Часть первая. Основные понятия
В первой части книги предлагаются основные понятия и определения, связанные в единую понятийную систему.
Глава I. Общество как творение Божие
Господь сотворил человека. Причем сотворил существенно иначе, чем ангельский мир. Если ангелы созданы как отдельные личности, не имеющие плоти, бессмертные, не оставляющие потомства, то замысел при творении человечества иной. Человек сотворен как существующий и изменяющийся во времени пространстве, оставляющий потомство. А следовательно – живущий в истории и обществе. Недаром церковное предание скупо, но очень емко говорит про «ангельский собор и человеческий род». И если о бытии человека в историческом времени христиане повествуют много и охотно, то о жизни человека в обществе они говорят мало, как бы неохотно, считая, видимо это земным, обыденным, недостойным богословия делом. А жаль! Ведь человек настолько тесно инкорпорирован в общество (и даже не одно, а множество обществ), что без него он не может стать полноценным человеком. А следовательно, не может спастись. Так что общественная жизнь требует исключительно серьезной богословской проработки. Впрочем, об этом немало сказано во Введении. Пока же констатируем, что, определив человеку жить в обществе, Творец тем самым создал общество, включил феномен общества в состав бытия как ближайшую среду обитания человека, среду не биологическую, но духовную, среду себе подобных духовных существ.
Однако рассмотрение общества как творения Божия порождает ряд трудных вопросов. И на них необходимо найти ответы. Например, Один из вопросов возникает сразу. Мы хорошо знаем, что Господь дал человеку свободу. И ее мера очень велика. В том числе – возможность устраивать свою социальную жизнь по своим хотениям, жить так как человек считает нужным. Отсюда возникает первый вопрос: если человек см распоряжается своим социальным житием, то не противоречит ли это тому, что творцом общества является Бог? Так кто же управляет социумом – Бог или человек? Этот вопрос мы тщательно обсудим в следующей главе.
Кроме того, Господь создал личность, душу и тело каждого отдельного человека, вложил в него способность автономного, независимого от других людей действия, научил блюсти свою независимость, отвечать за свои поступки – в общем вести себя как отдельную разумную систему, оптимизирующую собственную выгоду. Кроме того, как известно, человек выбрал падшее состояние, уничтожающее солидарность, умаляющее любовь и толкающее человека на индивидуальное, эгоистичное существование. Казалось бы, человеческое общество должно распасться, превратиться в набор не связанных между собой индивидуумов, как говорил В.С. Соловьев, «кучу психофизической пыли». Однако этого не происходит. Общество тем не менее не распадается. Пусть и не совершенное, оно в многообразной форме существует, возобновляется, растет усложняется. А будучи разрушенным, чудесным образом образуется вновь. Поэтому Возникает следующий непростой вопрос? На чем оно держится? Что скрепляет людей в один социум? Каковы глубинные силы, которые не дают обществу разрушиться? А вместе с ним не позволяют закончиться истории? Вопрос этот глубинный. Мы его обсудим в главе III.
Наконец, человек устроен так, что всегда надеется на лучшее. (И, кстати великая сила христианства в том, что оно дает человеку в конце концов высшую, самую замечательную перспективу). И в социальном вопросе человек уповает на разрешение (или, во всяком случае, на понимание) всех наших проблем. Отсюда неизбежно возникает третий вопрос: а какое общество наилучшее? Что надо сделать, чтобы этого лучшего достичь? А может быть лучшего-то и нет вообще? Иначе говоря, возникает проблема качества, как мы будем говорить, высоты общественного устройства. Это непростой разговор. Тем более, что обычно, так вопрос не ставят – ни в светской социологии, ни в традиционном христианстве.
Собственно, поставленные вопросы будут рассматриваться с разных сторон на протяжении всей книги.
Но, несмотря кажущуюся очевидность, необходимо очертить предмет исследования. Иначе говоря, необходимо дать, путь и не безупречное, определение общества. Общество – это совокупность личностей, объединенных постоянными взаимоотношениями (связями). Эти связи обычно называются социальными отношениями. Как видим, определение общества, нарочито весьма расплывчатое, включает лишь одну существенную спецификацию: социальные связи должны иметь относительно постоянный, установившийся характер – тогда можно говорить об определенном обществе. Флешмоб обществом не является.
Согласно Аристотелю [1], всякая вещь имеет четыре «причины» (лучше сказать –«основания»):
материальную – из чего состоит вещь;
формальную – какую форму имеет вещь (форма Аристотелем рассматривается как сущность вещи);
движущую – кем, какими силами она создается или изменяется;
и целевую – каков смысл вещи, для чего она предназначена; иначе говоря, это цель существования вещи.
Если по этой схеме рассмотреть понятие общества, то получится примерно следующее.
Материальная причина общества – это прежде всего люди, затем природа и созданные человеком артефакты.
Формальная причина – его социальный строй. Строго говоря, каждое общество имеет свой уникальный социальный строй (или, что то же, общественную формацию), но, обычно похожие общественные формации кластеризуются, образуя в пространстве признаков группы, которые получают названия: капитализм, социализм и пр.
Движущая причина общества – активность людей и высших сил. Соотношение между ними – одна из сложнейших загадок мироздания. Мы не будем пытаться этот вопрос решить, а отошлем читателя к следующей главе.
Наконец, целевая причина (цель) – спасение человека в вечности через совместное проживание людей, благодаря чему осуществляется их духовное и телесное развитие.
Помимо определения необходимо еще выяснить разнообразие форм обществ и дать их классификацию. Как говорят философы – описать «морфологию» явления. В этой главе мы этого делать не будем, но отошлем читателя к Приложению 1, где этот вопрос достаточно подробно рассмотрен. Причина вынесения материала в Приложение – в том, что это увело бы нас от рассмотрения крайне важной, существенной для нашего повествования темы о смысле общества. Иначе говоря, зачем Бог создал общество?
Конечно, что-то определенное утверждать о замысле Божием относительно смысла существования человека в обществе было бы большой самонадеянностью – Божия премудрость бесконечно превосходит человеческую, и потому можно предложить только некоторые соображения, отчасти объясняющие этот вопрос.
Человек по замыслу Божию творение совершенное, которое рассчитано как на существование с Богом в Царстве Небесном, так и в условиях падшести, т.е. проживания на этой грешной земле после грехопадения прародителей. И в обоих случаях поражает премудрость Божия. Сначала рассмотрим последний случай.
Человек в грехопадении отверг любовь Божию, Его заботу о духовном и телесном восхождении. Но Господь, безусловно предвидя грехопадение, с помощью общества поставил человека в условия, способствовавшие как его физическому выживанию, так и духовному покаянию. В самом деле, сугубо индивидуальное бытие человека в условиях многих опасностей, тяжелой работы, бесконечного насилия не оставили бы человеку шансов не только на размножение родя, но и на простое выживание. «Нехорошо человеку быть одному» – это сказано еще до грехопадения. И уже тогда была ему дана в помощницы жена. Появилась семья – первое из обществ, сыгравшее столь большую роль в судьбе человека. И в дальнейшем, уже после грехопадения, человек выживал, объединяя свои силы и силами и способностями других людей.
Но может быть еще более важен социальный эффект от нравственного развития человека. Индивидуальное существование человека в условиях падшести привело бы к эгоизации подавляющего количества населения. Жизнь же совместная, в условиях пусть и несовершенного, но реально функционирующего общества приводило с одной стороны к упрочению навыков солидарности, а с другой стороны – к смирению перед социальной силой, к стесыванию острых углов в личных отношениях. Люди как бы «цеплялись» друг за друга, не давая упасть в духовную пропасть. Кроме того, труд в условиях общества становился более эффективным (коллектив из 100 человек на порядок сильнее 100 индивидуалистов) и более благодатным, позволяющим легче преодолеть нравственные трудности. По сути дела совместный труд явился мощным инструментом спасения человечества. Аналогичный положительный эффект возникал также при развитии искусства, ремесел и научных знаний
Конечно, была несправедливость, были беспрерывные войны, были грехи сребролюбия и овладения чужим имуществом и прочие. Но вряд ли без общества эти грехи стали бы менее тяжелыми. Думается, что наоборот – они, не сдерживаемые никакими общественными законами, разрослись бы в страшные пороки, охватившие большинство человечества
Таким образом, обитание по промыслу Божию падшего человечества в условиях социума по всей видимости позволило ему выжить и в целом выполнить свою задачу по обеспечению прихода Христа на эту грешную землю.
Ну а замысел Божий относительно социальной жизни людей до грехопадения и по обретении Царства Божия, разумеется, тоже имеется.
До грехопадения Писание оставило нам скупые заметки о развитии творческого труда человека («и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2,15)), о владычестве над всем животным миром («и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями и над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким скотом и над всею землею» (Быт.1,28). По вдохновенным мыслям св. Максима Исповедника человек должен бы достичь единения с Богом и через это установить гармонию частей мира и через это достичь излияния потоков обожения на все мировое бытие [1,76].
По пришествии на землю Спаситель не раз говорит о том, что Царство Божие приблизилось, что ныне открылась возможность его достичь. А после воскресения Господь долгое время общался с апостолами «в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1,3). И в результате этой проповеди апостолы вскоре создали Иерусалимскую общину – исключительно высокое общество, призванное совершить подготовку всей общины к переходу в Царство Божие. Причем, замечательной особенностью жизни Иерусалимской общины являлся строгий коммунизм – общность всех имуществ общины и равное распределение средств между участниками общины. Это повествование очень значительно.
Во-первых, поскольку сразу после с рассказанного Господом апостолы кинулись создавать новое общество – Иерусалимскую общину, то отсюда можно заключить, что Царство Божие тоже можно в некотором смысле рассматривать как общество, к жизни в котором можно и нужно подготовиться путем проживания земном обществе.
Во-вторых, св. Иоанн Златоуст характеризовал Иерусалимскую общину как «ангельское общество». Это означает, что само Царство может снисходить и обитать «внутри нас» – не только в душах людей, но и в обществах, разумеется, очень высокого уровня.
И в третьих, сами принципы построения Иерусалимской общины, в которой господствовала жизнь в условиях общественной собственности, кое что раскрывает нам об устроении самого Царства Божия. Во всяком случае «свое», «частное» несовместимо с Царством.
В целом вывод
из этих рассуждений представляется таким. Царство Божие – бесконечно выше,
чем земное человеческое общество. Как
говорит апостол, «не видел того глаз, не
слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим
Его» (1 Кор.2,9). Но смысл и назначение земного общества есть подготовка к
Царству. Земной социум – предтеча Царства Божия.
В конце времен, как
описывает это ап. Иоанн, Царство спустится на землю в
виде прекрасного города – святого Иерусалима, который «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне
для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец.
Спасенные
народы будут ходить во свете его, и цари земные
принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а
ночи там не будет» (Откр.21,23-25).
Однако само
существование и процветание Царства требует выполнения одного исключительно
важного условия – отделения от зла и злых (так
формулировал наш замечательный социолог Н.Н. Неплюев [2,35]). Смешение высокого и низкого, доброго и злого в результате дать
Царство Божие не может. Тут верен принцип «ложка дегтя испортит бочку
меда». Поэтому на земле, где добро и зло
перемешано и существует вместе, Царство Божие не может быть создано. Только
после очищения добра от примесей зла, оно может попасть в Царство. Господь об
этом не раз говорит. Достаточно двух упоминаний. Так в знаменитой 25 главе Евангелия от Матфея,
Господь по Своем втором пришествии в Славе Своей отделит «овец» от «козлищ». «И
пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»
Мф.25,46), т.е в Царство Божие. А в другом месте, в
притче о пшенице и плевелах Господь
повелевает «во время жатвы я
скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а
пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13,30). Но тут Господь велит до
поры до времени оставить и пшеницу и плевелы «чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы»
(Мф.13,29). И пшеницу и плевелы надо оставить «до
жатвы» – дабы раньше срока не потерять ни одну душу.
Христос проповедует Царство Божие, говорит о его достижимости. Человеку же предлагается соответствовать Царству – и тогда он может в него войти.
Безусловно, Царство Божие – качественно выше любого социума. Оно создано и поддерживается Самим Богом. Это – неизреченное место блаженства вместе с Богом. Но наш мир, в котором человеку суждено строить социумы, не таков.
Христианство учит, что человек, задуманный как образ и подобие Божие, пал, отказался от послушания Богу. И нам, социологам, приходится иметь дело именно с падшим человеком. Это мир, попавший в несчастье, мир, в котором еще властвует болезнь и смерть. Это мир неурядиц, несчастий, конфликтов. И при всех усилиях человечества, преодолеть этот разрыв между земным социумом и Царством Божиим человеку не дано.
Но отсюда не следует, что для человека безразлично, в каком социуме жить. И в земной жизни диапазон высот человеческих социумов огромен. И первый, сотериологический критерий подразумевает, что высота социума реально влияет на спасение человека в вечности. Собственно, целью христианской социологии и является выяснение того, когда социум помогает и когда мешает спасению.
Литература
1. Епифанович С.Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 1996. – 220 с..
2. Н.Н.Неплюев. Вера, милосердие, благотворительность; вооружения и самозащита. Сергиев-Посад. 1908.