Что в жизни социумов от Бога, а что – «от человеков»? Вообще говоря, соотношение между волей Божией и волей человеческой – один из сложнейших вопросов богословия. Тем более, этот вопрос становится еще более трудным при рассмотрении воли Божией в жизни социумов. Но разобраться в этом необходимо.
Очень часто говорят: «на все воля Божия». Что под этим подразумевается? Вовсе не то, что в этом мире все происходит по воле Божией. Если бы это было так, то все люди спасались, шли в Царство Небесное – ибо такова воля Божия: Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2,4). Однако святые отцы утверждают, что это не так – спасаются далеко не все. И в православной догматике мы найдем тезис о ложности апокатастасиса, т.е. учения о всеобщем спасении, которое было осуждено V Вселенским собором. Почему же так? Потому что человеку дана свободная воля, и Господь эту волю уважает, никогда ее не уничтожая. Точнее, Бог всемогущ, и конечно же может уничтожить человеческую свободу, но по Своей благости этого не делает. Он хочет, чтобы человек был не роботом, исполняющим Его веления, а другом и соработником.
Свобода, дарованная человеку очень велика, но не абсолютна – она ограничена волей Божией и волями других тварных сил. И в результате столкновения (или сочетания) воль Бога, человека, ангельских (или диавольских) вырабатывается Промысел Божий – некий удивительный синтез волящих субъектов, определяющий путь человека в этом мире. Арх. Рафаил (Карелин) пишет: «В промысле Божьем учтено все: и потенциал зла, совершаемого на земле, и молитвы Небесной Церкви о мире, и грехи, творимые в глубине сердца, и вздох покаяния грешника. Промысл Божий включает в себя такое бесчисленное множество факторов, что все существующие в мире компьютеры не могли бы вместить и малую часть их» [3].
Поэтому смысл выражения «на все воля Божия» несколько иной – Бог всегда имеет Свою волю, предлагает Свой путь разрешения любой ситуации. Но не всегда Его святая воля в данный момент преобладает – человек поступает иначе, грешит. Именно существование в мире столь громадного количества зла и подтверждает, что не все происходит по воле Божией. Но Господь снова и снова, уже в других ситуациях предъявляет Свою волю. И в любом случае, в любой ситуации Он являет нам Свою правду.
Разумеется, в силу Своего всеведения Господь знает, что произойдет в будущем с каждым из нас. Знает, но не определяет с жесткой необходимостью, ибо даровал человеку свободу, и воля Божия предстает перед людьми как нравственный призыв. Очень точно об этом говорит В.С. Соловьев: «Мысль Бога, являющаяся безусловным роком для вещей, для существа морального только долг» [1,221]. Однако, продолжает Соловьев, эта Божия мысль «действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа, но делает она это двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места. Моральное существо никогда не может освободиться от власти божественной идеи, являющейся смыслом его бытия, но от него самого зависит носить ее в сердце своем и в судьбах своих как благословение или как проклятие» [1,221].
Итак, Господь всегда являет Свою волю и требует от человека выполнения ее. И в зависимости от того, принимает ли человек это требование или нет, выявляются два качественно различных вида свободы.
Есть «свобода от», когда человек пользуется своей свободой выбора для того, чтобы избавиться от стесняющих его обстоятельств и тем самым дать волю своим собственным капризам и хотениям. По сути дела «свобода от» у такого человека становится верховной ценностью, которую он всеми силами стремится сохранить. «Свобода от» ведет к своеволию и потаканию своим страстям, разрушая в конце концов личность.
Более высоким видом свободы является «свобода для», суть которой в выборе какой-либо жизненной альтернативы и стремлению затем идти по выбранному пути. Это уже отказ от «свободы от» ради какой-либо ценности, фактически обмен «свободы от» на эту ценность. И поскольку такой выбор является актом свободной воли, то его тоже называют свободой, «свободой для», хотя человек ограничивает свою свободу. Например, патриот, который решил защищать Родину с оружием в руках, становится военным, подчиняется строгому военному уставу, т.е. теряет свою «свободу от» ради обретения высшей ценности.
Однако ценность, за которую человек жертвует своей свободой, может быть как положительной, так и отрицательной. Сатанисты тоже жертвуют своей свободой дабы обрести могущество через служение темным силам. Поэтому важно, чтобы «свобода для» осуществлялась ради позитивных целей, ради исполнения воли Божией, была бы направлена на добро. И это добро и есть любовь к Богу и ближнему, ибо любовь может существовать только в паре со свободой.
Бог в высшей степени обладает «свободой для», и Своему творению Он подарил свободу, без которой человек не мог бы являться образом Божиим. Свобода – есть величайший дар Божий человеку. И Господь ждет, что человек распорядится ей в согласии с волей Божией.
Конечно, пути Господни неисповедимы, и совершенно неожиданные повороты истории дают нам понять, что иногда Господь являет Свою непоколебимую волю, проявляя Свое всесилие. Но в любом случае пространство для проявления свободной воли человека остается, и даже поставив перед нами непреодолимую преграду, Господь ждет от нас нашего согласия со Своим выбором.
Что вносит Бог и что вносит человек в жизнь общества?
Разумеется, и тут, в общественной жизни, как и в жизни отдельных людей, проявляется Промысел Божий. Иначе говоря, жизнь конкретного общества определяется совокупностью волений Бога, членов общества, низших тварей и надмирных сил. Мы уже указывали, что воля Божия такова, что человек должен жить в обществе, и вне общества он не может сформироваться как полноценный человек – это Господь положил в Своей воле: Но мы также отмечали, что в деле создания общества, в деле построения его конкретного социального строя человеку дается огромная свобода. Какая? Насколько она велика по сравнению с волей Божией? Тут вряд ли можно указать степень. Но есть подозрение, что Господь, даруя свободу, как правило, дает возможность человеку (человечеству) выстроить общество по своему усмотрению. Правда, предоставляя человеку на собственной шкуре прочувствовать все следствия своих решений. Во всяком случае воля человека в этом процессе не равна нулю. Поэтому православные социологи должны постоянно иметь в виду, что в Промысле Божием учитывается воля других людей, в том числе в форме выстроенных ими социальных институтов.
При этом одним из самых впечатляющих результатов было применение статистических методов при изучении социальных явлений. Впервые предложивший этот метод (названный «социальной физикой») бельгийский математик и социолог А.Кеттле . произвел большой фурор своими результатами. Оказалось, что несмотря на, казалось бы сугубо индивидуальный подход Господа к судьбе каждого человека, те или иные социальные явления реально влияют на нее. Например, рождаемость и продолжительность жизни зависят от качества медицинского обслуживания, и эту зависимость бесстрастно отражает статистика.
Возникла богословская проблема, требующая разрешения коллизии между индивидуальной судьбой каждого отдельного человека и полученными статистическими закономерностями. С.Н. Булгаков объясняет это так: «дело в том, что свобода, по-христиански, если и дает возможность некоего самоопределения, не безгранична, не абсолютна, а в своей тварности - относительна и ограниченна. Только Божия свобода неограниченна, и она отождествляется с необходимостью. Каждый человек рождается как свободное существо, но с ограниченной свободой и жизнью. Человек не может создать свою жизнь, как хочет, он может лишь осуществить некоторые возможности» [2,818]. Думается, что все же объяснение нашего знаменитого мыслителя неточно. Безусловно, воля человеческая тут играет определенную роль – в случае, когда событие в основном определяется волей человека, статистическая закономерность не подлежит выявлению. Однако в случае отсутствия воли (как, например, в неживой природе) закономерность наоборот выявляется наиболее четко. Таким образом, дело не в воле человека, а в другом. Это хорошо понимают все специалисты по теории вероятности. Суть явления – в похожести событий. И чем больше событий, тем более точно выявляется закономерность (т.н. закон больших чисел). Влияние же воль (Божией, человеческой и прочих сил) тут рассматривается как «неучтенный фактор», что приводит к размытости результатов.
Но это как раз и означает, что окончательный промысел Божий о каждом человеке учитывает состояние социальных институтов общества. Именно похожесть ситуаций, которая возникает в многочисленных случаях (а именно это и происходит в социологическом поле) и позволяет применять статистический метод, выявляющий многие сотворенные Господом закономерности, которые раньше оставались нераскрытыми.
Экскурс в «социальную физику» Кеттле позволяет нам лучше разобраться, что такое законы социологии. Как и любая область человеческого бытия, сфера социальных феноменов имеет свои законы. Эти законы даны Господом, и задачей христианской социологии является их познание. Но по сравнению с другими областями знания, социологические законы имеют две важных особенности.
Во-первых, общество состоит из людей, и поэтому многие социальные законы формулируются применительно к отдельным личностям. Но это не означает, что они применимы к каждому члену общества. Иначе говоря, их действие не имеет необходимого, принудительного характера для всех членов общества. И поэтому действие такого закона выявляется статистически. Например, закон всемирного тяготения действует абсолютно на все материальные тела, независимо от их размеров, состава и пр. Но вот сформулированный в Евангелии закон «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк.18,25) говорит не о полной невозможности, а большой трудности богатому войти в Царство, что и отражается в виде статистической закономерности, которую замечает св. Иоанн Златоуст: «должно знать, что только малое число богатых спасется, а бедных гораздо более».
Еще пример: часто говорят, что «спастись можно при любом строе». Это верно в личном плане – при любом строе всегда найдутся отдельные личности высокой духовной жизни. Однако при рассмотрении вопроса с социальной точки зрения ситуация меняется: число спасенных зависит от устроения общества – чем оно выше, тем больше спасенных. Так что состояние общества далеко небезразлично для нашего спасения. Поэтому социологические законы лучше мыслить как закономерности, что, однако, ничуть не умаляет их объективного характера.
Отсюда следует, что богословию полезно воспринять и адаптировать социологический взгляд на человеческую природу, который в ряде случаев оказывается более адекватным, чем традиционный для верующих взгляд, ставящий отдельного человека лицом к лицу с Богом. Суть социологического взгляда состоит в рассмотрении человеческой природы во множестве взаимодействующих между собой индивидов с учетом всех вытекающих отсюда статистических закономерностей. Такая точка зрения позволяет более точно разобраться в отдельных проблемах человеческий жизни.
Во-вторых, законы социологии зависят от духовно-нравственного уровня общества. Этот уровень либо явно присутствует в формулировке закона, либо для обществ с разным духовным уровнем надо формулировать разные законы. Иначе говоря, законы должны с одной стороны учитывать падшесть этого мира, а с другой – допускать возможность частичного преодоления падшести, которое достигается воцерковленностью социальных структур. Этот тезис есть отражение общего принципа христианской социологии, рассматривающего духовно-нравственный уровень как важнейший параметр общества.
Все законы социологии можно разбить на два типа: законы-ограничения и законы-долженствования.
Законы-ограничения напоминают естественнонаучные законы – они выполняются всегда (еще раз подчеркнем: в большинстве случаев – в статистическом смысле) в силу самой природы общественных явлений. Например, закон (закономерность), сформулированная св. Василием Великим: «чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви». Хотя эта закономерность статистическая, но вполне объективная: падший человек становится пленником богатства и теряет главное – любовь и к Богу, и к ближнему. «Еще примеры таких законов-зограничений приводятся в главе VII.
Законы-долженствования являются нравственными социальными максимами. Например, евангельские Господни заповеди являются для человека законами-долженствованиями. Господь предлагает заповеди и желает чтобы человек их выполнял. Но поскольку человеку (и человечеству) дана свободная воля, то он может отринуть их, живя по своей воле. Хотя уж так устроен Божий мир – невыполнение заповедей Божиих чревато. Игнорирование Божией воли ведет общество к деградации, а его членов – к духовной смерти.
Подобную классификацию социальных законов впервые предлагает наш замечательный социолог Семен Франк. Он различает закономерности «феноменологические», необходимые, нарушение которых приводит к логическому несоответствию или гибели общества, и законы нравственные, относительно которых люди могут себе ставить разные цели и о которых может идти спор о их правильности. Точка зрения Франка заключается в том, «что есть вечные, вытекающие из существа человека и общества закономерности, которые человек хотя и может нарушить, но которые он не может нарушать безнаказанно» [4,35]. Можно только присоединиться к этому мнению с той лишь оговоркой, что эти «вечные» законы должны быть адекватно и безусловно познаны. А об этом-то как раз и не могут философы договориться.
Для нации (и вообще большого общества) Господь дает особый закон-долженствование, который обычно называют национальной идеей. Как прекрасно сформулировал В.С. Соловьев, «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [1,220]. Национальная идея одна, она неизменна и является идеалом и одновременно заданностью для нации. Далеко не всегда общество следует этой идее, но воля Божия непреложна, и, несмотря на это хроническое невыполнение, Господь обязывает общество (нацию) ей следовать. Национальная идея – и есть то «общее дело» (Н.Н.Федоров), которое связывает членов общества, являя его органичность. Нет сомнения, что всякая национальная идея несет в себе любовь и солидарность.
Однако, зачастую под национальной идеей понимают несколько другое. А именно то, что думает о себе народ, какие цели он себе ставит. Это второе понятие – уже человеческое, и поэтому оно может серьезно отклоняться от божественной национальной идеи. Ложные национальные идеи встречаются в истории очень часто. Наиболее яркий пример – нацизм. Отметим, что человеческая и Божеская национальные идеи соотносятся друг с другом как данность и заданность.
Существует, конечно, и русская идея, которую мы выражаем формулой «православный социализм». Эту идею постараемся в дальнейшем сформулировать (глава IX).
Под «высотой» тут понимается духовно-нравственный уровень общества. Это как раз тот вопрос, рассмотрение которого так упорно избегает светская социология. Ее девиз – ни в коем случае не оценивать общества с нравственной стороны. Но для христианской социологии оценка общества с точки зрения греха и добродетели является принципиальной. В этом – духовно-нравственной оценке – кардинальное отличие православной социологии от светской.
Соответственно мы будем различать общества «низкие», провоцирующие на грех, воспитывающие негативные черты личности, и общества «высокие», которые воспитывают у своих членов добродетели и стараются ликвидировать почву для развития греховных наклонностей. Можно сказать и иначе: в высоких обществах легче спастись, чем в низких, и соответственно число спасаемых в высоких обществах больше, чем в низких.
Разумеется, деление обществ на высокие и низкие – взгляд максимально упрощенный. На самом деле существует учрежденная Господом духовно нравственная ось, которая пронизывает все мироздание и на которой может быть указан духовно-нравственный уровень любого явления, в том числе – социального. И общества – существующие, бывшие, будущие и мыслимые теоретически – находят на этой оси свое место. Позже мы уточним, в каком смысле понимается нравственный уровень общества.
Подчеркнем еще раз: деление на высокие и низкие общества – основа христианской социологии; без этого она превратится в вариант светской безоценочной социологии, но, возможно, с цитатами из Евангелия и святых отцов. Мы будем постоянно рассматривать общественные явления с точки зрения их «высоты».
Литература
1. Соловьев В.С. Русская идея // Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: «Правда», 1989. – С. 219-246.
2. С.Н. Булгаков. Христианская социология. // Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. – М.: Астрель, 2007. – С.813-854.
3. Арх. Рафаил (Карелин). О воле Божией. http://www.verapravoslavnaya.ru/?Karelin_Volya_Bozhiya
4. С. Франк. Духовные основы общества. – М.: Республика. 1992. – 511с.