Во второй части книги предлагается обсуждение отдельных вопросов христианской социологии (ибо «нельзя объять необъятное»). Однако круг вопросов выбран не произвольно – они, на наш взгляд, крайне важны и существенно расширяют видение проблематики связанной с христианским осмыслением социальных проблем. Обсуждению подлежат: вопрос стабильности общества, проблема общественных формаций с христианской точки зрения, православный социализм, вопросы христианского отношения к труду и экономике, политический строй, социальные вопросы в перспективе эсхатологии.
Общества образуются и распадаются. Крайне важно обсудить общественную стабильность в зависимости от основных параметров социума.
Н.Я. Данилевский в своей замечательной книге «Россия и Европа», сформулировал законы поведения культурно-исторических типов, и сразу, подряд, их выписал [1,91-92]. Мы пойдем по тому же пути и перво-наперво сформулируем законы трансформации обществ, а затем уже займемся их обсуждением. Отметим, что слово «законы» тут применяется условно, так сказать, в кавычках – это не «железные» законы природы, а некие социологические закономерности, как правило выполняющиеся в социальной жизни (об этом в главе II). Но тут в терминологии мы следуем за Данилевским.
Закон 1. Образовать новое общество способна
активная группа, численностью гораздо меньшей, чем все общество. Поэтому для
сохранения социального строя необходима поддержка подавляющего большинства членов общества.
Закон 2. Повышение уровня любого общества
гораздо сложнее, чем его понижение. Падать вниз всегда проще, чем подниматься.
Причем, чем выше общество, тем сильнее нарастают трудности его дальнейшего
движения вверх (или первоначального образования) и тем легче совершается падение
вниз. Соответственно, чем выше общество, тем труднее сохранить его и легче
разрушить.
Закон 3. Чем больше общество, тем более оно
инерционно, тем труднее сдвинуть его вверх или вниз.
Закон 4. Общество приобретает наибольшую
стабильность, когда его уровень падшести совпадает с
нравственным уровнем социального строя.
Закон 5. Чем выше соборность общества, тем
оно более стабильно.
Следует подчеркнуть, что эти «законы» регулируют отнюдь не всякую деятельность обществ – они охватывают только аспект их образования, трансформации и стабильности. Разумеется, эти законы не претендуют на полную систему правил. По мере изучения вопроса будут сформулированы дополнительные законы.
В совокупности приведенные законы очерчивают границы возможного в сфере общественных преобразований.
Закон 1
отражает тот факт, что новое общество обычно создается небольшой
(относительно), но целеустремленной и организованной инициативной группой.
Аналогично осуществляются государственные перевороты. Примеры многочисленны. Государство иезуитов в
Парагвае создала небольшая кучка священников (пара десятков человек), причем,
совершенно без насилия. В России государственные перевороты XVIII века делала рота солдат во главе с несколькими
офицерами. Большевики легко взяли власть, хотя были в масштабах России
незначительной силой. Контрреволюция
Закон 1 также утверждает, что если взять власть и даже поломать сложившиеся социальные отношения относительно легко, то удержать власть, стабилизировать общество, защитить его от попыток контрпереворота куда сложнее. Ведь сломать строй может и малая, но сильно недовольная организованная группа. Чтобы этого не произошло, необходимо, чтобы такая группа не могла возникнуть. А это может гарантировать только очень однородный состав общества, где инакомыслию просто нет места. Таким образом, если новое общество в короткие сроки не сумеет изменить (повысить/понизить) ментальность большинства своих членов до своего уровня, то велика опасность его гибели.
Закон 2 следует из падшей природы человека. Да, и отдельные люди, и общества в целом могут изменяться к лучшему. Но путь вверх всегда труднее, чем спуск вниз. Особенно трудно сохранить строй более высоких обществ – закон 3 говорит нам не только о функции, но, так сказать, о «производной» (в математическом смысле): трудностей подъема они увеличиваются по мере того, как общество забирается выше и выше. Альпинисты об этом хорошо знают: чем выше, тем труднее дается каждый шаг вверх.
Законы 1-2 в совокупности объясняют, почему постоянно разрушались самые замечательные проекты, создаваемые самыми пламенными и чистыми душами. Причина – в неоднородности состава общества, в присутствии разлагающих элементов, которые неизбежно проявляются в процессе жизни. И чем выше устроение общества, тем опасность эта сильнее.
Увы, падшесть человеческая вездесуща. В людях присутствует и добро и зло, причем в разных пропорциях. И, к несчастью, люди, в которых добро перевешивает зло оказываются в меньшинстве, а в которых добро почти полностью побеждает зло – единицы. Большинство же в той или иной степени эгоистичны, блюдут свои интересы, хотят удовлетворения своих страстей, не умеют и не хотят подчиняться дисциплине любви, т.е. примату пользы всего общества над индивидуальными желаниями. В результате, чем выше общественное устроение, тем более вероятен разрыв между основными социальными идеями общества и общим уровнем личной нравственности его членов.
Как преодолеть падшесть при созидании праведного общества? – ведь люди обладают свободой воли и могут сопротивляться любому воздействию добра. Преодолеть можно только одним способом – сепарацией, разделением добрых и злых с последующим построением общества по возможности только из добрых. Третий закон выражает тот неоспоримый факт, что чем больше общество, тем труднее отделение от зла и злых. Если малое общество может явиться результатом сепарации и обладать однородностью, в том числе – поголовно высоким духовным уровнем, то в большом обществе сепарация добра от зла крайне затруднена. Там волей-неволей все перемешано, в результате чего добро и зло ведут постоянную борьбу внутри общества. Это не дает, с одной стороны, большому обществу подняться высоко, но, с другой, не позволяет ему снизиться до чисто криминально-животного уровня – сопротивление добрых элементов мешает такому радикальному опусканию. Кроме того, изменения в большом обществе, хотя и скачкообразные, происходят медленнее, чем в малых обществах – для того, чтобы изменения вызрели, необходимы значительные периоды времени.
Это очень важная характеристика общества, напрямую касающаяся дополнительного критерия. Стабильность общества определяет консенус между его членами. Мы называем этот консенус относительной справедливостью, подразумевая, что в каждом обществе справедливость своя. Если большинство членов общества согласно с господствующей в обществе справедливостью, то стабильность такого общества велика – даже если какая-либо группа захватит власть и изменит социальный строй, то долго этот новый строй не продержится и общество возвратится к своему прежнему состоянию. Если же общество расколото относительно понимания справедливости, то стабильность общества невелика – оно обречено на революции, гражданскую войну и проч.
Но однородность понимания справедливости скорее всего будет максимальной, если средняя высота членов общества соответствует социальному строю – обе величины попадают примерно на один и тот же участок духовно-нравственной оси. Если же существует разрыв между этими величинами, то это свидетельствует, что большая часть членов общества этот строй не приемлет, и что следует ожидать катаклизмов. Из этих соображений и может быть сформулирован закон 4.
При этом Закон 2 утверждает, что чем выше социальный строй, тем более вероятен слом этого строя. Из законов 1 и 2 следует, что для стабильности высоких обществ их должны составлять поголовно люди исключительно высоких нравственных качеств. Даже самая незначительная примесь гнили может легко разрушить все дело. В Иерусалимской общине, где по выражению св. Иоанна Златоуста было «ангельское общество», опасность разрушения несли с собой лишь двое: Анания и Сапфира. Однако опасность настолько реальную, что они были крайне жестко, со смертельным исходом, изъяты из общины. В Крестовоздвиженском Трудовом братстве Н.Н. Неплюева небольшая группа братчиков стала вести разговоры о том, что в братстве тирания и что распределение благ происходит неверно. И даже высказывание такого мнения едва не привело к развалу братства (подробно этот конфликт описан в [2,41-166]). По итогам этого случая Неплюев сделал вывод, что даже высказывание более низкого мнения чрезвычайно ядовито действует на духовность братства.
Итак, второй закон может быть переформулирован и так: для стабильности высокого общества подавляющее большинство членов общества должны иметь очень высокий уровень нравственности. Для стабильности низкого общества это не обязательно. И поэтому низкие общества зачастую являются более стабильными, чем высокие. Очевидный пример – современный капитализм. К тому же, уровень этого социального стоя совпадает с уровнем падшести. От человека не требуется никакого нравственного подвига, даже маленького. И потому капитализм, несмотря на всю его омерзительность, поддерживается большинством, что и обеспечивает его стабильность.
Однако стабильность общества изложенным не исчерпывается. Есть еще один фактор, препятствующий развалу общества и способствующий его сплочению. Это – соборность, о которой уже шла речь. Это отражает закон 5.
Этот закон в определенном смысле противоположен закону 2. Это означает, что стабильность при повышении уровня общества определяют два фактора. С одной стороны, общество становится более уязвимым и требует от подавляющего большинства его членов высокого нравственного уровня. Но соборность – это как раз и есть сплоченность в добре, предполагающее единство взглядов. Такое общество нелегко разрушить – в силу единства оно будет активно сопротивляться организованной кучке разрушителей.
Литература
1. Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. – М.: «Книга», 1991 – 574 с.
2. Н.Н. Неплюев. Отчеты блюстителя о религиозно-нравственной жизни братства. Часть 2. – М.: «Культурно просветительский центр “Преображение”», 2011 – 336 с.