В эту, последнюю часть книги вынесены вопросы, которые, автор поместил в Приложения. Однако это не значит, что они менее важны, чем главы в Первой и Второй частях книги. Просто, они несколько выбиваются принятой в книге логики повествования – линейный текст по такой сложной проблеме как общество выстроить проблематично.
Как видно из определения, общество – это очень широкое понятие, так что вариантов может быть великое множество. Но невозможно объять необъятное. Поэтому необходима классификация обществ и вычленение тех видов, о которых далее пойдет речь. Причем, сначала имеет смысл дать некую несложную бинарную классификацию, которая удобна для рассмотрения вопроса именно с нашей (христианской) точки зрения.
Общества с родственными и функциональными связями. Общества с родственными связями характеризуются тем, что они образуются из родственников и соответственно родовые связи являются наиболее сильными – они строят общество. Все остальные, где родственные связи не являются определяющими, мы называем обществами с функциональными связями – таковых великое множество. К обществам с родственными связями в первую очередь относится семья. Семья – очень важный тип социума. Другим примером общества с родственными связями является род, родовая община – один из самых ранних вариантов общественной организации людей. Однако мы будем касаться семьи только эпизодически. Причина кроется вовсе не в маловажности семьи – наоборот, это крайне важный случай общества, во многом определяющий социальное лицо человечества. Причина в том, что тема семьи в христианстве разработана достаточно подробно. О семье пишут практически все святые отцы, о ее духовном состоянии, о крепости семейных отношений заботятся наши батюшки. Да и само создание семьи Церковью рассматривается как отдельное таинство венчания. В общем, тема семьи на контроле Церкви, она считает себя ответственной за состояние этого общественного института. Чего нельзя сказать о социумах с функциональными связями – они рассматриваются как бы уже вне церковного окормления.
И поэтому, чтобы восполнить этот пробел, мы будем рассматривать почти исключительно общества с функциональными связями. Хотя именно семья в ряде случаев является как бы образцом, на который должны равняться другие общества. Причина, конечно же, в нелицемерной любви, которая, как правило, присутствует в семье – между мужем и женой, между родителями и детьми. Эта любовь как бы «запрограммирована» родовыми связями, вложенными Творцом в человека на генетическом уровне, и потому отношения, устанавливающиеся в семье, являются маяком, указывающим правильное направление духовного развития общества.
Общества большие и малые. Масштаб обществ может быть совершенно разным – от нескольких человек до гигантских империй, включающих сотни миллионов. Опять-таки упрощенно, мы будем делить общества на «большие» и «малые» (иногда, когда такое деление носит уж слишком упрощенный характер, мы будем вводить понятие «среднее общество»). Где проходит численная граница между ними – не так важно, поскольку более корректно рассматривать непрерывную шкалу величины обществ. Мы под большим обществом как правило подразумеваем государство, нацию, а ныне – глобальную западную цивилизацию. Различение больших и малых обществ совершенно необходимо, ибо их свойства существенно разнятся. В частности, малому обществу легче стать высоким – среди небольшого количества его членов вполне может подобраться коллектив людей с высокими моральными качествами, что и обусловит высокий уровень отношений в обществе. В большом обществе сделать это намного труднее – там обязательно будут эгоисты, присутствие которых всегда действует разлагающе.
Общества полные и частичные. Под полным понимается общество, которое само поддерживает жизнеобеспечение своих членов. Тут прежде всего имеется в виду экономическая и бытовая составляющие: если члены общества живут и работают внутри этого общества, обеспечивая его экономическую самостоятельность, то такое общество мы называем полным. Конечно, в идеале полное общество должно само обеспечивать свою безопасность. Но для малых обществ это практически недостижимо, и потому требование самозащиты от внешней опасности мы в понятие полного общества не включаем. Частичные общества не заняты экономическим обеспечением своих членов – люди работают где-то на стороне, в рамках иных обществ. Частичных обществ (особенно малых) – великое множество. Это так называемые социальные группы – по интересам, по происхождению, по возрасту, по гендерному принципу. Но нас в основном будут интересовать полные общества, поскольку только они обеспечивают полный жизненный цикл человека.
Правовое – неправовое общество. Вопрос в том, обладает или не обладает общество обязательной для всех членов общества системой права или нет. Конечно, моральный закон есть в любом обществе. Но тут речь идет о правовом законе, нарушение которого приводит к тем или иным санкциям. Нетрудно видеть, что правовым может быть и малое общество и большое, и полное и частичное. Поэтому эта классификация не повторяет предыдущие.
Общества низкие и высокие. В главе 2 описывается бинарная классификация на общества низкие и высокие (в духовно-нравственном смысле). Поскольку это одна из важнейших в христианской социологии классификаций, она вынесена в основной текст.
Примеры обществ. Предлагаемая классификация не совпадает с общепринятой, но является необходимой для выяснения динамики общественного развития. Приведем несколько примеров обществ в рамках данной классификации.
Семья – высокое (как правило), малое, частичное, неправовое общество с родственными связями.
Община (крестьянская) – малое (или среднее), полное общество с функциональными связями. Что касается высоты крестьянской общины, то тут имеются разные мнения – общины были разные в разные периоды истории. Но, во всяком случае, «низким» это общество назвать нельзя.
Трудовой коллектив промышленного предприятия – малое (среднее), частичное (быт членов этого общества не входит в его сферу) правовое общество с функциональными связями. Опять таки, такое общество, может быть и низким и высоким.
Церковь – большое, высокое, правовое (каноны) частичное общество. Конечно же, Церковь – это больше чем общество. Церковь имеет мистическую и сакральную стороны, образуя, по слову апостола тело Христово. Но с социологической точки зрения Церковь – тоже общество, причем общество частичное, поскольку свою экономическую и бытовую жизнь члены Церкви в основном проводят вне ее структур.
Государство – большое, полное, правовое общество с функциональными связями. Именно государство мы будем как правило подразумевать, говоря о большом обществе. Степень высоты государства зависит от его социального строя. И этот вопрос исключительно важен. Мы его подробно обсудим в последующих главах.
Нация – большое, полное, неправовое общество. Высота нации может быть различной.
Клуб астрономов-любителей – малое, частичное, правовое (устав) общество с функциональными связями.
Читатель может сам привести многочисленные примеры таксономии обществ по приведенной схеме.
Социальные связи мириадами нитей связывают общество в единое целое. Чем больше связей и чем они более сильны, тем общество приобретает органический характер, т.е. уподобляется организму, имеющему свою физическую, психическую и духовную жизнь.
Социальные связи имеют несколько уровней. Мы будем выделять четыре уровня:
– взаимодействие (социальное) между членами общества;
– воздействие общества на индивида – члена общества;
– воздействие индивидов на общество;
– взаимодействие между обществами.
Социальные взаимодействия между членами общества находятся под пристальным вниманием социологов. Обычно такие взаимодействия характеризуют понятием «социальная роль». Каждый человек в обществе играет одновременно множество ролей. Человек может быть мужем, отцом, сыном, учителем, членом ученого совета, и пр., пр. Отметим, что особенность социального взаимодействия между людьми в том, что оно осуществляется не на прямую, а опосредовано социальными институтами. Так взаимодействие между учителем и учеником регламентировано таким социальным институтом как образование.
Впрочем, последняя роль уже характеризует связь между человеком и малым неполным обществом – Ученым советом. На тот же уровень попадают такие социальные роли, как избиратель, военнообязанный, пациент. Для больших полных обществ имеет смысл отдельно рассматривать влияние общества на индивида и влияние индивида на общество.
Важно подчеркнуть, что общество воспитывает – в этом процессе принимают участие как взаимодействия между членами общества, так и воздействие на индивида общества как целого. И воздействие общества на индивида очень велико. Конечно, нельзя утверждать, что общество полностью формирует индивида – человека нельзя приравнивать, как это делает марксизм, к совокупности человеческих отношений. Но нельзя и преуменьшать степень этого воздействия. Оно может иметь как положительный, так и отрицательный знак – оно может быть развивающим или приводящим к деградации, может человека делать более нравственным и даже духовным, а может толкать его на путь эгоизма и сатанизма. «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33) - говорит апостол. Отметим, что нас прежде всего будут интересовать духовные воздействия общества, ибо от состояния духа зависит спасение человека.
Воздействие общества на человека совершается двояким образом. Во-первых, через идеологию – совокупность положений, декларирующих цели общества и способы достижения этих целей. А во-вторых, – через социальные институты, которые действуют на основе права.
В свою очередь человек воздействует на общество. Более того, в определенном смысле человек строит общество. Но, разумеется, свобода и способности человека выстраивать общество не абсолютны – они ограничены волей Божией. Этот вопрос уже рассматривался в главе 2.
Наконец, относительно самого верхнего уровня – взаимодействия между обществами – следует сказать, что если на практике этот вопрос находится в ведении дипломатов и военных, которые накопили громадный исторический опыт, то теоретически он проработан слабо. Так, одна из нерешенных проблем такова: должно ли христианское государство в взаимоотношениях с другими государствами руководствоваться христианской моралью, или же неуклонно блюсти свои прагматические интересы? Ведь с одной стороны оно перестает быть христианским, а с другой – проявляет любовь к своим гражданам. Вопрос этот непрост и требует отдельного тщательного рассмотрения.