Учение
св. Иоанна Златоуста о богатстве и милостыне – вершина святоотеческой мысли. Но
Златоустом имущественное церковное учение не ограничивается. И потому весьма
актуальной является задача обозреть имущественное учение Церкви более широко,
причем – в историческом плане. Был поразительно вдохновенный период «до
Златоуста»; был и период «после Златоуста», более длительный и куда менее
замечательный, но тоже не без взлетов. Начнем же мы с самого удивительного –
первохристианской Иерусалимской общины.
Об
известном фрагменте Откровения Иоанна - «послания Ангелу Ефесской церкви»: «Но имею против тебя то, что ты оставил
первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал и покайся и твори прежние
дела» (Отк.2,4-5), известный христианский публицист Лев Тихомиров писал:
«Однако Откровение уже делает церкви упрек за то, что она «оставила первую
любовь свою». Надо полагать, это относится к утрате того духа, при котором у
верующих все было общее, не только сердце и вера, но и имущество, и не было
среди них ни бедных, ни богатых, как гласят «Деяния» («Апокалипсическое
учение о судьбах и конце мира»). Эта мысль Тихомирова приобрела
значительную известность, тем более, что она согласуется с хорошо знакомыми
православному читателю комментариями на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского,
где упоминается, что Господь «стыдит и порицает за охлаждение в любви к
ближнему и благотворительности». Приведем эти удивительные фрагменты Деяний
Апостольских:
"Все же верующие были вместе и имели все
общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по
нужде всякого" (Деян.2,44-45).
"У множества же
уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не
называл своим, но все было у них общее. Апостолы же с великою силою
свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была
на всех. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели
землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам
Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4, 32-35).
Эти фрагменты
иногда называют «коммунистическими»,
поскольку они повествуют о высоком и строгом христианском коммунизме:
ведь слово commune –
по латыни «общественное имущество», «община», а communis – «общий».
Более того, в латинском переводе Деяний Апостольских читаем:
Начнем
со святых отцов. И не только из-за их авторитетности, но и потому, что по
времени они ближе всех к описанным событиям. Все они относятся к апостольской
общине с огромной симпатией.
Киприан Карфагенский: "Все наше богатство и имущество пусть будет отдано для приращения Господу, Который будет судить нас. Так процветала вера при апостолах! Так первые христиане исполняли веления Христовы! Они с готовностью и щедростью отдавали все апостолам для раздела" ("Книга о падших", ч.2).
"Размыслим, возлюбленнейшие братья, о том, что делали верующие во времена апостолов... В то время продавали домы и поместья, а деньги охотно и в изобилии приносили апостолам для раздачи бедным; посредством продажи и раздачи земных стяжаний переносили свое имущество туда, откуда можно бы получать плоды вечного обладания; приобретали домы там, где можно поселиться навсегда. В благотворении было тогда столько щедрости, столько согласия в любви, как о том читаем в Деяниях апостольских (Деян.4,32). Вот что значит быть истинными чадами Божими по духовному рождению! Вот что значит подражать по небесному закону правде Бога Отца!" ("Книга о благотворениях и милостыне", ч.2,).
Василий Великий: "Оставим внешних и обратимся к примеру этих трех тысяч (Деян.2,41); поревнуем обществу христиан. У них все было общее, жизнь, душа, согласие, общий стол, нераздельное братство, нелицемерная любовь, которая из многих тел делала единое тело" («Беседа во время голода и засухи»).
Но
более всех восторгается происшедшим в Иерусалимской общине свт. Иоанн Златоуст
(его высказывания можно найти в материале «Златоуст об Иерусалимской
общине»).
Выводы
из приведенного просты и очевидны.
Во-первых,
святые отцы не сомневаются, что в Иерусалимской общине было введено «общение
имений», т.е. христианский коммунизм.
Во-вторых,
отцы безусловно принимают это устроение за подлинный христианский идеал.
Златоуст характеризует этот коммунизм как «ангельское общество», «успех
благочестия», «причину согласия».
Однако с тех пор много воды утекло, и вот в новое время, начиная с конца XIX века, появились совершенно другие оценки происшедшего…