Макарцев Вячеслав Степанович, 26.05.04
Анатолий Григорьевич Кирдяшкин ( в статье А.Г. Кирдяшкин.Вопрос о нравственности –
ключевой вопрос государственного строительства ) ставит верный вопрос: какая власть нам при христианском социализме нужна? Само-собой разумеется, что она должна поддерживать идеи христианского социализма. Христианский социализм, главное в котором - служение любви, то есть любви к Богу и к ближнему, - это и есть путь в Царство Божие - путь любви. Служение любви - служение Богу, ибо "Бог есть любовь". К примеру, любовь создала бесплатную медицину, основателями которой были Сам Господь, исцелявший людей бесплатно, и Василий Великий с его "городком милосердия", - стало быть, этот плод любви должен быть и при христианском социализме. Не согласен с приводимым уважаемым Анатолием Григорьевичем утверждением, что "нравственность (мораль) людей слагается под влиянием двух главных условий: под действием религиозного верования и социального быта". Любовь - это единственный источник божественной морали. Социальный быт - да, в очень сильной степени влияет на мораль. Вера же является катализатором морали лишь в том случае, когда есть любовь. У ветхозаветных фарисеев была вера: они верили в приход Мессии, в воскресение мертвых, в загробную жизнь... но распяли Господа нашего Иисуса Христа. Их вера засохла без любви. Истинная вера делает любовь совершенной - вот в чем преимущество веры Православной. Вера в Господа нашего Иисуса Христа, в то, что Он - Сын Божий, пришедший спасти мир, породила Общину любви - Апостольскую Общину, в которой не было места частной собственности - почвы для служения маммоне. Иоанн Златоуст учит, что "нестяжание укрепляло" любовь. Можно, не боясь погрешить против истины, сказать, что Апостольская Община нестяжанием подняла любовь на божественную высоту. Нестяжание дано верой в Господа нашего Иисуса Христа. Нестяжание стало видимым "узлом" нравственности, а ее корень находится в любви. Именно Апостольская Община преобразила учеников в Невесту Христа, Которая стала олицетворением любви человека к Богу и к ближнему. На Руси монастырские братства с нестяжательным духом всегда были прекрасным одеянием Невесты Христовой. Апостольская община, которую мы сегодня называем "христианским социализмом", - это путь в Царство Небесное, указанный Господом нашим Иисусом Христом.
Какая власть имеет быть при христианском социализме? Очень многие называют православную монархию вершиной совершенства для власти. Да разве так это? У нас всегда был и есть Великий Помазанник - Иисус Христос, Который вечен и бессмертен. Он - Бог, Сын Бога Живаго. Зачем нам еще какой-то посредник здесь, на земле? Вспомните, что сказал Бог, когда израильтяне просили у Самуила помазать на царство царя: "Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб я не царствовал над ними..." (1 царств, глава 8, стих 7). А вот довод израильтян относительно царя, который они высказали Самуилу: "Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов" (там же, стих 5). Вот в этом "как у прочих народов" и есть отступление от Бога. Не должно быть у народа Божьего так "как у прочих народов". Чтобы поправить положение, поддержать народ Свой, Господь посылает Давида. Но он и в меньшей мере сын его Соломон оказались по большому счету единственными хранителями Божьих путей в народе. Израильтяне отвергли Бога, когда попросили Самуила поставить им царя. Стало быть, порядок, установленный Моисеем, позволял Богу непосредственно управлять народом Божьим? А что главное было в той системе власти, что установлена была Моисеем по воле Бога? - Собрание, то есть собор. Правы сегодня те, кто призывает к установлению на Руси соборной власти. Эта власть и имела место в Апостольской Общине. А для управления хозяйственными нуждами были избраны семь дьяконов. При такой власти властвует один Царь - он же Царь царей Господь наш Иисус Христос. Если мы не верим Его словам , что "если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" ( Евангелие от Матфея, глава 18, стих 19-20), то какие же мы верующие? Именно недостаток веры толкает часть православных на путь восстановления земной монархии. А наш Монарх давно ждет нас. И Его Царствование среди малого стада никогда не прекращалось.
Уважаемый Анатолий Григорьевич отказывает атеистам в праве на любовь. Неверно это. Совершенно очевидно, что существует два рода атеизма, как существует два рода веры: фарисеев и "малого стада". Один из них и упоминается Анатолием Григорьевичем, он действительно имеет корень в язычестве. Нынешний разгул низменных страстей в электронных СМИ и в жизни - это и есть "вершина" язычества, бездна падения человечества. Это черный "гуманизм", который должен быть назван антигуманизмом. Но с этими атеистами оказались по одну сторону и фарисеи, приветствовавшие "православный" капитализм, грудью вставшие на защиту частной собственности. Из стяжания, из "корня всех зол" сребролюбия и вышел языческий атеизм. Есть атеизм и другого рода: социалистический, который имел место в Советской стране. И где вы видели в советское время разгул низменных страстей? До сих пор родители без боязни показывают детям советские фильмы и мультфильмы. Вспомните ту осмеянную "демократами" женщину, которая в конце 80-х заявила на телемосте: "У нас секса нет". Действительно, не было секса в советское время: была любовь чистая, была плотская, были блуд, прелюбодеяние, но секса как капиталистической индустрии греха не было. Не было миллионов бездомных, десятков миллионов нищих, миллионов больных, не имеющих возможности получить медицинскую помощь. Другими словами, существует атеизм людей, для которых любовь к людям - не пустой звук. Господь говорил, что придет время, когда вера почти исчезнет: "Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" (От Луки, глава 18, стих 8). Но "любовь, - говорит Апостол Павел, - никогда не перестает" ( 1 Коринфянам глава 13, стих 8). И далее он добавляет, что любовь "больше" веры (стих 13). Человек без веры еще может служить Богу - служить сердцем, в котором жива любовь. Но человек без любви, пусть он будет хоть Папой Римским или или Патриархом всея Руси - человек безбожный по определению.
Макарцев Вячеслав Степанович, 17.05.04
Содержание термина "христианский социализм", на мой взгляд, настолько размыто веками, что его порой с охотой употребляют и люди, стоящие на позициях климентизма. Сторонники Иоанна Златоуста, желающие пойти по стопам христиан Апостольской общины, под "христианским социализмом" понимают устроение жизни православных по примеру Апостольской общины. Жизнь в этой общине, где нет частной собственности, - служение Богу, то есть Любви. Любви к людям и к Богу. Мне кажется, что термин "христианский коммунизм" все же более верен, ибо слово "коммуна" имеет тот же смысл, что и слово "община". Другое дело, что сегодня люди страшатся употреблять это слово, боясь различного рода гонений. Быть сегодня коммунистом, даже христианским, очень опасно: брань, оскорбления, насмешки - самое малое, что приходится испытывать им. Что интересно, наиболее агрессивно ведут себя бывшие коммунисты и комсомольцы, то есть саддукеи. Поэтому так охота спрятаться за "социализм", все таки "sozio" это "компаньон, член, сообщник, соучастник". Да и партий климентистов с названиями, в которых присуствует "христианский социализм" - хоть пруд пруди. Безопасность диктует свои условия...
Продолжаю стоять на своем: коммунизм как общественное явление является проявлением христианского социализма. Поэтому остановлюсь на теретических ошибках коммунистов, которые видны только с позиций христианства. Это, в первую очередь, взгляд на пролетариат. Давно и неоднократно высказывались замечания, что коммунисты "паразитировали" на христианстве. И в первую очередь это касается пролетариата. При пристальном рассмотрении этой общественной силы, сыгравшей в XIX и XX вв. одну из главных ролей, выясняется, что "пролетарская мораль", где главное - взаимопомощь, взаимовыручка, солидарность, нестяжательство - это все та же христианская мораль. Другое дело, что коммунисты, отделяя себя от фарисеев, мораль фарисеев представили как христианскую мораль. Это была болезнь роста. Почему все же христианская мораль занимала такие сильные позиции в среде пролетариата? Дело все в том, что, когда начался капиталистически процесс обезземеливания крестьян, бывших большинством населения в то время, в Западной Европе, то первыми лишались земли и становились пролетариями именно наиболее верные Христу люди. И это неудивительно: для того, чтобы удержать в своих руках землю, надо было перейти на служение маммоне, стать кулаком, буржуазным дельцом. Истинные христиане не могли оставить служение Богу. Выход оставался один: становится наемником без кола и двора, то есть пролетарием. Совместная работа на заводах и фабриках соединяла разрозненные группы христиан в "фабричные" церкви. А члены истинной Церкви уже не собрание "атомов", а мистическое тело, действующее как единый организм. Проявить себя как христиане в лоне католической, а тем паче протестантской церкви пролетарии Западной Европы не могли. Католическая церковь, если под этим понимать католическое священство и Пап, уже несколько столетий назад отошла от Бога. Как заключительный акт этой драмы, как "хлопок дверью", нужно понимать упоминание в Силлабусе 1864 года, принятым Папой Пием IX , среди перечня "всех главных заблуждений нашего времени" социализма и коммунизма. В социальной энциклике "Квадрагезимо анно" Папа Пий XI ще раз предал анафеме социализм и коммунизм. Вход в Апостольскую общину оказался наглухо заколоченным. Это было официальным свидетельством окончательного превращения официальной католической церкви в церковь фарисеев. Но Церковь Христа не может умереть! Она и явила себя миру в образе пролетариата, борящегося за дорогу в Апостольскую общину. Мне представляется это настолько очевидным, что и каких-то особых доказательств приводить нет нужды. Конечно, фарисеи могут возразить: надо было в лоне католической церкви попытаться совершить поворот в сторону православия, то есть истинного христианства... Согласен, надо было. Весь вопорос в том, как это сделать? Истинные христиане, то есть пролетарии, Западной Европы избрали этот путь, и не нам их судить.
Очень часто можно услышать такого рода вопрос: что, стало быть, все пролетарии - истинные христане? Нет конечно. Это прекрасно видели и коммунисты, говоря об опасности заражения пролетариата буржуазной идеологией, то есть духом маммоны. Ныне в КПРФ идут дискуссии: куда делся дух пролетариата? Есть пролетарии, но того пролетариата, что был в прошлом столетии, - и след простыл. Конечно, этот дух не исчез, но дело все в том, что в Европе произошла технологическая революция, сократилась численность рабочего класса, сократилось количество работников на предприятиях, то есть изменились условия, при которых проявляла себя Церковь Христа в прошлых столетиях. Ее дыхыние можно почуствовать лишь в маршах антиглобалистов. Конечно, не все антиглобалисты - истинные христиане, но что именно там нынче живет Церковь Христа - для меня несомненно. В России маммонопоклонники, то есть глобалисты, повели себя грубо и бесцеремонно: они разорили множество предприятий - и дух пролетариата разошелся по просторам необьятной России в поисках куска хлеба. Прав коммунист Юрий Белов (присутствие этого публициста за Круглым столом не было бы излишним): нынче пролетарий - это нищий научный работник, учитель, рабочий, служащий, не желающий посвящать свою жизнь служению маммоне, погоне за богатством. Последнее десятилетие России - это проверка Богом христиан на верность: возможность включиться в погоню за богаством, послужить маммоне имели все, но не все соблазнились. Совершенно очевидно, что среда обитания Церкви Христа была и есть одна: нестяжательство, отказ от служения маммоне.