (Гал.3,20). Поэтому нет нужды иметь рабов; если же нужно, то разве одного, а много двух " /X:421/.

«если бы ты заботился об их благе, то не заставлял бы никого из них служить тебе, но, купив и научив их ремеслам, чтобы они могли продовольствовать сами себя, отпустил бы их на волю» /X:421/.

 

 


К предыдущему п.

Оглавление книги

На главную страницу

Список работ автора


Top.Mail.Ru Rambler's Top100

Hosted by uCoz