Подведем итоги и попытаемся кратко выразить то, что думал великий святитель о проблеме собственности. И чтобы не повторяться, сделаем это в виде небольшой таблички. Златоуст строит свою концепцию как бы на двух уровнях (этажах): уровне принципиальных воззрений святителя, которые он считал христианским идеалом, и уровня икономических высказываний, которые Златоуст обращал к новоначальным. С другой стороны следует отличать аскетику, т.е. личное отношение к собственности и богатству («психология собственного») и «социологию» – отношения между людьми, возникающие благодаря праву собственности. Учитывая это, его воззрения можно представить следующим образом.
|
Уровень
"психологии собственного" |
Уровень
"социологии собственности"
|
Принципиальные воззрения |
Полное нестяжание (добровольная бедность) |
Общность имуществ (добровольный коммунизм) |
Икономические требования |
Отказ от роскоши и излишеств |
Милостыня, жертва части имения бедным |
Тут необходимы некоторые пояснения. Стремиться к полному нестяжанию христианин должен как по аскетическим соображениям (иначе ему предстоит борьба со страстью любостяжания), так и по любви к ближнему, ибо удерживая богатство у себя, христианин доказывает этим, что судьба ближнего его заботит менее, чем собственная. Общность имущества является заповедью для совершенных христианских обществ, ибо только он согласован с полным нестяжанием и, кроме того, поддерживает в общине братскую любовь. Милостыня, по Златоусту, - путь от новоначального состояния к совершенному. Если все отдадут всем все, то тогда оковы частной собственности будут разрушены и в общине установится «общение имений». Насильственные формы экспроприации имущества у богатых Златоуст отрицал: богатые должны сами, по любви, отдать все бедным.
Таков эскиз величественного здания христианской имущественной этики, начертанный величайшим христианским моралистом.